скачать
Основы православной культуры
Раздел
|
Содержание
|
Характеристика видов деятельности
|
Раздел 1. Знакомство с новым предметом
|
Урок 1. Тема: Россия – наша Родина
|
Знакомство с новым предметом, осваивают основополагающие понятия курса
|
|
Урок 2. Тема: Духовные ценности человечества. Культура. Религии
|
Знакомятся с историей возникновения и распространения христианства и православия.
Изучают основы духовной традиции православия, основные понятия православной культуры.
Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и повседневным поведением людей.
Знакомятся с описанием содержания священных книг.
Знакомятся с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений.
Знакомятся с историей и традициями основных религиозных праздников.
|
Раздел 2.
Введение в православную культуру
|
Урок 3. Тема: Колокола
Урок 4. Тема: Православный храм
Урок 5. Тема: Как христианство пришло на Русь. Православие
Урок 6. Тема: Жизнь Иисуса Христа
Урок 7. Тема: Библия и Евангелие. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий
Урок 8. Тема: Библия в христианской культуре
Урок 9. Тема: О душе
Урок 10. Тема: О душе (продолжение)
|
Раздел 3.
Храм – дом Божий на Земле
|
Урок 11. Тема: Как вести себя в православном храме
Урок 12. Тема: Внутреннее строение и убранство храма
Урок 13. Тема: Православная молитва
Урок 14. Тема: Фреска и икона
Урок 15. Тема: Отличие иконы от картины
Урок 16. Тема: Образ Христа в искусстве
Урок 17. Тема: Православные традиции и семейные ценности.
«Семья – малая церковь»
|
Знакомятся с местом и ролью православной культуры в истории России.
Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры.
Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций.
Учатся проводить параллели между различными религиозными культурами.
Учатся эмоциональному отклику на произведения искусства, оценке произведений искусства.
Совершенствуют умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов, построения связного высказывания.
Совершенствуют умения в области работы с источниками информации.
Совершенствуют лексический запас, культуру речи.
Формируют личностную и гражданскую позиции по отношению к различным явлениям действительности.
Формируют общекультурную эрудицию.
Развивают представления о многообразии национальных и религиозных культур и их общих ценностных основах.
Развивают представления о нравственных и духовных ценностях.
Развивают представления о морали и нравственности.
Развивают ценностное отношение к памятникам истории и культуры.
|
Раздел 4. Православные праздники
|
Урок 18. Тема: Календарный год в православии
Урок 19. Тема: Рождество. Крещение
Урок 20. Тема: Пасха
|
Раздел 5.
Духовные ценности православия
|
Урок 21. Тема: Чудо. Таинства
Урок 22. Тема: Христианские заповеди. Совесть
Урок 23. Тема: Любовь
Урок 24. Тема: Прощение
|
Раздел 6.
Жизнь по заповедям
|
|
|
Уроки 31-34. Тема: итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся
|
Учебно-методическое обеспечение курса
1.Шемшурин А.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Учебное пособие. Москва. ООО «Дрофа», 2012
2.Шапошникова Т.Д. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры: Учебное пособие М.: «Дрофа» 2013.
3.Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010
4.Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя 4-5 класс М.: «Просвещение» 2010
5.Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». «Основы светской этики» 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010
Пояснительная записка
В Законе Российской Федерации «Об образовании», в президентской образовательной инициативе «Новая наша школа», в стандартах нового поколения в качестве важнейшей приоритетной задачи образования обозначена задача формирования целостной картины мира и целостного духовного опыта подрастающих поколений, воспитания духовно-нравственной личности. Отмечается, что при этом важно опираться на сотрудничество культуры, науки и религии на основе общего понимания нравственных начал, мотивации поведения человека.
Воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен быть организован таким образом, чтобы все содержательные компоненты (научный, художественный, религиозный и др.), а также виды образовательной деятельности (учебная, внеучебная, внешкольная, семейная и др.) согласованно обеспечивали духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию человека, гражданина и патриота.
В Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования введена новая предметная область – «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Целью введения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» является знакомство младших школьников с основами религиозных культур и светской этики, формирование первичных представлений о материальной и духовной культуре, образе культуры России в целом, которая складывается из культур всех народов и народностей, наций и национальностей, живущих в нашей стране, людей разного вероисповедания. В то же время надо отчетливо осознавать, что культура нашей страны является органической частью культуры мировой. Важным является также формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности.
