Главная стр 1
скачать
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И

ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙОБЛАСТИ»

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ

«Основы религиозной культуры и светской этики»

(модуль «Основы мировых религиозных культур»)

Разработчики:

1. Антипина Ольга Витальевна, учитель начальных классов МОУ «Лицей №12» г. Кургана, Курганской области

2. Крылова Наталья Николаевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №22» г. Кургана, Курганской области

3. Шитиков Вадим Анатольевич, учитель истории МОУ «СОШ №22» г. Кургана, Курганской области
Руководитель курсов:

Ельченко Н. Ю., заведующая кабинетом эстетического образования ИПКиПРО Курганской области.

КУРГАН 2010


Модуль «Основы мировых религиозных культур»

5 класс
Урок №18
Тема: «Религии России»
Цель: формирование у обучающихся представлений об основных религиях народов России.
Задачи: 1. познакомить обучающихся с основными районами распространения религий на территории России;

2. расширить у обучающихся представления об основных религиях;

3. воспитывать уважительное отношение к представителям разных религий.
Виды деятельности: беседа, чтение материала учебника с предварительным заданием, устный рассказ на тему, работа с картой, иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, разгадывание кроссворда, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Средства наглядности: политическая карта РФ, иллюстрации.
Основные термины и понятия: Религия Православие Ислам Буддизм Иудаизм
Оборудование: учебники, рабочие тетради, политическая карта РФ, иллюстрации, презентация

Ход урока



1. Организация деятельности класса.
2. Актуализация знаний учащихся.

Задание: вспомните, о каких проблемах и явлениях шла речь при изучении курса «Основы мировых религиозных культур». Что из того, что вы узнали, вы считаете самым важным?


3. Запись в тетради темы урока.

Обсуждение темы урока: Как вы понимаете тему урока? О каких религиях вы уже знаете?


а) Разгадывание кроссворда «Священные книги»:

1) название религии, священной книгой которой является Библия.

2) название религии, священной книгой которой является Коран.

3) название религии, священной книгой которой является Тора.

4) название религии, священной книгой которой является Трипитака.










4 Б




У

У




2 И

Д

Д

1 Х




С

А

Д

Р

Е

Л

И

Г

И

Я

И




А

З




З




С

М

М

М

Т







И




А




Н




С




Т




В




О



б) Соотнеси иллюстрации с названиями религий:


БУДДИЗМ ИУДАИЗМ ХРИСТИАНСТВО ИСЛАМ




4. Выступление учителя.

Россия всегда была глубоко религиозной страной. Её эмблемой испокон веков были маковки церквей.

В конце X века (988 г.) по воле Киевского Великого князя Владимира на Руси было принято христианство в качестве государственной религии. Более тысячи лет на громадных российских просторах мирно уживаются десятки различных религий. Крупнейшими конфессиями являются: Русская Православная Церковь, Мусульманская, Буддистская, Иудейская общины, католики и протестанты.

На протяжении своей истории христианско-православная Россия всегда демонстрировала приверженность к мирному сосуществованию различных религиозных вероисповеданий.

По данным департамента по делам общественных и религиозных объединений Министерством юстиции РФ на территории России зарегистрированы 16749 религиозных организаций, из них:


  • РПЦ – 8897

  • Ислам – 3072

  • Буддизм – 167

  • Иудаизм – 114


Учитывая многоконфессиональный характер российского общества, руководство РПЦ признаёт справедливость конституционного принципа правового равенства религий, стремится и поддерживает доброжелательные отношения с традиционно существующими в стране другими христианскими церквями, с мусульманскими, иудейскими, буддистскими религиозным объединениями.


Рассказ учителя сопровождается работой с картой (районы, традиционного проживания приверженцев той или иной религии отмечаются флажками разного цвета).
РПЦ

Разделена на епархии – местные церкви, возглавляемые архиереями и состоят из приходов (приходских общин). Патриарх – предстоятель (т.е. впереди стоящий) церкви имеет официальный титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси».

Патриарх созывает Поместный и Архиерейский соборы, заседания Священного Синода, председательствует на них.

Одновременно Патриарх является правящим архиереем Московской епархии (г. Москва). Патриарх является полномочным представителем церкви перед государственной властью.

Сан Патриарха является пожизненным. Ныне здравствующий Предстоятель РПЦ – Кирилл.
Ислам

Основными регионами распространения ислама в России является Среднее и Нижнее Поволжье, Приуралье, Сибирь, Северный Кавказ, также крупные города, такие как Москва и Санкт-Петербург.

