Главная стр 1
скачать
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей «Радиотехник»

Центрального района г.Красноярска


Утверждено решением методического совета МОУ ДОД ЦДОД «Радиотехник»

Протокол №______от__________

Председатель методического совета

_______________________________



«Согласовано»
директор МОУ ДОД

ЦДОД «Радиотехник»

_______________

Ю.Г. Позолотина

«___» __________2007 г.


дополнительная образовательная программа

научно-технической направленности

среднего (полного) общего образования

по фотосъёмке «Объект в объективе».

Возраст детей: от 12 до 18 лет

Срок реализации: 2 года

Авторы-составители

педагоги дополнительного образования:

Антонов Юрий Александрович,

Давыдов Кирилл Сергеевич,

Красноярск

2007

Пояснительная записка

Фотография как вид творческой деятельности предполагает, а следовательно, формирует такие важные для современного человека качества, как терпение, настойчивость, аналитическое мышление, эстетизм. Работа с визуальными образами — как с точки зрения эстетической нормы, так и с точки зрения вычленения красивого образа из действительности и специального оформления его для зрителей — помогает ребёнку стать духовно богатым и внутренне развитым, формирует индивидуальность, свой собственный стиль мышления и действования.

Фото-мастерство помогает формированию личности, прежде всего, именно в плане определения собственного художественного стиля, который потом существует с человеком на протяжении всей жизни. Сюда входит и умение одеваться, красиво себя подавать, и умение определённым образом воспринимать окружающий мир и действовать в нём, будь то постоянное движение и действие или спокойный позитивный настрой. Увидеть необычное в обычном, схватить главное, определить композицию так, чтобы один-единственный кадр создал представление о самом важном в данном образе, — всё это фотография.

Способность к этому, в свою очередь, становится основой для формирования у ребёнка желания и способности оформлять для самого себя и предъявлять вовне собственную жизненную позицию и шире — видение мира.



В основу настоящей программы по фотосъёмке «Объект в объективе» положено полихудожественное развитие школьника, формирование у него умения видеть удивительное в обычном, знания законов художественного творчества, способности применять их на практике.
Цель программы — формирование учеником собственного авторского стиля в отображении окружающей действительности через художественную фотографию. Реализация этой цели, соответственно, предполагает овладение учеником основами технологии фото-съёмки, получение им базовых профессиональных навыков в этой области.

Задачи:

Обеспечить знание:

  • Техники безопасности при работе с фотокамерой.

  • Технологии фотосъёмки.

Дать представление:

  • О современных способах обработки фотографии.

  • О существующих жанрах фотоискусства и их возможностях.

Предоставить возможность:

  • Практической работы с фотокамерой;

  • Знакомства с работами мастеров фотосъёмки и обсуждения этих работ, а также собственных проб с экспертами.

Программа «Объект в объективе» является модифицированной и предназначена для средних и старших школьников; предполагает работу группы от 10 до 15 человек в возрасте от 12 до 18 лет в течение двух учебных лет, общая длительность программы за два года составляет –169 часа.

Программа первого года обучения включает в себя четыре модуля. Прохождение отдельных модулей, без прохождения всей программы, возможно при наличии документа о прохождении специализированных курсов по данной технологии в других образовательных учреждениях, или при условии решения преподавателя о достаточной компетентности ученика по результатам индивидуального собеседования. На основе итогового зачета выдается сертификат Центра установленного образца.
Занятия делятся на практические – техническое освоение материала, работу с сюжетом, работу с техникой, и теоретические – лекционный материал, просмотр фотопроектов, их комментирование, диалог с учащимися; но могут проводиться интегрировано, включая освещение теоретических основ и организацию практического применения полученных знаний «здесь и сейчас».

Теоретические и практические групповые занятия проводятся по 2 академических часа 1 раз в неделю по 45 минут с 10-минутным перерывом каждые 45 минут. Дополнительно в программу включены фотокроссы общей продолжительностью 16 академических часа по 45 минут Помимо этого программа предусматривает по 1 академическому часу по 45 минут еженедельно индивидуальных консультаций. График консультаций согласуется преподавателем с каждым конкретным учеником.

