Главная стр 1
скачать

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


им. Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО

Факультет социальных наук

кафедра социологии культуры и духовной жизни



Реферат


студентки 4 курса дневного отделения направления

социология – 521200

Калининой Ольги Владимировны


«Функции любви в процессе идентификации личности на примере работ Д. Фон Гильдебранда и Э. Фромма»



Нижний Новгород – 2004 г.


Содержание

Введение………………………………………………………………………………………

Глава 1. Д. Гильдебранд – «Метафизика любви»…………………………………………..

Глава 2. Э. Фромм – «Искусство любить»………………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………………………

Список использованной литературы………………………………………………………..

Введение



Слово "идентификация" происходит от лат. «identificare», что означает - отождествлять, наводить соответствие. Можно выделить три основных подхода в исследовании идентификации:

  1. Идентификация как способ взаимосвязи людей, в которой признается, что отождествление, равенство в чем-то и является основой этой взаимосвязи;

  2. Как способ наведения соответствия поведения личности нормам жизни социальных групп и особенностям господствующего типа культуры: среди остальных которых она выбирает близкое для себя;

  3. Как социокультурный процесс, служащий механизмом взаимодействия человека и культуры, личности и общества, в котором существуют различного рода противоречия и конфликты, разрешению которых и служит процесс идентификации.

Важно отметить, что категорию любви можно изучать через призму всех трёх подходов. Любовь – понятие многогранное, и может изучаться как на микро (любовь к конкретному человеку), так и на макро-уровнях (любовь к Богу). Любовь может также служить социокультурным механизмом, обеспечивающим взаимодействие человека и культуры, личности и общества.

Любовь – это эмоционально окрашенное отношение к определённому объекту, выражающееся в потребности идентификации с ним.

Любовь изначально есть форма социальной нужды, обусловленная публичной социальной зависимостью личности от родины, беззащитностью и бессилием в детстве, зависимостью друг от друга в семейной жизни, задавленностью крайней бедностью, внутренним оправданием которой становится чувство любви. С этой точки зрения любовь выполняет функцию своеобразной компенсация, которую человек получает за свое одиночество в мире и свою социальную ущербность. Следовательно, человек, чтобы сформировать свою духовную целостность, узнать мир как мир свой и понять самого себя, должен постоянно требовать любви, как это уже начинает делать ребенок.

В индивидуальной любви идентификации протекает через наращивание духовного содержания взаимосвязи людей, а не через их упрощение и поиск тождественных моментов. В любви органично соединены природное и социальное, материальное и духовное, сознательное и бессознательное, личное и публичное, общепринятое и уникальное, знакомое и таинственное. В любви человек рождается, любовью держится его интерес к жизни и умирает он с мыслью об ее исчезновении, с мечтой о бессмертии, которая тоже питается любовью к жизни, к близким людям. Любовь есть наиболее интенсивный и содержательный способ проявления жизнеутверждающих влечений человека, его страсть к самоутверждению, приковывающая его к жизни другого человека и к окружающему миру. Следовательно, в отношениях такого рода идентичность никогда не достигает своей завершенности, порождая все новые стадии и приобретая все новые средства идентификации.

Любовь, зарождаясь как форма удовлетворения сексуальной и социальной нужды, пронизывает и во многом порождает отношения человека с миром и с людьми. Так появляется любовь к истине, к справедливости, к труду, к Родине (патриотизм) и т. д., включая любовь к людям вообще (филантропию), любовь к Богу (благоговение) и к миру в целом (космическая любовь). Тем самым любовь выполняет функцию утверждения свободы человека, особым способом существования и развития культуры в целом. Иначе говоря, любовь является одним из фундаментальных духовных средств социокультурной идентификации, которое изобрело человечество в своем развитии.

