Главная стр 1
скачать
Муниципальное образовательное учреждение

«Лешуконская средняя общеобразовательная школа»

Разработка урока литературы в

5 классе

по теме:


«Пусть душа останется чиста».

Разработала:

Сидорова Валентина Аркадьевна,

учитель русского языка и литературы



с. Лешуконское
Тема урока: «Пусть душа останется чиста» (стихи о животных Н.Рубцова).

Цель урока: 1. Знакомство с поэзией Н.Рубцова.

2. Закрепление определенных умений и навыков по русскому языку в

описании животных.

3. Закрепить привычные умения анализа литературного произведения.

4. Воспитание любви к родной природе, краю.

Оборудование урока: портрет поэта, выставка фотографий животных и видов родного края, распечатанных стихотворений.

Ход урока:


  1. Вступительное слово учителя о поэте.

«И буду жить в своем народе», - предрек Николай Рубцов. Так и случилось.

Н.М. Рубцов родился 5 января 1936г. в п. Емецк на Северной Двине, недалеко от Архангельска. Родители его были вологжанами. Шестеро детей в семье. В 1942г. ушел на фронт отец, вскоре умирает мать.

Мать умерла.

Отец ушел на фронт.

Соседка злая не дает проходу.

Я смутно помню утро похорон.

И за окошком студную природу.

Шестилетнего Колю отправляют в Никольский детдом Тотемского района. «До слез теперь любимые места!» Село Никольское стало его малой родиной.

Семилетка, лесотехнический техникум, мечта о море, служба на флоте, Литинститут, сборники стихотворений «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», «Зеленые цветы» (после смерти).

В возрасте 35 лет уходит из жизни.

Именем Николая Рубцова названа улица в Вологде, в Тотьме – парк, воздвигнут памятник и на родине поэта. Каким был великий поэт? Попробуем представить его через внимательное прочтение стихотворений о животных.

Ст. Куняев о поэзии Н. Рубцова: «Он был поэт … - Его стихи лучились добрым светом…».




  1. Заранее подготовленные ученики читают наизусть стихотворение «Ворона», «Воробей», «Ласточка», «Медведь», «Про зайца», «Коза», «Жеребенок».

- Понравились ли вам стихотворения? Какое больше всего?

- Каким предстает перед нами автор этих произведений?




  1. а). Что объединяет стихотворение «Ворона», «Воробей», «Ласточка».

б). Как поэт относится к вороне, воробью, ласточке?

в). Какая картина представилась вам в стихотворении «Ворона», «Воробей», «Ласточка».

г). Найдите строчки в стихах, характеризующие чувства поэта.


  1. Обратимся к стихотворениям о животных.

◦ Стихотворение «Медведь» (чтение).

- Вам жаль медведя? А автору? Что больше всего его поразило в увиденной сцене? Опишите медведя. Какое чувство остается после прочтения стихов?. (Боль, страдание, сочувствие, окрашенное юмором в последней строке, чтобы смягчить драматизм ситуации).

Юмор – свойство многих стихов Н.Рубцова.

◦ Стихотворение «Про зайца» (чтение).

- Почему стихотворение вызывает улыбку? Помните, кто такой дедушка Мазай? Опишите картину встречи зайца и автора. Каким вам видится автор?

◦ Стихотворение «Коза» (чтение).

- Какой характер у козы. Опишите момент, когда люди «воспитывают» козу.

◦ Стихотворение «Жеребенок» (чтение).

- Каково настроение всего стихотворения? Каким видим здесь поэта? Какие строчки помогают почувствовать «братство» человека и животного».
5. Все эти стихотворения напоминают моментальные снимки. Словесные фотографии. Чтобы их «создать», требуется зоркий взгляд, фантазия, меткое слово.

Обратимся к нашей фотовыставке. Расскажите о животных, запечатленных здесь, опишите их.




  1. Рассказы ребят.

  2. Мы побывали сегодня на двух выставках.

- Какие запомнились вам стихотворения – снимки? А сами можете их написать?

8. Домашнее задание: 1. Стихотворение или рассказ о животном или отзыв об уроке.

