Главная стр 1
скачать
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей «Радиотехник»

Центрального района г.Красноярска


Утверждено решением методического совета МОУ ДОД ЦДОД «Радиотехник»

Протокол №______от__________

Председатель методического совета

_______________________________



«Согласовано»
директор МОУ ДОД

ЦДОД «Радиотехник»

_______________

Ю.Г. Позолотина

«___» __________2007 г.



дополнительная образовательная программа

научно-технической направленности

среднего (полного) общего образования

по графическим редакторам «Графический дизайн».

Возраст детей: от 12 до 18 лет

Срок реализации: 2 года

Авторы-составители

педагоги дополнительного образования:

Давыдов Кирилл Сергеевич

Антонов Юрий Владимирович

Красноярск

2007
Пояснительная записка
Лейтмотивом данной образовательной программы может быть следующая фраза: «На самом деле нам повезло, что мир не совершенен; хотя бы в силу того, что мы можем его изменять!»

Программа «Графический дизайн» предназначена для изменения категорий мировоззрения, исходя из современной ситуации в обществе, в культуре, в представлениях об идеале человека и его назначении. Возможность создавать целостные произведения, значимые не только для самого автора, но и для других людей, есть необходимая основа личностного самоопределения. Фотография и дизайн как сферы деятельности позволяют создавать такие произведения достаточно быстро, не теряя при этом их качества — и так же быстро получать обратную связь от зрителя. Корректировка созданного вами визуального образа, в свою очередь, помогает не только развить остроту зрения, но и поменять сам угол, с которого смотришь просмотр. Предполагается, что технологии художественной фотографии и дизайна, изучаемые на занятиях, помогут ученикам выстроить схему переформатирования и корректировки картины мира, которая затем может быть перенесена с работы над произведением на любую другую жизненную ситуацию.



Воплощение результата мыслительной деятельности, самой сущности мысли в целостный, лаконичный и легко прочитываемый широкой аудиторией образ есть важнейшая задача дизайна. Одна из задач курса — обеспечить присвоение школьниками, с одной стороны, культуры сложной мыследеятельности, а с другой стороны, умения легко и адекватно оформлять её результаты в визуальных образах, выстроенных как сообщение, значимое и понятное для другого человека. Другая важная задача курса — воспитание у учеников культуры восприятия и преобразования окружающей действительности. Человек воспринимает внешнюю по отношению к нему реальность не в «чистом» виде, а неизбежно дополняя её собственными представлениями, стереотипами, и т.д.; графический дизайн — это возможность «дополнить» ее согласно собственным желаниям и продемонстрировать результат своего восприятия другим людям.
Цель программы — формирование у учеников авторского художественного мышления и восприятия реальности; овладение учениками основными компонентами технологии графического дизайна; формирование у учеников умения выделять в изображаемом объекте главное и демонстрировать его с помощью определённых комбинаций цвета и формы; приблизить к производству и рассказать о технологиях.
Задачи программы:

Обеспечить знание:

  • Основы композиции;

  • Основы цветоведение;

  • Полиграфическая серия;

  • История дизайна;

  • Основы типографики;

  • Техники безопасности при работе с компьютерной техникой;

  • Форматов графических файлов (особенности растровой и векторной графики);

  • Программ «Adobe Photoshop», «Adobe Illustrator», «Adobe InDesign», «Adobe Acrobat» и «Corel Draw»;

  • Разновидность печатных технологий и производство; структура рекламных агентств, издательств, типографий и т.д. .

Дать представление:

  • О графическом дизайне (основы и что это такое);

  • О компьютерном программном пакете «Adobe»;

  • Производство, технологии, структуры организаций.

Предоставить возможность:

  • Техническую базу

  • Спроектировать фирменный стиль, структуру печатного СМИ и предоставить оригинал макет;


Программа «Графический дизайн» является модифицированной и предназначена для старших школьников; предполагает работу группы от 10 до 15 человек, в возрасте от 12 до 18 лет, в течение двух учебных лет, общая длительность программы за два года составляет –239 часов.

Программа первого года обучения включает в себя четыре модуля. Прохождение отдельных модулей, без прохождения всей программы, возможно при наличии документа о прохождении специализированных курсов по данной технологии в других образовательных учреждениях, или при условии решения преподавателя о достаточной компетентности ученика по результатам индивидуального собеседования. На основе итогового зачета выдается сертификат Центра установленного образца.
Занятия делятся на практические – техническое освоение материала, работу с сюжетом, работу с техникой, и теоретические – лекционный материал, диалог с учащимися; но могут проводиться интегрировано, включая освещение теоретических основ и организацию практического применения полученных знаний «здесь и сейчас».

