скачать
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр дополнительного образования детей «Радиотехник»
Центрального района г.Красноярска
Утверждено решением методического совета МОУ ДОД ЦДОД «Радиотехник»
Протокол №______от__________
Председатель методического совета
_______________________________
|
«Согласовано»
директор МОУ ДОД
ЦДОД «Радиотехник»
_______________
Ю.Г. Позолотина
«___» __________2007 г.
|
дополнительная образовательная программа
научно-технической направленности
среднего (полного) общего образования
по фотосъёмке «Объект в объективе».
Возраст детей: от 12 до 18 лет
Срок реализации: 2 года
Авторы-составители
педагоги дополнительного образования:
Антонов Юрий Александрович,
Давыдов Кирилл Сергеевич,
Красноярск
2007
Пояснительная записка
Фотография как вид творческой деятельности предполагает, а следовательно, формирует такие важные для современного человека качества, как терпение, настойчивость, аналитическое мышление, эстетизм. Работа с визуальными образами — как с точки зрения эстетической нормы, так и с точки зрения вычленения красивого образа из действительности и специального оформления его для зрителей — помогает ребёнку стать духовно богатым и внутренне развитым, формирует индивидуальность, свой собственный стиль мышления и действования.
Фото-мастерство помогает формированию личности, прежде всего, именно в плане определения собственного художественного стиля, который потом существует с человеком на протяжении всей жизни. Сюда входит и умение одеваться, красиво себя подавать, и умение определённым образом воспринимать окружающий мир и действовать в нём, будь то постоянное движение и действие или спокойный позитивный настрой. Увидеть необычное в обычном, схватить главное, определить композицию так, чтобы один-единственный кадр создал представление о самом важном в данном образе, — всё это фотография.
Способность к этому, в свою очередь, становится основой для формирования у ребёнка желания и способности оформлять для самого себя и предъявлять вовне собственную жизненную позицию и шире — видение мира.
В основу настоящей программы по фотосъёмке «Объект в объективе» положено полихудожественное развитие школьника, формирование у него умения видеть удивительное в обычном, знания законов художественного творчества, способности применять их на практике.
Цель программы — формирование учеником собственного авторского стиля в отображении окружающей действительности через художественную фотографию. Реализация этой цели, соответственно, предполагает овладение учеником основами технологии фото-съёмки, получение им базовых профессиональных навыков в этой области.
Задачи:
Обеспечить знание:
-
Техники безопасности при работе с фотокамерой.
-
Технологии фотосъёмки.
Дать представление:
-
О современных способах обработки фотографии.
-
О существующих жанрах фотоискусства и их возможностях.
Предоставить возможность:
-
Практической работы с фотокамерой;
-
Знакомства с работами мастеров фотосъёмки и обсуждения этих работ, а также собственных проб с экспертами.
Программа «Объект в объективе» является модифицированной и предназначена для средних и старших школьников; предполагает работу группы от 10 до 15 человек в возрасте от 12 до 18 лет в течение двух учебных лет, общая длительность программы за два года составляет –169 часа.
Программа первого года обучения включает в себя четыре модуля. Прохождение отдельных модулей, без прохождения всей программы, возможно при наличии документа о прохождении специализированных курсов по данной технологии в других образовательных учреждениях, или при условии решения преподавателя о достаточной компетентности ученика по результатам индивидуального собеседования. На основе итогового зачета выдается сертификат Центра установленного образца.
Занятия делятся на практические – техническое освоение материала, работу с сюжетом, работу с техникой, и теоретические – лекционный материал, просмотр фотопроектов, их комментирование, диалог с учащимися; но могут проводиться интегрировано, включая освещение теоретических основ и организацию практического применения полученных знаний «здесь и сейчас».
Теоретические и практические групповые занятия проводятся по 2 академических часа 1 раз в неделю по 45 минут с 10-минутным перерывом каждые 45 минут. Дополнительно в программу включены фотокроссы общей продолжительностью 16 академических часа по 45 минут Помимо этого программа предусматривает по 1 академическому часу по 45 минут еженедельно индивидуальных консультаций. График консультаций согласуется преподавателем с каждым конкретным учеником.
Продолжительность программы – 67 часов, включая 17 часов индивидуальных консультаций.