Традиционно ислам исповедуют татары, башкиры, аварцы, чеченцы, лезгины, кабардинцы, даргинцы, карачаевцы, черкесы, кумыки, ингуши, часть осетин. Значительная часть этих народов проживает в своих национально-государственных образованиях, которые являются субъектами РФ: республика Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Татарстан, Чечня.

Председатель Совета Муфтиев России и Духовного управления мусульман европейской части России – Муфтий Равиль Гайнутдин.

Председатель центрального Духовного управления мусульман России и Европейских стран СНГ, верховный Муфтий России – Таджутдинов Талгат Сафич.
Иудаизм

В пределах современной территории Российского государства последователи иудаизма появились уже в период раннего средневековья.

Численность исповедующих иудаизм сегодня в России точно определить достаточно трудно. Ориентируясь на примерные оценки, можно предположить, что в настоящее время в России насчитывается около 1 млн. иудеев.

Главный раввин России – Бэрл Лазар.

Главный раввин московской хоральной Синагоги – Шаевич Адольф Соломонович.

Главный раввин г. Москвы, председатель Раввинского Суда Совета еврейской религиозной общины СНГ – Пинхас Гольдшмидт.



Буддизм

Традиционными районами России, где живут буддисты, являются, прежде всего, Бурятия, Калмыкия, Тыва, Читинская и Иркутская области.

Сегодня число последователей буддизма в России приближается к 1 млн. человек.

Прежде всего, это люди, проживающие в традиционных регионах распространения буддизма. Однако в настоящее время последователями буддизма себя считают и другие национальности, населяющие эти республики, главным образом, это касается русских. Буддизм распространён также в Читинской, Иркутской областях, на территории Якутии (Саха).

Если в традиционных регионах распространения буддизма его последователями являются различные в социальном и возрастном отношении слои населения, то в центральных и северо-западных частях России (нетрадиционных для буддизма), значительное число приверженцев буддизма составляет молодёжь и интеллигенция.

По всей территории России зарегистрировано более 100 буддистских общин. Молодёжь и интеллигенция, главным образом, интересуются буддистской философией и практикой медитации.

Председателем ЦДУБ РФ является Хамба – лама Дамба Аюшев, Республика Бурятия, Улан-Удэ, Верхняя Берёзовка, Буддистский дацан.
5. Работа с текстом учебника.

Прочитайте текст учебника и подготовьтесь на карте показать территории, где традиционно распространяется ислам, буддизм, иудаизм, православие.


6. Выполнение заданий в рабочей тетради:
1) Выпишите из текста учебника незнакомые или непонятные слова, подготовься спросить об их значении у товарищей и учителя.

2) Прочитайте «мудрые мысли из священных книг религий мира». Что общего, на твой взгляд, можно найти в разных религиях мира? (работа в малых группах).

Свои предположения запишите.
Индуизм: «Одно и то же повторил божественный голос: …владей собой, давай, будь сострадательным».
Буддизм: «... можно улучшить свою участь если говорить правду, не брать чужого, все время стремиться к добру и ни к кому не чувствовать злобы и зависти».
Конфуцианство: «Не делай другим того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе».
Даосизм: «Совершенномудрый всё делает для людей и всё отдает другим».
Иудаизм: «И изрёк Бог слова сии: " ...почитай отца твоего и мать, ...не убий, не прелюбодействуй, не кради..."».
Христианство: «Не судите, да не судимы будете ... И так во, всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так посту­пайте и вы с ними».
Ислам: «Поистине Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления».
Обмен мнениями.
7. Задание на дом (дифференцированно):

1. прочитайте членам семьи главу из пособия для обучающихся, задай им вопросы.



2. подготовьте ответ на тему: «Если бы я писал картину на сюжет выбора веры, что бы я на ней изобразил» (устно, письменно, используя изобразительные средства).




скачать


Смотрите также:
Разработка урока по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур»
82.23kb.
Основы религиозных культур и светской этики
216.73kb.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
46.08kb.
Разработка урока по теме «Защита Отечества» по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
204.99kb.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»
138.52kb.
Родителям об орксэ
39.77kb.
Программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры»
139.48kb.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»
88.59kb.
Урок Россия наша Родина. Блок Основы религиозных культур и светской этики. Часть (16 часов)
25.2kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» составлена на основе программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»
147.24kb.
Образовательная программа по курсу «основы религиозных культур и светской этики» (орксэ) модуль «Основы светской этики»
410.64kb.
Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики»
97.92kb.