Главная | стр 1
Направление: Естественно-научное Секция: математика Название работы « Решение квадратных уравнений» Авторы работы: Литовка Максим, Лагошина Юлия. Место выполнения работы: с. Благодатное, МКОУСОШ № 8, 8 класс. Научный рук.: Очеретняя Галина Вячеславовна, учитель математики, МКОУ СОШ № 8 Оглавление:
III. История возникновения квадратных уравнений §1. Квадратные уравнения в Индии §2. Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне §3. Квадратные уравнения в Европе XIII – XVII вв. III. Квадратные уравнения §1. Общий вид квадратного уравнения §2. Решение неполных квадратных уравнений §3. Квадратное уравнение всегда имеет два корня §4. Частные случаи квадратных уравнений а). Коэффициент, а - очень маленький в). Коэффициент, с – очень маленький §5. Решение квадратных уравнений графическим способом §6. Алгоритм устного решение квадратных уравнений §7. Теорема Виета §8. Зависимость между коэффициентами и корнями IV. Заключение V. Литература I. ВВЕДЕНИЕ Тема моего доклада – различные решения квадратных уравнений. Теория уравнений занимает ведущее место в алгебре и математике в целом. Сила теории уравнений в том, что не только имеет теоретическое значение для познания естественных законов, но и служит практическим целям. Большинство жизненных задач сводится к решению различных видов уравнений, и чаще это уравнения квадратного вида. Квадратное уравнение представляет собой большой и важный класс уравнений, решающих как с помощью формул, так и с помощью элементарных функций. В учебниках мы знакомимся с несколькими видами квадратных уравнений, и отрабатываем решение по формулам. Вместе с тем, современные научно – методические исследования показывают, что использование разнообразных методов и способов позволяет значительно повысить эффективность и качество изучения решений квадратных уравнений. Выбор способа должен оставаться за учащимся. Каждый ученик должен уметь верно и рационально решать квадратные уравнения. Так как в некоторых случаях можно их решать устно, только для этого необходимо помнить алгоритм решения квадратных уравнений, который может пригодиться на экзамене ЕГЭ , при поступлении в ВУЗы и различных жизненных ситуациях. Таким образом возникает необходимость изучения этих дополнительных способов решения. Все сказанное выше определяет актуальность темы выполненной работы. Проблема исследования заключается в выделении способов решения квадратных уравнений и их структуру алгоритма изучения математики. Цель работы состоит в изучении теоретических основ и их практическое применение. Объект исследования. Организация применения различных способов решения изучение математики в школе. Предмет исследования квадратных уравнений. II АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Практически все, что окружает человека – это все так или иначе связано с математикой. Поэтому решение многих практических задач сводится к решению различных видов уравнений, которые необходимо научиться решать. III ЗАДАЧИ ДОКЛАДА Произвести анализ учебно – методической литературы по решению квадратных уравнений. Произвести анализ различных способов решения квадратных уравнений Изучить историю развития квадратных уравнений. Изучить различные способы решения квадратных уравнений и апробировать материал на практике. IV СТРУКТУРА ДОКЛАДА Доклад состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения. Во введении содержится обоснование актуальности выбранной темы, определенные проблемы и цель работы, объект, гипотеза исследования, выделены задачи доклада. Во основной части представлена история возникновения квадратных уравнений, в Индии, Древнем Вавилоне, Европе. Виды квадратных уравнений. Некоторые частные случаи, их способы решения, алгоритм устного решения квадратных уравнений. В заключении делается, вывод из проделанной работы список использованной литературы содержит __8___ наименований. В приложении содержится некоторые примеры. V ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ 1)Квадратные уравнения в Индии ![]() Брахмагупт Задачи на квадратные уравнения встречаются в астрономическом тракторе «Ариабхаттиам», составленном в 499 г. Индийским математиком и астрономом Ариабхатой. Другой индийский ученый – Брахмагупта (VII в.) изложил общее правило решения квадратных уравнений. Правило Брахмагупты по существу совпадает с современным.
Власть поевши, развлекалась. Их в квадрате часть восьмая На поляне забавлялась, А двенадцать по лианам Стали прыгать, повисая.. Сколько ж было обезьянок Ты скажи мне, в этой стае? Решение Бхаскары свидетельствует о том, что он знал о двузначности корней квадратного уравнений.
