Главная стр 1
скачать
Рекомендации родителям об особенностях развития памяти и внимания

младшего школьника
В младших классах ученики запоминают большое по объему количество материала, а потом его воспроизводят. Не владея приемами запоминания, они стремятся к механическому запоминанию, что вызывает большие трудности. Поэтому необходимо научить их рациональным приемам запоминания, В этом случае нужно, с одной стороны, учить ребенка приемам осмысленного запоминания, разделяя учебный материал на смысловые единицы, группировать по смыслу, сопоставлять его и т.д. С другой, стороны формировать приемы воспроизведения, распределенного во времени, а также приемы самоконтроля за результатами запоминания.

Овладев приемами, способами запоминания учение школьника становится осмысленным, а его деятельность произвольной, управляемой.

Важный прием запоминания – деление текста на смысловые части, составление плана. Обычно такая работа вызывает у учеников больше затруднения. Они не могут выделить существенное, главное в каждом отрывке, а если и прибегают к делению, то только механически разделяя запоминаемый материал с целью более легкого заучивания меньших по величине кусков текста. Особенно трудно им делить текст на смысловые части по памяти, и делают это они лучше, когда непосредственно воспринимают текст. Поэтому работа по расчленению текста должна начинаться с того момента, когда ученики в устной форме передают содержание картины, рассказа. Составление плана позволяет им осмыслить последовательность и взаимосвязь изучаемого (это может быть план литературного произведения или арифметической задачи, сложной по содержанию), запомнить эту логическую последовательность и соответственно воспроизвести.

Учить ребенка надо и другим способам запоминания, таким как сопоставление и соотнесение. Соотносится обычно то, что уже хорошо известно. Научившись запоминать и соотносить запоминаемый материал с использованием внешних средств (картин предметов), ученик учится этим приемам и во внутреннем плане, находя сходство и различие между старым и новым материалом и т.д.

Воспроизведение заученного учебного материала для младшего школьника задача трудная оно требует от него умения ставить цель, включать процессы мышления и осуществлять самоконтроль.

К третьему классу развивается потребность в самоконтроле при любом заучивании и совершенствуется мыслительная деятельность ученика: учебный материал обрабатывается в процессе мышления (обобщение, систематизация), что позволяет школьнику более связно воспроизводить его содержание. К третьему классу продуктивность памяти интенсивно развивается на основе произвольного запоминания. Но оба вида памяти (непроизвольная и произвольная) развиваются вместе и взаимосвязаны.

Давайте коротко подведем итог: что же делать для совершенствования памяти?

Прежде всего, необходимо учить смысловому запоминанию учебного материала. Использовать рациональные способы запоминания - связать мышление с памятью и осуществлять интеллектуальную работу по осмыслению текстов.



Этому способствует:

  • активная деятельность;

  • деление текста на смысловые части;

  • придумывание заголовков, составление планов;

  • прослеживание основных смысловых линий;

  • выделение смысловых опорных пунктов слов, моделирование;

  • возвращение к уже прочитанным частям текста для уточнения их содержания;

  • мысленное припоминание прочитанной части и воспроизведение в слух.

В результате учебный материал понимается, связывается со старым и включается в общую систему знаний.

Среди психических процессов внимание занимает особое место. Оно всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленность личности.

Материал представлен педагогом-психологом

Регионального социопсихологического центра



в МБУ лицее № 19 Центрального района г.о. Тольятти

Зубрихиной Н.С.
скачать


Смотрите также:
Рекомендации родителям об особенностях развития памяти и внимания младшего школьника
27.91kb.
Развитие внимания и памяти школьника. Цель
33.06kb.
Сценарий родительского собрания Цели и задачи: • дать родителям информацию об обучении ребенка планированию своих действий
57.39kb.
Самосознание и образ «Я» младшего школьника
72.52kb.
Личность и познавательная деятельность младшего школьника. Особенности личности младшего школьника и ее потребностей
97.57kb.
2. Психолого-педагогические причины неуспеваемости младшего школьника
183.11kb.
Сценарий родительского собрания «Развитие внимания младшего школьника»
67.76kb.
Тематика родительских всеобучей 2012-2013 учебный год
22.67kb.
Родительского всеобуча мобу «сош №65» г. Оренбурга 2013-2014 учебный год. Дата
58.48kb.
Развитие памяти и внимания в речевой деятельности у детей с зпр и онр
23kb.
«Физическое развитие младшего школьника дома и в школе»
99.09kb.
2. Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка
50.03kb.