Главная стр 1
скачать



РЕКОМЕНДАЦИИ

дистанционного Августовского совещания работников образования РС(Я) «Современный учитель: профессионализм,

компетентность и эффективность»

Обсудив доклад министра образования Республики Саха (Якутия) А.С. Владимирова, выступление Директора Департамента развития информационно-коммуникационных технологий Министерства образования и науки Российской Федерации В.А. Русакова участники совещания отмечают следующее.

Концепция модернизации образования, национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагают необходимость повышения доступности, качества и эффективности образования, построение «новой школы». Реализация этих целей подразумевает целый комплекс мер, а модернизировать школьное образование без улучшения качества учительского корпуса невозможно. Особенно актуально обсуждение и принятие комплекса мероприятий, направленных на создание долгосрочных механизмов для улучшения ситуации в Год Учителя.

Модернизация системы повышения квалификации, подготовки и переподготовки необходима уже сейчас, в преддверии введения федеральных государственных стандартов общего образования.

Новые образовательные стандарты задают требования к кадровым условиям реализации ФГОС, где наряду с укомплектованностью образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками, предъявлены требования к уровню квалификации специалистов, непрерывности профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения.

Особенно актуально наличие высокой квалификации, профессионализма и компетентности педагогов в удаленных территориях. Там нужны учителя, не только адаптированные к климатическим условиям, но и способные творчески реализоваться в условиях недостаточной доступности образовательных ресурсов.

Основными отличительными особенностями современной образовательной инфраструктуры в ближайшей перспективе должны стать:

• инновационное дополнительное профессиональное образование на основе интеграции образовательных, информационных, коммуникативных сред, управленческих технологий, образовательного процесса с применением междисциплинарных проблемно- и практико-ориентированных открытых программ;

• сформированная корпоративная культура и внутренняя конкурентная среда системы;

• адекватная новым задачам организационная структура и методы управления инновационным институтом на основе сочетания государственного, государственно-общественного управления и самоуправления;

• диверсифицированные источники финансирования и эффективная система привлечения средств;

• развитая инфраструктура взаимодействия с внешней российской и зарубежной образовательной средой.

В системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов, в том числе сельских общеобразовательных учреждений, обновляется структура, содержание и технологии. Внедряется интегральная система интерактивного дистанционного образования и межшкольных информационно-образовательных центров как ресурс повышения уровня профессионализма педагогов республики.

Участники совещания считают необходимым направить деятельность органов государственной власти, администраций муниципальных районов и городских округов, органов управления образованием, образовательных учреждений на решение следующих основных задач:

апробацию нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов;

дальнейшее развитие современных моделей дошкольного образования;

обеспечение непрерывности образования на всех его уровнях и ступенях;

внедрение современных организационно-правовых форм в отрасли, в частности, автономных образовательных учреждений;

развитие инновационной и экспериментальной деятельности на всех уровнях системы образования;

внедрение в системе образования современных образовательных, информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий;

совершенствование работы по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Августовское совещание работников образования РС(Я) «Современный учитель: профессионализм, компетентность и эффективность» рекомендует:
1. Министерству образования Республики Саха (Якутия):

содействовать организации переговорных площадок с другими ведомствами для планирования совместной деятельности по социокультурной модернизации образования;

продолжить целенаправленную работу по объединению молодых педагогов на республиканском уровне, в том числе содействовать их сетевому взаимодействию на сайте министерства и другие организационные формы;

предусмотреть включение в Программу развития образования РС (Я) соответствующих мероприятий, нацеленных на реализацию и финансовое обеспечение курсов профессиональной переподготовки педагогов сельских образовательных учреждений для формирования нового поколения многопрофильных (полифункциональных) педагогов;

ставить вопросы перед заинтересованными организациями, учреждениями по разработке новой модели подготовки педагогических кадров для сельских образовательных учреждений;

рассмотреть вопрос о выделении на конкурсной основе дополнительных бюджетных ассигнований для поддержки ведущих учреждений образования, реализующих инновационные программы подготовки, повышения квалификации, профессиональной переподготовки педагогических кадров;

