Главная стр 1
скачать





РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Белгород 2009

Термины и определения


Система обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения — совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий персонала образовательного учреждения, осуществляемых под руководством органов управления образованием и органов местного самоуправления во взаимодействии с правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями (формированиями), с целью обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Паспорт безопасности территории — официальный нормативно-методический и технический документ, в котором содержится система показателей, характеризующих вероятную опасность возникновения на территории техногенных и природных чрезвычайных ситуаций, дающих прогноз возможного ущерба и перечень мероприятий по ликвидации их последствий, позволяющих органам исполнительной власти, административно-территориальным (хозяйственным) единицам постоянно оценивать состояние безопасности населения, объектов экономики, природной среды с учетом прогнозируемой обстановки и принимать адекватные решения по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
1. Общие положения

  1. Настоящие рекомендации определяют основные меры по защите образовательного учреждения с помощью элементов технической укрепленности, средств сигнализации, контроля доступа и видеоконтроля, других средств физической и электронной защиты.

  2. Меры, принимаемые по защите образовательного учреждения, предназначены для предотвращения несанкционированных, противоправных и террористических действий в адрес образовательных учреждений.

  3. Меры защиты определяются исходя из места, режима работы, криминогенной обстановке в районе.

1.4. Считать антитеррористическую защищенность образовательного объекта одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.
2. Законодательные основы обеспечения безопасности
2.1. Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, Закон Российской Федерации «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ, Закон Российской Федерации "О безопасности" от 5 марта 1992 г. № 2446, Закон Российской Федерации «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ, Закон Российской Федерации «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ, Закон Российской Федерации «О радиационной безопасности» от 9 января 1996 года № 3-ФЗ, Закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, Закон Российской Федерации «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ, Закон Российской Федерации «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ с изменениями от 7 августа 2002 г. и от 30 июня 2003 г., Закон Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О принятии мер по усилению противопожарного режима в образовательных учреждениях» от 15 апреля 2003 г. № 1612, Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ, совместный приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам ГО и ЧС «О мерах по повышению уровня пожарной безопасности образовательных учреждений» от 17.04.2003 г. № 190/1668, Распоряжение Президента Российской Федерации от 13 февраля 2005 г. № Пр-258 «Об утверждении плана мероприятий по ин­формационно-пропагандистскому сопровождению борьбы с терроризмом и обеспечению общественной безопасности», совместное письмо Минобрнауки России, МЧС России, Роспотребнадзора от 12.03.2008 г. № АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23, письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования от 7 июня 2008 г. № 03-1309, иные законы и нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности.
3. Организационные мероприятия
3.1. Для осуществления эффективного проведения мероприятий рекомендуется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, организовать подготовку и повышение квалификации всех категорий педагогических работников образовательных учреждений.

3.2. Ежегодно проводить мониторинг готовности образовательных


учреждений к новому учебному году согласно формам, направленным письмом
Минобрнауки России, МЧС России и Роспотребнадзора от 12 марта 2008 г. №
АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 (трехстороннее), а также письмом
Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в
сфере образования от 7 июня 2008 г. № 03-1309, и которым определены
мероприятия по:

  1. Начинать ежегодную подготовку образовательных учреждений к новому учебному году не позднее 1 августа и заканчивать к 25 августа

  1. Включать в состав комиссий по приемке образовательных учреждений всех типов и видов представителей Рособразования (по согласова­нию), органов управления образованием субъектов Российской Федерации, МЧС России (Госпожнадзора), Роспотребнадзора, а также МВД России и ФСБ России (по согласованию).

