Главная стр 1
скачать

«Рассмотрено»

на заседании МО учителей естественно-математического цикла

Руководитель МО __________/Н.К.Шишова/

Протокол № ____ от «___»___________2012г.



«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ «СОШ с.Раскатово»

___________/З.М.Ахпанова/

«___»____________2012г.


«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ с.Раскатово»

____________ /Н.В.Зиновьева/

Приказ № ___

от «___»___________ 2012г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Зайцевой Галины Георгиевны, вторая категория
по Основам здорового образа жизни 6 класс

2012 - 2013 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

- Регионального компонента образовательного стандарта и базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации 2004 года.

- примерной программы общего среднего образования.; курса "Основы здорового образа жизни"

Программа в 5 классе рассчитана на 1 час в неделю на протяжении учебного года, то есть 35 часов в год.

УМК для 5-6 классов продолжает и развивает систему обучения, положенную в основу УМК для 4 класса.

Необходимость реализации образовательного курса «Основы здорового образа жизни» продиктована многими причинами. Прежде всего – это ухудшение физического и психического здоровья нации. Наиболее уязвимыми категориями населения являются дети, подростки и молодежь, которым еще предстоит сформировать свое отношение к миру, к себе, к сообществу.

Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать ценностное отношение к здоровью.

Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»:

- формирование личности,

-способность реализовать себя максимально эффективно в современном мире,

-творчески относиться к возникающим проблемам,



-владеть навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Знания и навыки, программа предусматривает в получение учениками необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.

Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций.
Программа 6 класса «Жизненный путь личности» состоит из пяти блоков.

Медико-гигиенический блок. Иммунитет, здоровье, средства и методы закаливания, профилактика простуд; физические упражнения, осанка, формирование правильной осанки; виды искривления позвоночника, профилактика нарушений.

Психологический Уверенное и неуверенное, грубое поведение; чувство собственного достоинства; просьба, согласие, отказ; успешные и неуспешные формы поведения, реализация своих прав.

Правовой блок Уголовный кодекс; принуждения к совершению противоправной деятельности; способы принуждения: угрозы, шантаж, вымогательство, обман, психологическое давление, физическое давление; ответственность, принуждение, склонение, преступление, наказание; преступник, жертва, пострадавший, свидетель; защита прав человека, адвокат, судебно-медицинская экспертиза, правоохранительные органы; отягчающие вину обстоятельства: групповое преступление, преступление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; провокация сексуальных посягательств; манипулирование в ситуациях, связанных с приобщением к наркотикам и алкоголю; необдуманные поступки, безответственность, неосторожность, доверчивость; личная самоценность, уверенное поведение.

Семьеведческий блок Генеалогическое древо, родословная, семейная реликвия, семейные традиции

Этический блок Я - ребёнок, Мир, Я – часть Мира; взаимосвязь элементов природы; образ мира, потребительский подход к окружающей среде, экологический подход к миру; самоценность жизни, сознательность жизни, свободоспособность.
Учебно-методическое обеспечение программы 6 класса
В учебно-методический комплект входят:

Учебное пособие для учащихся 5-6 класса Здоровый образ жизни ; под редакцией М. Ю. Михалиной, М. В. Лысагорской, М. А. Павловой -Саратов: КИЦ "Саратовтелефильм"- "Добродея", 2008.

Л и т е р а т у р а д л я у ч и т е л я:

Региональная образовательная программа, издание второе, дополненное и переработанное, издательство "Добродея", 2008 г.

Дидактические материалы разработанные САРи КПРО

Д о п о л н и т е л ь н ы е с р е д с т в а о б у ч е н и я:

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса использую программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера: компьютерные презентации


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА ПО КУРСУ «ОЗОЖ»

Учащиеся должны знать:

- о взаимосвязи всех компонентов природы;

- об отличиях потребительского и экологического подхода к миру;

- основные этапы жизненного пути личности;

- иметь представления о нормативных документах, регламентирующих наказания за преступления против личности;

- о характере и особенностях развития семьи на протяжении веков;

- о значении профилактики простудных, стрессовых заболеваний и нарушений опорно-двигательной;

Учащиеся должны уметь:

- владеть навыками безопасного взаимодействия с миром;

- делать собственный индивидуальный выбор отношения с миром

- высказывать просьбу, выполнять просьбу или отказывать в просьбе;

- реализовывать успешные формы поведения;

- высказывать своё мнение: критическое и похвалу;

- отстаивать своё мнение



- противостоять в ситуациях принуждения.