В то же время любовь содержит в себе и процесс деидентификации. Любить нельзя заставить, нельзя и запретить любить. Поэтому в любви проявляется не только человеческая целостность, но и его уникальность, незаменимость. Нельзя спутать предмет любви или чем-то заменить его. Любовь есть наиболее глубокое интимное чувство и переживание, присущее развитой, свободной личности, обладающей острым ощущением своего «Я» и «Я» другого, своего и чужого мира, пониманием конечности своего бытия (смертности) и бесконечности бытия вообще. Любовь в этом смысле есть стремление преодолеть свою индивидуальную ограниченность, свою идентичность со всеми: социальную, духовую, временную. Следовательно, любовь есть отрицание социокультурной идентичности. Любовь всегда есть выход за пределы своего «Я», своего духовного мира, за пределы сложившихся в культуре границ идентификации. Этой позиции придерживался С. Франк, утверждая, что непостижимое чудо другого, второго «Я» наряду со мной самим осуществляется в феномене любви, поясняя, что в любви «я действительно вылезаю из своей собственной кожи», «мои глаза раскрываются через признающее усмотрение инаковости «другого», «ты» – и «ты» становится для меня «вторым я». При этом «любовь не ослепляет, а впервые делает нас зрячими, открывая нам «ты» как личность, которую мы не можем не любить благоговейно даже в самом преступном, извращенном, испорченном, озверелом человеке» .

Любовь как отрицание идентичности есть отдача, дар, жертва себя другому без всякой награды за это; есть самоотверженность как "растворение" себя в любимом. В этом даре человек ощущает свою силу, а не слабость, чувствует внутреннее богатство личности, нуждающейся в радости от своей душевной щедрости. Любовь – это духовное богатство и душевная щедрость. Высшая ценность – сам человек, поэтому дар себя другому (другим) – проявление наивысшего богатства личности. Если личность неразвита, духовно бедна, то она не может любить, так как нечего отдать – такой человек боится любить. С этой стороны любовь есть сила, побеждающая эгоизм, зависть, властолюбие, неуверенность в себе. В данном аспекте любовь имеет деятельный характер и включает в себя заботу о другом, отзывчивость к проблемам другого, уважение другого, признание другого в его индивидуальности.

В данной работе мы рассмотрим взгдяды Д. Гильдебранда и Э. Фромма – а именно то, как они понимают любовь, её функции в повседневной жизни, в социокультурном пространстве.
Дитрих Фон Гильдебранд – «Метафизика любви»
Любовь, согласно Гильдебранду, представляет собой особое ценностное отношение1. Удовольствие, даруемое такой любовью, целиком и полностью основано на ценности другого человека, так называемого объекта любви. Чтобы это было более понятно, Гильдебранд использует понятие "ценность сама по себе": "...это послание Бога, заключенное во всех сотворенных вещах...". В этой связи ценностный ответ - это отклик, ответ человека на ценность саму по себе. Существенным для такой любви является то, что любимый человек воспринимается как нечто прекрасное, драгоценное. Он значим для нас как высоко ценимая личность.

Сущность любви как ценностного ответа характеризуется полной отдачей себя другому, растворением в его жизни. Если посмотреть на определение понятия идентификация, данное З. Фрейдом (это психологический процесс, в ходе которого индивид ассимилирует какой-либо аспект, свойство или атрибут другого, в результате чего происходит частичная или полная трансформация его личности по образу и подобию другого), мы можем увидеть, что оно очень похоже на определение любви, данное Д. Гильдебрандом. Связь любви и идентификации очевидна.

Любовь по Гильдебранду обнаруживает себя в двух принципах или установках: на единение и на благожелательность. Первый принцип заключается в том, что одной из высших целей ценностного ответа является стремление к единению с объектом любви (идентификация себя с другим). Чтобы достичь этой цели, человек должен быть бескорыстным и самоотверженным в любви. Степени единения в любви могут быть разными: а) радостное проникновение моей любви в сердце любимого; б) взаимность, когда любимый человек отвечает мне любовью.