Теоретические и практические групповые занятия проводятся по 2 академических часа 1 раз в неделю по 45 минут с 10-минутным перерывом каждые 45 минут в первом полугодии и по 2 академических часа 2 раза в неделю по 45 минут с 10-минутным перерывом каждые 45 минут во втором полугодии . Дополнительно в программу включены анализы прецедентов и знакомства с передовыми и классическими традициями графического дизайна общей продолжительностью 18 академических часов по 45 минут Помимо этого программа предусматривает по 1 академическому часу по 45 минут еженедельно индивидуальных консультаций во втором полугодии. График консультаций согласуется преподавателем с каждым конкретным учеником.

Продолжительность программы –137 часов, включая 17 часов индивидуальных консультаций.
Отдельные модули программы могут быть реализованы в ходе культурно-образовательных и социальных проектов Центра «Радиотехник», а также сезонных тематических погружений и интенсивных школ, в зависимости от уровня, возможностей и пожеланий учащихся
Программа второго года обучения направлена на выработку авторского стиля автора или группы авторов, для чего все занятия посвящаются практике и повторяют реальный производственный процесс. Программа второго года обучения включает в себя проектировочные и технологические занятия. Содержательным наполнением становятся авторские идеи учащихся, выбранные темы российских и зарубежных графических конкурсов и фестивалей. Группа второго года обучения носит название «Фото-дизайн-лаборатория». На основе итогового зачета выдается сертификат Центра установленного образца.
Занятия проводятся по 2 академических часа 1 раз в неделю по 45 минут с 10-минутным перерывом каждые 45 минут. Дополнительно в программу включены анализы прецедентов и знакомства с передовыми и классическими традициями графического дизайна общей продолжительностью 34 академических часа по 45 минут. Продолжительность программы второго года обучения – 102 часа, включая 34 часа индивидуальных консультации.
Предполагаемый результат

По итогам обучения ученики должны знать:

  • Основы графического дизайна (структура, история, художественные средства)

  • Основы рекламы

  • Основы типографики

  • графический пакет «Adobe» («Adobe Photoshop», «Adobe Illustrator», «Adobe InDesign», «Adobe Acrobat»)

  • Структуру фирменного стиля, рекламы, печатного СМИ

  • Структуру производства


По итогам обучения ученики должны уметь:

  • Проектировать фирменный стиль, рекламу, печатное СМИ

  • Работать в графическом пакете «Adobe» («Adobe Photoshop», «Adobe Illustrator», «Adobe InDesign», «Adobe Acrobat»)


Формы подведения итогов:

    • Зачет в конце учебного года в формате презентации работ для родителей, друзей, гостей с открытой экспертизой мастеров и вручением сертификата Центра установленного образца.

    • Участие в выставках, конкурсах, фестивалях.


Условия, необходимые для реализации программы
Для эффективной организации образовательного процесса в группе необходимо:

— наличие не менее 10 компьютеров на группу;


При организации индивидуальной работы:

— обустроенное рабочее место ученика;



— возможность индивидуального использования компьютера для каждого ученика.
Учебный план

Первый год обучения




Наименование модуля

Количество часов

всего

Т

п




Основы графического дизайна

4

4

0




История дизайна

5

4

1




Компьютерная графика

83

42

41




Разновидности печатных технологий и производство; структура рекламных агентств, издательств, типографий и т.д..

4

4

0




Зачётный проект

6

0

6




Итого:

102 часа

54 часа

48 часов




Прецеденты

18 часов










Индивидуальные консультации

17 часов










Общая продолжительность:

137 часов








Второй год обучения




Наименование

Количество часов

всего

т

П



Проектировочные семинары

34

34

0



Технологические семинары.

32

0

32



Зачет

2

0

2




Итого:

68 часов

34

34




Прецеденты (просмотры с обсуждением)

34 часа










Общее количество часов:

102 часов







Учебно-тематический план

Первый год обучения

Модуль

Тема

Краткое содержание

Часы

т

П

Модуль I

Основы графического дизайна

Введение.

Понятие - что такое дизайн

1




Композиция

Основы композиции

(законы гармонии, контраста, нюанса и т.д.)



Цветовединие

Основы цветоведения

(цветовой круг, гармонизация цвета)



1




Серийность

Серийность в дизайне

(постоянные и переменные признаки)



1




Типографика

Основы типографики

(шрифты, пропорция, модульный принцип проектирования, сетка)



1




Модуль II

История дизайна

Зарождение графики

Рукописная графика (допечатные технологии), первые печатные станки и изменение графики, эволюция печатного производства.

1




Зарождение рекламы

Плакат, афиша, вывеска

1




Зарождение типографики

Книги, журналы, газеты

1




Основные направления современного дизайна

Грань между модернизмом и постмодернизмом, кич

1

1

Модуль III

Компьютерная графика

Техника безопасности с компьютером

Рабочие место, время работы за компьютером, безопасность

1




Графический пакет «Adobe»

Основные форматы, интерфейс главного окна, логика и эргономика графического пакета

1

1

«Adobe Photoshop»

Работа с растровыми изображениями

Работа с растровыми изображениями

Интерфейс программы.

