Главная стр 1
скачать
Открытый урок на тему: «Русские поэты 19 в. о природе. Образ зимы в стихотворениях А.С.Пушкина « Вот север, тучи нагоняя…» и И.З.Сурикова «Зима».

Цели урока: 1. Обучение выразительному чтению и анализу стихотворений, устному словесному рисованию;

2.Развитие образного и логического мышления; развитие речи, творческих способностей;

3.Воспитание любви к Родине через любовь к природе.

Оборудование: репродукции картин, портреты поэтов А.С.Пушкина и И.З.Сурикова, ТСО.



Ход урока:

I. Организационный момент.

II.Сообщение темы и цели:

-Тема урока: «Русские поэты 19 в. о природе. Образ зимы в стихотворениях А.С.Пушкина « Вот север, тучи нагоняя…» и И.З.Сурикова «Зима». Сегодня будем учиться выразительно читать стихи о зиме и работать над их содержанием.



III.Проверка домашнего задания.

-Дома вам нужно было приготовить небольшие сообщения о том, как изображалась природа в стихотворениях поэтов 19 в.

1 ученик:

-В поэзии издавна осень, зима, весна и лето всегда означают нечто большее, чем обычные времена года. Они связаны с пробуждением и расцветом жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали.

Родная природа привлекала поэтов своей скромной простотой. Она пленяет и трогает прелестью летнего дня, морозного осеннего воздуха, живостью журчащих весенних ручьёв. В ней нет показной красоты, она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия.

2 ученик:

-Природа изображалась не просто фоном, на котором происходит жизнь и деятельность человека, но частью его души, одним из самых глубоких переживаний, связывающих его с землёй, с родным краем. Чувство родимой земли неотделимо от восприятия природы, от бережного пользования её дарами. Вот как об этом сказал поэт Н.А.Некрасов:

Опять она, родная сторона,

С её зелёным благодатным летом;

И вновь душа поэзии полна.

Да, только здесь могу я быть поэтом.

IV.Вступительное слово учителя:

-Родная природа-второй наш дом. Вот как об этом сказал поэт Георгий Скребицкий: «Вглядитесь в неё поглубже, вслушайтесь, поймите её язык: в тихом шелесте леса, в песенках зимней вьюги или в звонком говоре весенних ручьёв. Что может быть прекраснее всего этого?»

В стихотворениях о природе поэты изображают разные времена года, выражают своё отношение к ним, передают впечатления от них, любовь к родной земле.

Мы все любим зиму с её чудесным лёгким морозцем и переливающимся снегом, с её праздниками и даже бурями и метелями. Но ещё больше любили это время года русские поэты, находя в зиме много нового и неизведанного, превращая любой уголок природы в сказочные дворцы.

Нам хорошо знакомо имя великого русского поэта А.С.Пушкина (обратите внимание на его портрет). Нет времени года, которое не изобразил бы поэт в своём творчестве. Больше всего любил А.С.Пушкин осень. Она всегда вызывала у поэта прилив творческих сил, бодрости и вдохновения.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением, в котором поэт изображает зиму, это отрывок из романа «Евгений Онегин».



V. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»

-Послушайте стихотворение (учитель читает наизусть)

-Откройте учебник на странице 250.

-Каким настроением проникнуто стихотворение? (радостным, бодрым, весёлым)

-Какие картины зимней природы вы бы нарисовали, слушая это стихотворение?

-Какие слова помогают передать радостное настроение? (и рады мы…)

-Как поэт называет зиму? (матушка-зима, волшебница зима )

-Как вы думаете, почему поэт называет её матушкой? (Все радуются зиме, как матери. Поэт любит зиму, называет её матушкой)

-А почему он называет её волшебницей? (Потому что с наступлением зимы природа преображается, становится красивой, сказочной, как по волшебству).

-Для того чтобы создать этот яркий, необычный образ зимы-волшебницы, автор использует различные изобразительные средства. Какие? Назовите. (Олицетворения: зима пришла, рассыпалась, повисла, легла, сравняла; север дохнул, завыл..; эпитеты: волшебница зима, матушка-зима, волшебными коврами, пухлой пеленою, недвижною рекою)

-Пелена-это то, что закрывает, заволакивает со всех сторон.