Продолжительность программы – 67 часов, включая 17 часов индивидуальных консультаций.
Отдельные модули программы могут быть реализованы в ходе культурно-образовательных и социальных проектов Центра «Радиотехник», а также сезонных тематических погружений и интенсивных школ, в зависимости от уровня, возможностей и пожеланий учащихся
Программа второго года обучения направлена на выработку авторского стиля автора или группы авторов, для чего все занятия посвящаются практике и повторяют реальный производственный процесс. Программа второго года обучения включает в себя проектировочные и технологические занятия. Содержательным наполнением становятся авторские идеи учащихся, выбранные темы российских и зарубежных фотоконкурсов и фестивалей. Группа второго года обучения носит название «Фото-дизайн-лаборатория». На основе итогового зачета выдается сертификат Центра установленного образца.
Занятия проводятся по 2 академических часа 1 раз в неделю по 45 минут с 10-минутным перерывом каждые 45 минут. Дополнительно в программу включены фотокроссы общей продолжительностью 34 академических часа по 45 минут. Продолжительность программы второго года обучения – 102 часа, включая 34 часа индивидуальных консультации.
Предполагаемый результат

По окончании обучения ученики должны знать:

  • Основные принципы и особенности художественной фотографии как вида художественного творчества.

  • Возможности фото-искусства в плане отображения действительности, решения творческих задач.

  • Историю фотографии, классификацию фототехники.

  • Устройство фотоаппарата. Принципы и особенности работы современной фотокамеры и её составных частей.

  • Аксессуары, необходимые для удобства фотосъёмки и ухода за камерой.

  • Классификацию плёнок для фотокамер.

  • Цифровые форматы хранения фотографий.

  • Особенности использования искусственного и естественного света при фото-съёмке.

  • Определение и свойства фильтров.

  • Современные жанры фото-мастерства.

  • Особенности композиционного построения фотографии.

  • Особенности съёмки в разных погодных и природных условиях.

  • Особенности съёмки диких и домашних животных.

  • Особенности портретного снимка.

  • Способы создания предметной композиции.

  • Способы грамотного построения кадра ночью или на закате, при съёмке луны, отражения, высокого здания, фейерверка, людей в движении.

  • Варианты хранения фотографий и создания каталогов.

  • Структуру информационной карты проекта, требования к проведению PR-акций.

По окончанию обучения ученики должны уметь:

  • Оформлять свой авторский замысел в области художественной фотографии и адекватно подбирать материал и выразительные средства для воплощения этого замысла.

  • Соотносить творческую задачу, стоящую перед тобой, и художественные средства, необходимые для её решения.

  • Верифицировать фототехнику для определенного вида работы.

  • Правильно включать фотоаппарат, делать снимок, пользоваться диафрагмой.

  • Правильно заправлять и вынимать плёнку.

  • Переводить изображения из одного формата в другой.

  • Пользоваться зум-объективами.

  • Пользоваться автоматическими программами и устанавливать свои настройки.

  • Пользоваться основными устройствами искусственного света при съёмке.

  • Пользоваться штативом, ухаживать за фотокамерой.

  • Работать в основных жанрах современной художественной фотографии.

  • Подбирать цвета, видеть ритм, определять центр, строить композицию.

  • Фотографировать воду, солнце, дождь и людей при ветре, дожде и ярком солнце.

  • Делать снимки при движении.

  • Находить верный ракурс при съёмке животного.

  • Фотографировать людей спонтанно и делать постановочные портреты.

  • Создавать предметные композиции и делать фотографии-натюрморты.

  • Фотографировать происходящее при различных условиях и обстоятельствах жизни.

  • Удалять царапины, корректировать явления «шума» и «красных глаз», регулировать цветность и контраст.

  • Красиво и эстетически уместно оформлять свои снимки.

  • Разрабатывать, готовить к презентации и защищать собственный проект.


Формы подведения итогов:

    • Зачет в конце учебного года в формате презентации работ для родителей, друзей, гостей с открытой экспертизой мастеров и вручением сертификата Центра установленного образца.

    • Участие в выставках, конкурсах, фестивалях.


Условия, необходимые для реализации программы

Для эффективной организации образовательного процесса в группе необходимо:

— наличие не менее 5 фотоаппаратов на учебную группу;

— наличие не менее 5 компьютеров на учебную группу.

При организации индивидуальной работы:

— обустроенное рабочее место ученика;



— возможность индивидуального использования компьютера для каждого ученика.

Учебный план

Первый год обучения




Наименование модуля

Количество часов

всего

т

п

1.

Фототехника

6 часов

4 часа

2 часа

2.

Искусство фотографии

6 часа

3 часов

3часов

3.

Технические и творческие приемы фотосъемки

14 часов

7 часов

7 часов

4.

Подготовка и демонстрация фотоматериала

4 часов

2 часов

2 часов

5.