Палитра инструментов.

Обработка фотографий.

Управление цветом

Режимы.

Стили и эффекты

Работа со стилями.

Палитра Установки кистей.

Сложный фотомонтаж.

Ретушь фотографий

Работа с каналами.

Работа с масками.

Эффекты букв.

Примеры эффектов над изображениями

Имитация природных явлений

Оформление фотографий.


12

12

«Adobe Illustrator»

Работа с вектором

  • Вводные сведения

  • Запуск программы и ее интерфейс

  • Отображение на экране

  • Инструментарий для создания формы объекта

  • Размещение объектов

  • Векторные трансформации и фильтры

  • Цветовые заливки, обводки, внешний облик, стили и эффекты

  • Градиентные и декоративные заливки

  • Работа со слоями

  • Работа с текстом и шрифтом

  • Работа с пиксельными изображениями

  • Информационная графика (диаграммы)

  • Импортирование и экспортирование текста и изображений

  • Печать

  • Цветоделение

  • Рекомендации по увеличению производительности работы и ускорению печати

  • Основы цифровой графики и цвета

  • Программа Adobe Streamline 4.0.

  • Комбинации клавиш программы Adobe Illustrator

  • Дилогия основ классического дизайна

12

12

«Adobe InDesign»

Верстка, сборка печатного СМИ

  • Введение

  • Знакомство с приложением

  • Устройство документа

  • Основы работы с текстом

  • Работа с объектами

  • Работа с цветом

  • Моделирование объектов

  • Перо и кривые Безье

  • Импортированная графика

  • Текстовые эффекты

  • Страницы и книги

  • Слои

  • Библиотеки

  • Табуляция и таблицы

  • Автоматизация работы с текстом

  • Средства верстки

  • Управление цветом

  • Подготовка к печати

  • Экспорт

  • Настройка InDesign

  • Приложение




12

12

«Adobe Acrobat»

Создание электронных книг

4

4

Модуль IV

Разновидности печатных технологий и производство; структура рекламных агентств, издательств, типографий и т.д..



Разновидности печатных технологий и производство

Офсет, лазерная печать, струйная печать, шелкография, тампопечать, трафаретная печать и т.д., станки

1




Структура рекламного агентства

Агентство полного цикла и не полного

1




Издательство

Главный редактор

Главный дизайнер

Журналисты

Фотографы

Отдел продаж

Дизайнеры

Верстальщики


1




Типография


Верстальщики

До печатная подготовка

Пинт менеджеры

Печатники

Резчики и т.д.


1




Зачётный проект

Разработка собственного проекта

Фирменный стиль, расчетный макет, оригинал-макет




2

Монтаж собственного проекта.

Подготовка макета к печати и цветокоректура.




2

Итоговое занятие

Презентация собственных проектов




2


Итого 54ч. 48ч.
Система отслеживания результатов по мере прохождения обучения

Первый год обучения

Модуль

Тема

Знать


Уметь

Модуль I

Основы графического дизайна

Введение.

Определение некомпьютерной графики. Принципы компьютерной графики.Графика плоская и трёхмерная.

Верифицировать плоские и трёхмерные графические объекты.

Композиция

Принципы формы, размерности, композиции, текстуры.

Компоновать фигуры, варьировать размеры фигур и букв.

Цветовединие

Цветовой круг




Серийность

Серийность в дизайне

(постоянные и переменные признаки)






Типографика

Принципы шрифтового дизайна. Текстура, цвет.




Модуль II

История дизайна

Зарождение графики

История дизайна как направления в культуре и искусстве.




Зарождение рекламы

Зарождение типографики

Основные направления современного дизайна

Модуль III

Компьютерная графика

Техника безопасности с компьютером

Технику безопасности работы на компьютере.




Графический пакет «Adobe»

Векторная и растровая и векторная графика. Форматы файлов.

Верифицировать векторные и растровые графические форматы.

«Adobe Photoshop»

Элементы главного окна. Основные понятия и термины: слои, история, выделение, палитра.

Свойства таких инструментов, как: выделение, перемещение, фигуры, заливка, градиент, кисть, ластик, текст.

Способы и инструменты редактирования фотографий.

Способы и инструменты управления цветом.

Режимы слоя и настройки изображения.

Слоевые эффекты программы.

Существующие в программе стили. Особенности их использования.

Свойства Палитры «Установки кистей» (Brush Presets).

Приемы сложного фотомонтажа. Стандартные фильтры. Способы обработки старых фотографий.

Особенности обработки и восстановления старых фотографий.

