Главная стр 1
скачать
Основы православной культуры

Раздел


Содержание

Характеристика видов деятельности

Раздел 1. Знакомство с новым предметом

Урок 1. Тема: Россия – наша Родина


Знакомство с новым предметом, осваивают основополагающие понятия курса




Урок 2. Тема: Духовные ценности человечества. Культура. Религии

Знакомятся с историей возникновения и распространения христианства и православия.

Изучают основы духовной традиции православия, основные понятия православной культуры.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и повседневным поведением людей.

Знакомятся с описанием содержания священных книг.

Знакомятся с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений.

Знакомятся с историей и традициями основных религиозных праздников.



Раздел 2.

Введение в православную культуру

Урок 3. Тема: Колокола

Урок 4. Тема: Православный храм

Урок 5. Тема: Как христианство пришло на Русь. Православие

Урок 6. Тема: Жизнь Иисуса Христа

Урок 7. Тема: Библия и Евангелие. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий

Урок 8. Тема: Библия в христианской культуре

Урок 9. Тема: О душе

Урок 10. Тема: О душе (продолжение)

Раздел 3.

Храм – дом Божий на Земле


Урок 11. Тема: Как вести себя в православном храме

Урок 12. Тема: Внутреннее строение и убранство храма

Урок 13. Тема: Православная молитва

Урок 14. Тема: Фреска и икона

Урок 15. Тема: Отличие иконы от картины

Урок 16. Тема: Образ Христа в искусстве

Урок 17. Тема: Православные традиции и семейные ценности.

«Семья – малая церковь»



Знакомятся с местом и ролью православной культуры в истории России.

Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры.

Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций.

Учатся проводить параллели между различными религиозными культурами.

Учатся эмоциональному отклику на произведения искусства, оценке произведений искусства.

Совершенствуют умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов, построения связного высказывания.

Совершенствуют умения в области работы с источниками информации.

Совершенствуют лексический запас, культуру речи.

Формируют личностную и гражданскую позиции по отношению к различным явлениям действительности.

Формируют общекультурную эрудицию.

Развивают представления о многообразии национальных и религиозных культур и их общих ценностных основах.

Развивают представления о нравственных и духовных ценностях.

Развивают представления о морали и нравственности.

Развивают ценностное отношение к памятникам истории и культуры.



Раздел 4. Православные праздники


Урок 18. Тема: Календарный год в православии

Урок 19. Тема: Рождество. Крещение

Урок 20. Тема: Пасха

Раздел 5.

Духовные ценности православия


Урок 21. Тема: Чудо. Таинства

Урок 22. Тема: Христианские заповеди. Совесть

Урок 23. Тема: Любовь

Урок 24. Тема: Прощение

Раздел 6.

Жизнь по заповедям








Уроки 31-34. Тема: итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся


Учебно-методическое обеспечение курса

1.Шемшурин А.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Учебное пособие. Москва. ООО «Дрофа», 2012

2.Шапошникова Т.Д. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры: Учебное пособие М.: «Дрофа» 2013.

3.Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010

4.Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя 4-5 класс М.: «Просвещение» 2010

5.Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». «Основы светской этики» 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010



Пояснительная записка

В Законе Российской Федерации «Об образовании», в президентской образовательной инициативе «Новая наша школа», в стандартах нового поколения в качестве важнейшей приоритетной задачи образования обозначена задача формирования целостной картины мира и целостного духовного опыта подрастающих поколений, воспитания духовно-нравственной личности. Отмечается, что при этом важно опираться на сотрудничество культуры, науки и религии на основе общего понимания нравственных начал, мотивации поведения человека.

Воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен быть организован таким образом, чтобы все содержательные компоненты (научный, художественный, религиозный и др.), а также виды образовательной деятельности (учебная, внеучебная, внешкольная, семейная и др.) согласованно обеспечивали духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию человека, гражданина и патриота.

В Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования введена новая предметная область – «Основы духовно-нравственной культуры народов России».



Целью введения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» является знакомство младших школьников с основами религиозных культур и светской этики, формирование первичных представлений о материальной и духовной культуре, образе культуры России в целом, которая складывается из культур всех народов и народностей, наций и национальностей, живущих в нашей стране, людей разного вероисповедания. В то же время надо отчетливо осознавать, что культура нашей страны является органической частью культуры мировой. Важным является также формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности.

Названные цели реализуются посредством решения ряда задач:



  • знакомство учащихся с содержанием курса; формирование первичных представлений о религиозных культурах и светской этике; развитие интереса к этой области знаний;

  • развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

  • формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и политкультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Общая характеристика курса

Концепция предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», вводимого в 4 классе общеобразовательной школы, основывается на положениях, которые обеспечивают действительную и эффективную реализацию целей и задач нового школьного предмета. Все шесть учебников, входящих в состав УМК, согласуются между собой по педагогическим целям, задачам и базовым ценностям, требованиям к результатам освоения учебного содержания.



