Главная стр 1
скачать
Педагогические чтения

12.02.2013.

Тема: «Российский ребенок 21 века. Проблемы воспитания»
План:

1.Социально-психологический портрет современного подростка.



Захарова Я.В.
2.Духовно-нравственное воспитание школьников. Культура как содержание воспитания школьников. Ильина Т.Е.
3.Духовно-нравственная основа военно-патриотического воспитания и

подготовка учащейся молодежи к защите Отечеств. О патриотизме и

воспитании патриота. Брешева Н.П.
4.Этические отношения современных школьников. Брешева О.И.
5.Дисциплина и дисциплинирование. Меры воздействия.

Куничник М.В.
6.Исследование интеллектуального потенциала учащихся 5-7 классов.

Баранецкая В.Н.

d:\documents and settings\сош\рабочий стол\2012-2013\методист\фотокрстол\20130212_111722.jpg




Доклад на тему: «Социально-психологический портрет

современного подростка»

Захарова Я.В.

1. Психологические причины трудностей.

Подростковый возраст- это период становления нравственности подростков, открытия его «я», приобретение новой социальной позиции, период потери детского образа жизни. Пора мучительно- тревожных сомнений в себе, в своих возможностях, поиски правды в себе и в других. Не всегда адекватно оценивают свои возможности, нет четкого различия между «хотеть» и «мочь». В поведении, в связи с этим, наблюдаются подозрительность, озлобленность, раздражительность. Подросток живет в настоящем времени, но для него большое значение имеют его прошлое и будущее. Мир его понятий и представлений переполнен не оформленными до конца теориями о самом себе и о жизни, планами на свое будущее и будущее общества. У подростков очень сильно выражена потребность в самопознании и самоопределении. Он мучительно ищет ответы на вопросы о том: Кто я есть? Какой я в сравнении с другими людьми? Что я хочу? На что я способен?



2. Социально-психологические причины трудностей.

Мир подростка насыщен идеальными настроениями, которые выводят его за пределы обыденной жизни, взаимоотношений с другими людьми. Объектом самых важных его размышлений становятся будущие возможности, которые связаны с ним лично: выбор профессии, стремление уметь взаимодействовать с социальными группами. У подростка появляется так называемое чувство взрослости: потребность быть, казаться и вести себя как взрослый, стать независимым от опеки и контроля, обрести взрослые права.

Основное противоречие подросткового возраста: подросток хочет быть взрослым, чтобы окружающие считали его взрослым и относились к нему соответственно, однако у него самого отсутствует ощущение подлинной взрослости. Отсюда в поведении подростка наблюдаются две противоположные тенденции:


  • к независимости - дайте мне все взрослые права и позвольте жить своим умом;

  • к зависимости от взрослых - взрослые обязанности мне пока что не к чему, я не в состоянии их исполнять, и вообще я рассчитываю на то, что вы не позволите мне совершать никаких ошибок, вся ответственность за мое поведение лежит на вас.

Таким образом, подростковый возраст считается самым сложным этапом в развитии ребенка. Его традиционно называют опасным, переходным, трудным возрастом. И можно выделить три группы причин делающих его таким: физиологические, психологические и социально - психологические. Физиологические, то есть, бурный рост и половое созревание организма; психологические, а именно, становление нравственности. Приобретение новой социальной позиции; социально - психологические, то есть, усвоение социума, общих признаков устройства мира.20130212_104129.jpg

3. Социально - психологические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст – это время, когда происходит бурное развитие и перестройка организма. В отрочестве человек обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности. Под влиянием всей окружающей среды у подростка складываются нравственные идеалы и мировоззрения. Одним из важнейших моментов является формирование самосознания, самооценки, появление острого интереса к самому себе. Подросток хочет разобраться в себе и в тех отношениях, которые связывают его с окружающим миром. Подростковый возраст – это возраст, когда часто меняются интересы, это год критики и самокритики, когда подростки особенно требовательны и к людям, и к учебе, и к себе.

Виды жертв неблагоприятных условий социализации условно можно обозначить как реальные, потенциальные и латентные, которые представлены различными типами-категориями людей.

Реальными жертвами являются: инвалиды, подростки с психосоматическими дефектами и отклонениями, сироты и ряд категорий детей находящихся на попечении государства или общественных организаций.

Потенциальными жертвами можно считать подростков с пограничными психическими состояниями и с акцентуациями характера, подростков родившихся в семьях с низким, экономическим, моральным, образовательным уровнями.

Латентными жертвами можно считать тех, кто не смог реализовать заложенные в них задатки.

Под аномией понимаются различные виды нарушений в ценностно-нормативный вакуум (своего рода «отсутствие» норм); низкая степень воздействия социальных норм на индивидов, неэффективность их влияния в качестве средства социальной регуляции поведения, неустойчивость и расплывчатость, а порой и противоречивость нормативных предписаний, противоречия между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства достижения этих целей.

Аномия – порождает циничное и безответственное отношение подростка к закону, игнорирование требований общественной морали, приводят к росту преступности среди подростков, дезориентации в выборе жизненного пути, к снижению социального статуса семьи, к пренебрежению нравственными ценностями.

Термин аномии в последние годы все чаще употребляется психологами, в частности – для характеристики социальной ситуации развития подросткового поколения, поскольку явлений аномии, затрагивает в определенных (кризисных) условиях все слои общества, особенно сильно действует на молодежь. Анализ ситуации, определяемой этим терминам, позволяет глубже понять многие психологические проблемы, характерные для современных подростков.

В числе факторов негативно влияющих на подростка, чаще всего отмечают следующие:


  1. Размытость ценностных ориентиров и идеалов;

  2. Чрезмерная коммерциализация общества;

  3. Сложное социально-экономическое положение многих семей,

внутрисемейные конфликты;

  1. Криминализация общественной жизни.

Каковы же ценностные ориентиры современной молодёжи? На данный вопрос попыталась ответить Н.Н. Савина, профессор кафедры технологии обучения, Новосибирского аграрного университета. В ходе исследования был проведён опрос несовершеннолетней молодёжи, обучающейся в различного типа учебных заведениях: дневные и вечерние школы, ПТУ И СУЗы, 63% из опрошенных составляли молодые люди. В основу анкеты были положены вопросы, выявляющие отношение к общечеловеческим ценностям.

Для выявления социальной позиции и социально-экономического потенциала подростка им было задано несколько вопросов об их отношении к трудовой деятельности, о ценности и месте труда.

«Если бы у тебя была возможность не работать, но жить в достатке, согласился бы ты не работать?» Большую заинтересованность в самореализации проявили учащиеся ДШ и СУЗов, что составило 47%. Остальные молодые люди предпочли бы при материальной обеспеченности, не работать.

Так же было вывялено, что отношение к труду у большинства подростков – позитивное. Лишь 11% считают его тяжким бременем, большинство 54% - труд, рассматривают как инструментами самореализации и источником благосостояния. На тягостные и обременительные стороны указывали учащиеся ПТУ и ВШ, скорее всего это связано с характером будущей работы, поскольку рассчитывать на интересную, высокооплачиваемую и лёгкую работу им не приходится.

На вопрос: «Есть мнение, что россияне не могут работать хорошо. Согласны ли вы с этим утверждением?» лишь 5,6% ответили положительно, это были учащиеся из ПТУ И ВШ. Напротив старшеклассники ДШ и СУЗов, относятся к труду более добросовестно. Отчасти согласны 15,8%, а не согласных – почти 67%.