Установка на благожелательность знаменует "преодоление пропасти между нашим объективным благом и объективным благом для другого человека ". Как подчеркивает Гильдебранд, "любящий рассматривает все то, что происходит с любимым, не только с точки зрения ценности и объективности блага для себя самого, но и с точки зрения объективного блага для любимого". И здесь вновь проявляется трансцендентный характер любви: она знаменует "преодоление пропасти между нашим объективным благом и объективным благом для другого человека". И как выражение благожелательности любовь отличается от других типов ценностного ответа – уважения, почтения, восхищения. В любви благожелательность принципиальна. Она целостна, нелицеприятна и универсальна. Любовь знаменует дарение себя ("Я – твой") – полное отождествление, идентификацию себя с другим.


Благожелательность и единение и есть две высшие категории, с помощью которых и можно постигнуть любовь как сверхценностный ответ.

На протяжении всей «Метафизики любви» Гильдебранд раскрывает перед читателем свое понимание сущности любви. Он начинает с простой констатации необходимых качеств любви как отношения к другому человеку: преданность, восторг, счастье любви.
В любви другой интересен как личность в целом, кроме того, и сам любящий определяется к любимому целостно и исключительно. В целом, любовь как ценностный ответ можно охарактеризовать следующим образом:


  • она является наиболее эмоциональным из ценностных ответов;

  • она сверхрациональна;

  • она есть проявление внутренней свободы, (любя, человек обретает истинную свободу);

  • она благодатна;

  • она - установка на единение, которое есть «усиление трансценденции и самоотверженности любви».

Отсюда следует, что именно благодаря установке на единение (полную идентификацию себя с любимым человеком) любовь обнаруживает себя как СВЕРХценностный ответ, это значит, что «интерес» к любимому как таковому превосходит все другие ценностные ответы. Любимый теперь становится для любящего объективным благом, единственно возможным благом. В таком единении благо для любящего есть благо для любимого и наоборот.

Другой в любви ценен сам по себе и тематичен как личность. Отсюда следует, что любовь - это откровение другого. Любовь отличается от других ценностных ответов, тем, что она эмоциональна и безоценочна. Она дает возможность развивать значимость, благую значимость благого объекта. Любовь как сущность проявляется в следующем:

а) любимый человек служит источником счастья для любящего;

б) "интерес к любимому заходит так далеко, что последний благодаря своей ценности становится для нас объективным благом - и именно в узком смысле слова";

в) интерес к любимому как таковому превосходит все другие ценностные ответы".

Существенным для любой любви является то, что любимый человек воспринимается как нечто прекрасное, драгоценное, доступное любви. Если человек для меня лишь полезен, если я могу употребить его качества с пользой для себя, то в этом случае отсутствуют предпосылки любви. Необходимая для любой любви жертвенность – будь то родительская любовь, любовь детей к родителям, любовь к друзьям или супружеская любовь – с необходимостью предполагает, что близкий человек представляется нам чем-то чрезвычайно ценным, прекрасным – объективно достойным любви.

Характеристику любви как ценностного ответа Гильдебранд дополняет еще одной: в любви другой полностью тематичен как личность. Иными словами, другой интересен и привлекателен не тем, что приятен, обходителен, полезен, остроумен, знатен и т.п. В любимом интересна и привлекательна личность как таковая. И поэтому любовь – это откровение другого. В любви не реализуется потребность в другом человеке, хотя у большинства людей есть потребность в общении, в близком человеке. В любви эта потребность разрешается, но сама любовь не является выражением и продолжением этой потребности.

В целом Гильдебранд выделяет следующие признаки любви как ценностного ответа:

а) любовь – наиболее эмоциональный из ценностных ответов;

б) любовь – надактуальна: как отношение к другому человеку она безусловна, т.е. не зависит от преходящих обстоятельств, она сохраняет свою значимость и когда любимого нет перед глазами, и даже когда любимый уходит из жизни;

в) любовь выражается в восхищении;

г) любящий приносит себя в дар любимому;

д) любовь вовлекает любящего в жизнь любимого человека; любовь предполагает "ангажированность". В связи с этим Гильдебранд затрагивает важную проблему соотношения любви и свободы. Любовь есть проявление глубокой внутренней свободы. Но вместе с тем принесение себя в дар и вовлечение в жизнь любимого ставят любящего человека перед необходимостью осознанного самоопределения, идентификации. Человек признает и тем самым "санкционирует" собственную любовь. – Но любовь сильнее человека, – любовь сама по себе оказывается фактором долженствования;

е) любовь благодатна; она дарит человеку счастье или, по крайней мере, счастье непосредственно связано с любовью;

ж) всякая любовь стремится к взаимности.