решениями, изложенными в виде рецептов, без указаний относительно того, каким образом они были найдены. Несмотря на высокий уровень развития алгебры в Вавилоне, в клинописных текстах отсутствуют понятие отрицательного числа и общие методы решения квадратных уравнений. 3) Квадратные уравнения в Европе в XII – XVII вв. ![]() Леонардо Фибоначчи Формы решения квадратных уравнений по образцу ал - Хорезми в Европе были в первые изложены в «Книге абаха», написанной в 1202 году, итальянским математиком Леонардо Фибоначчи. Автор разработал самостоятельно некоторые новые алгебраические примеры решения задач и первый в Европе подошел к введению отрицательных чисел. Его книга способствовала распространению алгебраических знаний не только в Италии, но и в Германии, Франции и других странах Европы. Многие задачи из «Книги абаха» переходили почти во все европейские учебники XVI – XVII вв. и частично XVIII в. Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому каноническому виду
Рене Декарт Исаак Ньютон VI. КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ
Решим квадратное уравнение aх2 +bx + c = 0 (1) Разделив обе части на а, получим равносильное ему приведенное квадратное уравнений ![]() Преобразуем это уравнение: ![]() ![]() ![]() Уравнение (2) равносильно уравнению (1). Число его корней зависит от знака дроби Запишем уравнение (2) в виде
Рассмотрим теперь различные возможные случаи в зависимости от D.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Таким образом, в этом случае уравнение (1) имеет два корня ![]() ![]() Принята следующая краткая запись: ![]() которую называют формулой корней квадратного уравнения
![]() Отсюда
![]() ![]() В этом случае уравнение (1) имеет один корень Формулой корней квадратного уравнения можно использовать и в этом случае. Действительно, при D=0 эта формула примет вид:
откуда
![]() Таким образом, в зависимости от дискриминанта квадратное уравнение может иметь два корня (при D>0), один корень (при D=0) или не иметь корней (при D<0). Предположим, что в данном уравнении мы сделали следующие преобразование: раскрыли скобки, если они есть, уничтожили знаменатели, если в уравнении есть дробные члены, перенесли все члены в левую часть уравнения и сделали приведение подобных членов. Если после этого в левой части уравнения окажется член, содержащий неизвестное в квадрате, и не будет членов, содержащих неизвестное в более высокой степени, то уравнение называется квадратным. Общий вид такого уравнения есть
72 + 2х2 = 15х2 + 15х Переносим все члены в левую часть: 72 + 2х2 – 15х2 – 15 =0 Делаем приведение подобных слагаемых: - 13х2 – 15х + 72 = Переменяем знаки: 13х2 + 15х – 72 = 0 Коэффициенты а, b и с общего вида квадратного уравнения приняли в этом примере такие частные значения: а = 13, b = 15 и с = - 72. Пример 2. Решение: x2 – 2x + 3= 0 Коэффициенты общего вида квадратного уравнения приняли такие частные значения: a =1, b = - 2, с = 3. Решение неполного квадратного уравнения Квадратное уравнение называется неполным, когда в нем нет члена, содержащего х, или нет свободного члена. Неполные квадратные уравнения могут быть только трех следующих видов: 1. ах2 + с = 0; 2. ах2 + bx = 0; 3. ax2 = 0 Рассмотрим решение каждого из них. I. Из уравнения х2 + с = 0 находит aх2 = - с и х2 = -c/a Это равенство требует, чтобы квадрат неизвестного равнялся количеству ; значит, неизвестное должно равняться квадратному корню из этого количества. Это возможно только тогда, когда количество есть положительное число, что будет тогда, когда с и а имеют противоположные знаки (если, например, с = - 8, а = + 2, то данное уравнение имеет два корня, если с и а одного знака, то уравнение корней не имеет Условимся обозначать знаком только арифметическое значение квадратного корня и примем во внимание, что квадратный корень из положительного числа имеет два значения; тогда, обозначая одно значение через х1, а другое через х2, можем написать: x1 = x2 = - Решение: 3х2 = 27; х2= 9; х = 3, x= -3 Пример 4. Решите уравнение х2 + 25 = 0
ТЕОРЕМА.