Среди вопросов, характеризующих социальные установки молодых людей, был вопрос об их отношении к богатству. Большинство респондентов, почти 60%, хотели бы быть богатыми, потому что богатый человек более свободен и волен совершать любые поступки. Наиболее интересные данные были получены о способах добывания денег, анализ итогов показал, что ни один из способов добывания денег не чужд подростка, включая криминальный. Общая тенденция показывает, что антикриминальные установки сформированы у подавляющего большинства, более 90%.

Интерес к общественно-политической жизни подростки проявили – умеренный. Половина немного интересуется, четверть – интересуется, а треть, слышать об это не хочет. Среди более заинтересованных в общественно-политической жизни школы и общества, учащиеся ДШ, менее активны ученики ВШ и ПТУ (76%).

Последний вопрос касается отношения подростков к военной службе, тем более, что в настоящее время венная служба – это один из обсуждаемых вопросов в СМИ. Нельзя отрицать тот факт, что государство не может обойтись без армии, обеспечивающей интересы политических сил и безопасность страны. Это своеобразная школа мужества и взросления. Сейчас распространенность положительного отношения к службе среди подростков различных заведений колеблется от 27-39%. «Охотно выполнять свой долг» согласились 34% из ДШ и 40% из ПТУ. 14% согласились с утверждением «постараюсь уклониться», а 31% считают, что их не призовут по различным причинам. Таким образов, более половины из опрошенных не стремятся к службе.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что подростковый возраст проходит переходный период, при котором меняется не только система ценностей ребёнка, но и в целом его психическая и личностная сущность. Поэтому особо актуальными становятся задачи по созданию или возрождению детских и юношеских организаций, способствующие формированию коллективных ценностей в противовес индивидуалистическим тенденциям в молодёжной среде.
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ.

КУЛЬТУРА КАК СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ.

Ильина Т.Е.

В БСЭ понятие культура определяется так. От лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание, исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культура употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная, социалистическая, майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная, быта). В более узком смысле термин "культура" относят только к сфере духовной жизни людей.d:\documents and settings\сош\рабочий стол\2012-2013\методист\фотокрстол\20130212_105352.jpg

Таким образом, предметом культуры можно считать всё, что было создано непосредственно человеком, в том числе и в духовно-нравственной сфере. К сожалению, далеко не все достижения человечества в этом смысле будут полезны для воспитания наших детей.

Духовно-нравственное воспитание личности это сложный процесс, включающий в себя педагогическую, социальную и духовную составляющие. Поэтому прежде чем приступить к воспитанию ребёнка нам, педагогам, нужно для себя ответить на три важных вопроса:


  1. Кого мы воспитываем и что мы за люди?

  2. Каким наш воспитанник должен стать?

  3. Как мы можем этого достичь?

Во-первых, важная особенность воспитания согласно А.А.Леонтьеву, заключается в том, что оно подразумевает два процесса, идущих навстречу друг другу. С одной стороны это процесс воздействия педагога на ребёнка, а с другой – активность воспитанника на воздействие.

Мы, учителя, получаем довольно разнообразный «материал» для воспитания. Наши дети – представители различных социальных слоёв и ячеек. У них уже отчасти сформирована гендерная культура (представления о жизненном предназначении женщины и мужчины), семейные и бытовые традиции (кто в семье главный, семейные обязанности, праздники, отношения). Наши воспитанники – представители разных национальностей и конфессий. Многие знакомы на различном уровне с этническими особенностями своего народа и религии. И конечно они уже все имели некий личный опыт при столкновении с различными социальными явлениями в бытовой и нравственной сфере.

Всё вышесказанное можно отнести и к нам, педагогам. Единственное, пожалуй, отличие между нами и нашими воспитанниками это то, что мы являемся более «продуктом» воспитания, чем они. Поэтому нам важно помнить о некоторых «законах педагогики», прежде чем мы кого-то чему-то хотим научить:


  1. Закон сообщающихся сосудов.

Привожу высказывание Розиной О.В. «Известно, что личность учителя, его нравственные качества и позиция имеют ключевое значение в воспитании. В педагогике, как науке о «детоводительстве» и практической деятельности учителя непреложно действует гидромеханический закон о сообщающихся сосудах. Согласно этому закону однородная жидкость перетекает из сосуда расположенного выше, в тот, который ниже, независимо от формы этих сосудов, до тех тор, пока ее уровень не сравняется. Педагог любой дисциплины, знакомый с предметом лишь внешне, не любящий и не знающей его, не может раскрыть его сущностных основ и законов. Если учитель музыки не умеет играть ни на каком музыкальном инструменте, то способен ли он адекватно рассказать детям о тех законах, по которым она создается, раскрыть ее красоту и гармонию?».

Т.о., в зависимости от того, насколько мы наполнены духовно и нравственно, будут воспитаны и наши дети.



  1. Закон воспитания на положительном примере.

Древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко – примером». К.Д. Ушинский подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью.

Этот закон очень тесно переплетается со вторым и третьим вопросами педагогики. Но, тем не менее, связывая его с личностью педагога, важно отметить, что современный процесс образования, именуемый «услугой» как бы нивелирует личность учителя. В рыночной педагогике он – субъект оказания услуг, здоров, приветлив, морально устойчив, приятен и опрятен. Одним словом, педагог – позитивный робот, но … учителя – люди. Мы болеем, у нас бывает горе, наши близкие портят нам настроение, мы не можем избавиться от вредных привычек и т.д.

Поэтому, на мой взгляд, чего нужно избегать учителю так это ханжества. Ханжество — показная форма благочестия и набожности при тайной или явной неверности исповедуемым идеям, разновидность морального формализма и лицемерия. Следовательно, не нужно скрипя сердцем и зубами демонстрировать из себя героя или мученика в трудные для себя минуты, не стоит слащаво говорить о морально-нравственных ценностях, к которым не имеем ни малейшего отношения, да и крик не всегда поможет найти выход в сложной ситуации. Потому что, согласно третьему «закону педагогики»:


  1. Мы можем отдать детям только то, что у нас есть.

Но здесь возникает больной вопрос, что есть в нас самих, являющимся ценным для наших воспитанников? Если говорить пафосно, то это жизнь. Хотя в педагогике есть такие примеры: польский педагог Януш Корчак, отправившийся со своими подопечными в газовую камеру фашистского застенка. Но и в мирное время у учителя есть знания, умения их извлечь, нравственные качества, совет в трудную минуту, личное время. Говоря о приоритете духовно-нравственного воспитания, И.Г.Песталоцци называет его «морем бесконечной силы совершенной любви». Научить ребёнка любить, показав ему своим примером, словом и делом всю высоту, глубину и полноту этого явления – такова задача воспитания, по его мнению.

Т.о. единственный путь для педагога это постоянная работа над собой, поиск важнейших истин и идеалов и самосовершенствование в соответствии с этим. А иначе как? Если мы сами не можем ответить на этот вопрос и найти свой путь, то куда мы поведём наших детей.

Итак, перед нами второй вопрос педагогики.

