Главная стр 1
скачать

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Педагогический колледж» г.Бугуруслана




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ

«КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО»
по специальности
050146 «Преподавание в начальных классах»

Бугуруслан

2011 г.


Одобрена научно-методическим советом ГБОУ СПО «Педагогический колледж» г.Бугуруслана




Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 050146 Преподавание в начальных классах









Председатель научно-методического совета А.А.Карачнюк




Заместитель директора по учебно-производственной работе С.П.Гонтарь










Автор: С.П.Гонтарь








Пояснительная записка

В системе профессиональной подготовки будущего учителя важнейшая роль принадлежит практике по профессиональному модулю «Классное руководство». Практика помогает реально формировать в условиях естественного педагогического процесса методическую рефлексию будущего учителя, его самосознание, профессиональную компетентность в роли классного руководителя.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;

- анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции; определения цели и задач планирования деятельности классного руководителя;

- планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий; определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;

- проведения отдельных мероприятий в диалоге с педагогической практикой, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

уметь:

- выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы, составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты;



- формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

- планировать деятельность классного руководителя;

- оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения;

- совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;

- использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий;

- организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения;

- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий;

- создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;

- помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты;

- составлять план работы с родителями (лицами, их заменяющими);

- вести диалог с родителями (лицами, их заменяющими);

- организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;

- изучать особенности семейного воспитания младших школьников;

- формулировать цели и задачи работы с семьей с учетом специфики индивидуальных особенностей детей;

- анализировать процесс и результаты работы с родителями;

- использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса;

- анализировать процесс и результаты классного руководства, внеклассные мероприятия (классные часы, организованные досуги, занятия с творческим коллективом);

знать:


- теоретические и методические основы деятельности классного руководителя;

- методику педагогического наблюдения, результаты и формы их представления;

- особенности адаптации младшего школьника к условиям начального общего образования;

- возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;

- основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям

- особенности процесса социализации младших школьников;

- условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;

- особенности работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми;

- теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности, формы проведения внеурочных мероприятий;

- содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеурочной деятельности и общения в начальной школе;

- педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов внеурочной работы;

- основы делового общения;

- особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими);

- задачи и содержание семейного воспитания;

- особенности современной семьи;

- содержание и формы работы с семьей;

- способы диагностики результатов воспитания;

- методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, логику анализа деятельности классного руководителя.


Принципы организации практики по профессиональному модулю «Классное руководство»
1.Принцип демократизации - практика реализуется через привлечение к педагогической практике внимания школьных учителей, администрации учебных заведений, родителей учащихся; через утверждение в процессе практики отношений равноправия, сотрудничества, взаимопомощи, ответственности; через обеспечение вариативности содержания практики, форм и методик ее организации.

2. Принцип гуманизации - понимается как поворот всех видов практики к личности студента, уважение его человеческого достоинства, преодоление отчуждения студенческого коллектива и преподавательского состава от практики как составной части образовательного процесса в колледже; как отход от ориентации на усредненного студента, создание условий для раскрытия творческих возможностей студентов.

3.Принципы фундаментализации знаний - реализация этого принципа возможна при установлении реальной связи практики с изучением теоретических курсов, актуализации теоретических знаний в период практики. Принцип фундаментализации проявляется также в том, что практика должна не только вооружать студентов знаниями, но и формировать потребность в их непрерывном самостоятельном усвоении, развивать умения и навыки самообразования.

4. Принцип практической направленности - состоит в усилении внимания к овладению профессиональными практическими знаниями, в расширении объема прикладных психолого-педагогических умений и навыков. Такое соединение практической подготовки с изучением теоретических курсов может быть наиболее продуктивным при условии непрерывности педагогической практики.

5. Принцип интеграции - В его основе лежит возможность осуществлять синтез знаний, воссоздающих закономерные связи между разными науками. Он предполагает учет специфики специальности, связь с предметными методиками.