-В стихотворении много глаголов. Назовите их.

-Глаголы передают движение, активное наступление зимы.

-Посмотрите на первые строки стихотворения, обратите внимание на ключевые слова, т.е. важные по смыслу, их нужно выделить голосом при чтении, после слова «завыл»- более длительная пауза.

-Какие чувства это стихотворение вызвало у вас? (Радости, восхищения).

-Постарайтесь передать эти чувства при чтении.

(Ученик рассказывает наизусть)

VI.Работа над стихотворением И.З.Сурикова «Зима».

-А сейчас познакомимся со стихотворением И.З.Сурикова«Зима». В начальных классах вы уже читали его стихи, в которых он воспевает красоту русской природы (рассмотрите портрет поэта).

-Я буду читать стихотворение наизусть, а вы следите по тексту.

-В чём сходство в содержании стихотворений А.С.Пушкина и И.З.Сурикова?

(Оба поэта изображают красоту зимней природы, передают радостное настроение. В стихотворениях говорится о наступлении зимы)

-В стихотворении «Зима» также представлен живой образ зимы. Что мы видим в первом четверостишии?

-Как меняется картина во втором и третьем четверостишиях?

-Какие художественные средства помогают её воссоздать? (Сравнения: «что шапкой принакрылся чудной», «точно пеленою всё его одело»; олицетворения: «лес принакрылся», «заснул»; эпитеты: «чудной шапкой»).

Ученица читает наизусть.

VII.Работа с рисунками детей.

-Рассмотрите ваши рисунки к этим стихотворениям. Какой рисунок вам больше всего понравился и почему?

(Он больше всего передаёт содержание и настроение стихотворения; яркие, светлые краски).

VIII.Работа по картинам.

-Рассмотрите репродукции картин и подберите строки из стихотворений, которые соответствуют этим картинам.

-Что общего в изображении зимней природы поэтов и художников? (И поэты, и художники показывают красоту зимней природы.)

-Правильно. Художники изображают красоту зимней природы красками, а поэты- при помощи слов.

IX.Родная природа вдохновляла не только поэтов, художников, но и композиторов на создание выдающихся произведений. Сегодня не можем не вспомнить выдающегося итальянского композитора Вивальди, автора музыкального цикла «Времена года».

-Послушайте музыку Вивальди «Зима».

-Какие картины природы вы представили, слушая музыку?

-Какие строки из стихотворений можно подобрать к прослушанной музыке?

X.Чтение творческих работ.

- А сейчас вы поделитесь с нами своими впечатлениями, расскажете, как представляете образ зимы. Дома вам нужно было составить рассказ или написать стихотворение о зиме.



XI.Итог урока.

-Что нового вы сегодня узнали на уроке? (ответы детей)

-Сегодня на уроке мы познакомились со стихотворениями поэтов о зиме, рассмотрели картины, послушали музыку Вивальди- все они учат нас наблюдать за природой, любить и беречь её.

А любить природу, значит, любить Родину.



XII.Домашнее задание:

Одно из стихотворений выучить наизусть и выписать из стихотворения «Зима» изобразительные средства.



XIII.Оценки.
скачать


Смотрите также:
Русские поэты 19 в о природе. Образ зимы в стихотворениях А. С. Пушкина Вот север, тучи нагоняя…
47.18kb.
Русские поэты о Родине, родной природе
31.04kb.
Образ няни в стихотворениях А. С. Пушкина
55.73kb.
Урока: «Поэты XX века о родной природе. Поэтический образ весенней природы»
43.84kb.
Образ Воронежа в стихотворениях О. Мандельштама и А. Ахматовой
197.32kb.
Образ Воронежа в стихотворениях О. Э. Мандельштама и А. А. Ахматовой
63.39kb.
«Любви все возрасты покорны». Любовная лирика А. С. Пушкина»
84.96kb.
Сочинение. Анализ стихотворения Пушкина
25.31kb.
«Наш дар бессмертный речь»: русские поэты о языке и речи 10 класс
109.29kb.
Тест по литературе в 6 классе (творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева) Какова основная тема повести «Станционный смотритель»
24.95kb.
Лирика александровича блока
43.38kb.
Урок-викторина по сказкам А. С. Пушкина
29.35kb.