- анализировать и оценивать свой образ жизни;

- вести профилактику простудных заболеваний и заболеваний опорно-двигательной системы;

- применять в своей жизни способы борьбы со стрессом.

- работать с дополнительной литературой и другими источниками знаний;

- проводить исследования в соответствии с задачами, объяснять результат;

- проводить анкетирование и обрабатывать анкетные данные, делать выводы.

- излагать свои мысли по вопросам формирования здорового образа жизни;


Формируемые ключевые компетентности:

- компетентность здоровьесбережения: знаний и соблюдений норм здорового образа жизни, знание опасности, курения, алкоголизма, наркомании, токсикомании; знание и соблюдение правил личной гигиены; физическая культура человека;

- компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни;

- компетентность гражданственности: знания и соблюдения прав гражданина; свобода и ответственность, уверенность в собственных силах;

- компетентность социального взаимодействия: с коллективом, семьёй, друзьями, конфликты, их погашение;

- компетентность познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и решение; продуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;



- компетентность деятельности игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, исследовательская деятельность, проектирование, моделирование.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

сроки изучения (примерные)




Медико-гигиенический блок

8




1

Таинство появления человеческой жизни. Рождения ребенка.

1




2

Личная гигиена мальчиков и девочек. Средства личной гигиены.

1




3

Здоровье и состояние окружающей среды.

1




4

Значение физического воспитания и спорта для здоровья

1




5

Профилактика нарушений осанки и искривлений позвоночника. Закаливание и его методы.

1




6

Обобщение и повторение по теме медико-гигиенического блока

1







Психологический блок

10




7

Способность к самопознанию. Уверенное, неуверенное и грубое поведение.

1




8

Отношение к себе, к другим. Вербальное проявление уверенности, неуверенности, грубости.

1




9

Наблюдательность в отношении уверенности, неуверенности, желания нагрубить.







10

Чувство собственного достоинства. Зависимость уверенности и неуверенности от других людей.

1




11

Трудности в принятии и выражении критики и похвалы.

1




12

Особенность и неповторимость каждого. Уважение к себе.

1




13

Вербальные и невербальные формы выражения собственного достоинства. Понятие об обратной связи, обида, оскорбление, ирония.

1




14

Трудности понимания друг друга. Уважение к чувствам другого человека.

1




15

Эмоциональная поддержка. Собственное мнение, убеждение. Просьба.

1




16

Обобщение и повторение психологического блока

1







Правовой блок

6




17

Знакомство со статьями из Уголовного кодекса Российской Федерации.

1




18

Понятие принуждения, т.е. действия, к которым могут принудить человека. Способы принуждения.

1




19

Ответственность за принуждение

1




20

Склонение к преступлению. Отягчающие вину обстоятельства.

1




21

Способы противостояния принуждению.

1




22

Обобщение и повторение правового блока

1







Семьеведческий блок

6




23

Понятие семейных реликвий и их воспитательное значение.

1




24

Праздники: понятие, определение. Виды праздников.

1




25

Понятие и значение семейных праздников. Семейные традиции.

1




26

Родословная. Принципы формирования родословной.

1




27

Генеалогия своей семьи. Генеалогическое дерево.

1




28

Обобщение и повторение семьеведческого блока

1







Этический блок

6




29

Мир. Я – подросток. Я и мир.

1




30

Все связано со всем. Взаимосвязь компонентов природы.

1




31

Индивидуальный образ мира. Потребительский подход к окружающему миру.

1




32

Экологический подход к миру. Последствия отношения к миру

1




33

Самоценность жизни. Осознанность человеческой жизни.

1




34

Обобщение и повторение этического блока

1




35

Резервный урок.

1






Развёрнутое календарно-тематическое планирование

урока



Тема урока

Тип урока

элементы содержание урока

Виды контроля

Требования к уровню подготовки

Средства изучения
Д/З

Дата

План.

Факт.

Медико-гигиенический блок 6 часов

1

Таинство появления человеческой жизни. Рождения ребенка.

