Главная стр 1
скачать
Источник: http://www.sgap.ru/

Роль социологии права в профессиональной подготовке современных российских юристов

Сивова С.А.,
доктор социологических наук, доцент,
профессор кафедры политических наук СГАП

Современный этап развития российского общества предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке юристов. Юридическая профессия никогда не сводилась к простому знанию нормативных актов и техники их применения (хотя, заметим, что даже этому минимальному требованию соответствуют далеко не все выпускники наших вузов), от юристов всегда требовалось руководствоваться не только буквой, но и духом закона, действовать не только технично, но и с пользой для общества. В современной России эти требования многократно усложняются в силу происходящих социальных перемен. В этих условиях право как органичная часть общества не может оставаться неизменной. На плечи российских юристов легла ответственная и сложная задача - разработка и осуществление комплекса правовых реформ. Это требует высокой культуры социально-правового мышления, в формировании которого призвана внести свой вклад социология права.

Социология права как научная дисциплина получила официальный статус в 1962 году на 5 Международном социологическом конгрессе. Но, конечно, сама социология права в ее собственно социологическом варианте (не говоря уже об органичной взаимосвязи социальных и правовых воззрений на протяжении всего развития социальной мысли) начинает складываться гораздо раньше в связи с возникновением и развитием социологии. Поскольку право является важнейшим социальным регулятором, постольку социально-правовая проблематика присутствует в работах многих крупных социологов, начиная с таких классиков, как О. Конт, К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм. Социолого-правовые подходы имеют свою традицию и в отечественной науке: достаточно напомнить об эмпирических исследованиях в области права и представителях социологической школы права в дореволюционной России.

Сейчас социология права обрела в нашей стране второе дыхание и как научная1, и как учебная дисциплина2. Это обусловлено целым рядом взаимосвязанных факторов. Во-первых - официальное возрождение социологической науки в России, и как следствие - активное освоение ее различных направлений, в том числе и социологии права. В советский период социально-правовые исследования должны были укладываться в рамки марксизма-ленинизма, не исчерпывающего всего богатства современной социологии. Во-вторых, существует огромная практическая потребность в развитии отечественной социологии права. Это объясняется насущной необходимостью познания современного российского общества, и в частности - его социально-правовых измерений. В-третьих, активизация социологии права гармонирует с такими тенденциями развития отечественного юридического образования как преодоление традиционно доминирующей догматической парадигмы в профессиональной подготовке юристов и усиление ее практической ориентации.

Таким образом, существуют серьезные предпосылки для обретения социологией права статуса учебной дисциплины. Пока социология права не входит в государственные стандарты профессиональной подготовки ни по юридическим, ни по социологическим специальностям. Но сама жизнь подталкивает юридические вузы к освоению этой актуальной области науки и практики. В частности, и в Саратовской государственной академии права решено ввести социологию права в качестве обязательной учебной дисциплины.

Социология права может внести существенный вклад в совершенствование профессиональной подготовки современных российских юристов. Эта дисциплина обогащает палитру профессиональных знаний будущих правоведов. Приращение знаний в этом направлении дает не количественный, а качественный эффект. Социология права - это органичная часть научных знаний о праве, выполняющая важные функции не только информационного, но и методологического характера. Это объясняется тем, что большинство наук о праве представлено юридическими дисциплинами. Они, благодаря специфике объекта, предметов и методов, формируют особый подход к праву, который при всей своей ценности не может быть исчерпывающим. Такое сложное и многогранное явление как право не сводится только к юридическому измерению. Такую ограниченность призваны компенсировать неюридические науки о праве. В частности, социология права рассматривает право с помощью методов и в рамках парадигм, присущих социологии. Ее изучение благотворно влияет на профессиональное мышление будущих юристов. Социология права акцентирует внимание не на умозрительных теоретических конструкциях, а на реальных социальных механизмах генезиса и действия правовых норм. Это культивирует в профессиональном мышлении юристов нацеленность на такие проблемы как социальная обусловленность права, необходимость учета социокульурной специфики, анализ социальных последствий и социальной эффективности конкретных правовых норм.

