Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр дополнительного образования детей «Радиотехник»
Центрального района г.Красноярска
Утверждено решением методического совета МОУ ДОД ЦДОД «Радиотехник»
Протокол №______от__________
Председатель методического совета
_______________________________
«Согласовано»
директор МОУ ДОД
ЦДОД «Радиотехник»
_______________
Ю.Г. Позолотина
«___» __________2007 г.
дополнительная образовательная программа
научно-технической направленности
среднего (полного) общего образования
по графическим редакторам «Графический дизайн».
Возраст детей: от 12 до 18 лет
Срок реализации: 2 года
Авторы-составители
педагоги дополнительного образования:
Давыдов Кирилл Сергеевич
Антонов Юрий Владимирович
Красноярск
2007
Пояснительная записка Лейтмотивом данной образовательной программы может быть следующая фраза: «На самом деле нам повезло, что мир не совершенен; хотя бы в силу того, что мы можем его изменять!»
Программа «Графический дизайн» предназначена для изменения категорий мировоззрения, исходя из современной ситуации в обществе, в культуре, в представлениях об идеале человека и его назначении. Возможность создавать целостные произведения, значимые не только для самого автора, но и для других людей, есть необходимая основа личностного самоопределения. Фотография и дизайн как сферы деятельности позволяют создавать такие произведения достаточно быстро, не теряя при этом их качества — и так же быстро получать обратную связь от зрителя. Корректировка созданного вами визуального образа, в свою очередь, помогает не только развить остроту зрения, но и поменять сам угол, с которого смотришь просмотр. Предполагается, что технологии художественной фотографии и дизайна, изучаемые на занятиях, помогут ученикам выстроить схему переформатирования и корректировки картины мира, которая затем может быть перенесена с работы над произведением на любую другую жизненную ситуацию.
Воплощение результата мыслительной деятельности, самой сущности мысли в целостный, лаконичный и легко прочитываемый широкой аудиторией образ есть важнейшая задача дизайна. Одна из задач курса — обеспечить присвоение школьниками, с одной стороны, культуры сложной мыследеятельности, а с другой стороны, умения легко и адекватно оформлять её результаты в визуальных образах, выстроенных как сообщение, значимое и понятное для другого человека. Другая важная задача курса — воспитание у учеников культуры восприятия и преобразования окружающей действительности. Человек воспринимает внешнюю по отношению к нему реальность не в «чистом» виде, а неизбежно дополняя её собственными представлениями, стереотипами, и т.д.; графический дизайн — это возможность «дополнить» ее согласно собственным желаниям и продемонстрировать результат своего восприятия другим людям.
Цель программы — формирование у учеников авторского художественного мышления и восприятия реальности; овладение учениками основными компонентами технологии графического дизайна; формирование у учеников умения выделять в изображаемом объекте главное и демонстрировать его с помощью определённых комбинаций цвета и формы; приблизить к производству и рассказать о технологиях.
Задачи программы:
Обеспечить знание:
Основы композиции;
Основы цветоведение;
Полиграфическая серия;
История дизайна;
Основы типографики;
Техники безопасности при работе с компьютерной техникой;
Форматов графических файлов (особенности растровой и векторной графики);
Программ «Adobe Photoshop», «Adobe Illustrator», «Adobe InDesign», «Adobe Acrobat» и «Corel Draw»;
Разновидность печатных технологий и производство; структура рекламных агентств, издательств, типографий и т.д. .
Дать представление:
О графическом дизайне (основы и что это такое);
О компьютерном программном пакете «Adobe»;
Производство, технологии, структуры организаций.
Предоставить возможность:
Техническую базу
Спроектировать фирменный стиль, структуру печатного СМИ и предоставить оригинал макет;
Программа «Графический дизайн» является модифицированной и предназначена для старших школьников; предполагает работу группы от 10 до 15 человек, в возрасте от 12 до 18 лет, в течение двух учебных лет, общая длительность программы за два года составляет –239 часов.
Программа первого года обучения включает в себя четыре модуля. Прохождение отдельных модулей, без прохождения всей программы, возможно при наличии документа о прохождении специализированных курсов по данной технологии в других образовательных учреждениях, или при условии решения преподавателя о достаточной компетентности ученика по результатам индивидуального собеседования. На основе итогового зачета выдается сертификат Центра установленного образца.
Занятия делятся на практические – техническое освоение материала, работу с сюжетом, работу с техникой, и теоретические – лекционный материал, диалог с учащимися; но могут проводиться интегрировано, включая освещение теоретических основ и организацию практического применения полученных знаний «здесь и сейчас».
Теоретические и практические групповые занятия проводятся по 2 академических часа 1 раз в неделю по 45 минут с 10-минутным перерывом каждые 45 минут в первом полугодии и по 2 академических часа 2 раза в неделю по 45 минут с 10-минутным перерывом каждые 45 минут во втором полугодии . Дополнительно в программу включены анализы прецедентов и знакомства с передовыми и классическими традициями графического дизайна общей продолжительностью 18 академических часов по 45 минут Помимо этого программа предусматривает по 1 академическому часу по 45 минут еженедельно индивидуальных консультаций во втором полугодии. График консультаций согласуется преподавателем с каждым конкретным учеником.
Продолжительность программы –137 часов, включая 17 часов индивидуальных консультаций. Отдельные модули программы могут быть реализованы в ходе культурно-образовательных и социальных проектов Центра «Радиотехник», а также сезонных тематических погружений и интенсивных школ, в зависимости от уровня, возможностей и пожеланий учащихся Программа второго года обучения направлена на выработку авторского стиля автора или группы авторов, для чего все занятия посвящаются практике и повторяют реальный производственный процесс. Программа второго года обучения включает в себя проектировочные и технологические занятия. Содержательным наполнением становятся авторские идеи учащихся, выбранные темы российских и зарубежных графических конкурсов и фестивалей. Группа второго года обучения носит название «Фото-дизайн-лаборатория». На основе итогового зачета выдается сертификат Центра установленного образца.