Урок формирования новых знаний, умений, навыков

Таинство появления человеческой жизни. Процесс рождения ребенка. Уход за новорожденным.


Индивид.

Знать: о таинстве появления на свет. Как ухаживать за ребенком.

Уметь: характеризовать процесс рождения ребенка.

куклы, дет-ские пеленки и средства ухода за новорож-денным. Видеофильм «Откуда я взялся»

конспект

2

Личная гигиена мальчиков и девочек. Средства личной гигиены.


Урок формирования новых знаний, умений, навыков.

Личная гигиена мальчиков и девочек. Средства личной гигиены.


Фронталь.

Знать: что такое личная гигиена.

Уметь: пользоваться средствами личной гигиены..

компьютер

презентация

конспект


3

Здоровье и состояние окружающей среды.

Урок формирования новых знаний, умений, навыков.
Состояние окружающей среды, факторы окружающей среды; их санитарно-гигиеническое значение; санитарно-гигиеническое регламентирование (нормирование) качества.

Фронталь.



Знать: о факторах окружающей среды, влияющих на здоровье человека.

Уметь: характеризовать состояние окружающей среды обитания.

компьютер

презентация

конспект


4

Значение физического воспитания и спорта для здоровья

Урок формирования новых знаний, умений, навыков.
Значение физического воспитания и спорта для здоровья.
Фронталь.

Знать основные понятия о влиянии спорта на здоровье

Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;



компьютер

презентация

сообщение

5

Профилактика нарушений осанки и искривлений позвоночника. Закаливание и его методы.

Урок формирования новых знаний,

Профилактика нарушений осанки и искривлений позвоночника.

Физические упражнения, осанка, искривления позвоночника. Закаливание и его методы.

Фронталь.



Знать: как правильно нужно закаляться.

Уметь: проводить закаливание организма.
презентация

Компл. упр.



6

Обобщение и повторение по теме медико-гигиеничес-кого блока

Урок применения знаний
Фронталь.

Тесты.


конспект

Психологический блок 10 часов

7

Способность к самопознанию. Уверенное, неуверенное и грубое поведение.

Урок формирования новых знаний.
Уверенное, неуверенное и грубое поведение.

Зависимость нашей уверенности и неуверенности от других людей.

Фронталь.

Знать: представление об уверенном, неуверенном и грубом поведении, что такое расслабление. Формы поведения.

Уметь: характеризовать правила поведения

компьютер

презентация


8

Отношение к себе, к другим. Вербальное проявление уверенности, неуверенности, грубости.

Урок формирования новых знаний, умений, навыков.

Способность к самопознанию и уверенность в себе.

Отношение к себе, отношение к другим.

Уверенные, неуверенные и грубые ответы.

Фронталь.

Знать основные понятия темы урока

Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы



компьютер

презентация




9

Наблюдательность в отношении уверенности, неуверенности, желания нагрубить.


Урок формирования новых знаний

Способность к наблюдатель-ности в отношении, уверен-ность в себе. Грубое поведе-ние. Отношение к себе, отношение к другим.

Уверенные, неуверенные и грубые ответы.

Фронталь.

Иметь представление об эмоциональных и личностно-коммуникативных барьерах, связанных с осуществлением познавательных процессов

компьютер

презентация


10

Чувство собствен-ного достоинства. Зависимость уверенности и неуверенности от других людей.

Урок игра, беседа

Развитие интеллектуальной и поведенческой креативности.

Фронталь.

Знать: что такое чувство собственного достоинства.

Уметь: слушать собеседника.

Овладеть вербальными и невербальными формами выражения.


компьютер

презентация




11

Трудности в принятии и выражении критики и похвалы.


Урок игра

Развитие умения логически мыслить, излагать свое мнение, проявлять чувство юмора, принятие критики похвалы


Работа по карточкам .
компьютер

презентация




12

Особенность и неповторимость каждого. Уважение к себе.

Урок формирования новых знаний

Урок игра

Способность к самопознанию и уверенность в себе.

Отношение к себе, к другим.

Уверенные, неуверенные и грубые ответы.

Фронталь.



Знать: что такое чувство собственного достоинства.

Уметь: слушать собеседника.