6. Принцип индивидуализации - предполагает учет всей системы индивидуальных и коллективных форм работы в период практики, организацию индивидуальной работы со студентами, введение ступенчатого характера практики с разным объемом содержания.


Задачи практики:

Воспитание профессионально значимых качеств личности будущего учителя (социальной ответственности, общественной активности, организаторских способностей и стимулирование профессионального воспитания студентов).

2. Установление связей теоретических знаний психолого-педагогических специальных дисциплин с практикой учебно-воспитательного процесса.

3. Ознакомление с современным состоянием и спецификой учебно-воспитательной работы в школе.

4. Овладение практическими навыками индивидуальной, групповой и коллективной форм воспитательной работы с учащимися.

5. Подготовка студентов к выполнению функций классного руководителя, организации воспитательной работы.

6. Студенты в ходе практики:

- знакомятся с формами и методами организации учебно-воспитательной работы с младшими школьниками;

-приобретают навыки общения с детской аудиторией;

-учатся работать с документацией;

-планировать воспитательную работу;

-учатся диагностировать с помощью методов психолого-педагогической диагностики состояние коллектива учащихся на занимаемом этапе работы;

-учатся формулировать цели и задачи с учетом результатов диагностики;

-учатся определять формы и методы учебно-воспитательной работы

На их основе

-учатся планировать, разрабатывать и проводить различные формы воспитательных мероприятий;

- учатся оформлять документацию по практике в соответствии с определенными требованиями.

В процессе подготовки к педагогической практике и в процессе ее прохождения учащиеся педагогического колледжа должны:

А. Изучить:


  • Структуру и содержание плана воспитательной работы школы и учителя начальных классов;

  • Способы реализации учителем начальных классов воспитательных и развивающих функций обучения;

  • Методы, средства и формы организации воспитания учащихся начальных классов, методику подготовки и проведения воспитательных мероприятий;

  • Уровни (стадии) развития ученического коллектива и воспитательную работу классного руководителя по его формированию;

  • Систему воспитательной работы классного руководителя по умственному, нравственному, эстетическому и физическому развитию младших школьников;

  • Содержание и формы совместной работы классного руководителя с родителями школьников.

Б. Овладеть:

- умением наблюдать за воспитательной деятельностью учителя начальных классов, анализировать ее;

- умением наблюдать за поведением и деятельностью младших школьников, вести протокол наблюдения, анализировать его;

- умением выделить применяемые классным руководителем средства и формы организации воспитательной работы с младшими школьниками;

- умением определить уровень (стадию) развития коллектива учащихся и изучить деятельность классного руководителя по его формированию;

- умением подготовить, составить план-сценарий и провести различные воспитательные мероприятия по всестороннему формированию личности младших школьников;



- умением организовать и провести с учащимися начальных классов коллективное творческое дело.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ



Код



Наименование результата обучения

ПК 3.1.

Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

ПК 3.2.

Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу

ПК 3.3.

Проводить внеклассные мероприятия.

ПК 3.4.

Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий

ПК 3.5.

Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.

ПК 3.6.

Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания

ПК 3.7.


Анализировать результаты работы с родителями

ПК 3.8.

Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом

ПК 4.1.

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся

ПК 4.2.


Создавать в кабинете предметно-развивающую среду

ПК 4.3.

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

ПК 4.4.

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

ПК 4.5.

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования



ПРАКТИКА ПО ПРОФЕССИНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ «КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО»

Практика по профессиональному модулю «Классное руководство» состоит из 36 часов учебной практики «Знакомство с профессиональной деятельностью» и 108 часов педагогической практики по внеучебной воспитательной работе. Проводится практика в течение двух семестров 1 курса. В период учебной практики студенты ежедневно посещают общеобразовательное учреждение и закрепленный класс по разработанной программе практики в 1-4 классах. Контроль за работой студентов, оказание методической помощи осуществляет классный руководитель, зам. директора по УВР, завуч школы по воспитательной работе, методисты колледжа.

Работа ведется по трем основным направлениям:


  1. Знакомство с системой учебно-воспитательной работы школы, класса.

  2. Участие в текущей учебно-воспитательной работе.