принять комплекс мер для эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в системе образования, в т.ч. программы по обеспечению соответствующей скорости Интернет связи;

предусмотреть в республиканской программе развития образования средства для дальнейшего обеспечения начальной ступени общеобразовательных учреждений учебниками нового поколения;

организовать совместно с педагогами пилотных школ опережающий перевод федеральных комплектов учебников для начальной школы на якутский язык;

продолжить закупку оборудования для кабинетов начальных классов на условиях соглашений с муниципальными районами и городскими округами;

создать межведомственную комиссию для выработки концепции инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия);

принять участие в разработке проекта республиканской программы «Безбарьерная среда» на 2011-2015 годы;

организовать разработку правовых основ для организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в условиях общеобразовательной школы;

организовать разработку нормативов и механизмов создания условий для образования и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья;

изучить вопрос включения в новый порядок аттестации работников образования процедуру независимой профессиональной экспертизы эффективности педагогической и управленческой деятельности;

организовать постоянно действующие форумы на сайте Министерства образования РС (Я) по актуальным направлениям развития образования;

запланировать семинары по коррекционно-социальному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
2. ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования РС (Я) им С.С. Донского-II»:

предусмотреть целевую контрактную переподготовку педагогов сельских общеобразовательных учреждений, в том числе малокомплектных, на востребованные специальности в целях подготовки многопрофильных (полифункциональных) педагогов;

доработать и представить на согласование, утверждение механизм реализации пилотного проекта «Новые модели финансирования опережающего повышения квалификации работников образования РС(Я)»;

продолжить работу по организации профессиональной переподготовки высвобождающихся работников в целях их социальной защиты и сбалансированности профильного рынка труда;

расширить сеть Ресурсных Центров, ориентированных на просвещение родителей по актуальным вопросам модернизации образования;

организовать совместно с органами местного самоуправления профессиональную переподготовку по специальностям педагогического профиля работников села, не имеющих педагогического образования;

запланировать поэтапную переподготовку руководителей образовательных учреждений по вопросам управления в условиях введения ФГОС и другим управленческим вопросам;

создать модель повышения квалификации работников и руководителей образовательных учреждений для создания системы инклюзивного образования в республике;

продолжить работу по формированию профессиональных компетенций педагогов, в том числе сельских школ для реализации фундаментального ядра содержания общего среднего образования и системы универсальных учебных действий;

совершенствовать целевую подготовку педагогов к решению задач социализации, духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся в сельской среде через разработку программ спецкурсов;

подготовить и издать опыт общеобразовательных учреждений по апробации ФГОС, организации внеурочной деятельности и индивидуальных образовательных маршрутов в начальной школе;

организовать стажировки директоров и завучей в ресурсных центрах и образовательных учреждениях с лучшей практикой по актуальным направлениям работы (директор-директору, заместитель директора – заместителю директора);

подготовить группы из общеобразовательных учреждений и методических служб для распространения опыта работы по ФГОС в школах республики, а также в Приморском крае, Амурской области и Республике Тыва и других субъектах по их запросам;

обеспечить анализ введения ФГОС в сельских школах, в частности в малокомплектных школах;

создать электронный ресурсный пакет для педагогов общеобразовательных школ по вопросам развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия), органам управления образованием муниципальных районов и городских округов, педагогическим коллективам образовательных учреждений:

Организовать переговорные площадки, работу экспертно-аналитических групп социокультурной модернизации образования;

совершенствовать профилактическую работу по выявлению высвобождающихся педагогов в целях организации ранней профессиональной переподготовки по широкому спектру лицензированных специальностей;

предусмотреть финансирование участия педагогов на курсах повышения квалификации из соответствующих бюджетов на базе лучших образовательных учреждений ДВФО и других субъектов Российской Федерации, в том числе по повышению ИКТ-грамотности педагогов;

подготовить финансовые планы повышения квалификации работников образования, расчеты потребности в курсах (на каждую школу) из расчета 72 часа 1 раз в пять лет;

обеспечить информационное сопровождение федеральных государственных стандартов общего образования среди населения, родителей и в средствах массовой информации;