Отдельные модули программы могут быть реализованы в ходе культурно-образовательных и социальных проектов Центра «Радиотехник», а также сезонных тематических погружений и интенсивных школ, в зависимости от уровня, возможностей и пожеланий учащихся
Программа второго года обучения направлена на выработку авторского стиля автора или группы авторов, для чего все занятия посвящаются практике и повторяют реальный производственный процесс. Программа второго года обучения включает в себя проектировочные и технологические занятия. Содержательным наполнением становятся авторские идеи учащихся, выбранные темы российских и зарубежных фотоконкурсов и фестивалей. Группа второго года обучения носит название «Фото-дизайн-лаборатория». На основе итогового зачета выдается сертификат Центра установленного образца.
Занятия проводятся по 2 академических часа 1 раз в неделю по 45 минут с 10-минутным перерывом каждые 45 минут. Дополнительно в программу включены фотокроссы общей продолжительностью 34 академических часа по 45 минут. Продолжительность программы второго года обучения – 102 часа, включая 34 часа индивидуальных консультации.
Предполагаемый результат
По окончании обучения ученики должны знать:
-
Основные принципы и особенности художественной фотографии как вида художественного творчества.
-
Возможности фото-искусства в плане отображения действительности, решения творческих задач.
-
Историю фотографии, классификацию фототехники.
-
Устройство фотоаппарата. Принципы и особенности работы современной фотокамеры и её составных частей.
-
Аксессуары, необходимые для удобства фотосъёмки и ухода за камерой.
-
Классификацию плёнок для фотокамер.
-
Цифровые форматы хранения фотографий.
-
Особенности использования искусственного и естественного света при фото-съёмке.
-
Определение и свойства фильтров.
-
Современные жанры фото-мастерства.
-
Особенности композиционного построения фотографии.
-
Особенности съёмки в разных погодных и природных условиях.
-
Особенности съёмки диких и домашних животных.
-
Особенности портретного снимка.
-
Способы создания предметной композиции.
-
Способы грамотного построения кадра ночью или на закате, при съёмке луны, отражения, высокого здания, фейерверка, людей в движении.
-
Варианты хранения фотографий и создания каталогов.
-
Структуру информационной карты проекта, требования к проведению PR-акций.
По окончанию обучения ученики должны уметь:
-
Оформлять свой авторский замысел в области художественной фотографии и адекватно подбирать материал и выразительные средства для воплощения этого замысла.
-
Соотносить творческую задачу, стоящую перед тобой, и художественные средства, необходимые для её решения.
-
Верифицировать фототехнику для определенного вида работы.
-
Правильно включать фотоаппарат, делать снимок, пользоваться диафрагмой.
-
Правильно заправлять и вынимать плёнку.
-
Переводить изображения из одного формата в другой.
-
Пользоваться зум-объективами.
-
Пользоваться автоматическими программами и устанавливать свои настройки.
-
Пользоваться основными устройствами искусственного света при съёмке.
-
Пользоваться штативом, ухаживать за фотокамерой.
-
Работать в основных жанрах современной художественной фотографии.
-
Подбирать цвета, видеть ритм, определять центр, строить композицию.
-
Фотографировать воду, солнце, дождь и людей при ветре, дожде и ярком солнце.
-
Делать снимки при движении.
-
Находить верный ракурс при съёмке животного.
-
Фотографировать людей спонтанно и делать постановочные портреты.
-
Создавать предметные композиции и делать фотографии-натюрморты.
-
Фотографировать происходящее при различных условиях и обстоятельствах жизни.
-
Удалять царапины, корректировать явления «шума» и «красных глаз», регулировать цветность и контраст.
-
Красиво и эстетически уместно оформлять свои снимки.
-
Разрабатывать, готовить к презентации и защищать собственный проект.
Формы подведения итогов:
-
Зачет в конце учебного года в формате презентации работ для родителей, друзей, гостей с открытой экспертизой мастеров и вручением сертификата Центра установленного образца.
-
Участие в выставках, конкурсах, фестивалях.
Условия, необходимые для реализации программы
Для эффективной организации образовательного процесса в группе необходимо:
— наличие не менее 5 фотоаппаратов на учебную группу;
— наличие не менее 5 компьютеров на учебную группу.
При организации индивидуальной работы:
— обустроенное рабочее место ученика;
— возможность индивидуального использования компьютера для каждого ученика.