Сумма корней квадратного уравнения, у которого коэффициент при неизвестном во 2 – й степени есть 1, равна коэффициенту при неизвестном в первой степени, взятому с обратным знаком; произведение корней этого уравнения равна свободному члену. Доказательство. Обозначив через α и β корни уравнения х2 + рх +q = 0, будем иметь ( каковы бы ни были эти корни) Это произведение можно найти сокращенным путем, основываясь на равенстве (a + b)(a – b) = a2 – b2: Если α и β есть корни уравнения ах2 + bx +c = 0, или что то же уравнения , то будет иметь Обратная теорема. Если количества α, β, р и q таковы, что α + β = - р и αβ = q, то β и α суть корни уравнения х2 + рх + q = 0. Доказательство. Требуется доказать, что каждое из количеств β и α удовлетворяет уравнению х2 + рх + q = 0. Из равенства α + β = - р и α = -р – β, после чего равенство αβ = q дает или . Значит, β есть корень уравнения ах2 +bx + c = 0; подобным же образом убедимся, что и α есть корень того же уравнения. 1-е следствие. По данным корням можно составить квадратное уравнение. Пусть требуется составить уравнение, корни которого были бы 2 и – 3. положив, что 2 + (- 3)= - р и 2 · (- 3) = q, находим - р = 1, q = - 6. Значит, искомое уравнение будет x2 + х – 6 = 0 Подобно этому найдем, что – 2 и – 2 являются корнями уравнения х2 + 4х + 4 = 0, 3 и 0 являются корнями уравнения х2 – 3х = 0 и т. П. 2-е следствие. Не решая квадратного уравнения, можно определить знаки его корней, если эти корни вещественные. Пусть, например, имеем уравнение х2 + 8х +10 = 0. Так как в этом примере количество - q есть положительное число, то оба корня должны быть вещественные. Определим, не решая уравнения, знаки этих корней. Для этого рассуждаем так: обращая внимание сначала на свободный член ( + 10 ), видим, что он имеет знак +; значит, произведение корней должно быть положительное, т. е. оба корня имеют одинаковые знаки. Чтобы определить, какие именно, обратим внимание на коэффициент при х ( т. е. на +8) он имеет знак +; следовательно, сумма коэффициентов отрицательна; потому одинаковые знаки у корней должны быть минус. Подобными рассуждениями можно определить знаки у корней и во всяком другом случае. Так, уравнение х2 + 8х - 10 = 0 имеет корни с разными знаками ( потому что их произведение отрицательно), причем отрицательный корень имеет большую абсолютную величину (потому что их сумма отрицательна); уравнение х2 – 8 – 10 = 0 также имеет корни с разными знаками, но большая абсолютная величина принадлежит положительному корню. Решение квадратных уравнений
Квадратное уравнение можно решать и графическим способом. Решим графически уравнение ах2 + bx +с = 0. Оно равносильно уравнению ах2 = - (bx + c). Постоим графики функций y = ax и y = - bx - c в одной системе координат (рис. 1). В точках х1 и х2 значения обеих функций равна. Следовательно, х1 и х2 являются корнями уравнения ах2 = - (bx + c) и равносильного ему уравнения ах2 + bx +с = 0 Если парабола и прямая касаются. То квадратное уравнение имеет два равных корня. Если же парабола и прямая не пересекаются и не касаются, то квадратное уравнение не имеет корней. Уравнение ах2 + bx +с = 0 можно решить иначе, построив параболу y = ах2 + bx +с и найдя точки ее пересечения с осью Ох, если D≥0 (рис. 2)2 (приложение 12) ![]() ![]() Алгоритм устного решения квадратных уравнений. Приведенные квадратные уравнения. Наиболее распространенно устное решение приведенных квадратных уравнений, но и они у многих учеников вызывает затруднение из – за отсутствия жесткого алгоритма действий, особенно в случаях, когда корни имеют разные знаки.
его корни удовлетворяют теореме Виета, которая при а = 1 имеет вид х1 · х2 = q, х1 + х2 = - p Отсюда можно сделать следующий вывод: Если в уравнении последним знаком является «минус», то корни имеют разные знаки, причем знак меньше корня совпадает со знаком второго коэффициента в уравнении ( в дальнейшем будет называть его вторым знаком уравнения, а числа з и q будут называться коэффициентами).
найти такие множители числа q, чтобы их разность была равна числу р; поставить пред меньшим из найденных чисел второй знак уравнения, другой корень будет иметь противоположный знак. Пример 7. Решите уравнение x2 – 2х – 15 = 0 Решение. Из всех множителей числа 15 ( 1 и 15, 3 и 5) выбираем те, разность которых равны 2. Это числа 3 и 5. Перед меньшим числом ставим второй знак уравнения, т. е. «минус. Таким образом, х1 = - 3, х2 = 5 – корни уравнения. Такой алгоритм помогает очень быстро решать уравнения тем учащимся, у которых имеются проблемы с подобным знаком в теореме Виета. Рассмотрим еще несколько примеров с поэтапной записи рассуждений. Теорема Виета Сумма корней приведенного квадратного уравнения х2+ рх + q = 0 равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену, т.е. х1 + х2 = - р, а х1 · х2 = q. Теорема, обратная теореме Виета. Если р, q, x1, x2 таковы, что х1 + х2 = - р, x1 · х2 = q, то х1 и х2 – корни уравнения х2+ рх + q = 0 3. Выражение вида ах2 +bx + c называется квадратным трехчленом. Корни этой функции являются корнями соответствующего квадратного уравнения ах2 +bx + c = 0. 4. Если дискриминант квадратного трехчлена больше нуля, то этот трехчлен можно представить в виде ах2 +bx + c = 0, а (х – х1) ×(х - -х2), где х1 и х2 - корни трехчлена. 5. Если дискриминант квадратного трехчлена равен нулю, то этот трехчлен можно представить в виде ах2 +bx + c = а(х – х1)2, где х1 – корень трехчлена. Например, 3х2 – 12х + 12 = 3 (х – 2)2. Зависимость между коэффициентами и корнями Укажем зависимость, которая существует между коэффициентами и корнями квадратного уравнения. Решая квадратное уравнение х2 – 13х + 40 = 0. получаем х1 = 5, х2 = 8. Легко заметить, что между корнями данного уравнения и его коэффициентами существует зависимость. Сумма корней равна 13; коэффициент при х в уравнении отличается от суммы корней только знаком; произведение корней, равное 40, и по величине, и по знаку совпадает со свободным членом.