Возможности палитры «Каналы» (Channels).

Свойства инструментов: штамп, прозрачность, волшебная палочка, лассо.

Способы создания надписи огнем, льдом, лазерной надписи.

Способы создания «Букв под снегом», «Железных букв», «Букв под водой».

Свойства Текстур. Создание рамок, имитацию объема.

Особенности создания имитаций природных явлений.

Особенности оформления фотографий.


Работать с навигацией, палитрой, историей, слоями.

Выделять нужные области изображения, рисовать фигуры, пользоваться заливкой, градиентом, создавать подписи.

Применять трансформацию, и «обрезку» изображений.

Проводить цветокоррекцию изображений.

Настраивать режимы.

Применять эффекты к слоям.Создавать собственные стили, использовать автоматические настройки.

Работать кистью.

Применять стандартные фильтры. Ретушировать старые и дефектные фотографии.

Делать коллаж из нескольких фотографий.

Раскрашивать контурное изображение, делать слияние фотографий, имитировать старую фотографию, рисунок из фотографии.

Создавать фотоколлаж с использованием большинства возможностей программы.

Разрабатывать собственные стили шрифтов и стили создания букв.

Создавать собственные текстуры, рамки, объемные фигуры и надписи с использованием эффектов.

Применять фильтры, имитирующие природные явления.

Создавать рамки, имитировать объем.


«Adobe Illustrator»

Команды главного меню. Панели инструментов.

Особенности сборки макетов для печати.

Команды главного меню. Панели инструментов.

Эффекты над текстом. Создание эмблемы, баннера, wallpaper.




Работать с векторными объектами.

Верстать макет газеты.

Создавать обложку журнала или газеты самостоятельно.

Работать с векторными объектами в другой программе векторной графики.

Создавать собственную эмблему, баннер, постер.

Создавать эмблему в Adobe Illustrator.



«Adobe InDesign»

Верстку, сборку печатного СМИ
Команды главного меню. Панели инструментов.

Особенности сборки макетов для печати.

Команды главного меню. Панели инструментов.

Эффекты над текстом.



Работать с векторными объектами.

Верстать макет газеты.

Создавать обложку журнала или газеты самостоятельно.

Работать с векторными объектами в другой программе векторной графики.




«Adobe Acrobat»

Процесс создания электронных книг

Создать электронную книгу

Модуль IV

Разновидности печатных технологий и производство; структура рекламных агентств, издательств, типографий и т.д..



Разновидности печатных технологий и производство

Офсет, лазерная печать, струйная печать, шелкография, тампопечать, трафаретная печать и т.д., станки




Структура рекламного агентства, издательства, типографии

Знать структуру

Профессионально самоопределиться

Зачётный проект

Разработка собственного проекта




Разработать, подготовить к презентации и защитить собственный проект


Список используемой литературы

  1. Дизайн: Иллюстрированный словарь-справочник. Под ред. Минервиной Г. Б., Шимко В. Т. — Архитектура-С, 2004.

  2. Кларк П. Искусство. Открытие: Дизайн. — Дизайн, 2004.

  3. Ковешникова Н. А. Дизайн. История и теория. Учебное пособие. — Омега-Л, 2005.

  4. Мандел Т. Дизайн интерфейсов. — ДМК-Пресс, 2005.

  5. Рунге В. Ф. Основы теории и методологии дизайна. — М3-Пресс, 2005.

  6. Сурина М. О. Школа дизайна: История образования цветодидактики. — Ростов н/Дону, 2003.



Список рекомендуемой литературы для учащихся

  1. Дизайн: Иллюстрированный словарь-справочник. Под ред. Минервиной Г. Б., Шимко В. Т. — Архитектура-С, 2004.

  2. Ковешникова Н. А. Дизайн. История и теория. Учебное пособие. — Омега-Л, 2005.




скачать


Смотрите также:
Решением методического совета моу дод цдод «Радиотехник»
215.15kb.
Решением методического совета моу дод цдод «Радиотехник»
203.45kb.
Решением педагогического совета моу дод дюсш г. Сорочинска В. А. Макарычев 20 г
1368.37kb.
Решением педагогического совета моу дод дюсш г. Сорочинска В. А. Макарычев 20 г
1253.51kb.
На общем собрании Трудового коллектива цдод
137.91kb.
Паспорт программы «Развитие мбоу дод цдод
433.08kb.
Органы управления
97.93kb.
Образовательная программа маоу дод «цдод
749.6kb.
Образовательная программа маоу дод «цдод «радуга» г. Перми пермь, 2013 г
621.56kb.
Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей
724.65kb.
Моу дод цдод мр «Горный район» Станция юных техников Проект: «Создание базы для развития трассового моделизма»
112.26kb.
Конкурсе «Голосуем всей семьей»
57.52kb.