На протяжении всего трактата Гильдебранд то и дело отсылает читателя к другой своей фундаментальной работе – "Христианская этика". Методологическая рамка выяснения сущности любви была задана Гильдебрандом в другой его работе "Что такое философия". Очевидно, что в работах Гильдебранда любовь не просто реабилитируется в качестве предмета философского анализа. Философия любви трансформируется в целостное учение о человеке, и любовь в нем предстает как сущностное выражение человека. В произведениях Гильдебранда философия любви вновь была поднята на ту теоретическую высоту, которая была задана Платоном. Однако вместе с тем, Гильдебранд и прерывает платоновскую традицию решения ряда проблем философии любви, оспаривая многие центральные ее постулаты. Можно сказать, с Гильдебранда начинается новая философия любви.



Э. Фромм – «Искусство любить»
Э. Фромм в ХХ веке создал учение об искусстве любить, которое выражается в том, что через деятельную любовь человек может реконструировать процесс своего духовного возрождения1.

В своей работе «Искусство любить» Э. Фромм рассуждает о любви как об исключительной способности человека, которая дается не так легко, как это кажется сначала.

Часто люди подменяют понятия «любить» и «быть любимым» и стремятся решить для себя вопрос как сделать, чтобы их любили. Каждый находит свой ответ на этот вопрос. Женщины тщательно следят за своей внешностью, мужчины добиваются власти и денег.

Для многих любовь сама по себе не представляет большой сложности, и основная проблема сводится к поиску объекта любви. То есть человека, чьи моральные и физические качества будут соответствовать существующему «привлекательному» образу, заданному временем. Причем немаловажное значение имеет и вероятность ответного интереса со стороны данного объекта. Т.е., «влюбляются друг в друга тогда, когда каждый из двоих чувствует, что нашел наилучший из имеющихся на рынке объектов с учетом своей собственной обменной ценности».

Любить значит, прежде всего, давать, а не брать. Давание – это высшее проявление силы. В каждом акте давания я осуществляю свою силу, свое богатство, свою власть. Человек дает любимому то, что есть в нем живого, он дает ему радость, свой интерес, свое понимание, свое знание, свой юмор, свою печаль – все переживания и все проявления того, что есть в нем живого. Этим даванием он обогащает другого человека, увеличивает его чувство жизнеспособности. Он дает не для того, чтобы брать; давание само по себе доставляет острое наслаждение. Но, давая, он не может не вызвать в другом человеке чего-то такого, что возвращается к нему обратно: истинно давая, он не может не брать то, что дается ему в ответ. В акте давания что-то рождается, и оба вовлеченных в этот акт человека благодарны жизни за то, что она рождает для них обоих.

Кроме элемента давания, любовь всегда предполагает определенный набор элементов, общих для всех форм любви. Это забота, ответственность, уважение и знание. Забота проявляется в активной заинтересованности в жизни и развитии того, кого мы любим. Уважение есть способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность. Это желание, чтобы любимый мною человек рос и развивался ради него самого, своим собственным путем, а не для того, чтобы служить мне. Уважение существует только на основе свободы, любовь – дитя свободы и никогда – господства.

Уважать человека, заботиться о нем, быть ответственным за него невозможно, не зная его. Есть много видов знания; знание, которое является элементом любви, не ограничивается поверхностным уровнем, а проникает в самую сущность. Любовь представляет собой активное проникновение в другого человека, знание обретается благодаря переживанию единства. Знание о том, чем человек жив и на что способен, невозможно получить благодаря мысли. В акте проникновения вглубь другого человека я нахожу и себя, я открываю нас обоих.

