Главная стр 1
скачать

Рекомендации по планированию, организации и проведению лабораторных и практических занятий

1 Общие положения


1.1 Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с Рекомендациями по планированию, организации и проведению лабораторных и практических занятий в образовательных учреждениях СПО. Письмо Мин образования России от 5 апреля 1999 года №16-52-58 ин/16-16.
В соответствии с Типовым положением об образователь­ном учреждении среднего профессионального образования (сред­нем специальном учебном заведении), утвержденным постановле­нием Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г. № 1168, к основным видам учебных занятий наряду с другими от­несены лабораторные работы и практические занятия. Направлен­ные на экспериментальное подтверждение теоретических положе­ний и формирование учебных и профессиональных практических умений они составляют важную часть теоретической и профессио­нальной практической подготовки.
1.2 В процессе лабораторной работы или практического заня­тия как видов учебных занятий студенты выполняют одну или не­сколько лабораторных работ (заданий), одну или несколько прак­тических работ (заданий) под руководством преподавателя в соот­ветствии с изучаемым содержанием учебного материала.
1.3 Выполнение студентами лабораторных работ и практиче­ских занятий направлено на:
- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полу­ченных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин математического и общего естественнонаучного, обще профессионального и специального циклов;
- формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
- развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов:
аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;
- выработку при решении поставленных задач таких профес­сионально значимых качеств, как самостоятельность, ответствен­ность, точность, творческая инициатива.
1.4 Дисциплины, по которым планируются лабораторные ра­боты и практические занятия и их объемы, определяются пример­ными и рабочими учебными планами.
1.5 При проведении лабораторных работ и практических заня­тий учебная группа согласно Государственным требованиям к ми­нимуму содержания и уровню подготовки выпускников (далее - Государственные требования) может делиться на подгруппы чис­ленностью не менее 8 человек.

2 Планирование лабораторных работ и практических занятий


2.1 При планировании состава и содержания лабораторных работ и практических занятий следует исходить их того, что лабора­торные работы и практические занятия имеют разные ведущие ди­дактические цели.
2.1.1 Ведущей дидактической целью лабораторных работ явля­ется экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, зависимостей), поэтому они занимают преимущественное место при изучении дисциплин мате­матического и общего естественнонаучного, общепрофессионально­го циклов и менее характерны для дисциплин специального цикла.
2.1.2 Ведущей дидактической целью практических занятий яв­ляется формирование практических умений - профессиональных (умений выполнять определенные действия, операции, необходи­мые в последующем в профессиональной деятельности) или учеб­ных (умений решать задачи по математике, физике, химии, инфор­матике и др.), необходимых в последующей учебной деятельности по общепрофессиональным и специальным дисциплинам; практи­ческие занятия занимают преимущественное место при изучении обшепрофессиональных и специальных дисциплин.
Состав и содержание практических занятий должно быть на­правлено на реализацию Государственных требований.
2.2 По таким дисциплинам, как Физическая культура, Ино­странный язык, Инженерная графика, дисциплинам с применением ПЭВМ, все учебные занятия или большинство из них проводятся как практические, поскольку содержание дисциплин направлено в основном на формирование практических умений и их совершенст­вование.
2.3 В соответствии с ведущей дидактической целью содержа­нием лабораторных работ могут быть экспериментальная проверка формул, методик расчета, установление и подтверждение законо­мерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов,
установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение развития явлений, процессов и др.
2.3.1 При выборе содержания и объема лабораторных работ следует исходить из сложности учебного материала для усвоения, из внутри предметных и меж предметных связей, из значимости изучае­мых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности, из того, какое место занимает конкретная работа в совокупности лабораторных работ и их значимости для формирова­ния целостного представления о содержании учебной дисциплины.
2.3.2 При планировании лабораторных работ следует учиты­вать, что наряду с ведущей дидактической целью - подтверждением теоретических положений - в ходе выполнения заданий у студентов формируются практические умения и навыки обращения с различ­ными приборами, установками, лабораторным оборудованием, ап­паратурой, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (на­блюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).
2.4 В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий являются решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуа­ций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т. п.), выполнение вычислений, расчетов, чертежей, работа с измерительными прибо­рами, оборудованием, аппаратурой, работа с нормативными доку­ментами, инструктивными материалами, справочниками, составле­ние проектной, плановой и другой технической и специальной до­кументации и др.
2.4.1 При разработке содержания практических занятий следу­ет учитывать, чтобы в совокупности по учебной дисциплине они охватывали весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина, а в совокупности по всем учебным дисциплинам охватывали всю профессиональную деятельность, к которой готовится специалист.
2.4.2 На практических занятиях студенты овладевают первона­чальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе курсо­вого проектирования и технологической и преддипломной произ­водственной (профессиональной) практики.
Наряду с формированием умений и навыков в процессе прак­тических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способ­ность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.
2.5 Содержание лабораторных работ и практических занятий фиксируется в примерных и рабочих учебных программах дисцип­лин в разделе "Содержание учебной дисциплины".
2.6 Состав заданий для лабораторной работы или практиче­ского занятия должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отве­денное время они могли быть выполнены качественно большинст­вом студентов. Количество часов, отводимых на лабораторные рабо­ты и практические занятия, фиксируется в тематических планах примерных и рабочих учебных программ.
2.7 Перечень лабораторных работ и практических занятий в рабочих программах дисциплины, а также количество часов на их проведение могут отличаться от рекомендованных примерной про­граммой, но при этом должны формировать уровень подготовки выпускника, определенный Государственными требованиями по соответствующей специальности, а также дополнительными требо­ваниями к уровню подготовки студента, установленными самими образовательными учреждениями.