Занятия проводятся по 2 академических часа 1 раз в неделю по 45 минут с 10-минутным перерывом каждые 45 минут. Дополнительно в программу включены анализы прецедентов и знакомства с передовыми и классическими традициями графического дизайна общей продолжительностью 34 академических часа по 45 минут. Продолжительность программы второго года обучения – 102 часа, включая 34 часа индивидуальных консультации. Предполагаемый результат
По итогам обучения ученики должны знать:
Основы графического дизайна (структура, история, художественные средства)
Структуру фирменного стиля, рекламы, печатного СМИ
Структуру производства
По итогам обучения ученики должны уметь:
Проектировать фирменный стиль, рекламу, печатное СМИ
Работать в графическом пакете «Adobe» («Adobe Photoshop», «Adobe Illustrator», «Adobe InDesign», «Adobe Acrobat»)
Формы подведения итогов:
Зачет в конце учебного года в формате презентации работ для родителей, друзей, гостей с открытой экспертизой мастеров и вручением сертификата Центра установленного образца.
Участие в выставках, конкурсах, фестивалях.
Условия, необходимые для реализации программы Для эффективной организации образовательного процесса в группе необходимо:
— наличие не менее 10 компьютеров на группу;
При организации индивидуальной работы:
— обустроенное рабочее место ученика;
— возможность индивидуального использования компьютера для каждого ученика.
Учебный план
Первый год обучения
Наименование модуля
Количество часов
всего
Т
п
Основы графического дизайна
4
4
0
История дизайна
5
4
1
Компьютерная графика
83
42
41
Разновидности печатных технологий и производство; структура рекламных агентств, издательств, типографий и т.д..
4
4
0
Зачётный проект
6
0
6
Итого:
102 часа
54 часа
48 часов
Прецеденты
18 часов
Индивидуальные консультации
17 часов
Общая продолжительность:
137 часов
Второй год обучения
Наименование
Количество часов
всего
т
П
Проектировочные семинары
34
34
0
Технологические семинары.
32
0
32
Зачет
2
0
2
Итого:
68 часов
34
34
Прецеденты (просмотры с обсуждением)
34 часа
Общее количество часов:
102 часов
Учебно-тематический план
Первый год обучения
Модуль
Тема
Краткое содержание
Часы
т
П
Модуль I
Основы графического дизайна
Введение.
Понятие - что такое дизайн
1
Композиция
Основы композиции
(законы гармонии, контраста, нюанса и т.д.)
Цветовединие
Основы цветоведения
(цветовой круг, гармонизация цвета)
1
Серийность
Серийность в дизайне
(постоянные и переменные признаки)
1
Типографика
Основы типографики
(шрифты, пропорция, модульный принцип проектирования, сетка)
1
Модуль II
История дизайна
Зарождение графики
Рукописная графика (допечатные технологии), первые печатные станки и изменение графики, эволюция печатного производства.
1
Зарождение рекламы
Плакат, афиша, вывеска
1
Зарождение типографики
Книги, журналы, газеты
1
Основные направления современного дизайна
Грань между модернизмом и постмодернизмом, кич
1
1
Модуль III
Компьютерная графика
Техника безопасности с компьютером
Рабочие место, время работы за компьютером, безопасность
1
Графический пакет «Adobe»
Основные форматы, интерфейс главного окна, логика и эргономика графического пакета
1
1
«Adobe Photoshop»
Работа с растровыми изображениями
Работа с растровыми изображениями
Интерфейс программы.
Палитра инструментов.
Обработка фотографий.
Управление цветом
Режимы.
Стили и эффекты
Работа со стилями.
Палитра Установки кистей.
Сложный фотомонтаж.
Ретушь фотографий
Работа с каналами.
Работа с масками.
Эффекты букв.
Примеры эффектов над изображениями
Имитация природных явлений
Оформление фотографий.
12
12
«Adobe Illustrator»
Работа с вектором
Вводные сведения
Запуск программы и ее интерфейс
Отображение на экране
Инструментарий для создания формы объекта
Размещение объектов
Векторные трансформации и фильтры
Цветовые заливки, обводки, внешний облик, стили и эффекты
Градиентные и декоративные заливки
Работа со слоями
Работа с текстом и шрифтом
Работа с пиксельными изображениями
Информационная графика (диаграммы)
Импортирование и экспортирование текста и изображений
Печать
Цветоделение
Рекомендации по увеличению производительности работы и ускорению печати
Основы цифровой графики и цвета
Программа Adobe Streamline 4.0.
Комбинации клавиш программы Adobe Illustrator
Дилогия основ классического дизайна
12
12
«Adobe InDesign»
Верстка, сборка печатного СМИ
Введение
Знакомство с приложением
Устройство документа
Основы работы с текстом
Работа с объектами
Работа с цветом
Моделирование объектов
Перо и кривые Безье
Импортированная графика
Текстовые эффекты
Страницы и книги
Слои
Библиотеки
Табуляция и таблицы
Автоматизация работы с текстом
Средства верстки
Управление цветом
Подготовка к печати
Экспорт
Настройка InDesign
Приложение
12
12
«Adobe Acrobat»
Создание электронных книг
4
4
Модуль IV
Разновидности печатных технологий и производство; структура рекламных агентств, издательств, типографий и т.д..