Овладеть вербальными и невербальными формами выражения.


компьютер

презентация




13

Вербальные и невербальные фор-мы выражения соб-ственного досто-инства. Понятие об обратной связи, обида, оскорбление, ирония.

Урок беседа

Вербальное проявление уверенности, неуверенности, грубости. Наблюдательность в отношении уверенности, неуверенности, желания нагрубить у себя и у других.


Фронталь.



Знать: что такое чувство собственного достоинства.

Уметь: слушать собеседника.

Овладеть вербальными и невербальными формами выражения.


компьютер

презентация




14

Трудности понимания друг друга. Уважение к чувствам другого человека.


Урок- практикум

Разнообразие в восприятии и понимании людьми одного и того же. Особенность и неповторимость каждого. Уважение к себе. Понятие об обратной связи, обида оскорбление, ирония. Трудности понимания друг друга. Уважение к чувствам другого человека.

Фронталь.

Знать основные положения урока

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать

компьютер

презентация


15

Эмоциональная поддержка. Собственное мнение, убеждение. Просьба.


урок- практикум
Умение высказать просьбу, согласие или отказ.

Умение принять отказ.

Анализ успешных и неуспешных форм поведения

Фронталь.



Знать: что такое просьба.

Уметь: высказать просьбу, принять согласие или отказ о её выполнении.
компьютер

презентация




16

Обобщение и повторение психологического блока

Урок контроля знаний
Сам. работа Фронталь.
Правовой блок 6 часов

17

Знакомство со статьями из Уголовного кодекса Российской Федерации.

Урок формирования новых знаний

Знакомство со статьями из Уголовного кодекса Российской Федерации.

Понятие принуждения, т.е. действия, к которым могут принудить человека. Способы принуждения: угроза, шантаж, вымогательство, обман, психологическое или физическое давление и т.д.
Фронталь.

Знать основные статья из Уголовного кодекса Российской Федерации.

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать

компьютер

презентация


18

Понятие принуждения, т.е. действия, к которым могут принудить человека. Способы принуждения.

Урок формирования новых знаний

Принуждение, склонение, преступление, наказание; преступник, жертва, пострадавший, жертва. Защита прав человека (адвокат, судебно-медицинская экспертиза, правоохранительные органы).

Фронталь.

Знать: Уголовный кодекс РФ.

Уметь: Характеризовать основные способы принуждения.

компьютер

презентация


19

Ответственность за принуждение

Урок формирования новых знаний

Ответственность за принуждение.


Фронталь.

Знать: статьи Уголовного кодекса РФ. Способы прин-уждения. Ответственность за принуждение.

Уметь: Характеризовать основные способы принуждения.

компьютер

презентация


20

Склонение к преступлению. Отягчающие вину обстоятельства.

Урок формирования новых знаний

Склонение к преступлению. Отягчающие вину обстоятельства.



Отягчающие вину обстоятельства (групповое преступление, преступление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и т.д.).

Фронталь.

Знать основные положения урока

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать

компьютер

презентация




21

Способы противостояния принуждению.

Комбинир.

Способы противостояния принуждению. Провокация сексуальных посягательств; манипулирование в ситуациях, связанных с приобщением к наркотикам и алкоголю.

Фронталь.

Знать: статьи Уголовного кодекса РФ. Способы противостояния принуждению.

Уметь: Уверенно вести себя в определенных ситуациях.

компьютер

презентация


22

Обобщение и повторение правового блока

Урок контроля знаний
Работа по карточками.

Знать основные положения урока блока

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

компьютер

презентация


Семьеведческий блок 6 часов

23

Понятие семейных реликвий и их воспитательное значение.

Урок беседа

Семейные традиции, как передающиеся из поколения в поколение способы действия, ритуалы, уклад жизни. Понятие семейных реликвий и их воспитательное значение.

Фронталь.

Знать: Что такое семейные реликвии. Семейные традиции.

Уметь: характеризовать понятие семейные реликвии.

компьютер

презентация

С.28 зад.8



24

Праздники: понятие, определение. Виды праздников.

Урок формирования новых знаний.

Праздники: понятие, определение. Виды праздников. Понятие и значение семейных праздников

. Фронталь.