Во-вторых, каким наш воспитанник должен стать. И это ещё один болезненный вопрос воспитания современного школьника. Сегодня перед нашими детьми множество стандартов. Ключевое слово во всех идеалах «успешность»: успешная семья, успешная мать, карьера, работа и т.д. Приведу некоторые определения:



«Успех – это определенный результат непрерывной и упорной деятельности, направленной на достижение поставленных целей и согласующейся с универсальными законами»;

«Успех – это способность в любой момент оплатить счета и уверенность в том, что вы сможете это сделать всегда и при любых обстоятельствах»;

«Успех – это постепенная реализация достойной цели. Вашей целью может быть что угодно, как то стать отличным родителем, удивительной женой или мульти миллионером. Ваше движение к цели – уже есть успех. Вы не стоите на месте, вы находитесь в постоянном движении к цели, которая приносит вам удовлетворение. Разве это не успех?»;

«Успех - общественное признание».

Т.о., чтобы быть идеальным нужно достичь всего, что ты хочешь и при этом получить признание общества. При этом цель может быть любой, главное достойной (ещё одно любопытное слово), законы – универсальными (какими-какими?), хорошо, что хоть деятельность непрерывная и упорная (только вот непонятно, какая?). А самое главное, общество должно признать твою успешность.

Как же педагогу совместить эти определения успешности с задачами воспитания?

«Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни». Выделяют умственное, физическое, эстетическое и нравственное воспитание. «Совершенный, всесторонне и гармонически развитый человек – наивысшая цель воспитания».

«Образование — это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями».

Какими задачи воспитания и образования видят деятели науки прошлых лет?

В древней русской философии вопросами духовности занимался Г.С.Сковорода. Задачи воспитания, считал он, - сохранить здоровье ребёнка, научить его признательности, прививать чувство долга. Признательность – главный показатель духовной зрелости.

Часто ли наши воспитанники выражают благодарность за их воспитание?

Важным ориентиром на пути формирования духовных ценностей личности Г.С.Сковорода считал духовное преобразование человека, которое возможно при условии спокойной, чистой совести, символическим рождением.



Если вдуматься, то в слове «образование» есть основа «образ». И важнейшая для учителя задача, какой образ он создаёт в ребёнке. Смысл образования преображение личности ребёнка. Если знания не преображают, то они бессмысленны.

Так каков же идеал? Сегодня существуют два типа мировоззрения.

Первый тип – «верующий в себя», релятивистский. Релятивизм - (от лат. relativus - соотносительный) - убеждение, что нет единой истины, одинаковой для всех людей, а есть множество истин, удобных, полезных и убедительных для одних лиц и групп, но неприемлемых для других. Каждая из таких "истин" соотносима с желаниями, культурной, национальной и социальной принадлежностью человека или группы, с эпохой, расой и т.д. Идеалом такого мировоззрения является земной успешный человек, добившийся своих целей и общественного признания. Все просто и понятно, но возникает вопрос. Где же идеал? Ведь идеальных людей не существует, следовательно, нужно отретушировать чей-то образ, закрыть недостатки и выпятить достоинства. И вот готов образец для подражания.

Второй тип – верующий в Бога, религиозный. Идеалом данного мировоззрения является Бог, по образу которого человек был создан и может своими поступками быть ему подобен. Но для этого, нужно отказаться от некоторых благ, сиюминутных желаний, не использовать все средства для достижения успеха. Нужно духовно трудиться и делать выбор, зачастую основываясь далеко не на своих желаниях, а потребностях своих близких. Это сложно, часто выглядит неуспешно, и общественное признание последует далеко не всегда.

Т.о. выбор воспитательного идеала, пожалуй, самый сложный вопрос современной педагогики и немало дискуссий ему ещё предстоит выдержать.

И, наконец, третий вопрос педагогики. Какими путями мы можем достигнуть нравственного идеала, который мы задумали в наших воспитанниках. По мнению Розиной О.В., существует три «закона человеческих отношений»:

  1. Закон насилия и рабства.

Прав тот, кто сильнее и сможет доказать это. В соответствии с этим все должны подчиниться и выполнить беспрекословно его волю. Но рабами не желает быть никто.

  1. Договорные отношения.

Такие отношения базируются на основах гуманизма: все для человека; права человека естественны и равны; каждый имеет право на выражение своих потребностей. Идеалами в обществе таких отношений могут послужить партнёрское взаимодействие. В государстве – правовое государство. В семье – брачный контракт. Такое взаимодействие хорошо до тех пор, пока не возникает дефицит потребностей одного человека или группы людей. Далее следует либо конфликт, либо бесконечные переговоры о новых условиях для договора.

  1. Закон любви.

Руководствуясь этим законом в своих поступках человек, постоянно ставит себя перед некой нравственной задачей. В результате он должен сделать выбор, зачастую сложный, болезненный, но внутренне его преображающий. Закон любви это самопожертвование ради другого, внутренний конфликт, позволяющий личности человека эволюционировать.




ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Брешева Н.П.

d:\documents and settings\сош\рабочий стол\2012-2013\методист\фотокрстол\20130212_111505.jpg

Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны.



1.Разрушены нравственные представления о браке и семье:

  • супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства, но выродились в проявление греховного пристрастия падшего человека к своему "я";

  • почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака (в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов);

  • супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.

2. Повреждены устои семьи:

  • фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;

  • утрачен традиционный уклад семейной жизни;

  • нарушены родовые и семейные связи между поколениями;

  • традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.

3.Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:

  • культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;

  • продолжает снижаться рождаемость: родители все чаще стали видеть в детях ненужную обузу, препятствие к достижению жизненных успехов (на протяжении 10 последних лет смертность в России существенно превышает рождаемость, численность населения ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек; по прогнозам специалистов, демографическая катастрофа приведет к сокращению числа россиян в течение ближайших 15 лет еще на 22 миллиона человек);

  • растет численность совершенных абортов, которые не осознаются как тяжкие грехи (из 10 зачатых детей в России сегодня рождается только трое);

  • увеличивается количество нежеланных детей, сирот при живых родителях, беспризорников;

4.Деформация коснулась и сферы семейного воспитания:

  • утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного "крестоношения", жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;

  • не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится "откупиться" от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки;

  • прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка;

  • утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует ко греху;

  • представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: они не способны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.

5. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:

  • чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;

  • нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными;

  • духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала;

  • у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;

  • в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью "тусовкой" в компаниях сверстников.

6. Система общественного воспитания и образования не может изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей семьи:

  • тема целомудрия, любви, верности почти не звучит в содержании образования, программах;

  • в учебном плане школ отсутствуют предметы "Духовно-нравственные основы семьи", "Основы нравственности";

  • до сих пор полностью не пресечены попытки внедрения в систему образования наполненных цинизмом программ полового просвещения, валеологического образования детей и подростков.

7. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии:

  • в социокультурном пространстве, СМИ темы семейной, воспитательной направленности поднимаются крайне редко, бессистемно и тонут в потоке второстепенной информации, пошлости и порока;

  • массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений, превозносят греховные страсти "свободной любви", половой распущенности, всевозможных извращений.

Безнравственная идеология современного общества, отстаивающая либеральные ценности Западной культуры (эгоизм, вседозволенность, самоутверждение любой ценой), направлена на окончательный подрыв семейных устоев, довершение развала семьи: культ наслаждений и блуда, искусственная беззаботность, психология Диснейленда с непрестанными развлечениями и бегством от реальной жизни в мир иллюзий - все это ожесточенно атакует неокрепшие души.

Очевидно, что приоритет земных интересов над духовно-нравственными ценностями, разрушение семьи, утрата ею воспитательных функций приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей, что, несомненно, подрывает корни благосостояния и стабильности российского общества.

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, "что такое хорошо и что такое плохо".

Русский философ Иван Александрович Ильин называет семью "первичным лоном человеческой культуры". В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы.