Нацеленность на анализ реального, а не должного, положения дел позволяет социологии права выполнять критическую функцию в системе научных знаний о праве. "...если, - по образному выражению французского ученого Ж. Карбонье, - для представителя юридической догматики право - это бог, то социолог считает нужным руководствоваться методологическим атеизмом"3. Такой подход к праву не является чужеродным, внешним, он адекватен социальной природе самого права и потому должен занять свое место в профессиональном мышлении современных российских юристов. Профессиональная подготовка призвана способствовать тому, чтобы социально-правовая направленность закладывалась в фундамент юридического мышления. Это соответствует как потребностям практики, так и структуре научных знаний о праве. Основой юридического мышления является теория права. Но она может пониматься по-разному: в узком смысле - как юридическая теория права, и в широком смысле - как общая теория права, "т.е. как своего рода метатеория, охватывающая все теоретическое знание о праве, независимо от его научно-теоретического профиля"4. Социология права является органичной частью общей теории права. В отечественном правоведении и юридическом образовании в последние годы наметилась явная тенденция к возрастанию роли общей теории права5. Преподавание социологии права в юридических вузах способно внести свой вклад в решение этой проблемы.

Изучая социологию права, будущие юристы знакомятся не только с ее теоретико-методологическими установками, но и с прикладными аспектами. Эмпирические социологические исследования являются важным инструментом познания социально-правовых явлений. Этот инструмент сейчас активно используется в практике законодательных, правоохранительных органов. Вуз должен подготовить студентов к этому возможному направлению их будущей деятельности.

Следует отметить и другой немаловажный аспект рассматриваемой проблемы. Высшее образование не может замыкаться на узко профессиональных вопросах. Оно должно способствовать формированию эрудиции и научного мышления. Современное гуманитарное научное мышление ущербно без изучения социологии. И сегодня, когда в силу ряда причин, эта дисциплина исключена из государственного стандарта, преподавание социологии права в юридических вузах может в значительной степени компенсировать урон, нанесенный этим решением.



Таким образом, преподавание социологии права в российских юридических вузах соответствует основным тенденциям развития отечественного правоведения, способствует формированию социально-правовой направленности профессионального мышления будущих юристов, вооружает их современными научными методами решения прикладных социально-правовых задач, помогает осмыслить социальную миссию профессии юриста, повышает интеллектуальный потенциал юридического образования.



1 См. напр.: Варчук В.В. Социология права - отрасль социологии // Социс, 1996, # 10; Глазырин В.А. Юридическая социология - поиск предметного определения // Российский юридический журнал, 2000, # 1; Лапаева В.В. Социология права как юридическая дисциплина // Социс, 1999, # 7; Тадевосян Э.В. Социология права как специфическая отрасль социологии // Социально-гуманитарные знания, 2000, # 2.
2 См. напр.: Казимирчук В.П., Кудрявцев В.Н. Современная социология права: Учебник для вузов. М., 1995; Лапаева В.В. Социология права / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2000; Нерсесянц В.С. Социология права. М., 2000; Перевалов В.Д. Юридическая социология. М., 2000.
3 Карбонье Ж. Юридическая социология: Пер. с фр. М., 1986. С. 36.
4 Тадевосян Э.В. Указ. соч. С. 109.
5 См. напр.: Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др. Под общ. ред. А.С. Пиголкина. М., 1996; Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1996.
скачать


Смотрите также:
Роль социологии права в профессиональной подготовке современных российских юристов
53.98kb.
Информационные технологии в профессиональной подготовке современного специалиста
86.1kb.
Роль современных информационных технологий в подготовке специалиста
84.12kb.
Лекци и самостоятельная внеаудиторная работа
32.12kb.
Роль информационных технологий при подготовке специалиста О. О. Деева
56.49kb.
Учебное пособие для вузов. Р/нД., 2001. Подгурецкий А. Очерк социологии права. М., 1971
132.58kb.
Педагог. Студент. Здоровье
47.98kb.
Последняя лекция профессора Ларина
61.33kb.
«Использование инновационных технологий при подготовке учащихся к егэ по математике»
34.89kb.
Рабочая программа по профессиональной подготовке по профессии
1048.44kb.
Методическая разработка Составитель
515.32kb.
Проблемы организации внеаудиторной деятельности студентов в профессиональной подготовке учителя
87.44kb.