Названные цели реализуются посредством решения ряда задач:
-
знакомство учащихся с содержанием курса; формирование первичных представлений о религиозных культурах и светской этике; развитие интереса к этой области знаний;
-
развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
-
формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
-
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и политкультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Общая характеристика курса
Концепция предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», вводимого в 4 классе общеобразовательной школы, основывается на положениях, которые обеспечивают действительную и эффективную реализацию целей и задач нового школьного предмета. Все шесть учебников, входящих в состав УМК, согласуются между собой по педагогическим целям, задачам и базовым ценностям, требованиям к результатам освоения учебного содержания.
-
Основы православной культуры
-
Основы исламской культуры
-
Основы буддийской культуры
-
Основы иудейской культуры
-
Основы мировых религиозных культур
-
Основы светской этики
Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
Основная часть школьников будет изучать модуль «Основы светской этики» А.А. Шемшурин Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Учебное пособие. Москва. ООО «Дрофа», 2012.
Один ученик будет изучать модуль «Основы православной культуры»
Т.А. Костюкова Основы религиозных культур и светской этики.
Основы православной культуры: Учебное пособие. Москва. ООО «Дрофа»,2013 (с изменениями).
Основы светской этики
Раздел
|
Содержание
|
Характеристика видов деятельности
|
Раздел 1. Знакомство с новым предметом
|
Урок 1. Тема: Россия – наша Родина
Урок 2. Тема: Духовные ценности человечества. Культура. Религии
|
Знакомство с новым предметом, осваивают основополагающие понятия курса
|
Раздел 2.
Знакомство с основами этики
|
Урок 3. Тема: Диалог о философии и этике
Урок 4. Тема: Мораль и нравственность
|
Знакомятся с историей развития этических представлений, с этическими теориями разных времен. Изучают основные понятия этики.
Учатся устанавливать взаимосвязь между этическими учениями и повседневным поведением людей.
Знакомятся с текстами нравственного и дидактического характера.
Учатся интерпретировать информацию, полученную из дидактического текста, проецировать её на свой собственный опыт.
Знакомятся с традиционным пониманием этики в религиозных культурах.
Знакомятся с местом и ролью этики в жизни государства и граждан.
Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с этическими нормами.
Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций.
Учатся проводить параллели между этическими нормами религиозных культур и светской этикой.
Учатся эмоциональному отклику на произведения искусства и литературы, оценке произведений искусства.
Совершенствуют умения в области коммуникации.
Совершенствуют умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания.
Совершенствуют умения в области работы с источниками информации.
Совершенствуют лексический запас, культуру речи.
|
Раздел 3.
Этические учения о добродетелях
|
Урок 5. Тема: Что такое добродетель
Урок 6. Тема: Учение Аристотеля о добродетелях
Урок 7. Тема: Нравственные качества
Урок 8. Тема: Терпение и терпимость
|
Раздел 4. Этика о нравственном выборе
|
Урок 9. Тема: Суд над Сократом
Урок 10. Тема: Убеждения
Урок 11. Тема: Нравственный выбор
Урок 12. Тема: Совесть. Долг.
Урок 13. Тема: Ответственность
Урок 14. Тема: Этика о воспитании самого себя
|
Раздел 5.
Духовные ценности православия
|
Урок 15. Тема: Справедливость
Урок 16. Тема: Государство, основанное на справедливости
Урок 17. Тема: Государство. Светская этика
|
Раздел 6.
Нравственный закон человеческой жизни
|
Урок 18. Тема: Нравственный закон. Десять заповедей.
Урок 19. Тема: Заповеди любви
Урок 20. Тема: Любовь – основа жизни
Урок 21. Тема: Прощение
|
Раздел 7.
Этика об отношении людей друг к другу
|
Урок 22. Тема: Древнегреческие мыслители о дружбе
Урок 23. Тема: Этика об отношении к другим людям и самому себе
Урок 24. Тема: Мысли и поступки. Слова и речь.
Урок 25. Тема: Милосердие
Урок 26. Тема: «Золотое правило нравственности»
|
Раздел 8.
Как сегодня жить по нравственным законам
|
Урок 27. Тема: Нравственные законы в современном мире
Урок 28. Тема: Альберт Швейцер
Урок 29. Тема: Этическое учение Л.Н.Толстого
Урок 30. Тема: «Идти дорогою добра»
Уроки 31-34 Тема: Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся
|
Формируют личностную и гражданскую позицию по отношению к различным явлениям действительности.
Формируют общекультурную эрудицию.
Развивают представления о многообразии национальных и религиозных культур и их общих ценностных основах.
Развивают представления о нравственных и духовных ценностях.
Развивают представления о морали и нравственности.
Развивают ценностное отношение к памятникам истории и культуры.
|
скачать