В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Только семья может воспитать семьянина: по мудрому слову И.А. Ильина, добрая семья дарить человеку "два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух:


- первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту;
- и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение".

Эти родительские образы философ называет источниками духовной любви и духовной веры человека.

Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность.
Изменения в российском обществе, его ценностная переориентация, а также отсутствие условий для становления духовно-нравственной личности с четко выраженной гражданской позицией требуют возрождения механизмов передачи православных традиций патриотического воспитания новым поколениям.

Здесь следует дать четкое толкование смысла и значения таких ключевых категорий, как «Отечество», «Родина», «патриотизм».

Содержание понятия «Отечество» предполагает особую связь личности на уровне эмоций и чувств со своей Родиной, осознание этой личностью своей исторической духовной принадлежности к ней. Сущность понятия «Отечество» славянофилы раскрывали с помощью таких духовных категорий, как религиозно-нравственный идеал, смирение, духовная мудрость, соборность, любовь к Богу и ближнему.

Такие жизненно важные понятия, как приРОДа, РОДители, РОДственники, РОДина, наРОД, РОДной, РОДники, не случайно имеют один корень.

Патриотизм включает в себя такие ценности, как любовь к своему народу, любовь к своей малой Родине, служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).

Совершенно очевидно, что никакие идеологические установки не ускорят процесс воспитания духовно-нравственной личности с четко выраженной гражданской позицией. Духовность, православная вера – подлинные и действенные основы патриотического воспитания молодых россиян.

На протяжении веков Русская православная церковь была хранительницей патриотических традиций народа, смотрела на несение воинского долга как на добродетель, которая требует высочайшего духовного напряжения. Слова БОГ и БОГАТЫРЬ не случайно однокоренные. Одним из главных принципов, которые должен соблюдать православный воин, - «крепко держаться православной веры».

Православное христианство предлагает рассматривать вопросы воинского служения с точки зрения духовного опыта, глубинных духовно-нравственных оснований.

На рубеже третьего тысячелетия именно в России для солдат Евгения Родионова, Андрея Трусова, Игоря Яковлева, Александра Железнова вопрос о верности Отечеству слился с вопросом о приверженности к православной вере. Отказ от Христа означал отказ и от Родины, и от матери. И все они ценой страданий и самой жизни дали единственный ответ на этот главный для каждого вопрос о великом предназначении человека, о смысле его жизни.

Следует обозначить причины слабости патриотического воспитания молодежи в современных образовательных учреждениях, что поможет нам наметить направления деятельности по повышению его эффективности. На наш взгляд, к таким причинам в первую очередь относятся: d:\documents and settings\сош\рабочий стол\2012-2013\методист\фотокрстол\20130212_111730.jpg

- отсутствие соответствующих духовно-мировоззренческих приоритетов в российском обществе;

- уклонение части педагогов от выполнения воспитательных функций;

- недостаточная доля общеобразовательных, гуманитарных дисциплин в учебных планах.

В организации процесса развития патриотического воспитания современной молодежи выделим следующие направления деятельности:

1. Обогащение содержания воспитания и обучения посредством включения

в него культурно-исторического, военно-исторического, духовно-нравственного компонентов.

Существенную роль в становлении гражданина и патриота своей страны играют литература, исторические науки. По словам педагога А.А. Мусина-Пушкина, только на почве любви к Отечеству через восприятие величавых образов литературы, русской истории «…возможно в будущем широкое развитие духовных сил народа и полный расцвет народного гения» [12, с. 97]. Мы не можем быть «Иванами, не помнящими своего родства». Все мы должны знать свою историю, знать и помнить тех великих людей, которые строили Россию и созидали ее. Необходимо брать пример непоколебимой стойкости и беззаветной любви к Родине с наших великих предков.

2. Усиление воспитательных функций педагогического процесса в образовательных учреждениях.

Следует вспомнить идеи одного из выдающихся педагогов XIX в. И.Ф. Гербарта (1776-1841 гг.), который ввел в педагогику понятие «воспитывающее обучение». Обучение без нравственного воспитания характеризовалось им как средство без цели, а нравственное воспитание без обучения – как цель, лишенная средства. Наши исконные нравственные понятия, российские обычаи так или иначе связаны с традицией православной церкви. Не следует забывать, что обучение, т.е. умственное развитие, есть главное средство воспитания личности.

3. Целевое использование конкретного материала, характеризующего основные стороны жизни общества и тенденции его развития, в деятельности, направленной на усиление нравственной направленности воспитания личности гражданина и защитника России.

Молодежь не увлечешь обобщенно-отвлеченными разговорами, инструкциями в области морали. Ей нужны живые примеры из истории и современной жизни, способные пробудить интерес к духовному опыту наших славных предков и героев–современников.

4. Активизация многообразных форм, методов и средств патриотической работы среди молодежи на основе православных традиций.

Среди форм, методов и средств патриотического воспитания молодежи выделим следующие: влияние старших, сила примера; рассказы о замечательных деятелях России и их доблестных подвигах, проникнутые искренним патриотическим чувством самого наставника; празднование дней, имеющих особенно важное значение в жизни Отечества; восстановление храмов, монастырей; поиск неизвестных воинских захоронений; уход за памятниками и монументами; организация конкурсов, викторин, фестивалей патриотического характера; присутствие на церковном богослужении; беседы со священниками.
Истинный патриотизм с православной точки зрения – это любовь к Родине и стремление к праведной жизни. Однако ошибочно полагать, что Русская православная церковь является идеологическим инструментом в патриотическом воспитании молодежи. Она не представляет собой никакой политической силы.

Русская православная церковь – хранительница патриотических традиций народа. Примеры беззаветной любви к Родине святых благоверных князей А. Невского, Д. Донского, святого и праведного адмирала Ф.Ф. Ушакова, великих полководцев А.В. Суворова, М.И. Кутузова, верных Отечеству и православной вере солдат Е. Родионова, А. Трусова, И. Яковлева, А. Железнова и многих других «христолюбивых воинов», которые служили родной земле, исполняя евангельскую заповедь, гласящую: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя», - должны вечно жить в памяти потомков.

Потребуется много усилий, чтобы возродить во всей полноте всю систему патриотического воспитания в России, чтобы воинская доблесть и честь, любовь к Родине и уважение к защитникам Отечества вновь стали святыми понятиями.
Литература:

1. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников. М., 1990.

2. Патриотизм и христианская традиция. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Патриотизм.

3. Святые Отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 2. URL: http://www.katehizis.ru.

4. Смирнов А. Церковь и армия // Наука и религия. 1997. № 5. С. 9 –12.

5. Мельникова Л.В. Отечественная война 1812 года и русская православная церковь // Отечест-

венная история. 2002. № 6. С. 27 – 38.

6. Орехов Д. Святые иконы России. СПб.: Амфора, 2006. 277 с.

7. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. - М.: 1989. - 420 С.

8. В ДОМЕ ОТЦА МОЕГО: Сборник статей о роли христианской семьи в религиозном воспитании ребенка. - М.: 2001. - 304 С.

9. Громыко М.М. Мир русской деревни. - М.: 1991. - 446 С.

10. Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. - М.: 2000. - 541 С.




ЭТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Брешева О.И.d:\documents and settings\сош\рабочий стол\2012-2013\методист\фотокрстол\20130212_112847.jpg

Положение человека в обществе, его отношение к миру определяется различными социальными факторами, но прежде всего — этикой человеческих отношений.