  1. Подготовку образовательных учреждений к новому учебному году в части обеспечения антитеррористической защищенности вести в соответствии с типовым перечнем мероприятий:




  • организация охраны;

  • установка ограждения по периметру образовательного учреждения;




  • оборудование входными дверями, выполненными из материалов, позволяющих обеспечить надежную защиту от несанкционированного проникновения посторонних лиц;

наличие служебной документации, обеспечивающей пропускной, внутриобъектовый режим, отражающей информацию о проведении занятий с персоналом по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также соответствующих инструкций для персонала;

  • определение должностного лица, ответственного за принятие мер по антитеррористической защите образовательного, научного учреждения или организации;

  • установка тревожной сигнализации;

  • освещенность территории;

  • установка систем видеонаблюдения;

  • оборудование экстренной связи с органами МВД России, ФСБ России (по согласованию);

  • приобретение (замена, перезарядка) первичных средств пожаротушения;

  • установка автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения при пожаре, а также их техническое обслуживание;

  • установка системы дымоудаления;

  • оборудование путей эвакуации;

  • монтаж и техническое обслуживание систем противопожарного водоснабжения;

  • оборудование аварийного освещения зданий.

3.3. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющим функции надзора и контроля за соблюдением законодательства

Российской Федерации в области образования, рекомендуется при проведении мероприятий по надзору и контролю в отношении образовательных учреждений осуществлять анализ деятельности образовательного учреждения по созданию условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса, в том числе наличие локальных актов образовательного учреждения, регламентирующих действие персонала при возникновение чрезвычайных ситуаций.



3.4. При проведение соответствующих мер по антитеррористической защищенности рекомендуется осуществить разграничение образовательных, научных учреждений и организаций по категориям с учетом степени их тер­рористической уязвимости.
4. Проектирование систем безопасности

  1. Алгоритм решения вопросов проектирования систем безопасности предусматривает проведение следующих мероприятий:

разработка технического задания на проведение комплексного обследования;

  • проведение комплексного обследования;

  • выработка рекомендаций по совершенствованию системы безопасности;

  • проведение тендера;

  • подготовка проектной документации;

  • проведение монтажных работ;

  • пусконаладочные работы и прием технических средств безопасности в эксплуатацию.

  1. Организация планирования и выполнения мероприятий обследования, проектирования, монтажа и приема в эксплуатацию систем технической защиты образовательного учреждения должно осуществляться в соответствии с законодательными и нормативными актами Российской Федерации. Кроме того, реализация вышеперечисленных мероприятий потребует разработки целого пакета нормативных документов с участием администрации образовательного учреждения. Среди них основными будут являться:

  • договор об оказании консультирования и предоставления рекомендаций по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;




  • техническое задание на проведение комплексного обследования образовательного учреждения;

акт результатов комплексного обследования образовательного учреждения;

  • договор на оказание услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств безопасности;

  • проект на монтаж системы технических средств безопасности;

  • программа и методика испытаний технических средств безопасности;

  • акт о приемке технических средств безопасности в эксплуатацию.

  1. При подготовке проекта договора следует учесть следующие вопросы:




  • в предмете договора должно быть предметно указано, какая инженерно-техническая система будет смонтирована в образовательном учреждении;




  • в правах и обязанностях сторон целесообразно указать сроки предоставления проектной документации, завершения монтажных и пусконаладочных работ, сдачи системы в эксплуатацию;

  • в порядке сдачи и приема работ следует предусмотреть, что прием системы осуществляется на основании программы и методики испытаний комплекса технических средств безопасности, а также сроки проведения комплексного прогона системы;

  • в порядке расчета определить этапы оплаты стоимости услуг.

  1. При подготовке договора следует обратить внимание на наличие гарантийных обязательств со стороны исполнителя и обязанность заказчика за соблюдение правил эксплуатации в период гарантийных обязательств.

  2. В соответствии с требованиями законодательных и нормативных документов в состав технического проекта включаются следующие документы:

  • пояснительная записка, содержащая поставленные перед системой задачи, обоснование выбранных способов реализации этих задач, виды и состав оборудования и аппаратуры для установки на объекте и ожидаемые коэффициенты защищенности наиболее важных помещений в результате реализации проекта;

  • методика приемосдаточных испытаний системы после ее монтажа;

  • принципиальные и монтажные схемы всей системы;

  • схемы размещения оборудования и коммуникаций на планах здания и территории;

  • чертежи отдельных узлов и деталей, подлежащих изготовлению;

калькуляции на оборудование, производство монтажных и пусконаладочных работ на объекте.