Складывая эти выражения, получаем x1 + х2 = - р, умножая получим ![]() ![]() Таким образом, Сумма корней квадратного уравнения, у которого коэффициент при квадрате неизвестного – единица, равна взятому с обратным знаком коэффициенту при неизвестном первой степени. На основании этих свойств всегда можно указать, не решая самого уравнения, каковы знаки его корней. Например, уравнение x2 + 5х – 7 = 0 имеет два корня с разными знаками, так как произведение их отрицательное, а именно – 7. Так как сумма корней отрицательна, а именно – 5, то мы можем сказать, что корень, больший по абсолютной величине, отрицателен. Уравнение 3х2 + 5х – 10 = 0 Может быть преобразовано в такое x2 + 5/3x – 10/3 =0 Так как свободный член отрицателен, то произведение корней отрицательно, следовательно, корни разных знаков. Сумма их равна ; следовательно, больший по абсолютной величине корень отрицателен. Как видим, даже нет надобности делить на коэффициент при неизвестном для суждения о знаках корней; нужно только следить, чтобы при применении этого приема коэффициент при квадрате неизвестного был положительным. Приведем следующую табличку для распознания знаков корней.
Пользуясь этой зависимостью корней и коэффициентов квадратного уравнения, можно всегда составить такое уравнение, оба корня которого неизвестны. Пусть имеем корни Х1 = 2, х2 = - 5 Согласно правилу p = x1 + x2 = 2 + (-5) = - 3 откуда р = 3 Из произведения корней получаем q = x1 х2 = 2(- 5) = - 19. Таким образом, уравнение, имеющее корнями данные числа, будет следующим: x2 + 3х – 10 = 0. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате выполнения доклада можно сделать следующие выводы:
Литература Алгебра. 8 класс. Учебник. Макарычев Ю.Н. и др. Клюквин М.Ф. Алгебра, 6-8. Пособие для учащихся 6-8 классов. – М.: Просвещение, 1963. Кужепов А.К., Рубанов А.Т. Задачник по алгебре и элементарным функциям. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. – М.: высшая школа, 1969. Математика (приложение к газете «Первое сентября), №№ 21/96, 10/97, 24/97, 18/98, 21/98. Пресман АА. Решение квадратного уравнения с помощью циркуля и линейки. – М.: Квант, № 4/72. С. 34. Соломник B.C., Милое П.И. Сборник вопросов и задач по математике. Изд. 4-е, дополн. – М., Высшая школа, 1973. 7.Худобин А.И. Сборник задач по алгебре и элементарным функциям. Пособие для учителя. Изд. 2-е. – М.: Просвещение,1970 Пентковский М. В., Считающие чертежи. (Номограммы), 2 изд., М.: 1959; его же, Номография, М. — Л., 1949; Смотрите также: Занятие №2 Решение квадратных уравнений с параметрами
42.53kb.
Решение квадратных уравнений
167.39kb.
Решение иррациональных уравнений вида
26.67kb.
«Решение иррациональных уравнений» Учитель: Бондаренко А. С. 2012-2013 учебный год Тема урока: «Решение иррациональных уравнений»
40.66kb.
Лекция «Целые рациональные уравнения»
786.85kb.
Решение квадратных уравнений различными способами. Работа ученицы 9 б класса, члена дто «Юный математик»
212.77kb.
Решение рациональных уравнений. Решение нелинейных уравнений
107.13kb.
Урок-игра «Зимняя олимпиада» в 8 классе по теме «Решение квадратных уравнений»
39.44kb.
«Решение уравнений высших степеней»
57.47kb.
Конспект урока-путешествия по математике в 6-м классе по теме «Решение уравнений»
78.92kb.
Элективный курс по математике «Решение уравнений и неравенств с параметрами. Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль»
37.2kb.
Разработка урока по теме «Решение уравнений различными методами» Обобщающий урок. «Решение уравнений различными методами» 56.1kb.
|