С точки зрения психологии, «этика как научная дисциплина отвечает на вопрос о том, на какие нормы и цели или ценности люди должны ориентировать свою деятельность», — отмечают М.И.Дьяченко и Л.А.Кондыбович в «Кратком психологическом словаре»

Наиболее многофункциональное понятие определено В.А.Ситаровым и В.В.Пустовойтовым: «В широком и строгом смысле слова «этика» — это философская и научная дисциплина, изучающая явления морали и нравственности: морали как совокупности норм — запретов, требований, предписаний, идеалов — принятых в данном обществе и закрепленных в его культуре; нравственности как поведения людей с точки зрения его соответствия этим нормам»



Этическая мысль, рассматривая нравственные основания жизнедеятельности людей, выделила и обосновала понятие "простые нормы нравственности", преобразованное сегодня в "общечеловеческие ценности". Данное понятие отражает нравственное значение и достоинство личности, ее ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, – моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья. Это то, что выделяется человеком в качестве наиболее значимого, что он вложил в основу представлений о должном относительно своего Я, нормах отношений с людьми и окружающим миром, собственного жизнеосмысления и жизнедеятельности. Это тот ценностный смысл, который существует для необходимой ориентировки каждого в своей жизнедеятельности. В основе его лежит нравственный выбор самой личности, требующий напряжения сил собственного разума и чувств и стремления понять сущность общечеловеческих законов в каждом конкретном случае. Эту сущность и ценностный смысл собственной жизни важно постигнуть и растущему, взрослеющему человеку

Решение проблемы формирования убежденности в необходимости следовать этическим нормам независимо от возраста, пола и рода занятий человека имеет большое научное и практическое значение. Особенно важную роль в данном процессе играет начальный этап образования, где при непосредственном целенаправленном руководстве учителя ребенок познает и усваивает принятые обществом этические нормы и правила. Сформированность моральных и нравственных качеств личности ребенка и будет на многие годы определять его отношения с окружающими.



«Задача школы заключается в том, чтобы ребята глубоко осознали моральные нормы поведения, приняли их и руководствовались ими в повседневной жизни». Поведение в соответствии с моральными понятиями, по внутренним убеждениям характеризуют нравственного воспитанного человека и говорит о сформированности у него нравственных убеждений. Нравственные понятия переходят в убеждения человека в том случае, если они сливаются сторонами сознания с чувствами, волей. С переходом из класса в класс убеждения углубляются, делаются более стойкими и все сильнее проникают в личность ученика. Чем богаче жизненный опыт детей, тем глубже, полнее усваиваются моральные понятия, формирующие нравственное сознание, их суждений, оценок моральных основ поведения и связано с эмоциональными переживаниями. Поведение учащихся на основе сложившихся нравственных понятий, убеждений всегда связано с чувством радости, удовлетворения. «Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. А человечность, доброта (ласка), доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях, в красоте окружающего мира». В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств. 

Поступки выражают уровень нравственной этической культуры человека и всегда связаны с его сознанием. Этические поступки проявляются и воспитываются в деятельности, в общении с людьми и сверстниками. В.А. Сухомлинский писал: «Нравственные истины осознающиеся людьми, как выражением добра, живут в поступках, в поведении. Этическая мораль активна только в действии, выражается во взаимоотношениях. Поэтому необходимо знать как руководствоваться в своих поступках». Особенность нравственных отношений заключается в том, что они имеют ценностно регулятивный и непосредственно оценочный характер, то есть в них всё основано на моральной оценке, выполняющей определенные функции регулирования и контроля своим поведением, своими поступками. Поступки выражают уровень нравственной этической культуры.

Добры ли наши дети, вызывает ли у них чужое горе сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь в трудную минуту, оказать поддержку?

Рассмотрим ситуацию, которая, к сожалению, имеет место в процессе обучения гораздо чаще, чем нам, педагогам, хотелось бы.

Ребенок получил неудовлетворительную отметку за невыполнение учебного задания. Реакция других детей может быть различной: от слов сожаления, сочувствия, желания помочь исправить плохую отметку до резко негативной: «дурак», «тупой», «так тебе и надо», «получил», «поздравляю с парой» и т.п. Первое, что приходит на память, — наше детство. А разве мы не сталкивались с такими ситуациями? Да, бывало. В чем же разница? Наверно, в том, что, хотя нашими сверстниками и использовались такие выражения, произносились они добрее. Ребенок чувствовал, что за этими словами кроется «угроза» дополнительных занятий, и не столько с учителем, сколько с одноклассником. Вспомним действовавший в советской школе учебный сектор, посещение одноклассников на дому с целью проверки выполнения домашнего задания. И ведь это срабатывало: дети учились учиться, оказывали помощь товарищам и принимали ее. Хорошо учиться и стремиться к знаниям было незазорно. Позднее таких детей стали называть «ботаниками».

Что же изменилось? Почему у детей исчезло желание помочь товарищам разобраться в ситуации, показать правильный ход рассуждений при выполнении заданий или просто выразить сочувствие в том или ином случае? Что это, черствость? Но для этого они еще слишком молоды. Незнание этических норм поведения в подобных ситуациях? Но для этого они уже достаточно взрослые. Отсутствие примера? Может быть. Чаще всего мы, взрослые, учим детей на словах, а не на собственном примере. И не всегда наши слова выступают в унисон с нашими поступками. На это часто можно услышать: изменилось время — изменились мы. Так ли сильно оно изменилось или все же что-то должно оставаться неизменным: доброта, дружба, желание помочь, защитить? Не растеряли ли мы, взрослые, эти умения и как мы сами поступаем в ситуациях, когда у соседей, коллег, друзей беда? Как часто мы проходим мимо человеческого горя, оправдывая себя словами: «Ну, я-то чем могу помочь, для этого есть специальные службы». А дети это видят и начинают считать такое отношение к окружающим нормой поведения.

Родители, когда с ними обсуждаешь подобные ситуации, перекладывают решение данных проблем на плечи учителей: «Школа должна учить и воспитывать». Но в силу многих причин не всегда данная работа проводится на должном уровне. Анкетирование учителей показало, что такое поведение детей — не редкость. Учитель старается проанализировать сложившуюся ситуацию вместе с детьми, однако он не всегда может разрешению той или иной этической проблемы уделить достаточное количество времени и нравственных сил. Иногда такие беседы носят формальный характер. И учащиеся реагируют на них должным образом: «поругает и успокоится», «пускай выпустит пар», «как всегда, одно и то же», «работа у нее такая» и т.п.

На перемене разговоры детей сводятся к обсуждению новых игр, телевизионных передач, свободного времяпрепровождения и т.п. Тематика разговоров часто касается материальной стороны жизни, при этом следует отметить, что считают деньги они гораздо лучше, чем находят значение выражений или решают задачи в процессе обучения. Не секрет, что многие родители платят своим детям за положительные отметки, выполнение определенной работы и т.д. Потребительские отношения между детьми имеют место и на уроке во время выполнения учебных заданий. Например, учащимся на уроке была предложена небольшая самостоятельная работа, позволявшая оценить уровень усвоения части программного материала. В процессе решения задачи Саша К. обратился к Маше М. с просьбой подсказать ее решение. Девочка согласилась выручить незадачливого соседа по парте, но при этом определила стоимость своих услуг. Причем тариф зависел от объема предлагаемой помощи и быстроты ее предоставления. Судя по тому, что дети быстро сошлись в цене, ответ Маши — не новость для учащихся. Более того, в личной беседе выяснилось, что ребята совершенно адекватно реагируют на такое разрешение вопроса, объясняя, что труд должен быть оплачен: «я же их не украл, я заработал», а «если нет денег — учись сам», «а у взрослых тоже так: у кого есть деньги, тот не работает, а у кого нет, тот вкалывает». При этом ни у кого из детей не возникла мысль, чьи деньги они тратят и получают в качестве платы.