Стихотворения Н.Рубцова о животных.


Ворона

Вот ворона сидит на заборе.

Все амбары давно на запоре.

Все обозы прошли, все подводы,

Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе.

Горе ей. Настоящее горе!

Ведь ни зернышка нет у вороны

И от холода нет обороны…



Про зайца

Заяц в лес бежал по лугу,

Я из лесу шел домой, -

Бедный заяц с перепугу

Так и сел передо мной!

Так и обмер, бестолковый,

Но, конечно, в тот же миг

Поскакал в лесок сосновый,

Слыша мой веселый крик.

И еще, наверно, долго

С вечной дрожью в тишине

Думал где – нибудь под елкой

О себе и обо мне.

Думал, горестно вздыхая,

Что друзей – то у него

После дедушки Мазая

Не осталось никого.



Воробей

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из – под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зернышком бедным,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему…



Ласточка

Ласточка носится с криком.

Выпал птенец из гнезда.

Дети окрестные мигом

Все прибежали сюда.

Взял я осколок металла,

Вырыл могилку птенцу,

Ласточка рядом летала,

Словно не веря концу.

Долго носилась, рыдая,

Под мезонином своим…

Ласточка! Что ж ты, родная,

Плохо смотрела за ним?



Коза

Побежала коза в огород.

Ей навстречу попался народ.

- Как не стыдно тебе, егоза?

И коза опустила глаза.

А когда разошелся народ,

Побежала опять в огород.



Медведь

В медведя выстрелил лесник.

Могучий зверь к сосне приник.

Застряла дробь в лохматом теле.

Глаза медведя слез полны:

За что его убить хотели?

Медведь не чувствовал вины!

Домой отправился медведь,

Чтоб горько дома пореветь…



Жеребенок

Он увидел меня и замер,

Смешной и добрый, как божок.

Я повалил его на травку,

На чистый солнечный лужок!

И долго, долго, как попало,

На животе, на голове,

С восторгом, хохотом и ржаньем

Мы кувыркались по траве.



Лисичкин танец
Пляшет на поле лисичка,

Пляшет на поле, мышкует.

Рыжую шубку надела,

Хвост драгоценный вспушила

Ну и красотка, лисичка!

Ну и хитра же, чертовка!

Всех обхитрила плутовка,

Всех заманила в ловушку.

Будьте умнее же мышки!

Не поддавайтесь обману!


/Крылова Ольга, 5б кл./
Кони

Конь ретивый с длинной гривой

Скачешь ты по воле

То ты рьяный,

То ты смирный,

То бешено – игривый!

По полям, по лугам

С веселым ржаньем мчишься

Густую гриву растрепав и цокая копытцем

Мне кони очень нравятся

Люблю на них смотреть!

Гнедые, кони в яблоках

Все разных вы мастей.

В труде незаменимы вы

Хоть езди, хоть паши

Во славу песни сложены трудяге лошади.


/Анфимова Алина, 5 б кл./.
скачать


Смотрите также:
Разработка урока литературы в 5 классе по теме: «Пусть душа останется чиста»
57.14kb.
За всё добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью
139.9kb.
Учитель Тарачкова Екатерина Владимировна методическая разработка урока
107.83kb.
Разработка урока литературы в 5 классе по стихотворению М. Ю. Лермонтова
39.64kb.
Разработка урока литературы (10 класс) по теме «Символика в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
56.94kb.
Разработка урока по теме «Второстепенные члены предложения. Разбор простого предложения»
44.54kb.
Разработка урока литературы в 8 классе Современность звучания памятников духовности и нравственности древнерусской литературы «Моление Даниила Заточника»
97.9kb.
Методическая разработка урока-проекта по теме «п р аздникиитрадиции великобритании»
98.07kb.
Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме: «формирование средневековых городов»
68.81kb.
Конспект урока литературы в 5 классе по теме «М. Ю. Лермонтов.
86.42kb.
Разработка урока в 4 классе по орксэ, модуль «Основы светской этики» по теме «Терпение и труд»
90.07kb.
Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Буквы о-е после шипящих в окончаниях прилагательных»
23.44kb.