  1. Особое внимание при разработке проектной документации следует обратить на пояснительную записку, программу и методику испытаний комплекса. Грамотно разработанная программа и методика испытаний комплекса позволяет в ходе проведения испытаний выявить все недостатки, скрытые монтажные недоработки, определить какие поставленные задачи не решает комплекс. В программе и методике испытаний комплекса, как правило, указывается:

  • программа испытаний (объект испытаний, цель испытаний, объем испытаний);

  • методика испытаний (состав технической документации, состав комплекса, проверка качества монтажных работ, проверка работоспособности комплекса);

  • порядок комплексного прогона;

  • порядок и состав отчетной документации.

Разработка и утверждение данной программы в пакете проектно-сметной документации повышает ответственность фирмы-исполнителя за качество и надежность проведения монтажных работ.

  1. По завершении монтажных работ фирма-исполнитель представляет комплекс к приему. При этом предоставляются заказчику следующие документы:




  • официальное уведомление о готовности комплекса к проведению приемо­сдаточных работ;

  • техническую документацию на аппаратуру, приборы и блоки, входящие в состав комплекса (эксплуатационная документация, описания, инструкции, сертификаты качества, гарантийные талоны);

  • техническое описание и инструкции по эксплуатации всего комплекса; инструкции по технике безопасности;

  • проект акта приема комплекса;

  • гарантийные обязательства фирмы исполнителя.

  1. Для проведения приемки руководством объекта назначается комиссия из представителей образовательного учреждения и фирмы-исполнителя (по желанию заказчика возможно включение дополнительных служб, в т.ч. сотрудников вневедомственной охраны). Акт приемки работ после проведения всех необходимых мероприятий и испытаний представляется руководителю образовательного учреждения, и это является основанием для окончания проводимых работ. В случае выявления недостатков составляется документ или акт по устранению недостатков с указанием конкретных сроков и решается вопрос о сроках окончательного расчета.

На данном этапе также согласуются вопросы и определяются мероприятия по поддержанию технических средств безопасности в рабочем состоянии в процессе эксплуатации.

  1. После завершения всех работ смонтированная и введенная в эксплуатацию техническая система безопасности считается готовой. В целях ее устойчивой ее работы и правильной эксплуатации в образовательном учреждении назначается ответственное лицо, которое контролирует работоспособность системы, осуществляет взаимодействие с фирмой, обслуживающей данную систему, и проводит анализ всей поступающей информации о технических средствах безопасности.

5. Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности образовательного учреждения


5.1. Внешнее ограждение

  1. Внешнее ограждение по периметру территории объекта должно препятствовать проходу лиц и проезду транспорта на объект и с объекта, минуя КПП.

  1. Внешнее ограждение территории объектов должно быть прямолинейным, без лишних изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охраны, без наружных выступов и впадин.

  1. Внешнее ограждение не должно иметь лазов, проломов и других повреждений, а также незапираемых дверей, ворот, калиток и т.д.

  2. К ограждению не должны примыкать какие - либо пристройки, кроме зданий, являющихся частью его периметра, при этом окна первых этажей, выходящих на неохраняемую территорию, должны оборудоваться металлическими решетками, а при необходимости и металлическими сетками.

  1. Высота внешнего ограждения территории объекта с пропускным режимом должна быть не менее 2,5 метра.

5.2. Организации физической охраны объекта и территории, осуществление пропускного режима.



  1. Образовательные учреждения должны стать объектом, на который невозможно попасть криминальным элементам со стороны, совершающим насильственные и имущественные преступления в отношении учащихся и персонала, хищения материальных ценностей образовательных учреждений, являющихся поставщиками наркотических и других запрещенных веществ и препаратов. Для этого необходим пропускной режим, который может обеспечиваться выставлением поста охраны с использованием технических средств контроля доступа.