Если рассматривать ответы детей с позиции одной из основных задач учебного процесса: передачи программных знаний и формирования умений и навыков, получается, что отсутствие денег, возможности оплатить «помощь» — это хорошо, а когда нет денег — ребенок учится сам. Но с этической точки зрения — вопрос спорный: где же дружеские отношения, желание прийти на помощь? На вопрос о том, смогли бы они (младшие школьники) оказать бесплатную помощь в учебной деятельности или за ее пределами, дети ответили утвердительно. Они ответили, что надо дружить, дорожить дружбой, помогать и т.п.; привели примеры из художественных произведений, где герои преодолели все преграды именно благодаря дружбе и бескорыстию. Однако в реальной жизни образцы такого поведения не столь часты, как хотелось бы.

Так как же относиться к материальной стороне вопроса? Мнения можно услышать совершенно полярные. Кто-то видит в этом основу формирования правильного отношения к деньгам, кто-то считает, что деньги развращают ребенка. Не будем судить ни тех, ни других. Время товарно-денежных отношений диктует свои условия. Однако не следует ставить материальный аспект в отношениях между людьми превыше всего. Нужно четко осознавать, какая роль отводится деньгам в той или иной ситуации. Если ребенок хочет иметь карманные деньги и предлагает свои услуги в тех ситуациях, где, как правило, его не привлекают к определенной деятельности, то в этом нет ничего плохого. Общеизвестно, что деньги, заработанные своим трудом, ценятся гораздо дороже, чем полученные без особых затрат. А вот если отношение ребенка к той или иной деятельности определяется деньгами, вернее их количеством, и он приучается к мысли, что если не все, то многое в жизни можно купить? Перевод отношений между людьми в плоскость материальных средств, приводит к тому, что деньги для ребенка становятся мерилом жизненных ценностей, у него исчезает такое качество, как бескорыстие.

Остановимся еще на одной проблеме учебно-воспитательного процесса: ябедничестве. Если еще несколько лет назад этим недугом «болели» в основном девочки, то теперь активную позицию заняли и мальчики. Дети ябедничают по любому поводу и без него, получая при этом истинное удовольствие, а уж если их «труд» внес свою лепту в наказание кого-либо, то день прошел не зря. На вопрос: «зачем вы это делаете?» — ответы были разные: «он (она) тоже ябедничает (закладывает)», «а чего он (она) дерется, пристает, ругается...», «не дал (дала) списать, конфету» и т.п. Реакция учителей на данную проблему неоднозначна: с одной стороны, такие «ябеды» позволяют в определенной степени «владеть информацией» о микроклимате в детском коллективе, если необходимо разрешить спорный вопрос, прийти на помощь тому, кто в этом нуждается; с другой — такое поведение детей настораживает.

Учащиеся еще делят мир на белый и на черный, не признавая полутонов. Надо учить их разбираться в поступках людей с учетом того, где, когда, как, а главное, почему человек поступил именно так.

Особо хочется остановиться на роли лжи в жизни наших детей. Часто ли они лгут? Кто-то по мере необходимости, кто-то по призванию. Иногда ложь учащихся поражает выдумкой, творческим подходом, неплохим знанием психологии взрослых, а их актерские данные порой просто восхищают. Зачем дети лгут? Спасают себя от наказания, сам процесс сочинения доставляет им удовольствие, ускоряют разрешение какого-либо вопроса в свою пользу и т.п.



Ответ на этот и многие другие вопросы кроется, на наш взгляд, в ставших уже привычными нормах поведения в современном обществе, которые далеко не всегда соответствуют нашим представлениям об идеале. Ребенок живет и развивается в этом обществе и с желанием или без него принимает его законы. Давайте зададим себе вопрос: «Часто ли мы говорим неправду?». Наверное, чаще, чем хотелось бы. При этом мы приводим тысячи доводов, оправдывающих свое поведение. Почему же мы отказываем в этом нашим детям? В такой ситуации выяснить причину, по которой ребенок солгал, сказал неправду, чтобы всем стало веселее, — это одно, а если для того, чтобы люди страдали, — совершенно другое. Рассказать и показать, к чему приводит такая ложь, наказать, если это необходимо.

В педагогической этике рассматриваются нравственные отношения учителя с учащимися. Субъектом нравственных отношений в педагогической среде является учитель. Будучи основным звеном в учебно-воспитательном процессе, он осуществляет самое широкое взаимодействие с учащимися, их родителями. Поэтому он является центральной фигурой нравственных отношений в системе педагогической морали. Отношения учителя с учениками возникают на основе непосредственного общения, которое сопровождается положительным эмоциональным восприятием. Среда, в которой происходит общение и взаимодействие между учителем и учениками, имеет как общее, так и особенные социальные признаки. Ведущая роль учителя в этой среде обусловливает повышенные моральные требования к нему, потому что объектом его воздействия являются дети с особыми комплексом морально-психологической незащищенности. Учитель общается с учениками в тот период, когда они на практике постигают азбуку социальных отношений, когда у них формируются и закрепляются основные нравственные установки. Учитель должен быть воспитателем, приобщающий детей не только к знаниям, но и добру, красоте, которое оказывает решительное влияние на воспитание у детей этической культуры. Педагогическая мораль признает такие нормы взаимоотношений между учителем и учениками, которые способствуют развитию творческой личности, развитию чувства собственного достоинства. Важнейшее условие положительного воздействия педагога на ученика - сочетание разумной требовательности и доверия к нему. Учитель, допустивший грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может пользоваться авторитетом учащихся. Они, как правило, активно сопротивляются воздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав. Здесь не может быть никакой речи о воспитании у учащихся этической культуры. Умение понять состояние ребенка, вызвать сочувствие к нему - признак высокой эмоциональной культуры учителя. Эмоционально воспитанный учитель не проронит грубого слова в обращении с детьми, не передаст доверенную ему детскую тайну. Руководствуясь нормами педагогической морали, учитель может не только заботиться о том, чтобы его поведение не нарушало нормальных нравственных отношений, но и регулировать поведение учащихся, их взаимоотношения. Учитель постоянно оценивает поступки детей в сфере повседневных отношений. Поэтому ему важно видеть не только результат деятельности ученика, но и его личное отношение к своим поступкам. Только при этих условиях нравственная оценка будет играть свою воспитательную роль.

Таким образом, взаимоотношения учителя с учениками должно основываться на соблюдении определенных моральных норм, что способствует воспитанию у учащихся этической культуры.

И так, только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их внутреннему миру могут создать обстановку взаимопонимания, которая необходима для поддержания нормальных нравственных отношений между учителями и учащимися. Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости - важнейшие нравственные качества учителя, которые определяют нормы его взаимоотношений с детьми. Эти чувства должны быть искренними, неподдельными и проявляться во всех жизненных ситуациях. Помощь детям в трудные минуты их жизни - одна из важнейших моральных норм, регулирующих отношения между учителями и учащимися. Непримиримое отношение учителя к злу, несправедливости, нечестности, моральной нечистоплотности подкрепляется его трудовой деятельностью, всем образом жизни. На правах старшего и умудренного нравственным опытом человека он формирует у учащихся нравственные ориентации, используя для этого справедливый подход к оценке явлений, факторов, поступков, и на этой основе воспитывает нетерпимое отношение к негативным явлениям. В общении с детьми необходимо находить нужный тон, исходя из их индивидуальных особенностей, побуждать воспитанников отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле. 