  3. Проведение различных форм индивидуальной и групповой воспитательной работы с детьми.


Учебная практика «Знакомство с профессиональной деятельностью»

1 день

1. Инструктивное совещание по организации и проведению практики по профессиональному модулю «Классное руководство»: задачи практики; виды деятельности студентов на практике; ведение дневника практики; подготовка студентов к практике (проведение консультаций методистов, учителей); обязанности практиканта.

2. Составление индивидуального календарного плана прохождения практики.

3. Знакомство со школой. Встреча и беседа с директором и педагогическим коллективом школы. Знакомство с классным руководителем класса.


2 день

1. Встреча с заместителем директора по воспитательной работе.

2.Знакомство с планом воспитательной работы школы.

3. Определение источников планирования (план работы министерства образования Оренбургской области, план работы Управления образованием администрации МО «г.Бугуруслан», календарь знаменательных дат и др.).

4. Изучение функциональных обязанностей классного руководителя.
3 день

1. Знакомство с классом: посещение уроков, характеристика классного коллектива, актив класса, успеваемость и дисциплина, межличностные отношения в коллективе, симпатии и антипатии, дружба, система традиций детского коллектива, отношение к общественной работе и общественно полезному труду.

2.Проведение подвижных игр.

3. Изучение воспитательной системы работы классного руководителя начальных классов.


4 день

1. Изучение школьной и классной документации: личные дела учащихся, классный журнал, дневники, трехсторонний договор между муниципалитетом, школой и родителями

2.Посещение классного часа.
5 день

1.Планирование и организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения.

2. Наблюдение за организацией внеурочной деятельности.
6 день

1. Формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся.

2.Посещение родительского собрания.

3. Подведение итогов практики.


Отчетная документация по практике


  1. Дневник по практике.

  2. Методическая копилка:

  • Разработка классного часа.

  • Разработка родительского собрания.

  • Разработка внеклассного занятия.


Практика по внеучебной воспитательной работе

Данный вид практики проводится в начальных классах, как правило, в рамках учебного процесса (один день в неделю) в период теоретического обучения. Объем педагогической практики определяется учебным планом колледжа и составляет 108 часов внеучебной воспитательной работы (1,2 семестры).

Цель данного вида педагогической практики состоит в закреплении психолого-педагогических знаний студентов педколледжа по МДК «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» и выработке педагогических умений и навыков организации и проведения воспитательной работы классного руководителя с младшими школьниками.

В процессе практики решаются следующие задачи:

- овладение умениями планировать и вести внеучебную воспитательную работу в классе, с отдельными учащимися;

- накопление представлений о характере и содержании внеурочной воспитательной деятельности и функциональных обязанностях учителя, классного руководителя, воспитателя ГПД;

- освоение основных форм внеурочной воспитательной работы с учетом специфики разного типа школ;

- овладение методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

В период прохождения педагогической практики студенты педагогического колледжа должны выполнить в начальных классах следующие задания.



  1. Определить уровень (стадию) развития ученического коллектива и изучить деятельность классного руководителя по его формированию.

  2. Подготовить и провести 3 воспитательных мероприятия по умственному, нравственному, эстетическому или физическому формированию учащихся начальных классов в закрепленном за подгруппой классом.

  3. Организовать и провести с младшими школьниками коллективное творческое дело.

  4. Оказать помощь классному руководителю в работе с родителями младших школьников


Организация практики по внеучебной воспитательной работе

  1. Студенты педагогического колледжа проходят педагогическую практику в различных типах ОУ без отрыва от учебных занятий в течение 1,2 семестров. Ее объем определяется учебным планом подготовки будущих учителей начальных классов. В расписании учебных занятий может быть определено время ее проведения.

  2. Для прохождения педагогической практики групповой руководитель (преподаватель педагогики) по согласованию с администрацией школы прикрепляет студентов-практикантов к определенному классу.