  1. Основы православной культуры

  2. Основы исламской культуры

  3. Основы буддийской культуры

  4. Основы иудейской культуры

  5. Основы мировых религиозных культур

  6. Основы светской этики

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

Основная часть школьников будет изучать модуль «Основы светской этики» А.А. Шемшурин Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Учебное пособие. Москва. ООО «Дрофа», 2012.

Один ученик будет изучать модуль «Основы православной культуры»

Т.А. Костюкова Основы религиозных культур и светской этики.

Основы православной культуры: Учебное пособие. Москва. ООО «Дрофа»,2013 (с изменениями).

Основы светской этики

Раздел


Содержание

Характеристика видов деятельности

Раздел 1. Знакомство с новым предметом

Урок 1. Тема: Россия – наша Родина

Урок 2. Тема: Духовные ценности человечества. Культура. Религии

Знакомство с новым предметом, осваивают основополагающие понятия курса

Раздел 2.

Знакомство с основами этики

Урок 3. Тема: Диалог о философии и этике

Урок 4. Тема: Мораль и нравственность


Знакомятся с историей развития этических представлений, с этическими теориями разных времен. Изучают основные понятия этики.

Учатся устанавливать взаимосвязь между этическими учениями и повседневным поведением людей.

Знакомятся с текстами нравственного и дидактического характера.

Учатся интерпретировать информацию, полученную из дидактического текста, проецировать её на свой собственный опыт.

Знакомятся с традиционным пониманием этики в религиозных культурах.

Знакомятся с местом и ролью этики в жизни государства и граждан.

Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с этическими нормами.

Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций.

Учатся проводить параллели между этическими нормами религиозных культур и светской этикой.

Учатся эмоциональному отклику на произведения искусства и литературы, оценке произведений искусства.

Совершенствуют умения в области коммуникации.

Совершенствуют умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания.

Совершенствуют умения в области работы с источниками информации.

Совершенствуют лексический запас, культуру речи.




Раздел 3.

Этические учения о добродетелях

Урок 5. Тема: Что такое добродетель

Урок 6. Тема: Учение Аристотеля о добродетелях

Урок 7. Тема: Нравственные качества

Урок 8. Тема: Терпение и терпимость

Раздел 4. Этика о нравственном выборе

Урок 9. Тема: Суд над Сократом

Урок 10. Тема: Убеждения

Урок 11. Тема: Нравственный выбор

Урок 12. Тема: Совесть. Долг.

Урок 13. Тема: Ответственность

Урок 14. Тема: Этика о воспитании самого себя


Раздел 5.

Духовные ценности православия


Урок 15. Тема: Справедливость

Урок 16. Тема: Государство, основанное на справедливости

Урок 17. Тема: Государство. Светская этика



Раздел 6.

Нравственный закон человеческой жизни

Урок 18. Тема: Нравственный закон. Десять заповедей.

Урок 19. Тема: Заповеди любви

Урок 20. Тема: Любовь – основа жизни

Урок 21. Тема: Прощение



Раздел 7.

Этика об отношении людей друг к другу

Урок 22. Тема: Древнегреческие мыслители о дружбе

Урок 23. Тема: Этика об отношении к другим людям и самому себе

Урок 24. Тема: Мысли и поступки. Слова и речь.

Урок 25. Тема: Милосердие

Урок 26. Тема: «Золотое правило нравственности»




Раздел 8.

Как сегодня жить по нравственным законам

Урок 27. Тема: Нравственные законы в современном мире

Урок 28. Тема: Альберт Швейцер

Урок 29. Тема: Этическое учение Л.Н.Толстого

Урок 30. Тема: «Идти дорогою добра»

Уроки 31-34 Тема: Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся


Формируют личностную и гражданскую позицию по отношению к различным явлениям действительности.

Формируют общекультурную эрудицию.

Развивают представления о многообразии национальных и религиозных культур и их общих ценностных основах.

Развивают представления о нравственных и духовных ценностях.

Развивают представления о морали и нравственности.

Развивают ценностное отношение к памятникам истории и культуры.



скачать


Смотрите также:
Ведущий. Наша Родина – Россия – большая, великая страна. Долины и горы, леса и степи, реки и моря, города и деревни, теплые края и холодные – это наша страна, наша Родина. Ученик1
45.78kb.
Урок 1 Россия наша Родина Вы узнаете
861.2kb.
Россия -наша Родина
49.79kb.
«Кубань многонациональный край»
300.98kb.
Россия наша Родина
93.6kb.
Россия родина моя
887.1kb.
Классный час «Россия наша Родина»
24.76kb.
План мероприятий на осенние каникулы с 01. 11. 2013 г по 10. 11. 2013г
51.92kb.
Классный час «На войне детей не бывает»
70.74kb.
Липецк 2011 Конспект урока Тема урока Россия наша Родина
87.49kb.
Проект «Наша родина – Россия»
96.6kb.
Образ Русской земли и русского народа в произведении
99.36kb.