Главная стр 1
скачать

2 класс

Тема: «Ритм – основа искусства».


Цели: 1). Образовательная – познакомить с различными видами ритма в

музыке, литературе на примере прослушивания музыкальных

фрагментов, стихотворений;

2). Воспитательная – воспитывать пространственное и временное

«чувство ритма»;

3). Развивающая – развивать произвольное внимание, линейную

память, операции мышления (сравнение, обобщение).

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Учитель:

  • У нас сегодня необычный урок. Тему вы определите сами в конце урока.




  1. Подготовительная работа.

1) Беседа

  • Ребята, послушайте, какие звуки вы слышите за окном?

(Скрипит снег под ногами, каркают вороны, завывает ветер, гудят машины, разговаривают люди, треснула веточка на дереве).

  • Постарайтесь, найти самое точное, яркое слово для описания сегодняшнего утра.

(Утро пасмурное, ненастное, холодное, серое, морозное, хмурое, неприветливое).

  • Закроем глаза и шепотом произнесем: «зима?..» Какое чувство у вас возникло?

(Стало грустно, потому что…; стало радостно, потому что…)

  • А кто видел, как шел первый снег? Расскажите нам об этом.

(Он шел медленно, неторопливо. И все, что попадалось ему на пути, снег скрасил в белый цвет).

  • Кто помнит, чем пахнет снег?

(Свежестью, холодом, сыростью, зимой)

  • С чем бы вы могли сравнить снежинки, ведь они

белые, как…

легкие, будто…

ажурные, словно…

(сахар, молоко; пух, пушинки; кружево, звездочки)


  • Что же делают эти снежинки?

(Они летают, падают, кружатся, ложатся)

  • А можно ли сказать, что они шепчутся? Или так: снежинки танцуют, грустят, плачут?

  • Как называется такой прием в литературе?

(Олицетворение)

  • В произведениях, какого жанра авторы используют олицетворение?

(В сказках, когда хотят наделить снежинки свойствами живых существ).


  1. Объяснение нового материала.

1).Знакомство с понятием «ритма» в живописи

  • Итак, к нам прилетели снежинки. Плавно они танцуют в воздухе, опускаясь на землю. Это подарок, которым одаривает нас природа. Все снежинки разные, ни одна по своему рисунку не похожа на другую. Как нет одинаковых лиц, так и нет одинаковых снежинок.

  • А теперь я вас попрошу взять белые снежинки, которые лежат у вас на партах и которые разные по форме, расположить их так на одной линии, ровно, через определенное расстояние, чтобы у вас получился узор.

Дети работают в группах, по 5-6 человек. Время работы 2-3 минуты. Учащиеся располагают снежинки на полоске бумаги.




  • Расскажите, какой узор вы составили? Как расположили снежинки?

(Маленькие, большие и др.)

  • Вот посмотрите, как я составила такие узоры. (Учитель показывает первую картинку).






  • Последовательно и ритмично ли располагаются мои снежинки на этом рисунке? (нет).

  • А теперь посмотрите на этот рисунок.





  • Как располагаются снежинки на этом рисунке? (На одной линии, ровно, последовательно, чередуются большая и маленькая).

  • Можно ли сказать, что мои снежинки располагаются «ритмично»?

  • Как вы думаете, что значит «ритмично»?

(Чередование…)

  • От какого слова (имени существительного) образовано слово «ритмично»?

(От существительного «ритм»).

  • Что же такое ритм в живописи?

(Ритм – это повторение, чередование отдельных пятен, линий, штрихов).

  • Как называются такие узоры?

(Орнаменты).





- Посмотрите на эти иллюстрации, на которых изображено зимнее время года.



  • На одной из них снег кажется голубым-голубым. Про такой снег говорят, обычно, будто в нем небо отражается. Но это не так. Световые лучи, которые посылает Солнце к земле, скрывают в себе 7 лучей разного цвета. А зимой в воздухе плавают прозрачные кристаллики льда, которые разделяют белый световой поток на 7 цветов радуги. Поэтому снег нам может казаться и голубым, и розовым.

  • Давайте раскрасим наши орнаменты из снежинок в разные цвета, но так, чтобы и цвета ритмично чередовались в орнаменте. Раскрасив снежинки, снова расположите их ритмично и наклейте на полоску бумаги.

Учащиеся работают в течение 5 минут. Работы вывешиваются на доску. Проверяется, правильно ли дети выполнили задание.


2). Знакомство с понятием «ритма» в музыке

  • Можем ли мы озвучить ритмичный рисунок? Как?

(Топнуть, хлопнуть в ладоши).

  • Я показываю снежинки, а вы выполняете следующие движения: Маленькая снежинка – топаете ногой, большая снежинка – хлопает один раз в ладоши.