Чтобы овладеть искусством любви, необходимо следовать некоторым требованиям, прежде всего дис­циплины. «Едва ли нужно доказывать, что сосредото­ченность составляет необходимое условие для овладения искусством». Еще одно условие овладения людьми искус­ством — терпение. Последним условием обучения всякому ис­кусству является искренняя заинтересованность в обретении мастерства, те качества, которые имеют особое значение для способности любить.

Главное условие в достижении любви состав­ляет преодоление собственного нарциссизма. Полюс, противопо­ложный нарциссизму,— это объективность; она представляет собой способность видеть людей и вещи как они есть, а также способность отде­лять эту объективную картину от иллюзии, сформированной собственными желаниями или страхами человека.

Способность любить зависит от умения осво­бодиться от нарциссизма, от нашего желания расти, развивать созида­тельную ориентацию в наших отношениях к ми­ру и к самим себе. Этот процесс освобождения, рождения, пробуждения требует одного качест­ва, являющегося необходимым условием: веры. Практика любви требует практики веры.

Что такое вера? Рацио­нальная вера,— это убежденность, которая имеет своим источником наш собствен­ный опыт, мысли и чувства. Рациональная вера — не верование во что-то, а определен­ность и стойкость, которые свойственны нашим убеждениям. Вера — это черта характера, про­низывающая всю личность, а не какая-то особая вера во что-то. Только человек, который имеет веру в себя, способен верить в других, потому что он убежден, что в будущем останется таким же, каким он является и сегодня, а, следовательно, будет чувствовать и действовать так, как и те­перь.

Вера в себя — это условие нашей способ­ности обещать, и поскольку, как говорил Ниц­ше, человека можно определить по его способ­ности обещать, то вера является одним из усло­вий человеческого существования. Что ка­сается любви, то здесь имеет значение ве­ра в собственную любовь, в ее возможность воз­буждать любовь в другом человеке и в ее посто­янство. В сфере человеческих отношений вера явля­ется непременной чертой всякой серьезной дружбы или любви. «Иметь веру» в другого че­ловека — значит быть уверенным в надежности и неизменности его фундаментальных устано­вок, самой сути его личности, его любви. Лю­бить — значит довериться, отдаться полностью в надежде, что твоя любовь возбудит ответное чувство в любимом человеке. Любовь — акт ве­ры; кто имеет мало веры, тот имеет и мало люб­ви.

Одну установку, крайне необходимую для совершенствования искусства любить, нужно рас­смотреть внимательнее, так как она является ос­новной. Это активность - она означает не делание чего-то, а внутреннюю мо­бильность, созидательное использование своих сил. Если человек любит, то он находится в состоянии постоянного активного интереса к любимому че­ловеку. Но не только к нему или к ней. Человек не сможет активно любить, если он ленив, если не испы­тывает постоянного самосознания, бодрости, деятельности. Сон должен стать единственной ситуацией, допускающей бездеятельность. Иллю­зия — считать, что можно разграничить жизнь таким способом, что она будет созидательной в области любви и бездеятельной в остальных сферах.

Рассмотрение искусства любить нераз­рывно связано с социальной средой. Если иметь установку на любовь ко всему, если любовь — черта характера, она должна обязательно при­сутствовать в отношениях не только к своей семье и друзьям, но также и к тем, с кем человек вступает в контакт, например, в своей профес­сиональной деятельности. «Может ли человек иметь любовь? Будь это возможно, любовь должна была бы существо­вать в виде какой-либо вещи, субстанции, которой человек может владеть и обладать как собственностью. Но дело в том, что такой вещи, как «любовь» не существует. «Любовь» — это абстракция; может быть, это какое-то неземное существо или богиня, хотя никому еще не удава­лось увидеть эту богиню воочию. В действитель­ности же существует лишь акт любви. Лю­бить — это форма продуктивной деятельности. Она предполагает проявление интереса и забо­ты, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения.

Заключение

Итак, мы рассмотрели две теории, касающиеся изучения феномена любви. Так какие же основные функции выполняет любовь в процессе идентификации личности?