принять программы (планы) по приведению условий на начальной ступени школы в соответствие с требованиями ФГОС;

провести разъяснительную работу среди населения по совершенствованию правового статуса бюджетных учреждений (организаций) по ФЗ-83 и для создания внеурочной воспитательной среды с использованием ресурсов населенных пунктов;

обеспечить первоочередное оснащение начальных классов, переходящих на новые стандарты общего образования информационно-коммуникационными техническими средствами и иным учебным оборудованием в пределах предоставляемых субвенций и муниципального бюджета;

обеспечить подготовку и переход системы образования на систему муниципальных заданий, в том числе для финансирования частных образовательных учреждений;

обеспечить работу координационных групп муниципального уровня для организации методической помощи в условиях перехода на ФГОС, создать группы консультантов для передачи опыта работы;

взять на особый контроль переход на новые стандарты в условиях малокомплектных школ, выявить лучший опыт;

содействовать проведению социологического опроса населения, выявлению детей-инвалидов по месту жительства для организации адекватного обучения;

рассмотреть проблемы психологического, медицинского сопровождения образовательного процесса, вопросы создания единых психологических служб или выделения в штатном расписании образовательных учреждений с обучением детей с ограниченными возможностями здоровья, ставок психологов, логопедов, дефектологов.



4. ФМФ «Ленский край», образовательным учреждениям:

провести республиканскую научно-методическую конференцию «Учитель в условиях развития инновационной экономики» с дальнейшим проведением серии практических семинаров по разработке компетентностной модели учителя, отвечающего современным требованиям и вызовам времени;

разработать республиканскую социально-образовательную программу «Создание научно-методических и организационно-технических условий для подготовки абитуриентов, ориентированных на приобретение инженерно-технических специальностей» для школ Сети президентских школ РС(Якутия);

организовать системную работу по переподготовке и повышению квалификации работников образования на базе ведущих учебных заведений профессионального образования инженерно-технического профиля (МГТУ им.Н.Э. Баумана, МФТИ и др.);

создать систему профориентационных мероприятий республиканского, муниципального, школьного уровней по вовлечению учителей и учащихся в процесс подготовки к освоению наукоемких и высокотехнологичных профессий;

поддержать инициативу разработки и реализации Международного телекоммуникационного проекта с участием школ РС(Якутия), Финляндии и Норвегии с проведением проектных недель в режиме погружения в форуме «Ленский край» и на базе зарубежного партнера;


5. Министерству образования Республики Саха (Якутия), муниципальным органам управления образованием, образовательным учреждениям разработать планы мероприятий по реализации основных положений рекомендаций республиканского совещания «Современный учитель: профессионализм, компетентность и эффективность» и обеспечить их выполнение.

20 августа 2010 года,



ФМФ «Ленский край»


скачать


Смотрите также:
Рекомендации дистанционного Августовского совещания работников образования рс(Я) «Современный учитель: профессионализм, компетентность и эффективность»
95.63kb.
Рекомендации районного августовского совещания по образованию
44.73kb.
«Рекомендуемые темы для обсуждения на секциях классных руководителей августовского совещания работников образования Оренбургской области 2013 г.»
90.51kb.
Требования к современному содержанию управления образовательным процессом в доу
102.69kb.
Методические рекомендации к проведению августовского совещания учителей географии Кировской области в 2011г. А. Г. Шурыгина
289.27kb.
№01-08/ 294 23 августа 2013 года о подготовке и проведении Августовского совещания
146.9kb.
Современный учитель английского языка
36.95kb.
«Модернизация системы образования на муниципальном уровне: управление эффективностью образования»
200.14kb.
Методические рекомендации по формам учета деятельности и отчетности составлены по рабочим материалам Всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы»
664.63kb.
Методические рекомендации по проведению августовских педагогических совещаний работников образования «Актуальные задачи современной модели образования»
74.92kb.
Основные составляющие компетентности педагогических работников и компетенции учащихся Профессиональная компетентность
51.48kb.
Методические рекомендации к курсу «Современный предприниматель». Курс «Современный предприниматель»
106.29kb.