Знать основные положения урока

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать

компьютер

презентация

С.27 зад.7



25

Понятие и значение семейных праздников. Семейные традиции.

Урок формирования новых знаний

Родословная. Принципы формирования родословной.

Фронталь.

Знать основные понятия урока

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения

компьютер

презентация


26

Родословная. Принципы формирования родословной.

Урок формирования новых знаний

Родословная семьи. Принципы формирования родословной.

Фронталь.

Знать основные понятия о родословной семьи

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения

компьютер

презентация

С.28 зад.9



27

Генеалогия своей семьи. Генеалогическое дерево.

Урок беседа

Генеалогия своей семьи. Генеалогическое дерево

Фронталь.

Знать: Что такое генеалогическое дерево своей семьи.


Уметь: Составлять генеалогическое древо своей семьи.


компьютер

презентация

С.28 зад.9

28

Обобщение и повторение семьеведческого блока

Урок контроля знаний
Сам. раб.
Этический блок 6 часов

29

Мир. Я – подросток. Я и мир.

Урок формирования новых знаний

Мир. Я – подросток. Я и мир. Все связано со всем. Взаимосвязь компонентов природы.

Фронталь.

Знать: основные понятия: Я-ребенок. Мир. Я-часть Мира.

Уметь: характеризовать взаимосвязь элементов природы.

компьютер

презентация


30

Все связано со всем. Взаимосвязь компонентов природы.

Урок формирования новых знаний

Я – ребенок; Мир; Я – часть Мира; взаимосвязь элементов природы.


Фронталь.

Знать: основные понятия: Я-ребенок. Мир. Я-часть Мира.

Уметь: характеризовать взаимосвязь элементов природы.

Табл. «Круговорот воды в природе»





Сообщение: «Береги окружающую среду»


31

Индивидуальный образ мира. Потребительский подход к окружающему миру.

Урок формирования новых знаний

Образ мира, потребительский подход к окружающему миру, экологический подход к миру


Фронталь.

Знать: вопросы отношения к окружающему миру.

Уметь: вооружиться навыками безопасного взаимодействия с миром.

Табл. «Добыча полез. ископ.»



32

Экологический подход к миру. Последствия отношения к миру

Урок практикум

Последствия отношения к миру. Образ мира, потребительский подход к окружающему миру, экологический подход к миру.

Фронталь.

Знать: вопросы отношения к окружающему миру.

Уметь: вооружиться навыками безопасного взаимодействия с миром.
компьютер

презентация

С.43 зад.7

33

Самоценность жизни. Осознанность человеческой жизни.

Урок практикум

Самоценность жизни. Осознанность человеческой жизни.


Фронталь.

Знать: основные понятия темы.

Уметь: осуществлять собственный индивидуальный выбор в отношении с миром, развивать способность самостоятельно строить свою судьбу.

компьютер

презентация «Мы выбира-ем свою жизнь»

С.44 эад.8 С.46 зад.10



34

Обобщение и повторение этического блока

Урок контроля знаний

Фронталь.



Знать: основные понятия темы.

Уметь: осуществлять собственный индивидуальный выбор в отношении с миром, развивать способность самостоятельно строить свою судьбу.
35

Резервный урок.



Урок практикум
Индивид.
скачать


Смотрите также:
«Рассмотрено» на заседании мо учителей естественно-математического цикла
231.63kb.
«Рассмотрено» На заседании тг учителей естественно -математического цикла
67.92kb.
«Рассмотрено» На заседании тг учителей естественно -математического цикла
161.4kb.
«Рассмотрено» На заседании тг учителей естественно -математического цикла
159.13kb.
Методическое объединение учителей естественно-математического цикла Направления работы мо
34.6kb.
План мо учителей естественно-математического цикла за 2012-2013 уч год
31.32kb.
«Рассмотрено» На заседании шмо учителей естественно -математического цикла
350.32kb.
«Рассмотрено» На заседании мо естественно-математического цикла
262.02kb.
Элективный курс «Элементы матричных игр»
70.83kb.
Анализ работы мо учителей естественно- научного цикла за 2011-20112 учебный год
51.4kb.
Рабочая программа по математике для 11 класса среднего общего образования базового уровня
263.39kb.
Рабочая программа по математике для 10 класса среднего общего образования базового уровня
227.41kb.