Главная | стр 1
Тема урока: «Решение уравнений высших степеней».Решение алгебраических уравнений является одним из самых важных разделов алгебры, поэтому учащихся 9-х классов целесообразно познакомить с наиболее часто встречающимися приемами решений. В начале урока можно дать историческую справку: 1) Египетские и вавилонские мудрецы нашли способы решения квадратных уравнений. 2) III век - древнегреческий математик Диофант в основном своем труде «Арифметика» дал решение задач, приводящих к диофантовым уравнениям, и впервые ввел буквенную символику в алгебру. 3) Рубеж VI–VII вв. - творчество Омара Хайама, среднеазиатского поэта и математика (изложил решения уравнений до третьей степени включительно). 4) Конец XV в.- Лука Пачоли, итальянский математик, изложил правила арифметических действий, решения некоторых алгебраических уравнений, их приложения к геометрии, теорию геометрических пропорций. 5) 1545 г. - Джероламо Кардано нашел формулу решения неполного кубического уравнения. 6) 1591 г. - французский математик Франсуа Виет ввел буквенные обозначения не только для неизвестных величин, но и для коэффициентов уравнений, установил зависимость между корнями и коэффициентами уравнений. 7) П. Руффини (1765–1822) - итальянский математик, дал доказательство неразрешимости в радикалах общего алгебраического уравнения пятой степени. 8) Нильс Хендрик Абель (1802–1829) - занимается теорией интерполирования функций, теорией функциональных уравнений и теорией чисел. 9) Труды французского математика Эвариста Галуа (1811–1894) - по теории алгебраических уравнений положили начало развитию современной алгебры. Ребята уже знакомы с уравнениями: - линейные уравнения; - линейные уравнения с модулем; - квадратные уравнения; - дробно-рациональные уравнения. А вот уравнения высших степеней ново. Такими уравнениями занималось несколько математиков: итальянский математик Сципион Дальферро, итальянский учитель математики Николо и врач, философ, математик и механик Джероламо Кардано. Последний математик вывел формулу вычисления корней уравнения третей степени, данных в виде х3 + pх + q = 0. Уравнения третьей и более степени называются уравнениями высших степеней. 1. Уравнения, содержащие взаимно обратные выражения.
Решая эти уравнения, находим, 2.
Разделив обе части уравнения на ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Затем, непосредственной проверкой убеждаемся, что Уравнения вида:
(или a+c=b+d или a+d=b+c) ![]() т.к.2+1=-3+6, то можно сгруппировать множители ![]() тогда
![]() ![]() ![]() ![]() Уравнения вида: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Уравнения вида: ![]() и дальнейшее решение приводится к решению квадратного уравнения относительно x. ![]() тогда числитель и знаменатель каждой дроби можно разделить на x. ![]() тогда ![]() ![]() ![]() ![]() Уравнения вида: ![]()
Например: уравнение 3-й степени решаются группировкой ![]() ![]()
![]() ![]() ![]() тогда уравнение сводится к квадратному ![]() ![]() Уравнения вида: ![]() Замена: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Уравнения вида ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Уравнения вида: ![]() ![]() Уравнение примет вид: ![]() ![]() после упрощения ![]() ![]() ![]() ![]() Целесообразно в 9 классе познакомить учащихся с теоремой Безу; делением многочленов; схемой Горнера. Теорема Безу: Остаток от деления многочлена Р(х) на двучлен (х-а) равен значению многочлена при х = а. Следствие: Если а – корень, то Теорема: Целые корни уравнения n-й степени могут быть только среди делителей свободного члена.
т.е. ![]() тогда Ответ: -1 Искусственное увеличение свободного члена. ![]() ![]() ![]() t=2, 8+16-20+2-6=0
![]() ![]() ![]() ![]() т.к. Следовательно:
Ответ: -1/3; 1/2 ![]() Ответ: -1/2 Учитель математики ПСШ №9 Кирьянова Татьяна Федоровна Смотрите также: «Решение уравнений высших степеней»
57.47kb.
Домаевская Ольга Алексеевна, учитель математики му сош №7 г. Конаково 2009 Цель исследования Исследовать решение
127.02kb.
«Решение иррациональных уравнений» Учитель: Бондаренко А. С. 2012-2013 учебный год Тема урока: «Решение иррациональных уравнений»
40.66kb.
Решение уравнений 3-й и 4-й степеней
28.08kb.
Лекция «Целые рациональные уравнения»
786.85kb.
Решение рациональных уравнений. Решение нелинейных уравнений
107.13kb.
Конспект урока-путешествия по математике в 6-м классе по теме «Решение уравнений»
78.92kb.
Элективный курс по математике «Решение уравнений и неравенств с параметрами. Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль»
37.2kb.
Разработка урока по теме «Решение уравнений различными методами» Обобщающий урок. «Решение уравнений различными методами»
56.1kb.
Решение систем уравнений
554.69kb.
Решение квадратных уравнений
167.39kb.
Практикум по алгебре в 8 классе «Решение дробных рациональных уравнений» 64.48kb.
|