Главная стр 1
скачать
Методическая разработка урока литературы (10 класс) по теме

«Символика в произведении Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Цели урока: - научить определять роль системы изобразительно-выразительных средств

в их единстве;

- развитие речевой деятельности учащихся при литературоведческом анализе

произведения;

- культурологический подход

Ход урока



  1. Сообщение темы урока, цели, задач.

  2. Вступительное слово учителя.

-Известно, как велико значение первой фразы художественного текста – идейного и эстетического камертона всего произведения.

Вопрос: С чего начинается роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?

(С описания каморки Родиона Раскольникова, зачитать текст).

- Каморка – это тот мир, в котором задавлен и обездолен человек. А на что еще обращает внимание читателя автор произведения на первых страницах?

(На портретную характеристику героя. Здесь проявляется мастерство реалистической детали в изображении вещного мира и создании портретной характеристики).

III.Словарная работа (запись на доске).

Художественная деталь (от фр. detail – часть, подробность) – значимая подробность,

частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое

содержание сцены, эпизода или всего произведения. Чаще всего

в качестве детали изображаются предметные подробности,

придающие дополнительные черты портрету, обстановке, пейзажу,

действиям, жесту, речи.

(Детали: каморка, шляпа, темные глаза, тонок, строен…)

- Как вы думаете, ребята, деталь может выступать в качестве чего-нибудь другого в художественном произведении?

(Да, как символическая деталь).

Символ (от греч.symbolon – знак, примета) – один из видов тропа, слов, которые получают

в художественном тексте кроме своих

основных (словарных, предметных) значений,

еще и новые(переносные).

- Давайте попытаемся выявить символическое значение деталей в романе.

IV. Работа с текстом.

А) - Достоевский описывает заклады Раскольникова. Что было в первом и втором закладах?

(Первый заклад: золотое кольцо с тремя камешками, похожими на капельки крови, – оттождествляется с бесконечной любовью и кровным родством Родиона, Дунечки и их матери; второй заклад: отцовские часы с изображенным на оборотной стороне глобусом – символом времени и мира.)

- Капитал правит миром, пожирает деньги и время. Предположим, что и кровное родство, и время, и весь мир переходят во владение не к старухе, а к тому, что она олицетворяет – жадности, скупости, мелочности, наживе…

Роковой визит Раскольникова, нести больше нечего, все уже отдано…

(Устройство третьего заклада: деревянная дощечка, чтобы сойти за серебряную папиросочницу, утяжеляется железной пластинкой, оборачивается белой бумагой и перевязывается шнурком со множеством узлов).

- Все так просто, логически объяснимо, но в то же время загадочно и чрезвычайно символично. Дерево – символ жизни, деревянная дощечка напоминает по цвету человеческое тело. Железо- символ разрушения и смерти, железная пластина третьего заклада одного состава с разящим топором. Исследователь Л.Карасев пишет: «Железо – металл недобрый, разрубающий, разрезающий плоть». Белая бумага в этом закладе – пелена, саван, в него заворачивается жизнь. Она стоит в одном ряду с присутствующим в романе и постоянно оскверняющимися символическими деталями – белой пеленой, бельем на веревке в кухне старухи, дырявой простыней, натянутой в углу каморки Мармеладовых. Странно, что в каморке Раскольникова нашелся лист девственно чистой, белоснежной бумаги. Странно, но не случайно. Узлы же – это противоречия Раскольникова, запутанность собственных мыслей героя.

Б) – Раскольников ходит по дуге, по крюку (Рис.1), по улицам, которые образуют вот такой маршрут (Рис.2):


Рис.1 Рис.3
И приходит к дому Алены Ивановны (Рис.3).

- Что он напоминает? Как это связано с биографией Ф.М.Достоевского?

(Крест, голубец, что символизирует оберег.)

Крест – предмет в виде стержня с перекладиной под прямым углом как символ

христианского культа.

Ф.М.Достоевский – бывший инженер-топограф, окончил инженерное училище, служил в инженерном департаменте, хорошо знал Петербург.

В) – Прийдя в третий раз к Алене Ивановне, Раскольников встречается с тем, что она его не узнает. Она похожа на Бабу Ягу, которая в данный момент стоит на пороге человеческого мира и потустороннего. Но он ее заталкивает и входит в квартиру.

- Почему все обереги не работают?

(Принеся третий заклад Алене Ивановне, Раскольников трижды звонит у ее дверей в медный колокольчик. Однако медный колокольчик не выполняет своей сберегающей функции, не защищает старуху от смерти и не уберегает Раскольникова от преступления. Почему? Агрессивному и беспощадному железу медь противостоит как металл мягкий, защищающий, сострадающий. В сочетании с храмовым смыслом (колокол, церковная утварь) роль меди у Достоевского выходит несомненно благой. Особенно важен здесь смысл церковного колокола. Где колокол, там и звонарь. В действиях Раскольникова звучит настойчивое желание поведать миру о своем преступлении. Тема раскалывания возникает и здесь: Раскольников звенит в колокольчик так, как будто собирается его расколоть («…в колокольчик стал звонить, мало не оборвал»).