Учебный план
Первый год обучения
|
Наименование модуля
|
Количество часов
|
всего
|
т
|
п
|
1.
|
Фототехника
|
6 часов
|
4 часа
|
2 часа
|
2.
|
Искусство фотографии
|
6 часа
|
3 часов
|
3часов
|
3.
|
Технические и творческие приемы фотосъемки
|
14 часов
|
7 часов
|
7 часов
|
4.
|
Подготовка и демонстрация фотоматериала
|
4 часов
|
2 часов
|
2 часов
|
5.
|
Зачётный проект
|
4 часов
|
0 часов
|
4 часов
|
|
Итого:
|
34 часа
|
16 часов
|
18 часов
|
|
Индивидуальные консультации
|
17 часов
|
|
|
|
Фотокроссы
|
16 часов
|
|
|
|
Общее количество часов:
|
67 часов
|
|
|
Второй год обучения
|
Наименование
|
Количество часов
|
всего
|
т
|
П
|
-
|
Проектировочные семинары
|
34
|
34
|
0
|
-
|
Технологические семинары.
|
32
|
0
|
32
|
-
|
Зачет
|
2
|
0
|
2
|
|
Итого:
|
68 часов
|
34
|
34
|
|
Фотокроссы
|
34 часа
|
|
|
|
Общее количество часов:
|
102 часов
|
|
|
Учебно-тематический план
Первый год обучения
Модуль
|
Тема
|
Краткое содержание
|
Часы
|
|
|
|
т
|
п
|
Модуль I
Фототехника
|
1. Развитие фотографии и типы фотокамер
|
Форматные камеры
Шкальные камеры
Дальномерные камеры
Зеркальные камеры
Любительские компакты
|
1
|
0
|
2. Устройство цифровой фотокамеры.
Форматы фотоизображений
|
Фото-сенсор (ПЗС матрица) Компактная ЦФК
Зеркальная ЦФК
Карты памяти
Фотоштатив
Монопод
Бленда
Спусковой тросик, таймер
Средства чистки и ухода за камерой
JPEG TIFF RAW
|
1
|
0
|
3. Устройство и особенности фотообъективов
|
Фокусное расстояние (широкоугольные, штатные, теле)
ГРИП
Дефекты изображения
Зум-объективы
|
1
|
0
|
4. Экспонометрия и программная автоматика
|
Выдержка
Диафрагма
Автоматические режимы Программа Р
Программа А
Программа S
Программа М
Экспопоправки
|
1
|
0
|
5. Источники света, фотовспышки
|
Заполняющий свет
Прямой свет
Рисующий свет
Скользящий (контурный) свет
Контровой свет
|
0
|
1
|
6. Светофильтры
|
Фильтры для ч/б фотографии Корректирующие фильтры Ультрафиолетовый фильтр
Поляризационные фильтры
Эффектные фильтры
|
0
|
1
|
Модуль II
Искусство
фотографии
|
1. Жанры фотографии (часть 1)
|
Пейзаж
Портрет
Натюрморт
|
1
|
1
|
2. Жанры фотографии (часть 2)
|
Репортаж
Очерк
Эксперимент
|
1
|
1
|
3. Композиционные
приемы фотографии
|
Формат
Центр
Пятно
Линия
Цвет
Диагональ
Ритм
|
1
|
1
|
Модуль III
Технические и
творческие
приемы
фотосъемки
|
1. Съемка пейзажей
|
Летний пейзаж
Зимний пейзаж
Пейзаж с водой
Съемка в горах
Вода
|
1
|
1
|
2. Съемка
животных
|
На природе
В зоопарках
Дома
|
1
|
1
|
3. Портретная
съемка
|
Жанровый портрет
Постановочный портрет
|
1
|
1
|
4. Натюрморт
|
Предметные композиции
Предметы на белом фоне
|
2
|
2
|
5. Варианты
фотосъёмки
|
Архитектурная съемка
Ночная фотосъемка
Ночной пейзаж
Закаты, восходы
Вода, отражения
Фейерверки
Спортивная съемка
Фоторепортаж
Съемка событий
|
2
|
2
|
Модуль IV
Подготовка и
демонстрация
фотоматериала
|
1. Печать
фотографий
Сканирование
Обработка
|
Яркость
Контрастность
Тоновая коррекция
Баланс белого
Цветокоррекция
Удаление царапин, пыли
Коррекция красных глаз
Коррекция шума
|
1
|
1
|
2. Оформление фотоснимка
|
Типы фотобумаг.
Паспарту.
Багет.
|
1
|
0
|
3. Хранение и каталогизация.
|
Правильное хранение.
Виды каталогизации.
|
0
|
1
|
Зачётный проект
|
1. Разработка собственного проекта
|
Выбор стиля, типа и жанра, в котором будет выполнен проект.
|
0
|
2
|
2. Собственный проект.
|
Самостоятельная работа.
|
0
|
2
|
Итого 16ч 18ч
Система отслеживания результатов по мере прохождения обучения
Первый год обучения
Модуль
|
Тема
|
Результаты
|
Должны знать
|
Должны уметь
|
Модуль I
Фототехника
|
1. Развитие
фотографии и типы
фотокамер
|
Историю фотографии, классификацию фототехники.
|
Верифицировать фототехнику для определенного вида работы.
|
2. Устройство
цифровой
фотокамеры
|
Принципы работы
современной
фотокамеры.
