Главная стр 1
скачать
Содержание:

  1. Роль граждан в охране правопорядка.....................................................2

  2. Соотношение понятий «Общественный порядок» и «Правопорядок».................................................................................... 10

Список использованной литературы.........................................................17

Роль граждан в охране правопорядка.

Происходящие в нашем обществе динамичные процессы политического, экономического, социального и культурного развития, совершенствование общественных отношений, рост нетерпимости граждан к различным антиобщественным проявлениям - все это требует значительного повышения эффективности охраны всех видов собственности, законности и правопорядка, участия в этом процессе граждан. Это требование в равной степени относится как к предупреждению (профилактике) преступлений, обеспечению правопорядка в городах и сельской местности, так и участию граждан в обеспечении исправления лиц, вовлекаемых в сферу предупредительного воздействия, и их ресоциализацию, что органически соответствует сущности правового государства, его гуманистической направленности, принципам законности и социальной справедливости.
Важно определить правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка, включая их место и роль в этом процессе. Это означает:

во-первых, противодействие криминогенным процессам в обществе, обеспечение сдерживания и сокращения правонарушений;

во-вторых, способствование созданию и укреплению в обществе атмосферы спокойствия и стабильности;

в-третьих, устранение угрозы правам, свободам и законным интересам членов общества и государству;

в-четвертых, придание соответствующим правовым положениям подлинного комплексного характера, с тем чтобы они в полной мере содействовали расширению масштабов по повышению результатов участия граждан в обеспечении правопорядка;

в-пятых, усиление юридических гарантий участников общественных отношений в сфере обеспечения правопорядка вплоть до придания важнейшим из таких гарантий силы закона;

кроме того, необходима четкая систематизация (автоматизация) нормативного материала, касающегося участия граждан в обеспечении правопорядка.

Изучение международных оценок специалистов, при оптимальном использовании возможностей участия граждан в обеспечении правопорядка, обосновывает возможность предотвращения совершения преступлений и их профилактику (по видам) в четырех - семи случаях из десяти возможных, а по бытовым - и того более.

«Лучше предупреждать преступления, чем карать за них. Это составляет цель любого хорошего законодательства, которое, в сущности, является искусством вести людей к наивысшему счастью или к возможно меньшему несчастью, если рассуждать с точки зрения соотношения добра и зла в нашей жизни». Это высказывание выдающегося итальянского мыслителя XVIII века Чезаре Беккариа не утратило актуальности. Правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка, по мнению автора, должно определяться четко сформулированными и прошедшими научную апробацию концептуальными положениями, традициями, историческим опытом.

В дореволюционный и послереволюционный период достаточно эффективно действовала система правового обеспечения правопорядка, общего и индивидуального предупреждения преступлений, где заметную роль играли общественные формирования, граждане. Так, функция обеспечения правопорядка и предупреждения преступлений возлагалась на правоохранительные органы и другие властные и общественные структуры России. Как известно, еще в 1876 г. был принят Устав о предупреждении и пресечении преступлений, в котором наряду с профилактикой подлежащих деяний регламентировались некоторые вопросы тактики действий как органов полиции, так и населения. В 1915 г. была принята первая инструкция по организации добровольной дружины, где был изложен порядок формирования дружины, правила отбора дружинников, их учет, дисциплинарные требования и основные формы работы. В частности, инструкцией было определено, что для организации деятельности дружины высшим представителем местной административной власти назначалось особое лицо (офицер Отдельного корпуса жандармов или чиновник одного из учреждений). В постсоветское время также создавались общественные организации: ОСОДМИЛ (добровольное общество содействия милиции), БРИГАДМИЛы (бригады содействия милиции) и с конца 50-х годов - добровольные народные дружины, основной задачей которых были обеспечение правопорядка и профилактика преступлений.

Соотношения понятий «Общественный порядок» и «Правопорядок».

Перед тем как непосредственно перейти к соотношению понятий «общественный порядок» и « правопорядок», мне бы хотелось рассмотреть понятие «правопорядок», а для этого сначала необходимо разобраться с понятием «законности», и как она (законность) относится с правопорядком.