  3. В первую неделю педагогической практики каждый студент-практикант составляет на весь ее период индивидуальный календарный план выполнения предусмотренных программой заданий. Индивидуальный календарный план практиканта согласовывается с учителем начальных классов и утверждается групповым руководителем педагогической практики, старостой подгруппы.

  4. Практиканты не только выполняют предусмотренные программой педагогической практики задания, но и оказывают помощь классному руководителю в подготовке и проведении воспитательной работы с младшими школьниками.

  5. В отдельной тетради учащиеся-практиканты ведут дневник, в котором фиксируют содержание проводимой в школе работы, результаты выполнения заданий практики, свои наблюдения, замечания и выводы.

  6. В подгруппе учащихся-практикантов назначается староста, который отвечает за ведение журнала педагогической практики, а также выполняет отдельные поручения группового руководителя практики.


Отчетная документация по педагогической практике

К окончанию педагогической практики (к ее защите) студенты педагогического колледжа представляют групповому руководителю следующие отчетные документации:



  1. Отчет по педагогической практике.

  2. Дневник педагогической практики.

  3. Планы-конспекты и анализ проведенных воспитательных мероприятий с младшими школьниками.

  4. Разработку родительского собрания.

  5. Творческую работу по одной из предложенных тем.

  6. Психолого-педагогическую характеристику класса.


Тематика творческих заданий

Тема 1: Современная начальная школа. ( На основе личных наблюдений и знакомства с работой своей школы представить собственное ведение начальной школы).

  1. Во время беседы с администрацией школы обратить внимание на следующие вопросы:

- какие задачи стоят перед школой в этом учебном году;

- по каким направлениям ведется работа школы и педагогического коллектива;

- как осуществляется система управления школой и внутришкольный контроль за качеством усвоения знаний учащимися;

- как прослеживается связь с внешкольными учреждениями (центрами детского и юношеского творчества; станциями юных техников и т.п.)

- каковы школьные традиции;

- как работают вспомогательные службы в школе (штатные психологи, социальные педагоги, врачи).



2. Знакомство с классно-кабинетной системой школы:

- каково расположение классов, кабинетов администрации, учительской, кабинета врача, школьной столовой и т.п.;

- наличие и оформление кабинетов начальной школы;

- оформление рекреаций на этажах;

- содержание стендов в вестибюлях;

- оформление спортивного зала, школьной столовой, раздевалок.




Тема 2: Учитель-воспитатель современной начальной школы

  1. Во время беседы и совместной работы с учителем обратить внимание на:

- функции классного руководителя начальной школы;

- особенности планирования воспитательной работы в классе

Содержание воспитательной работы в 3и 4 четвертях;

- совместную работу классного руководителя с родительским комитетом и внешкольными организациями.



2. При посещении внеклассного мероприятия, проводимого учителем, необходимо уточнить:

- тему, цель, задачи внеклассного мероприятия;

- особенности деятельности учителя начальных классов и учащихся во время внеклассного мероприятия.

3. При обсуждении мероприятия с классным руководителем выяснить:

- какова была цель внеклассного мероприятия, достигнута ли она;

- какие средства были избраны для достижения этой цели;

- в чем конкретно состояла подготовка учителя и учащихся к данному внеклассному мероприятию учащихся;

- каковы перспективы работы по этому направлению.

Тема 3: Паспорт школы


  1. Информационная справка школы:

- когда основана школа;

- каков профиль обучения, статус школы и т.д.



2. сведения о школе:

- число учащихся, количество смен, количество классов по параллелям, дифференциация классов (гимназические, общеобразовательные, гуманитарные, математические, начальные: по конкурсному набору, педагогической поддержки, коррекционные и т.п.);

- наличие группы продленного дня.

3. Число учителей начальных классов:

- заслуженных учителей, учителей методистов, старших учителей, отличников народного образования, Почетных работников общего образования;

- учителей специальных предметов (иностранных языков, музыки, рисования, естествознания, физкультуры и т.п.).

4. Режим работы школы:

- начало занятий, продолжительность уроков, недельная часовая сетка;

- индивидуальные занятия, работа кружков и секций;

- продолжительность учебной недели.