Зачётный проект

4 часов

0 часов

4 часов




Итого:

34 часа

16 часов

18 часов




Индивидуальные консультации

17 часов










Фотокроссы

16 часов










Общее количество часов:

67 часов








Второй год обучения




Наименование

Количество часов

всего

т

П



Проектировочные семинары

34

34

0



Технологические семинары.

32

0

32



Зачет

2

0

2




Итого:

68 часов

34

34




Фотокроссы

34 часа










Общее количество часов:

102 часов








Учебно-тематический план

Первый год обучения

Модуль

Тема

Краткое содержание

Часы







т

п

Модуль I

Фототехника

1. Развитие фотографии и типы фотокамер

Форматные камеры

Шкальные камеры

Дальномерные камеры

Зеркальные камеры

Любительские компакты


1

0

2. Устройство цифровой фотокамеры.

Форматы фотоизображений



Фото-сенсор (ПЗС матрица) Компактная ЦФК

Зеркальная ЦФК

Карты памяти

Фотоштатив

Монопод

Бленда


Спусковой тросик, таймер

Средства чистки и ухода за камерой

JPEG TIFF RAW


1

0

3. Устройство и особенности фотообъективов

Фокусное расстояние (широкоугольные, штатные, теле)

ГРИП


Дефекты изображения

Зум-объективы



1

0

4. Экспонометрия и программная автоматика

Выдержка

Диафрагма

Автоматические режимы Программа Р

Программа А

Программа S

Программа М

Экспопоправки


1

0

5. Источники света, фотовспышки

Заполняющий свет

Прямой свет

Рисующий свет

Скользящий (контурный) свет

Контровой свет


0

1

6. Светофильтры

Фильтры для ч/б фотографии Корректирующие фильтры Ультрафиолетовый фильтр

Поляризационные фильтры

Эффектные фильтры


0

1



Модуль II

Искусство

фотографии

1. Жанры фотографии (часть 1)

Пейзаж

Портрет


Натюрморт

1

1

2. Жанры фотографии (часть 2)

Репортаж

Очерк


Эксперимент

1

1

3. Композиционные

приемы фотографии



Формат

Центр


Пятно

Линия


Цвет

Диагональ

Ритм


1

1

Модуль III

Технические и

творческие

приемы

фотосъемки

1. Съемка пейзажей

Летний пейзаж

Зимний пейзаж

Пейзаж с водой

Съемка в горах

Вода


1

1

2. Съемка

животных


На природе

В зоопарках

Дома


1

1

3. Портретная

съемка


Жанровый портрет

Постановочный портрет



1

1

4. Натюрморт

Предметные композиции

Предметы на белом фоне



2

2

5. Варианты

фотосъёмки



Архитектурная съемка

Ночная фотосъемка

Ночной пейзаж

Закаты, восходы

Вода, отражения

Фейерверки

Спортивная съемка

Фоторепортаж

Съемка событий


2

2

Модуль IV

Подготовка и

демонстрация

фотоматериала

1. Печать

фотографий

Сканирование

Обработка



Яркость

Контрастность

Тоновая коррекция

Баланс белого

Цветокоррекция

Удаление царапин, пыли

Коррекция красных глаз

Коррекция шума



1

1

2. Оформление фотоснимка

Типы фотобумаг.

Паспарту.

Багет.


1

0

3. Хранение и каталогизация.

Правильное хранение.

Виды каталогизации.



0

1

Зачётный проект

1. Разработка собственного проекта

Выбор стиля, типа и жанра, в котором будет выполнен проект.

0

2

2. Собственный проект.

Самостоятельная работа.

0

2

Итого 16ч 18ч

Система отслеживания результатов по мере прохождения обучения

Первый год обучения

Модуль

Тема



Результаты

Должны знать

Должны уметь

Модуль I

Фототехника

1. Развитие

фотографии и типы

фотокамер


Историю фотографии, классификацию фототехники.

Верифицировать фототехнику для определенного вида работы.

2. Устройство

цифровой


фотокамеры

Принципы работы

современной

фотокамеры.

Аксессуары,

необходимые для

удобства фотосъёмки и

ухода за камерой.


Характеризовать

фотокамеру по

внешнему виду.
Пользоваться

штативом, ухаживать

за фотокамерой


Форматы

фотоизображений



Цифровые форматы

хранения фотографий.



Переводить

изображения из

одного формата в

другой.


3. Устройство и особенности фотообъективов

Принципы работы

объектива.