Когда говорят о праве, то нередко под правом понимают широкий круг явлений, включая нормы права, отношение людей к действующему праву (правосознание), реализацию права в жизни правоотношение). Среди разнообразных способов проявления права в сфере его действия принципиально важное значение имеют такие понятия как законность и правопорядок. Законность и правопорядок – это важнейшие характеристики динамичного состояния правовой жизни современного демократического цивилизованного государства, нормой существования которого является обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Представляется существенным отметить, что законность и правопорядок – это, прежде всего характеристики правовой жизни современного социального правового государства. Понятие «правовая жизни» хотя и встречалось в правовой литературе XIX, века и в современной юридической литературе, но все еще представляется недостаточно разработанным, хотя, вероятно, это понятие включает в себя, прежде всего, совокупность всех форм и проявлений права (как позитивных так и негативных) и, прежде всего, законность и правопорядок.

Законность и правопорядок занимают важнейшее место среди политико-правовых ценностей современного мира. Это объясняется тем, что формирование правового государства обусловлено в качестве существеннейшей предпосылки таким состоянием правовой жизни для которой нормой является обеспечение прав и свобод человека и гражданина, торжество законности и правопорядка.

Законность – это явление многоплановое, многоаспектное, что не однократно отмечалось в нашей правовой литературе.

Определения законности, которые имеются в нашем отечественном правоведении, подчеркивают ту или иную сторону этого явления. Достаточно сказать, что законность понимается и как организационный принцип деятельности государства и его аппарата, как функция государства, как принцип права, как политико-правовой режим, и все это верно. Наиболее принципиально то, что все направления государственно-правовой деятельности должны основываться на законности.

Список использованной литературы:



  1. Конституция РФ 1993 г;

  2. Байтин М.И. Право и правовая система: вопросы соотношения// Ежегодник российского права. 2000, М.: Норма, 2001;

  3. Вачаев Н., Жерновой М. Перспективы взаимодействия ОВД с общественными формированиями по обеспечению правопорядка // Профессионал. 2008. № 2;

  4. Закон РФ от 26.02.1992 №3132-1 (ред. от 24.07.2007 с изм. от 31.01.2008) «О статусе судей»:

  5. Иванова В.С., Павлухин А.Н., Эриашвили Н.Д. Предупреждение преступлений негосударственными субъектами в России. М., 2008;

  6. Исрафилов И.М. Роль общественных формирований в обеспечении общественного порядка в субъектах Центрального федерального округа // Российский следователь. 2004. № 8;

  7. Малько А.В. «Правовая жизнь» как важнейшая категория юриспруденции. В книге: Ежегодник Российского права. 2000. М.: Норма. 2001;

  8. Положение о добровольных народных дружинах по охране общественного порядка, от 14.07.1974г. // сборник законодательных и иных нормативных актов об административной ответственности –М.1978 г;

  9. Проблемы общей теории права и государства. Под ред Нерсесянца В.С. – М.: Норма, 1999;

  10. Сухарев А.Я., Алексеев А.И., Журавлев М.П. Основы государственной политики борьбы с преступностью в России. Теоретическая модель. М., 1997;

  11. Федеральный закон от 17.01.1992. №2202-1 (ред. от. 24.07.2007) «О прокуратуре РФ»;

  12. Федеральный закон от 31.05.2002 №63-ФЗ (ред. от 24.07.2007 с изм. от 03.12.2007) «Об Адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»;

  13. Федеральный закон от 27.05.2003 №58-ФЗ (рел. от 01.12.2007) «О системе государственной службы РФ»;

  14. Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ (ред. от 29.03.2008) «О государственной гражданской службе РФ»;

  15. Шаропуто М.В. Правоохранительные органы.

скачать


Смотрите также:
Роль граждан в охране правопорядка
55.92kb.
Урок по обществознанию 6 класс. Тема урока «Как защититься от несправедливости». Цели и задачи
84.54kb.
Профессия: Адвокат Содержание труда
1757.23kb.
Основные законодательные акты по охране труда. Роль и задачи администрации по охране труда
11.59kb.
Об охране здоровья граждан
944.53kb.
Об охране здоровья граждан
268.28kb.
Об охране здоровья граждан
958.75kb.
Об охране здоровья граждан
958.75kb.
Об охране здоровья граждан
788.99kb.
Об охране здоровья граждан
604.92kb.
Об охране здоровья граждан
769.64kb.
Закон от 23. 02. 2013 №15-фз об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака Принят Государственной Думой 12 февраля 2013 года Одобрен Советом Федерации 20 февраля 2013 года
210.15kb.