5. Состояние материально-технической базы начальной и средней школы:

- спортивные залы и площадки, актовый зал, столовые;

- кабинеты их оснащенность;

- медицинские кабинеты, компьютерные классы и т.д.



6. Внеурочная воспитательная работа:

- традиции;

- предметные недели, олимпиады, конкурсы и т.д.;

- спортивные секции;



7. Характеристика контингента учащихся.

8. План работы и развития школы.
Защита педагогической практики
К защите допускаются студенты-практиканты, полностью выполнившие программу практики по внеклассной внеурочной деятельности. Защита проводится в школе или в педагогическом колледже в последнюю неделю практики.
План проведения практики по внеклассной внеурочной деятельности

№ п/п

Содержание работы студентов 1 семестр 12 недель

Кол-во часов

1 неделя

1. Инструктивное совещание по организации и проведению практики: задачи практики; виды деятельности студентов на практике; ведение дневника практики; подготовка студентов к практике (проведение консультаций методистов, учителей); обязанности практиканта.

2. Составление индивидуального календарного плана прохождения практики на семестр.



3 часа

2

неделя


1.Планирование и организация деятельности классного руководителя, разработка предложений по их коррекции; определение цели и задач планирования деятельности классного руководителя.

2.План работы классного руководителя с сотрудниками ОУ, работающими с классом.

3.Оказание педагогической поддержки в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения.

4. Составление плана работы классного руководителя с сотрудниками ОУ, работающими с классом.



3 часа

3 неделя

1.Планирование, организация и проведение внеурочных мероприятий. Изучение методики проведения внеклассного мероприятия. Анализ процесса и результатов проведения внеклассных мероприятий.

2. Внеклассное мероприятие по плану класса.

3.Подготовка анализа увиденного внеклассного мероприятия.


3 часа

4 неделя

1.Методы, средства и формы организации воспитания учащихся начальных классов.

2. Изучение литературы по проблеме «Воспитание учащихся начальных классов».



3 часа

5 неделя


1.Уровни (стадии) развития ученического коллектива и воспитательная работа классного руководителя по его формированию.

2.Подбор игр по сплочению ученического коллектива.



3 часа

6 неделя

1.Планирование внеклассной воспитательной работы в соответствии с заданными элементами: 1) цель и задачи; 2) план-сетка жизнедеятельности классного коллектива

2. Разработка плана осенних каникул.

3. Посильное участие в работе с детьми в период каникул. Посещение театра, выставки, музея.


3 часа

7 неделя

1.Система воспитательной работы классного руководителя по умственному развитию младших школьников.

2.Подбор игр по умственному развитию младших школьников.



3 часа

8 неделя

1.Система воспитательной работы классного руководителя по нравственному развитию младших школьников.

2.Подбор игр по нравственному развитию младших школьников.



3 часа

9 неделя

1.Система воспитательной работы классного руководителя по эстетическому развитию младших школьников.

2.Подбор игр по эстетическому развитию младших школьников.



3 часа

10 неделя

1.Система воспитательной работы классного руководителя по физическому развитию младших школьников.

2. Подбор игр по физическому развитию младших школьников.



3 часа

11 неделя

1.Предотвращение и разрешение конфликтов в классном коллективе.

2. Создание картотеки книг и учебных пособий по проблеме «Предотвращение и разрешение конфликтов в классном коллективе».



3 часа

12 неделя

1.Планирование внеклассной воспитательной работы на зимних каникулах.

2. Разработка плана зимних каникул.

3. Посильное участие в работе с детьми в период каникул. Посещение театра, выставки, музея.


3 часа

п/п

Содержание работы студентов 1 семестр 21 неделя

Кол-во часов

13 неделя

1.Создание в кабинете предметно-развивающей среды.

3 часа

14 неделя

1.Выбор учебно-методического комплекта, разработка учебно-методических материалов (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

3 часа

15 неделя

1.Проведение педагогического наблюдения и диагностики, интерпретация полученных результатов.

Выбор методов педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы. 2.Составление программы педагогического наблюдения, проведение и анализ результатов наблюдения.