Пользоваться зум-

объективами.



4. Экспонометрия и

программная

автоматика


Автоматические и

программные настройки,

существующие в

современных

фотокамерах.


Пользоваться

автоматическими

программами и

устанавливать свои

настройки.


5. Источники света, фотовспышки

Особенности использования искусственного и естественного света при съёмке.

Пользоваться светом и вспышкой при съёмке.

6. Светофильтры

Определение и свойства

фильтров.



Использовать

светофильтры при

съёмке.


Модуль II

Искусство фотографии

1. Жанры фотографии (части 1-2)

Современные состояние основных жанров фотомастерства.

Работать в разных

жанрах.


2. Композиционные

приемы фотографии



Особенности

композиционного

построения фотографии.


Подбирать цвета,

видеть ритм,

определять центр,

строить композицию.



Модуль III

Технические и

творческие

приемы

фотосъемки

1. Съемка пейзажей

Особенности съёмки в

разных погодных и

природных условиях.


Фотографировать

воду, солнце, дождь и

людей при ветре,

дожде и ярком

солнце.


2. Съемка животных

Особенности съёмки

диких и домашних

животных.


Делать снимки при

движении, находить

верный ракурс при

съёмке животного.



3.Портретная съемка

Особенности

портретного снимка.



Фотографировать

людей спонтанно и

делать постановочные

портреты.



4. Натюрморт

Способы создания

предметной композиции.



Создавать предметные композиции и делать фотографии-натюрморты.

5. Варианты

фотосъёмки



Способы грамотного построения кадра ночью или на закате, при съёмке Луны, отражения, высокого здания, фейерверка, людей в движении.

Фотографировать при

различных условиях и

обстоятельствах

жизни.


Модуль IV

Подготовка и демонстрация фотоматериала


1. Печать фотографий

Сканирование Обработка



Способы обработки

фотографий.



Удалять царапины, корректировать явления «шума» и «красных глаз», регулировать цветность и контраст.

2. Оформление фотоснимка

Способы оформления снимка.

Оформлять свои снимки.

3. Хранение и каталогизация

Варианты хранения фотографий и создания каталогов.

Создавать каталоги, защищать фотографии и правильно их сохранять.

Зачётный проект




Структуру информационной карты проекта.

Разрабатывать, готовить к презентации и защищать собственный проект.



Список используемой литературы:

  1. Айсманн К., Дугган III., Грей Т. Цифровая фотография: Искусство фотосъемки и обработки изображений. — ДиаСофт. 2005.

  2. Гейлер М. Основы композиции и художественной фотосъёмки. — НТ-Пресс, 2005.

  1. Мураховский В., Симонович С.. Секреты цифрового фото. — СПб, Питер, 2004.

  1. Основы композиции и художественной фотосъёмки: Профессиональный подход к творчеству (пер. с англ. С. В. Корсакова). — М, 2005.

5. Фрост Ли. Ночная и вечерняя фотосъёмка. — Арт-Родник, 2005.

  1. Фултон Д. Техника цифровой фотосъёмки и создания домашнего альбома в Photoshop Album. — HT-Пресс, 2005.

  2. Хеджкоу Дж. Практическое руководство по фотосъёмке: портрет, пейзаж, архитектура и др. — М., 2004.

Список рекомендуемой литературы для учащихся

  1. Кораблёв Д. Фотосъёмка. Универсальный самоучитель. Любое издание.

  2. Мураховский В., Симонович С.. Секреты цифрового фото. — СПб, Питер, 2004

скачать


Смотрите также:
Решением методического совета моу дод цдод «Радиотехник»
215.15kb.
Решением методического совета моу дод цдод «Радиотехник»
203.45kb.
Решением педагогического совета моу дод дюсш г. Сорочинска В. А. Макарычев 20 г
1368.37kb.
Решением педагогического совета моу дод дюсш г. Сорочинска В. А. Макарычев 20 г
1253.51kb.
На общем собрании Трудового коллектива цдод
137.91kb.
Паспорт программы «Развитие мбоу дод цдод
433.08kb.
Органы управления
97.93kb.
Образовательная программа маоу дод «цдод
749.6kb.
Образовательная программа маоу дод «цдод «радуга» г. Перми пермь, 2013 г
621.56kb.
Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей
724.65kb.
Моу дод цдод мр «Горный район» Станция юных техников Проект: «Создание базы для развития трассового моделизма»
112.26kb.
Конкурсе «Голосуем всей семьей»
57.52kb.