3 Организация и проведение лабораторных работ и практических занятий


3.1 Лабораторная работа как вид учебного занятия должна проводиться в специально оборудованных учебных лабораториях. Продолжительность - не менее двух академических часов. Необхо­димыми структурными элементами лабораторной работы, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также организация обсуждения итогов выполнения лабораторной работы.
3.2 Практическое занятие должно проводиться в учебных ка­бинетах или специально оборудованных помещениях (площадках, полигонах и т. п.). Продолжительность занятия не менее двух ака­демических часов. Необходимыми структурными элементами прак­тического занятия, помимо самостоятельной деятельности студен­тов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студен­тами запланированными умениями.
3.3 Выполнению лабораторных работ и практических занятий предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готов­ности к выполнению задания.
3.4 По каждой лабораторной работе и практическому занятию образовательным учреждением должны быть разработаны и утвер­ждены методические указания по их проведению.
3.5 Лабораторные работы и практические занятия могут но­сить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструк­циями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основ­ные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых дейст­вий, и требуют от студентов самостоятельного подбора оборудова­ния, выбора способов выполнения работы в инструктивной и спра­вочной литературе и др.
Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
При планировании лабораторных работ и практических заня­тий необходимо находить оптимальное соотношение репродуктив­ных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности.
3.6 Формы организации студентов на лабораторных работах и практических занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная.
При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу.
При групповой форме организации занятий одна и та же рабо­та выполняется бригадами по 2 - 5 человек.
При индивидуальной форме организации занятий каждый сту­дент выполняет индивидуальное задание.
3.7 Для повышения эффективности проведения лабораторных работ и практических занятий рекомендуется: разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопровож­дающихся методическими указаниями, применительно к конкрет­ным специальностям;
разработка заданий для автоматизированного тестового кон­троля за подготовленностью студентов к лабораторным работам или практическим занятиям;
подчинение методики проведения лабораторных работ и прак­тических занятий ведущим дидактическим целям с соответствую­щими установками для студентов;
использование в практике преподавания поисковых лаборатор­ных работ, построенных на проблемной основе;
применение коллективных и групповых форм работы, макси­мальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ;
проведение лабораторных работ и практических занятий на по­вышенном уровне трудности с включением в них заданий, связан­ных с выбором студентами условий выполнения работы, конкрети­зацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудова­ния;
подбор дополнительных задач и заданий для студентов, рабо­тающих в более быстром темпе, для эффективного использования времени, отводимого на лабораторные работы и практические за­нятия.

4 Оформление лабораторных работ и практических занятий


4.1 Структура оформления лабораторных работ и практических занятий по дисциплине определяется предметными цикловыми комиссиями.
4.2 Оценки за выполнение лабораторных работ и практических занятий могут выставляться по пятибалльной системе или в форме зачета и учитываться как показатели текущей успеваемости студен­тов
.
скачать


Смотрите также:
Рекомендации по планированию, организации и проведению лабораторных и практических занятий
75.25kb.
Инструкция 05 по охране труда при проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии (иш- 05 2010) Основание
56.71kb.
Рекомендации по организации и выполнению лабораторных и практических работ
72.24kb.
Методические рекомендации по проведению практических занятий и самостоятельных работ по дисциплине «Экономические и правовые основы производственной деятельности»
360.7kb.
Методические рекомендации по организации и проведению занятий
415.08kb.
Методические рекомендации по организации и проведению областного конкурса практических природоохранных проектов
133.53kb.
Методические рекомендации по организации и проведению внеклассных воспитательных мероприятий в группе продленного дня
55.81kb.
Положение о планировании, организации и проведении лабораторных работ и практических занятий
99.81kb.
Учебно-методическое пособие по организации и проведению практических занятий оздоровительной направленности Тема: профилактика нарушения осанки, плоскостопия заборов Вадим Геннадьевич
107.32kb.
Класс Темы лабораторных или практических работ
77.34kb.
Теория вероятностей и математическая статистика методические указания к проведению практических занятий
482.33kb.
Пояснительная записка Статус документа
112.53kb.