3 часа

16 неделя

1. Изучение соотношения самооценки и уровня притязаний, характерная для школьника оценка своих возможностей, требовательность к себе, отношение к критическим замечаниям.

2. Подбор диагностического материала по выявлению уровня самооценки и уровня притязаний.



3 часа

17

неделя


1. Диагностика познавательной деятельности, особенности восприятия, наблюдательности, памяти, воображения, мышления, самостоятельность в суждениях и выводах, степень развития устной речи.

2. Диагностика успеваемости школьника.



3 часа

18 неделя

1. Ученик в различных видах деятельности. Отношение школьника к учению, успеваемость и дисциплинированность. Степень сформированности учебных навыков. Отношение к трудовой и игровой деятельности, общественная активность школьника.

2. Изготовление наглядного материала (по заданию учителя).



3 часа

19 неделя

1. Особенности эмоциональной сферы: характер эмоциональная реакция на педагогические воздействия, развитие моральных, интеллектуальных, эстетических чувств, преобладание настроений школьника, степень эмоциональной возбудимости.

2. Создание презентаций к внеклассным мероприятиям (по заданию учителя).



3 часа

20

неделя


1. Изучение новых особенностей детей: целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, самообладание.

2. Подборка тестов для учащихся по выявлению целеустремленности, самостоятельности, инициативности, решительности, настойчивости и самообладания.



3 часа

21 неделя

1. Изучение направленности личности ребенка, стремление школьника, его намерения, мечты, идеалы, единство сознания и поведения.

2. Подборка тестов для учащихся по выявлению целеустремленности, самостоятельности, инициативности, решительности, настойчивости и самообладания.



3 часа

22 неделя

1.Планирование внеклассной воспитательной работы на весенних каникулах.

2. Разработка плана весенних каникул.

3. Посильное участие в работе с детьми в период каникул. Посещение театра, выставки, музея.


3 часа

23

неделя


1. Диагностика заинтересованности учащихся в труде и его результатах, их активность, самостоятельность, организованность и дисциплинированность при проведении работы.

2. Изготовление раздаточного материала (по заданию учителя).



3 часа

24

неделя


1. Индивидуальная работа с педагогически запущенными детьми (определение причины характера запущенности).

2. Разработка плана индивидуальной работы с педагогически запущенным ребенком.



3 часа

25

неделя


1. Изучение интересов, способностей и склонностей трудного ученика.

2. Диагностика социального статуса трудновоспитуемого ребенка в детском коллективе и внешкольных группах.



4 часа

26

неделя


1.Содержание и формы совместной работы классного руководителя с родителями школьников.

2.Планирование работы с родителями.

3. Составление плана работы с родителями.


4 часа

27

неделя


1.Определение целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания.

2. Определение целей и задач работы с конкретной семьей по результатам наблюдений за ребенком.



4 часа

28

неделя


1.Проведение и оформление протокола и конспекта родительского собрания в начальных классах.

2. Разработка конспекта родительского собрания.



4 часа

29

неделя


1. Создание условий для развития ученического самоуправления, формирование благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе.

2.Оформление эскиза классного уголка.



4 часа

30

неделя


1.Планирование работы классного руководителя с будущими первоклассниками. Сотрудничество с дошкольными образовательными учреждениями.

2. Составление плана работы учителя с будущими первоклассниками.



4 часа

31 неделя

1. Особенности адаптации младшего школьника к условиям начального общего образования.

2. Подбор диагностического материала по адаптации первоклассников.



4 часа

32 неделя

1. Особенности адаптации обучающихся 5 классов к условиям основного общего образования.

3. Подбор диагностического материала по адаптации пятиклассников.



4 часа

33

неделя


1. Зачет по практике.

2. Заключительное совещание по практике



4 часа



Приложение 1
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ (ЗАНЯТИЯ)


  1. Общие сведения об условиях проведения воспитательного мероприятия:

Школа

Класс


Количество учащихся

Дата проведения

Тема

Цель мероприятия



(Чем мотивировался его выбор)

Входит ли мероприятие в систему традиций, в систему воспитательной работы школы (класса) или является эпизодическим.



