Главная стр 1
скачать
Республиканская научно-практическая конференция

«Трансформация образования в условиях информационного общества»


Использование средств информационных технологий во внеклассной работе как средства формирования познавательной активности учащихся

Филиппова Антонина Тогоянична,

учитель математики МОУ «Болугурская СОШ»

Амгинского района Республики Саха (Якутия)

Одним из путей повышения интереса к изучению школьных предметов является хорошо организованная внеклассная работа.

Внеклассная работа является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы с учащимися. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их дарований, расширяет кругозор, открывает большие возможности для раскрытия творческих способностей, является составной частью всего учебного процесса, естественным продолжением работы на уроке. Основные задачи внеклассной работы следующие: углублять и расширять знания и практические навыки учащихся; развивать логическое мышление, смекалку, вырабатывать интерес к предмету, вовлекать детей в занимательные занятия, а этим укреплять дисциплину, организованность и коллективизм.

Информационно-коммуникационные технологии на сегодняшний день являются наиболее актуальными. Это обусловлено тем, что информационные технологии находят все большее применение на практике, в том числе и в образовательном процессе. Их использование способствует повышению эффективности проведения внеклассных мероприятий, что, несомненно, важно в деятельности каждого педагога. Опыт применения ИКТ для подготовки и проведения  внеклассных мероприятий  по математике способствует решению многих задач, стоящих перед школой, оказывает влияние на повышение мотивации обучения, формирует коммуникативные навыки учащихся. В отличие от урока внеклассная работа носит характер развлечений, игр, соревнований. Для внеклассной работы учитель подбирает доступный материал повышенной трудности или материал, дополняющий изучение основного курса математики, но с учетом преемственности с классной работой. Например, в пятом классе после прохождения темы «Прямоугольный параллелепипед» провела одноименную мультимедийную игру, где есть такое задание «Сколько маленьких прямоугольных параллелепипедов можно уложить в большом прямоугольном параллелепипеде». При подаче заданий очень удобно использовать слайд-презентации созданные с помощью программы Power Point. Особенно интересны презентационные программы, составленные самим преподавателем. Информация, представленная на слайде в виде чертежа, иллюстрации, бесспорно более информативна за счет цветового выделения и анимации. Использование эффектов анимации позволяет сделать занятие динамичным, облегчает усвоение изучаемых вопросов. Появление или исчезновение необходимых учителю записей в нужное время, элементы интерактивности позволяют создавать познавательную ситуацию, в результате чего у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.

К внеклассным мероприятиям также относятся мероприятия с привлечением родителей. Выбор того, как часто проводить внеклассные работы учащихся совместно с родителями определяется планом работы учителей и сложившимися традициями. Так по плану классов проводим семейные олимпиады. На олимпиаду приглашаются учащиеся интересующиеся математикой и их родители. Мероприятие сопровождается красочной презентацией. Применяя мультимедийные технологии можно наблюдать удивление и острый интерес учащихся и их родителей.

В нашей школе в рамках недели предметов естественно-математического цикла ежегодно проводятся внеклассные мероприятия, в которых также приглашаются родители. Для учащихся и родителей 9-11 классов проводим игру «Интеллектуальная семья», на основу которой взята телевизионная игра «Своя игра», задания содержат вопросы из математики, физики, биологии, химии и географии. Содержание игры из года в год меняется, т.к. при использовании одного и того же материала, может наблюдаться некоторое однообразие в заданиях. В этом году задания разделены по темам: «Космонавтика» – 2011 год в России объявлен годом космонавтики, «Амгинский улус» - в этом году отмечается 100-летие образования улуса, «Лес» - 2011 год объявлен Генеральной ассамблеей ООН Международным Годом леса, «Химия» - 2011 год ЮНЕСКО объявил годом химии. Игра сопровождается презентацией с гипертекстовой ссылкой. Внедрение компьютерных технологий становится неотъемлемой частью мероприятий, что способствует совершенствованию межпредметных связей.

Также в рамках предметной недели для учащихся 5-8 классов и их родителей проводятся викторины, в этом году провели on-line игру-викторину. Викторина была посвящена историю улуса. Разнообразная подача материала эмоционально воздействует на учащихся. Дополнительные сведения познавательного характера способствуют активности учащихся, что, на мой взгляд, является решением основной проблемы в получении качественных знаний.