  • Музыка, как и живопись, основана на ритме. В музыке существует 3 основных направления или 3 кита, на которых держится вся музыка. Вспомните и назовите их.

(Марш, песня, танец).

  • Попробуйте определить эти направления по музыкальным фрагментам. (Звучит марш).

  • Какая прозвучала музыка?

(Подвижная, быстрая; это марш).

  • Давайте прохлопаем ритмический рисунок марша (1-2-3-4; 1-2-3-4).

  • Послушайте второй музыкальный отрывок («Итальянская полька» или «Вальс цветов»).

  • Определите жанр этой музыки. Прохлопаем ритмичный рисунок вальса (польки).

  • Какой 3-ий жанр музыки существует, кроме танца и марша? (Песня).

  • В любой песне также как и в марше и в танце можно услышать ритмичный рисунок. Что же означает «ритм» в музыке?

(Чередование долгих и коротких звуков).

  • Сейчас прозвучит мелодия Равеля «Болеро». Внимательно послушайте. Постарайтесь понять ритмичный рисунок данной мелодии.

  • Что повторяется в мелодии?

(Музыкальные фразы).

  • Чем они отличаются друг от друга?

(Каждый следующий фрагмент звучит громче предыдущего).
Прослушивание данной мелодии повторно с заданием.



  • Итак, ритм существует и в музыке.








3). Знакомство с понятием «ритма» в литературе

  • Обратимся еще к одному виду искусства – литературе. Давайте понаблюдаем, существует ли ритм, например, в стихотворениях.

  • Перед вами 2 отрывка из стихотворений известных вам поэтов: А.С. Пушкина, А. Фета. Прочитайте эти отрывки и определите, какой отрывок кому принадлежит.

2). Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед…


1). Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.



  • Как вы думаете, кому принадлежит 1-ый отрывок из стихотворения? 2-ой?

(1-ый А.Фет «Чудная картина»,

2-ой А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета»)

  • Чтобы определить ритм, разделим слова в каждой строчке на слоги лигами. Затем поставим знак ударения в ударных слогах. Мы получили ритмичные рисунки.

Учащиеся на индивидуальных листках выполняют задание карандашом. При проверке учитель рисует ритмичный рисунок лигами на доске.
1).

2).


  • Прохлопаем ритм первого отрывка (девочки); простучим карандашом по парте ритм второго отрывка (мальчики).

  • В литературе стихотворный ритм носит определенные названия. В первом отрывке ритм основан на двухсложной стопе, в которой 1-ый слог ударный, 2-ой - безударный. Такой ритм называется «хорей». Во 2-ом четверостишии ритм основан тоже на двухсложной стопе, но 1-ый слог безударный, а второй – ударный. Такой ритм называется – ямб.

  • Теперь познакомьтесь, как специалисты словесности дают определение стихотворным ритмам. В какой книге можно об этом узнать?

(В справочнике).
Вызванные ученики читают определения стихотворных ритмов в справочнике.


  • Что же означает ритм в литературе, в стихотворениях?












4). Обобщение полученных знаний

  • Как одни словом можно назвать живопись, музыку, литературу?

(Искусство)

  • Что такое искусство?

  • В основе любого искусства лежит ритм. Что означает ритм в искусстве?

  • Составьте определения «ритм» используя, по 1-2 слова из этой таблицы.

Учащиеся работают в группах по предложенным таблицам, составляя одно определение.




Что это?

Определение

Дополнение

Пульс

Такт


Размеренность

Чередование

Повторение


Всякий

Размеренный

Последовательный

Музыкальный

Равномерный

Ударный


Безударный

Движение

Элементы


Звуки

Слоги





  • Запишите его на отдельных листах и прочитайте.

  • Сравните ваши определения, с определением известного русского филолога С. И. Ожегова.


Итог урока.

  • В каких видах искусства можно встретиться с ритмом?

(Архитектура, дизайн и т.д.)



скачать


Смотрите также:
«Ритм основа искусства»
66.4kb.
Разработка курса «Основы стихосложения»
133.37kb.
Формирование дизайна как область производственного искусства в Советской России приходится на 1920-е годы
59.82kb.
««Арт-терапия» основа развивающего обучения»
62.73kb.
Практикум по истории изобразительного искусства: Учебно-методическое пособие / Н. А. Яковлева, Т. П. Чаговец
4529.08kb.
Действие основа сценического искусства
76.75kb.
А. В. Лысенко «Конец искусства»: от классики к современности
137.39kb.
Урок по теме «Историческая основа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
52.4kb.
Художественное образование и воспитание средствами искусства
74.98kb.
Энергетическая безопасность россии
68.28kb.
Основные принципы программы «изобразительное искусство и художественный труд» и особенности работы по программе основные принципы программы
62.08kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «История культуры и искусства»
24.98kb.