  1. Анализ процесса подготовки мероприятия:

Кто был инициатором (детские и юношеские общественные организации, администрация школы, учителя). Срок подготовки мероприятия. Насколько оно соответствовало интересам и пожеланиям учащихся. Степень самодеятельности школьников в ходе подготовки мероприятия. В какой мере соблюдался принцип добровольности участия в мероприятии.

  1. Ход мероприятия.

Насколько организованным было начало мероприятия (состояние дисциплины?) Соответствовало ли внешнее убранство помещения и внешний вид учащихся цели проведения мероприятия? В какой мере были соблюдены гигиенические требования в ходе подготовки и проведения мероприятия? Степень технической оснащенности занятия. Какими приемами, средствами и методами были доведены до его участников основные цели мероприятия? В какой мере школьники были увлечены занятием: эмоциональные реакции и особенности поведения учащихся в процессе проведения мероприятия? Активность отдельных учеников, высказывания, свидетельствующие о том, что мероприятие вызвало непосредственный интерес, характер высказываемых оценочных суждений.

Какие массовые явления наблюдались в ходе мероприятия (дух соревнования, вдохновения, смена коллективного настроения, подражания, внушение и т.д.).

Роль учителя в процессе проведения занятия (стиль руководства), педагогический такт и др.

Уровень общения и стиль взаимоотношения учителя и учащихся.



  1. Общий вывод о целесообразности и ценности мероприятия.

Какова идейная и воспитательная ценность мероприятия? Какие морально-политические, интеллектуальные и эстетические убеждения оно формирует? Какие социальные установки это мероприятие вызвало? Влияние проведенного мероприятия на совершенствование межличностных отношений в коллективе, установление новых контактов и т.д. Какова информационная насыщенность и познавательная значимость подготовленного материала? Насколько затрагиваемые вопросы углубляли знания учащихся и расширяли их кругозор?

В какой мере были учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся в подготовке и проведении занятий? Общая оценка воспитательной и познавательной ценности мероприятия.



Пожелания в адрес воспитателей, родителей и самих учащихся, способствующие, по их мнению, повышению воспитательной роли внеклассных занятий.

Приложение 2

Психолого-педагогическая характеристика класса


  1. Общие сведения о классном коллективе и истории его образования: количество учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, количество второгодников, когда сформировался коллектив, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей и т.п.

2. Руководство и организация классного коллектива:

  1. организующее ядро классного коллектива;

  2. авторитет актива в коллективе и способность его самостоятельно организовывать коллектив класса на различные дела (внимательны к их предложению, равнодушны, относятся отрицательно);

  3. наличие в коллективе неофициальных лидеров, характер их влияния на класс, причины этого влияния, отношение к ним актива, наличие изолированных, причины изоляции и возможные пути изменения отношения к ним;

  4. взаимоотношения внутри коллектива: уровень сплоченности коллектива (низкий, средний высокий или по методике А.Н. Лутошкина); наличие или отсутствие группировок (имеются ли группы, на которые может опереться классный руководитель, которые препятствуют его работе, безразличные к коллективной деятельности), проявление взаимной требовательности, чуткости, душевной заботы, взаимопомощи и уважения; критика и самокритика в коллективе; особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками;

  5. характер взаимоотношений коллектива класса с классным руководителем: насколько авторитетен классный руководитель для большинства учащихся; как выполняют его требования (охотно, по принуждению, не выполняют); каков стиль руководства классного руководителя (авторитарный, демократический, попустительский).