Одним из основных задач учителя в проведении внеклассной работы является приучение учащихся пользованию ресурсами сети Интернет. В последнее время появляются все больше интернет конкурсов. По математике учащиеся 5-8 классов участвуют в интернет-олимпиаде «Меташкола». Эту систему выбрали потому, что здесь можно участвовать бесплатно. Организаторы интернет-олимпиады за учебный год проводят три олимпиады.

Применение современных технологий в образовательном процессе требует от преподавателя овладения совершенно другими инструментами обучения. Для успешной работы, ученик должен будет быть более самостоятельным, а основная задача преподавателя – научиться создавать интерактивные курсы. Для подготовки к ЕГЭ и ГИА учащимся предлагаем выполнять on-line и of-line тесты, сайтов образовательных порталов: vschol.ru, mathege.ru, uztest.ru, edu.ru.

Между учебно - воспитательной работой, проводимой на уроках, и внеклассной работой существует тесная взаимосвязь: учебные занятия, развивая у учащихся интерес к знаниям, содействуют развертыванию внеклассной работы, и наоборот, внеклассные занятия, позволяющие углублять эти знания, повышают успеваемость учащихся и их интерес к учению. Однако внеклассная работа не должна дублировать учебную работу в классе, иначе она превратится в обычные дополнительные занятия.

Внедрение и использование в современной школе информационных, коммуникационных, мультимедийных технологий становится делом привычным, ни у кого не вызывающим сомнений в целесообразности и неизбежности этого процесса. Сейчас трудно найти школу, в которой нет компьютерного класса, все чаще используется компьютер на уроках и внеклассных мероприятиях. Компьютер уже завоевал прочные позиции в различных предметных областях образования. Трудно представить процесс обучения без ИКТ. Несомненно, что компьютерные технологии в процессе обучения являются доступным и интересным  средством для детей.

Можно сделать вывод, что использование средств ИКТ в организации и планировании внеклассной деятельности учебных заведений системы общего среднего образования позволяет достичь многих преимуществ, в числе которых:



  • более эффективное управление познавательной деятельностью школьников;

  • возможность принятия обоснованных и целесообразных мер, нацеленных на повышение результативности образования;

  • оперативный адресный доступ к организационной информации учебного заведения;

  • органическое единство учебной и внеурочной деятельности;

  • увлекательность всех внеурочных занятий;

  • вовлечение всех учащихся с учётом их интересов и способностей;

  • экономия материальных и человеческих ресурсов.

скачать


Смотрите также:
Республиканская научно-практическая конференция «Трансформация образования в условиях информационного общества»
55.31kb.
Viii республиканская научно практическая конференция учащихся начальных классов «Первые шаги» Номинация: Экология
104.39kb.
Влияние векторов развития информационного общества на управление образованием
76.99kb.
Республиканская научно-практическая конференция «Технические кадры как потенциал инновационного развития промышленности Якутии»
52.05kb.
Н. П. Огарева региональный учебный округ интеллектуальное будущее мордовии десятая республиканская научно-практическая конференция учащихся саранск 2010 программа
489.79kb.
Ix республиканская научно-практическая конференция имени Л. Н,Толстого Диплом 2 место
241.26kb.
Адаптация нсот рекомендации III общешкольной научно-практической конференции
69.94kb.
I республиканская научно-практическая конференция имени Г. Тукая Габдулла Тукай как переводчик
94.83kb.
Справка по итогам V научно-практической конференции «Апрельские чтения», 2010 год V региональная научно-практическая конференция «Апрельские чтения»
248.35kb.
Е. А. Некоторые вопросы совершенствования эколого-правового образования: специальная часть экологического права. Международная научно-практическая конференция "Экологическая безопасность: природа и общество", Санкт-Петербург, 2 04
69.03kb.
Заочная краевая научно-практическая конференция «Актуальные проблемы повышения читательской активности участников образовательного процесса»
19.4kb.
Новости научного школьного общества «Эврика» 4 апреля 2011 г
48.92kb.