  2. Задачи организации физической охраны:




  • контроль и обеспечение состояния безопасности для своевременного обнаружения и предотвращения опасных проявлений и ситуаций;

  • осуществления пожарного надзора;

  • организации пропускного режима, исключающего несанкционированное проникновение на объект граждан и техники;

  • защиты персонала и обучающихся от насильственных действий в образовательном учреждении и его территории).

  1. Организации физической охраны осуществляется путем привлечения сил подразделений вневедомственной охраны органов внутренних дел, частных охранных предприятий (ЧОП) или штатных сторожей.

5.3. Технические средства контроля доступа.


5.3.1. В настоящее время существует множество разработок электронных систем контроля доступа, которые позволяют не только оградить доступ на объект посторонних, исключают возможность использования электронных ключей с введенными данными биометрических параметров другими лицами, а также позволяют осуществлять контроль за перемещением учащихся в период их обучения. При этом в зависимости от поставленных задач зависит и стоимость указанной аппаратуры. Например, комплекс управления доступом, позволяющий осуществлять допуск учащихся по электронным ключам (карточкам) с фиксацией лица и времени «входа-выхода», стоит в пределах от 50 до 100 тыс. руб. в зависимости от количества обучающихся. При этом достигается еще одна задача, позволяющая своевременно отреагировать на преступление и раскрыть его по «горячим следам» - возможность ограничить доступ, как на вход, так и на выход при поступлении сигнала о совершенном правонарушении и этим существенно уменьшить круг подозреваемых.
5.4. Оснащенность средствами сигнализации.

  1. Дает возможность оперативного оповещения и вызова наряда милиции в образовательное учреждение, для своевременного реагирования при проникновении посторонних, а также в отношении учащихся, склонных к совершению правонарушений

  2. Учащиеся, чувствуя свою безопасность, всегда могут обратить внимание преподавателей на посторонних не только в помещениях, но и на прилегающей территории, а также на тех учащихся, которые сами совершают правонарушения, а лица, склонные к совершению преступлений, зная, что образовательное заведение находится под защитой, не будут пытаться попасть на территорию учебного заведения. Для решения указанной задачи применяется установка «Кнопок экстренного вызова милиции» (КЭВМ) с подключением как правило на пульты централизованного наблюдения подразделений вневедомственной охраны.

  3. Такие устройства рекомендуется устанавливать у руководства заведения, на посту и в помещении охраны.

  1. В структуре вневедомственной охраны при органах внутренних дел развернута единая сеть пунктов централизованной охраны. Маршруты патрулирования ГЗ и ПНР органов внутренних дел разработаны таким способом, что время их прибытия к объекту на сигналы «тревога» составляет порядка 3-5 минут. Это позволяет оперативно влиять на ситуацию и в возможно короткий срок принимать адекватные меры реагирования в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Стоимость монтажа данных технических средств, в зависимости от сложности объекта, варьируется от 8 до 10 тыс. рублей, что в большинстве случаев доступно для образовательного учреждения.

  2. Обеспечение сохранности применяемых в обучении дорогостоящих технических средств и опасных веществ достигается с помощью оборудование их средствами охранной сигнализации. При этом сигнал тревоги может поступать как на пост охраны в самой школе, а уже оттуда с помощью КЭВМ сигнал передается в органы внутренних дел, или как более надежный способ - сразу на пульты централизованного наблюдения подразделений вневедомственной охраны, что позволит значительно сократить время реагирования на сигнал «тревога», даже в случае нейтрализации охранника учебного заведения.