И все же, на наш взгляд, дети в своей массе добры, щедры, великодушны, в меру практичны и стыдливы. В их поступках больше нравственности, чем разума. И задача взрослых — сохранить эти качества в ребенке, развить их и укрепить.

Наблюдение за учебно-воспитательным процессом в современной школе говорит о том, что этот процесс далек от завершения и требует пристального внимания как со стороны учителя, так и со стороны родителей.
Исльзуемый иточник:


  1. http://rudocs.exdat.com/docs/index-326665.html Чекина Татьяна Анатольевна

Тема: «Формирование нравственных ориентаций в урочной и внеурочной деятельности младших школьников».



Дисциплина и

дисциплинированность.

Меры воздействия.

Куничник М.В.

«Дисциплина – это лицо коллектива, его голос, его красота, его подвижность, его мимика, его убежденность. Все, что есть в коллективе, в конечном счете принимает форму дисциплины», - считал Макаренко А.С

Ни от чего так не портится нравственность ребенка, как от пребывания без мысли в голове и без дела в руках.

«Дисциплина – является продуктом всей суммы воспитательного воздействия, включая сюда и образовательный процесс, и процесс политического образования, и процесс организации характера, и процесс столкновения, конфликтов, и разрешения конфликтов в коллективе, и процесс дружбы и доверия, и всего решительно воспитательного процесса». – А.С. Макаренко.

Зачем нужна дисциплина? Дисциплина необходима коллективу для того, чтобы он лучше и быстрее достигал своих целей. Дисциплина нужна, чтобы каждый отдельный человек развивался, чтобы воспитывал в себе умение преодолевать препятствия и совершать трудные работы и подвиги, если к подвигам призовет жизнь. В каждом коллективе дисциплина должна быть поставлена выше интересов отдельных членов коллектива; она украшает коллектив и каждого отдельного члена коллектива.

Важнейшие признаки дисциплины по Макаренко: во-первых, она является средством успешного выполнения коллективом своих задач; во-вторых, обеспечивает свободу личности; в-третьих, дисциплина – это единство сознания и точной формы, понимание ее необходимости и привычного поведения.

Дисциплина есть свобода, она ставит личность в более защищенное, свободное положение и создает полную уверенность в своем праве, путях и возможностях именно для каждой отдельной личности.

«…одной из граней педагогического мастерства является умение создать в коллективе такие взаимоотношения, при которых человек дорожил бы честью коллектива. Понимал, что такое «можно» и «нельзя», «нужно» - Сухомлинский В.А.

Дисциплина проявляется не тогда, когда человек делает что-либо для себя приятное, а тогда, когда человек делает что-нибудь более тяжелое, неожиданное, требующее значительных напряжений.

В детском возрасте дисциплинированность может иметь разные уровни в своем становлении: от временного проявления до устойчивого качества личности. Школьник может проявлять дисциплинированность под влиянием временных мотивов: интереса к деятельности, авторитета взрослого, боязни наказания. В данном и аналогичных случаях ребенок проявляет дисциплинированность до тех пор, пока действует тот или иной мотив. Устойчивое дисциплинированное поведение регулируется действием воли. d:\documents and settings\сош\рабочий стол\2012-2013\методист\фотокрстол\20130212_114225.jpg

Учащиеся разного возраста понимают, что такое дисциплина по-разному. Достаточное количество учащихся совсем не имеют понятия о сознательной дисциплине. Не может быть единого подхода к учащимся различного уровня воспитанности.

Говоря о дисциплине и дисциплинированности, не стоит делать акцент исключительно на поведении обучащихся, так как в общешкольном коллективе есть еще и учителя, и ученики. И дисциплина учащихся формируется не сама по себе, зависит от дисциплинированности учителей, которые должны быть мерилом законопослушности.

Если урок интересен, значит, вопрос о дисциплине не должен стоять. Классным руководителям надо напоминать, что на первом месте для них должна быть школа, на втором – класс, на третьем личное я.

Что мешает в формировании, сплочении и воспитании общешкольного коллектива? Забота об успехах своего класса. Это среда для нездорового конкурентного соревнования между классами и педагогами. Это рождает философию эгоизма, мешая дружбе, сплоченности, сотрудничеству.

Воспитание дисциплины должно иметь конкретный характер: обсуждать темы «Точность, обязательность», «Внешняя и внутренняя воспитанность», «Твой стиль поведения», «Гражданином быть обязан», «О порядочности»., «Я среди людей». Беседы, классные часы, анкетирование на узнавание взаимоотношений с учителями, родителями, сверстниками своего и противоположного пола, с самим собой. Анкетирование позволит диагностировать проблемы и направлять воспитание в нужное русло.

Условие реализации методов воспитания: правильная организация коллектива – четкое взаимодействие частей, воли директора, общественное мнение, работа органов самоуправления, внешкольная работа.


Методы воздействия

Наша задача: превращение скучного, нудного, серого, ничего по существу не дающего уговаривания, распекания, сюсюкания и морализования (чем грешит современная воспитательная работа в школе), в организацию творческой, трудовой, радостной, красивой и целеустремленной жизни и деятельности детей.

Основные методы педагогического воздействия: требование, воспитание детской радости, учет общественного мнения, метод наказания.

Требования: Регламентируются Правилами для учащихся, должны быть едиными для всех, должны быть системными, в слабо организованном коллективе вводятся постепенно. Достигается результат при условии целеустремленности и согласованности в работе педагогический коллектив.

Наказание: Безнаказанность порождает хулиганство, другие антиобщественные негативные явления. Наказание должно исправлять ошибки и формировать волю воспитанника, призвано стоять на защите коллектива от произвола отдельных личностей. Но наказание надо применять как можно реже, когда без него не обойтись и когда оно поддержано общественным мнением. Наказание должно разрешать конфликт до конца, уже через час надо быть с воспитанником в нормальных отношениях.

Некоторые трудно поддаются познаниям нравственных устоев и обретают знания под давлением. Меры воздействия и на обманщиков, и на прогульщиков, и на грубиянов… - индивидуальная беседа. В особых случаях обсуждение на заседаниях различных органов ученического самоуправления. В отдельных случаях подключаются и медицинские службы, и органы правосудия.

В уставах современных образовательных учреждений закреплены и такие меры наказания, как исключение из учебного заведения (соответственно закону «Об образовании»), помимо крайней меры возможно исключение сроком на 1 месяц, отстранение от занятий сроком на неделю, объявление выговора, публичное извинение, вызов на собеседование родителей, направление родителям письма с сообщением проступка. Исключение и условное исключение, отстранение от занятий оформляется по рекомендации педсовета директором школы. Меры воздействия должен подсказать возраст несознательных детей и подростков. Не стоит переоценивать роль административных мер воздействия на нарушителей уставных требований школы. Но где-то стоит и «власть употребить», так как безнаказанность ведет к еще большему проявлению негативного поведения учащихся. Такие дети, подростки требуют к себе особого и повседневного внимания. Контролю должны подвергаться их интересы, увлечения, наклонности.