Вывод: - Что дает медь Раскольникову? От убийства не удерживает, к быстрому раскаянию не приводит. И все же тут есть о чем говорить.

_ старухин медный колокольчик звучал как жестяной: может быть он был надтреснут или был худо подвешен: так или иначе, но он вполне сопоставим с топором, который «бес» подсунул Раскольникову в дворницкой: с виду настоящая вещь, а по сути – подложная».

- Почему не спасают старуху висящие у нее на груди кресты?

(Разгадка в самом тексте романа: «На снурке были два креста, кипарисный и медный, и, кроме того, финифтяный (эмалевый – прим.авт.) образок, и тут же, вместе с ними висел небольшой замшевый засаленный кошелек с стальным ободком и колечком. Кошелек был туго набит…» В этом «тут же» - разгадка: ибо оберег и кошелек – вещи несовместимые, и то, что старуха их делает равноценными, обрекает ее.)

Г) Образ Алены Ивановны как олицетворение скупости.

Скупость – один из семи смертных грехов. Скупость предстает в образе женщины, иногда

с завязанными глазами. Ее традиционным атрибутом является кошелек».

Д) В романе каждый платит за свой грех.

- Елизавета невинная убивала не родившихся младенцев (была постоянно беременна);

- сундук обит внутри алым; кровь смывает Раскольников бельем, на веревке висит белое полотно;

- за дверью стоял Кох ( с нем. – повар), носитель жизни в белом. Кох прислушивается к тому, что за дверью, и несколько раз произносит слово «черт». - Там какая-то сила.

Е) Сообщения учащихся.

1. Значение имен и фамилий в раскрытии образа главного героя.

Петр – камень

Петр Петрович Лужин – камень + камень + лужа = грязь

Лужин – равнодушный, расчетливый, с мелкой, грязной душонкой. Он открыто проповедует эгоизм и индивидуальность в мире: «Возлюби прежде всего одного себя…»

Порфирий (с греч.) – багряный

Пульхерия – прекрасная

Родион – родной

Романович – эпоха Романовых

Раскольников (от слова «раскол»), что означает «раздвоение», другое связано со словом

«раскольничество», то есть это одержимость одной мыслью, идеей.



Вывод: Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе, происходящем в душе бывшего бедного студента Раскольникова. « Характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждущим и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи». В Раскольникове все время разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной целью (спасение человечества) и безнравственными средствами (убийство «твари дрожащей»).

2. Эпоха Романовых.

3.Символика чисел (7, 13) и слова «вдруг» в произведении Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

7 частей в романе - 1часть (преступление), 6 частей (раскаяние);

7 часов; 17 глав; 13 ступенек; 560 раз в романе встречается слово «вдруг».

V. Рефлексия

- Какими художественными средствами писатель достигает глубины в раскрытии психологии своих героев?

(Пейзаж, художественная деталь, символы, персонажи, портретная характеристика…)

Вывод: Каждый персонаж, вплоть до случайных прохожих, вплоть до забитой насмерть лошади из сна Раскольникова, отражает частичку его личности. Каждое лицо как символ некоторой жизненной установки и идеологической позиции, как символ определенного жизненного решения, идеологических вопросов, которые его мучают.

- Закончите фразу: « Стараясь разгадать загадки слова в тексте, мы находим путь не только к постижению тайны авторского замысла, но и к истокам нашей культуры и духовности». (А.Д.Дейкина)



VI. Домашнее задание
скачать


Смотрите также:
Разработка урока литературы (10 класс) по теме «Символика в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
56.94kb.
Преступление и наказание по произведениям Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
55.07kb.
Тема детских страданий в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
26.69kb.
Родион Раскольников в эпилоге романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Главный герой «Преступления и наказания»
27.11kb.
Зачёт по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
9.84kb.
Сочинение по романy Федора Михайловича Достоевского "Престyпление и наказание" в центре романа Ф. Д. Достоевского "
32.06kb.
Композиционное значение снов Раскольникова Для понимания идейного смысла романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
30.54kb.
Практические материалы Задание части 3 (С 1) егэ по русскому языку: аргументация Аргументы Самопожертвование, выбор Жизнь героини романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
116.65kb.
«Петербург Достоевского» по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
107.24kb.
Планирование курса «Россия и мир»
38.26kb.
Раскольников и Свидригайлов (сравнительная характеристика) Раскольников и Свидригайлов герои одного из лучших романов Достоевского «Преступление и наказание»
26.93kb.
Женские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Достоевский в романе «Преступление и наказание»
27.61kb.