  1. Содержание и характер коллективной деятельности:

  1. учебная деятельность: общая характеристика успеваемости и дисциплины, отношение к успеваемости (равнодушие, отрицательное, борьба за высокую успеваемость); взаимопомощь, ее формы и организация,

  2. дисциплина класса в учебной деятельности (на уроках и при выполнении домашних заданий); отрицательные моменты в учебной работе;

  3. жизнь коллектива вне учебных заведений: интерес к современным событиям, музыке, искусству, интерес к спорту, коллекционирование и т.д.; формы проявления этого интереса (конференции, экскурсии, посещение театра, кино, “огоньки” и т.д.); участие в общественной жизни: (хотят сами получить поручения, выполняют по принуждению, отказываются выполнять); характер преобладающих умений выполнения общественных дел (умеют самостоятельно, оригинально, необычно подойти к выполнению порученного, умеют самостоятельно выполнять поручения при наличии четких указаний инструкций, не умеют самостоятельно выполнять поручения без непосредственной помощи, не умеют выполнять общественные поручения);

  4. общественно-полезный труд и его место во внеклассной жизни коллектива, виды труда и характер его выполнения, отношение к трудовой деятельности.




  1. Общие выводы. Уровень (стадия) развития коллектива. Характер общего “эмоционального климата” в коллективе (бодрый, жизнерадостный, инертный, напряженно-нервозный и т.д.). Характер дисциплинированности. Предложения по содержанию и организации воспитательной работы с данным коллективом (со стороны учителей, родителей, ученических организаций)


Приложение 3

Требования к оформлению методической разработки


  1. Методическая разработка выполняется на бумаге любого цвета и формата. Каждая страница текста нумеруется, кроме титульного листа, по порядку без пропусков и повторений. Все листы разработки должны быть скреплены или прошнурованы.

  2. В структуру методической разработки входит:

а) Введение. Обосновывается актуальность проводимого дела, дается психолого-педагогическое обоснование выбора темы и формы, формулируются воспитательные, познавательные, развивающие задачи, цели и условия их реализации.

б) Подготовка: описывается деятельность воспитателей и школьников: объем и содержание работы, этапы подготовки, характер поручений, изучение литературы; оборудование, оформление, организация пространства.

в) Сценарий дела (мероприятия) с приложениями и дополнительными материалами: схемы, таблицы, рисунки, карточки с заданиями, фотографиями и т.д. В сценарии мероприятия указываются действующие лица и исполнители и расписывается их текст от слова “Здравствуйте...” до слова “До свидания...”, расписываются все вопросы и полученные (или предлагаемые) на них ответы, на все задания и вопросы должны быть даны правильные ответы.

г) Заключение. Список литературы включает все использованные при подготовке дела (мероприятия) материалы. Источники записываются в алфавитном порядке и в соответствие со стандартными требованиями.



  1. Текст методической разработки пишется на одной стороне листа с соблюдением полей. Сокращение слов не допускается



Приложение 4

Титульный лист

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Педагогический колледж» г.Бугуруслана



НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

(крупным шрифтом)
Ниже указывается форма проведения мероприятия или дела


Исполнитель: указывается полностью Ф.И.О.,

специальность, курс, группа



Методист: Ф.И.О.

г. Бугуруслан

201__ г.
скачать


Смотрите также:
Руководство» по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах»
302.13kb.
Преподавание в начальных классах Интегрированный подход к формированию коммуникативной компетентности студента педагогического колледжа Направление: учебно-методическое обеспечение специальности 050146
90.27kb.
Профессионального модуля
144.02kb.
Методические рекомендации для студентов специальности 050146 Преподавание в начальных классах Мишкино 2012 Портфолио студента как инновационное оценочное средство
1245.51kb.
К программе профессионального модуля 05 Организация технологической подготовки младших школьников Область применения программы
63.87kb.
Специальность 050146 Преподавание в начальных классах Матрица контрольных процедур 1 семестр
651.89kb.
К программе учебной дисциплины психология
37.51kb.
Аннотация к программе учебной дисциплины
32.08kb.
К программе учебной дисциплины Физическая культура
25.6kb.
Рабочая программа учебной дисциплины история специальность 050146 преподавание в начальных классах г. Хасавюрт 2013
384.71kb.
Рабочая программа учебной дисциплины экономика образовательного учреждения специальность 050146 Преподавание в начальных классах
255.79kb.
Преподавание в начальных классах спо
223.53kb.