Проанализировав работу «Метафизика любви» Д. Гильдебранда, можно сказать, что любовь:

  • делает человека бескорыстным и самоотверженным;

  • любя, человек обретает истинную свободу – делает человека свободным;

  • дарит ощущение счастья;

Таким образом, любовь позволяет человеку самореализоваться, она подпитывает его энергией, позволяет ему сохранить социальные связи с обществом, а, главное, делает человека добрее.

Изучая произведение Э. Фромма «Искусство любить», можно выделить следующие функции любви:

  • преодоление нарциссизма;

  • терпение;

  • желание расти, развивать созида­тельную ориентацию в отношениях к ми­ру и к самим себе;

  • мобилизация внутренних сил человека – активность;

  • усиление ощущения полноты жизни;

  • самообновляет и самообогащает человека;

Можно задаться вопросом: каким образом указанные функции связаны с процессом идентификации личности? Так, например, такое качество как терпение является одной из форм толерантности, наиболее значимая в механизме идентификации российского человека.

На эту сторону идентификации обратил внимание П. Сорокин, следуя за идеями Л. И. Петражицкого, для которого высшим идеалом общества представлялось достижение "совершенного социального характера, - совершенное господство действенной любви в человечестве". Такая "действенная любовь" для П. Сорокина есть не что иное, как терпение, "любовное смирение", отличаемое им от воздержания. Его суть он раскрывает таким образом: "Терпи обиды, ибо терпение есть великая добродетель, в этом терпении есть великая ценность и для него нужны великие способности. Не несопротивление, а именно терпение нужно и требуется, чтобы победить зло и уготовить царство Божие. Не пассивное воздержание, а любовное действенное терпение..."1.

Любовь – это не только как эмоция и не только отношение полов, а нечто большее: особый способ социокультурной взаимосвязи людей, в котором любимый человек (предмет) представляется как высшая и возвышающая собственное существование ценность.

Таким образом, любовь является способом взаимосвязи людей, служит особым механизмом взаимодействия человека и культуры, личности и общества, в котором существуют различного рода противоречия и конфликты, разрешению которых и служит процесс идентификации.

Список использованной литературы


  1. Гильдебранд, Д. Метафизика любви / Д. Фон Гильдебранд - СПб.: Издательство "Алетейя ТО "Ступени", 1999. - 628 с.

  2. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин - М., 1992. - С. 52-53

  3. Франк, С.Л. Сочинения / С.Л. Франк - М., 1990. - С. 374.

  4. Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм - М.: Республика , 1992. - 430 с.

  5. Фромм, Э. Искусство любить / Э. Фромм - М.: Республика , 1992. - 224 с.




Франк С. Л. Соч. М., 1990. С. 374.

1 См.: Дитрих фон Гильдебранд. Метафизика любви. СПб., 1999.

1 Фромм, Э. Искусство любить / Э. Фромм - М.: Республика , 1992.

1 Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 52-53

скачать


Смотрите также:
Реферат студентки 4 курса дневного отделения направления социология 521200 Калининой Ольги Владимировны
205.24kb.
Курсовая работа студента 3 курса дневного отделения направления социология-521200 Малахова Артема Олеговича
306.22kb.
Реферат по «Компьютерным информационным технологиям»
159kb.
Администрирование баз данных Реферат
325.04kb.
Реферат Выполнила студентка 1 курса дневного отделения Специальности "Менеджмент" Кмит Анастасия
249.83kb.
Планы семинарских занятий по первой части гражданского права для студентов дневного отделения
627.1kb.
Реферат по информатике студентки 1 курса группы эт волковой Ольги
358.23kb.
Реферат Студентки: Мальковой Александры Владимировны Владивосток 2010
172.95kb.
Контрольная работа по риторике Студентки 4 курса заочного отделения
263.27kb.
Реферат по предмету ''Зарубежная литература'' Студентки второго курса вечернего отделения Факультета журналистики мгу
179.2kb.
Практикум по курсу «Правоохранительные органы» Вариант 5 студентки 2 курса очно-заочного отделения 74-вп Усольцевой Н. Ю
294.48kb.
Вопросы по арбитражному процессу для студентов 5 курса дневного и заочного отделения юридического факультета ннгу
77.85kb.