Поощрение – также один из важных методов педагогического воздействия. Самая почетная - объявление благодарности перед строем. Публично выраженное признание – это нравственное содержание поощрений, т.е. одобрение, признание общественной значимости. «Поощрение укрепляет веру в себя, в свои силы, вызовет у них энергию и старание» - Макаренко. Здесь велика роль классных руководителей. Поощрять, как и наказывать некоторые педагоги предлагают не часто, так как стирается острота ощущений, переживаний (стыд, радость, гордость…), теряется педагогический эффект. Хвалить ученика в присутствии одноклассников или родителей.

Воспитание детской радости. Советы А.С. Макаренко: «Не пищать» и «долой педагогическую хмурость» всегда актуальны. Директор одной из екатеринбургских школ академик Меренков А.В. написал раздел «Учись быть радостным» в «Правилах ученичества»: Нужно учиться быть радостным. Уверенным в себе и бесстрашным, искать пути преодоления трудностей, носитель подавленного настроения разрушает здоровье свое и окружающих. Уметь управлять своими эмоциями и чувствами, быть уравновешенным. Думать о других, заботясь о других, сам становишься радостным. Не сокрушаться, видя хамов и бездельников, т.к. кому-то нужны годы на постижение простых истин и правил. Не жить прошлыми обидами. Стремиться к гармонии тела, ума и души.

Лучший сопровождающий в воспитательном процессе – общественное мнение, не учитывать которое нельзя, иначе коэффициент воспитательного воздействия будет очень низок.

Научить учеников управлять своим поведением позволит, в том числе, и работа по самоорганизации (в учебе, дежурстве, труде, внешкольных мероприятиях).

Под конец вновь хочется процитировать Макаренко А.С.: «Дисциплина – это лицо коллектива, его голос, его красота, его подвижность, его мимика, его убежденность. Все, что есть в коллективе, в конечном счете принимает форму дисциплины».


РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

интеллектуального потенциала

учащихся 5 – 7 классов.

Психолог - Баранецкая В.Н.

Дата исследования: январь 2013 год
Цель: исследование интеллектуального потенциала и интеллектуальной лабильности мыслительных процессов, способности к переключению внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других.

Количество респондентов: 5-7 классы

Ответственный: педагог – психолога В.Н. Баранецкая
Интеллектуальный потенциал - способность человека быстро и точно решать сложные мыслительные задачи. ИП обеспечивает высокий темп обучения новым знаниям, интеллектуальным навыкам и умениям.

Интеллектуальная лабильность - лабильность мыслительных процессов, способность к переключению внимания, умение быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.
Интеллектуальный потенциал

20 и выше - выше среднего

15 – 19 - средний

До 15 – ниже среднего


Интеллектуальная лабильность

20 и выше – высокий

16 – 19 – средний

До 16 - низкий



d:\documents and settings\сош\рабочий стол\2012-2013\методист\фотокрстол\20130212_120419.jpg

«У каждого человека, - писал В.А.Сухомлинский, - есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам деятельностей. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направив затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достигал, образно говоря, своего потолка»

По мнению С.Л.Рубинштейна под способностями понимали свойства и качества человека, делающие его пригодным к успешному выполнению какого-либо из видов общественно-полезной деятельности, сложившегося в ходе общественно-исторического развития.

Основной целью данной работы явилось выявление взаимосвязи интеллектуального развития и качества обучения учащихся 5 – 7 классов.



5 «А» класс Интеллектуальный потенциал

Выше среднего

9

39, 5%

Средний

9

39, 5%

Ниже среднего

5

21%

Интеллектуальная лабильность

Высокий

5

23%

Средний

10

45%

Низкий

7

32%

5 «б» класс Интеллектуальный потенциал

Выше среднего

8

38%

Средний

7

33%

Ниже среднего

6

29%

Интеллектуальная лабильность

Высокий

4

19%

Средний

6

29%

Низкий

11

52%

6 «а» класс Интеллектуальный потенциал

Выше среднего

6

27%

Средний

9

41%

Ниже среднего

7

32%

Интеллектуальная лабильность

Высокий

5

23%

Средний

10

45%

Низкий

7

32%


6 «б» класс Интеллектуальный потенциал

Выше среднего

6

28,6%

Средний

10

47,6%

Ниже среднего

5

23,8%


Интеллектуальная лабильность

Высокий

6

28%

Средний

11

52%

Низкий

4

20%


7 «а» класс Интеллектуальный потенциал

Выше среднего

5

35, 5%

Средний

4

28,5%

Ниже среднего

5

35,5%


7 «б» класс Интеллектуальный потенциал

Выше среднего

9

37,5%

Средний

9

37,5%

Ниже среднего

6

25%
















Анализируя результаты исследования, мы видим, что высокий интеллектуальный потенциал не гарантирует высокой производительности.

Мы сделали вывод, что качество обучения подростков зависит не от интеллектуального потенциала, а от эмоционального отношения к учебной деятельности

По мнению ведущих психологов (И.В. Дубровина, А.К. Дусавицкого, М.В. Матюхина, и др.), специальное целенаправленное управление мотивацией как важнейшей характеристикой личности в настоящее время не менее важно, чем управление умственным развитием и усвоением знаний.

Особую актуальность данная проблема приобретает в подростковом возрасте, так как, во-первых, именно в этот период происходит самоопределение подростка, а во-вторых, как показывает психолого-педагогическая практика, в данном возрасте наблюдается снижение учебной мотивации. Кризисный период, который «... всегда связан с аффектом», по Л.С. Выготскому, характерный для подросткового возраста, знаменует собой усиление влияния мотивационно-эмоционально составляющей психики на развитие подростка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Савина Н.Н Социально-психологический портрет современного подростка.

Журнал «Воспитание школьников» № 8, 2010, стр. 28-33

2.Игнатьева Е.Е. , Кабуш В.Г. Духовно-нравственное воспитание школьников.

Культура как содержание воспитания школьников.

Журнал «Воспитание школьников» № 9, 2010, стр. 8-11,

№ 7, 2010, стр. 12-17.

3.Лутовинов В.И., Синягина Н.Ю.Духовно-нравственная основа военно - патриотического воспитания и подготовка учащейся молодежи к защите Отечеств. О патриотизме и воспитании патриота.

Журнал «Воспитание школьников» № 9, 2012, стр. 3-9,

№ 1, 2011, стр. 23-26.

4.Брунчукова Н. Этические отношения современных школьников.

Журнал «Воспитание школьников» № 3, 2009, стр. 63-66.

5.Левин Я.Н. Дисциплина и дисциплинирование. Меры воздействия.

Журнал «Воспитание школьников» № 10, 2010, стр. 56-62

№ 3, 2011, стр. 69-72





скачать


Смотрите также:
«Российский ребенок 21 века. Проблемы воспитания»
472.44kb.
Роман Ф. М. Достоевского Идиот был написан в 1869 году во время долгого путешествия по Европе, поэтому в произведении находит отражение как западный образ жизни времен девятнадцатого века, так и российский
36.47kb.
Планы воспитательной работы
692.58kb.
Название раздела
459.23kb.
Сочувствующий стиль семейного воспитания
122.42kb.
Мо «иволгинский район»
461.38kb.
№ урока Тема урока. Основное содержание Дата Литература XIX века
98.47kb.
Личность петра исторический документ
133.29kb.
Основное содержание. Региональный компонент
308.92kb.
Десятый класс
116.57kb.
Российский правопорядок
155.32kb.
Фомин А. П. Трансформация проблемы субъекта от классики к постмодерну
153.48kb.