  3. При оснащении техническими средствами охранной сигнализации помещений с постоянным или временным хранением материальных ценностей, необходимо оборудовать все уязвимые места: окна, двери, люки, вентиляционные шахты, короба и т. п., через которые возможно несанкционированное проникновение в помещение. Желательно данные помещения оборудовать многорубежной охранной сигнализацией. Рубежами сигнализации объекта считаются независимые друг от друга системы сигнализации, каждая из которых выведена на самостоятельный номер пульта централизованного наблюдения.

5.5. Телевизионные системы видеоконтроля



  1. Телевизионные системы видеоконтроля (ТСВ) предназначены для передачи визуальной информации о состоянии охраняемых зон, помещений, периметра и территории объекта в помещение охраны. Применение телевизионного контроля позволяет в случае получения сигнала о нарушении определить характер нарушения, место нарушения, направление движения нарушителя и принять необходимые меры.

  1. На объекте системами охранного телевидения следует оборудовать:




  • территорию объекта;

  • периметр территории объекта;

  • контрольно пропускные пункты;

  • стоянки транспорта;

  • главный и запасные входы;

  • другие помещения по усмотрению руководителя (собственника) объекта. 5.5.3 Телекамеры, предназначенные для наружной установки, должны при

условиях воздействия природных факторов в соответствии с климатической зоной размещаться в кожухах, обеспечивающих их работоспособность при воздействии природных факторов.

  1. В темное время суток, если освещенность охраняемой зоны ниже чувствительности телекамер, должно включаться охранное освещение видимого или инфракрасного диапазона света. Зоны охранного освещения должны совпадать с зоной обзора телекамер.

  1. При необходимости наблюдения больших территорий объекта должны применяться объективы с переменным фокусным расстоянием и поворотные устройства с дистанционным управлением.

  2. При использовании ТСВ в качестве охранного рекомендуется использовать детекторы движения, которые превращают телевизионную систему наблюдения в дополнительный охранный извещатель, передающий сигнал тревоги в систему охранной сигнализации при появлении в поле зрения активного или движущего объекта.

  3. Вся видеоинформация должна записываться на цифровые видео­накопители информации с временем записи не менее 12 часов, указанием даты, времени и номера камеры на каждом изображении.

Комплексная система безопасности составляет совокупность методов и технических средств, реализующих мероприятия, направленные на объект угрозы с целью ее снижения и на объект защиты с целью повышения его безопасности, на



среду между объектом угрозы и объектом защиты с целью задержания, замедления продвижения, ослабления последствий реализации угрозы. Принимаемые меры должны носить в первую очередь предупредительный, профилактический характер. Выполнение требований безопасности руководителями, работниками образовательных учреждений является обязательным условием их работы.
УВО при УВД по Белгородской области
скачать


Смотрите также:
Рекомендации по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных учреждений
165.36kb.
Рекомендации по разработке паспорта безопасности (антитеррористической защищенности) образовательного учреждения
315.75kb.
Методические рекомендации по обеспечению антикриминальной и антитеррористической защищенности организаций, обеспечивающих отдых и оздоровление детей и подростков Кемеровской области
183.26kb.
Методические рекомендации по обеспечению антикриминальной и антитеррористической защищенности организаций, обеспечивающих отдых и оздоровление детей и подростков Кемеровской области
183.26kb.
Методические рекомендации руководителям предприятий и учреждений по антитеррористической защищенности критически важных объектов и мест с массовым пребыванием граждан, расположенным на территории Пермского края пермь – 2011 г
879.17kb.
Паспорт антитеррористической защищенности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
507.3kb.
Анализ работы по охране труда и состояния безопасности образовательных учреждений Алейского района за 2012 год
80.59kb.
Законодательные и нормативные акты по антитеррористической защищённости
67.35kb.
Порядок разработки паспорта антитеррористической защищённости объекта
135.52kb.
1. введение целью Типовой инструкции является упорядочение в крае деятельности по обеспечению безопасности образовательных учреждений
1462.48kb.
Профсоюз работников
629.06kb.
Рекомендации по созданию и ведению официальных сайтов образовательных учреждений
87.67kb.