Аксессуары,
необходимые для
удобства фотосъёмки и
ухода за камерой.
|
Характеризовать
фотокамеру по
внешнему виду.
Пользоваться
штативом, ухаживать
за фотокамерой
|
Форматы
фотоизображений
|
Цифровые форматы
хранения фотографий.
|
Переводить
изображения из
одного формата в
другой.
|
3. Устройство и особенности фотообъективов
|
Принципы работы
объектива.
|
Пользоваться зум-
объективами.
|
4. Экспонометрия и
программная
автоматика
|
Автоматические и
программные настройки,
существующие в
современных
фотокамерах.
|
Пользоваться
автоматическими
программами и
устанавливать свои
настройки.
|
5. Источники света, фотовспышки
|
Особенности использования искусственного и естественного света при съёмке.
|
Пользоваться светом и вспышкой при съёмке.
|
6. Светофильтры
|
Определение и свойства
фильтров.
|
Использовать
светофильтры при
съёмке.
|
Модуль II
Искусство фотографии
|
1. Жанры фотографии (части 1-2)
|
Современные состояние основных жанров фотомастерства.
|
Работать в разных
жанрах.
|
2. Композиционные
приемы фотографии
|
Особенности
композиционного
построения фотографии.
|
Подбирать цвета,
видеть ритм,
определять центр,
строить композицию.
|
Модуль III
Технические и
творческие
приемы
фотосъемки
|
1. Съемка пейзажей
|
Особенности съёмки в
разных погодных и
природных условиях.
|
Фотографировать
воду, солнце, дождь и
людей при ветре,
дожде и ярком
солнце.
|
2. Съемка животных
|
Особенности съёмки
диких и домашних
животных.
|
Делать снимки при
движении, находить
верный ракурс при
съёмке животного.
|
3.Портретная съемка
|
Особенности
портретного снимка.
|
Фотографировать
людей спонтанно и
делать постановочные
портреты.
|
4. Натюрморт
|
Способы создания
предметной композиции.
|
Создавать предметные композиции и делать фотографии-натюрморты.
|
5. Варианты
фотосъёмки
|
Способы грамотного построения кадра ночью или на закате, при съёмке Луны, отражения, высокого здания, фейерверка, людей в движении.
|
Фотографировать при
различных условиях и
обстоятельствах
жизни.
|
Модуль IV
Подготовка и демонстрация фотоматериала
|
1. Печать фотографий
Сканирование Обработка
|
Способы обработки
фотографий.
|
Удалять царапины, корректировать явления «шума» и «красных глаз», регулировать цветность и контраст.
|
2. Оформление фотоснимка
|
Способы оформления снимка.
|
Оформлять свои снимки.
|
3. Хранение и каталогизация
|
Варианты хранения фотографий и создания каталогов.
|
Создавать каталоги, защищать фотографии и правильно их сохранять.
|
Зачётный проект
|
|
Структуру информационной карты проекта.
|
Разрабатывать, готовить к презентации и защищать собственный проект.
|
Список используемой литературы:
-
Айсманн К., Дугган III., Грей Т. Цифровая фотография: Искусство фотосъемки и обработки изображений. — ДиаСофт. 2005.
-
Гейлер М. Основы композиции и художественной фотосъёмки. — НТ-Пресс, 2005.
-
Мураховский В., Симонович С.. Секреты цифрового фото. — СПб, Питер, 2004.
-
Основы композиции и художественной фотосъёмки: Профессиональный подход к творчеству (пер. с англ. С. В. Корсакова). — М, 2005.
5. Фрост Ли. Ночная и вечерняя фотосъёмка. — Арт-Родник, 2005.
-
Фултон Д. Техника цифровой фотосъёмки и создания домашнего альбома в Photoshop Album. — HT-Пресс, 2005.
-
Хеджкоу Дж. Практическое руководство по фотосъёмке: портрет, пейзаж, архитектура и др. — М., 2004.
Список рекомендуемой литературы для учащихся
-
Кораблёв Д. Фотосъёмка. Универсальный самоучитель. Любое издание.
-
Мураховский В., Симонович С.. Секреты цифрового фото. — СПб, Питер, 2004
скачать