Главная | стр 1
Согласитесь, словосочетание «трудный подросток» предопределяет множество вопросов. Как с ним работать в школе? Чем помочь? За счет чего и благодаря чему он должен стать другим: самореализующимся, уверенным в себе, адекватным в поведении, нужным и принятым в обществе? Эти вопросы всегда самые сложные для классных руководителей. Вот и попробуем вместе найти на них ответы. Наши питомцы, увы, не смогли в прежних школах составить для себя конструктивные планы на будущее. Сей непреложный факт можно объяснить тем, что приоритетом у тамошних педагогов были оценки по предметам, а не воспитание личности. А ведь подростку (пусть и отличнику!) без этого адаптироваться к современной жизни весьма проблематично.
Желание добиться успеха присуще людям с младых ногтей. Мотивация достижения успеха — это сугубо социальный, т. е. приобретаемый мотив, который проявляется как следствие определенного взаимодействия человека со средой. На его формирование влияет множество факторов. Внешняя среда может способствовать или препятствовать возникновению у подростка стремления к успеху, влиять на силу и направленность этого стремления. В психологии есть понятие выученная беспомощность (социальная депривация). Педагогам «вечерки» приходится сталкиваться именно с этими факторами. Наши ученики зачастую действуют по принципу избегания неудач, у них слабо развито стремление самоутвердиться социально приемлемым способом, совершенствоваться в какой-то сфере. И наипервейшая задача педагогов — создать такую образовательную и воспитательную среду, которая поможет им поверить в себя. Ученику необходимо вернуть веру в добро и справедливость, чтобы он приобрел чувство собственного достоинства, чтобы израненная и опустошенная душа наполнилась светом. Наконец, чтобы он смог уверенно войти в социум и стать достойным гражданином. А проще говоря, помочь ему пройти путь социальной реабилитации. Каждый «трудный» ученик — это нереализованная индивидуальность. Поэтому нужно помочь осознать ему свой личностный ресурс, с помощью которого он сможет социализироваться в обществе. Все это и есть основное направление в работе классных руководителей и психологов.
Основное содержание психолого- педагогической деятельности по социальной реабилитации заключается в таких вот постулатах — с виду простых, но предполагающих весьма и весьма кропотливую работу ума и сердца учителя.
Психолог выстраивает работу с «трудными» подростками через классных руководителей и учителей-предметников: совместная разработка программы социальной реабилитации для конкретной группы учащихся; разъяснение стратегии взаимодействия с подростками. На основе найденного положительного потенциала и психофизического ресурса они выстраивают осознанное, психологически грамотное сопровождение подростков. Консультирование осуществляется не на абстрактных рекомендациях, а исходя из особенностей того или иного класса. Особая забота психолога и классных руководителей — контакты с родителями, создание ситуации сотрудничества. Они привыкли к тому, что их детей гонят из всех школ, что на родительских собраниях только ругают их ребенка. Вот и приходится вначале проводить работу, направленную на демонстрацию успехов их сына или дочери. Такой подход помогает привлечь родителей к воспитанию подростка, что подтверждает увеличение количества родителей на консультациях у психолога. С целью углубления уровня самопознания, коррекции самооценки, планирования будущего знакомим подростков с результатами тестирования. Этот метод особенно важен, т. к. одновременно можно не только познакомиться с ребятами, но и на базе данных выполнить коррекционные задачи. В помощь им существует совет профилактики, малый педсовет, рейды в дома учащихся «группы риска», психологическая библиотека и видеотека.
Классные руководители работают с подростками на личностном уровне. Ведь наши питомцы редко в чем-то успешны, да и образ жизни родителей далеко не всегда образец для подражания. Поэтому педагоги и доводят мечты ребят до практических действий, которые необходимо делать им уже «сейчас» для реализации своей жизненной цели. Программа составляется с учетом стартовой диагностики класса, его основной проблематики и при необходимости в течение года корректируется. Чтобы сформировать у ребят мотивацию на успех, педагогам необходимо понять сильные стороны каждого из них, помочь им самим осознать свои положительные ресурсы. Здесь важна роль психолога, который сможет дать полную картину класса (в изучении когнитивного стиля мышления, особенностей типа личности, совместимости педагогов и учащихся, в формировании учебных групп). В поиске положительного потенциала у трудных подростков используется соционика и методика Кейрси. Создавая на уроках ситуации успеха и нацеливая на поэтапное преодоление трудностей, можно сформировать более высокий уровень жизненных притязаний. Такое психолого-педагогическое сопровождение способствует психологической коррекции личностных качеств, а в конечном итоге — социальной реабилитации. Результаты психологической диагностики учителям предоставляются для реализации индивидуального и дифференцированного подхода:
В начале учебного года классные руководители проводят комплексную диагностику, выявляют проблемы воспитания и развития данного класса и формируют свою программу коррекции. Учителя в течение всего года фиксируют динамику изменений, корректируя при необходимости психолого-педагогическое сопровождение. Мониторинг показывает эффективность педагогических действий. На психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) разрабатываются рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению каждого класса. Таким образом, соединение данных психолога, учителей-предметников, врача, социального педагога и классного руководителя позволяет получить четкую картину класса. В конце года проводится повторный ПМПК по результативности психолого-педагогического сопровождения. Хотелось бы сказать о достижениях в социальной реабилитации подростков. Вчерашние неудачники, которые отмалчивались на уроках, чувствуют себя успешными учениками. В школе и вне ее ведут себя адекватно. Возник интерес к кружкам и секциям. Чаще стали обращаться к учителю с просьбой объяснить материал с учетом их наклонностей, требовать задания большей сложности. Спросите зачем? Для того чтобы преодолеть свои комплексы и наконец-то выйти за рамки, предопределенные им прежними наставниками. Мы научились проектировать уроки с учетом уровня обученности и обучаемости детей. Педагоги выбирают методы воспитания, направленные на поощрение и показ положительных примеров; стараются вопросы дисциплины решать не через наказание провинившихся, а поощрение тех, кто вел себя правильно. Это приносит добрые плоды. Не зря наши выпускники с гордостью говорят: «Только в этой школе меня поняли, и наконец-то я стал понимать себя сам!». Смотрите также: «Роль классного руководителя в воспитании «трудных» подростков» Согласитесь, словосочетание «трудный подросток»
66.13kb.
У слова «подросток» всегда наготове определение «трудный». Подросток трудный, возраст переходный в общем ясно. А в частности? Каждый день в тысячах домов своя мука, свои сомнения, свои тупики
71.7kb.
Использование икт в работе классного руководителя
33.7kb.
Воспитательной работы классного руководителя по профилактике трудных подростков в классе
235.13kb.
Помощь родителями детям при стрессовых ситуациях. «Трудный подросток»
46.92kb.
Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании учащихся
54.52kb.
Субъект — субъектные взаимодействия классного руководителя в вопросах воспитания культуры здоровья школьников. Клунова Валентина Алексеевна, классный
87.3kb.
Классный час является прямой формой общения классного руководителя с учениками. Классный час может проводиться в форме
157.88kb.
Рекомендации к организации деятельности классного руководителя в общеобразовательном учреждении
76.58kb.
Научно-практический журнал «Спутник Классного руководителя» №3/2010 г. Малых т. А
584.39kb.
Доклад «Роль классного руководителя в духовно нравственном воспитании школьников»
37.17kb.
3. Функции классного руководителя 52.4kb.
|