Главная стр 1
скачать
Самоанализ педагогической деятельности

учителя математики

муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Мегиона

Николаевой Людмилы Владимировны



Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий.

Маркушевич А.И.
Академик А.В. Погорелов отмечал, что очень немногие из оканчивающих школу будут математиками и подчеркивал при этом, что вряд ли найдется хотя бы один, которому не придется рассуждать, анализировать, доказывать. Современные условия развития общества все больше и больше указывают на то, что умение выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знание от мнения, делать выводы становятся все более актуальными. Для того чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, обучающиеся должны уметь воспринимать новую информацию, тщательно ее исследовать, то есть научиться критически и продуктивно оценивать тот информационный поток, который буквально сдавливает их со всех сторон. Чтобы хорошо управляться с информацией, необходимо владеть интеллектуальными умениями: умением осуществлять поиск информации, овладевать знаниями; умением осмыслить полученные сведения в сопоставлении с ранее приобретенными; умением анализировать информацию; умением применять полученные данные для решения поставленных задач; умением обобщать полученные данные, делать выводы; умением оценить полученные знания, информацию.

Особенностью образовательного учреждения, в котором осуществляется моя профессиональная деятельность, является наличие классов с углубленным изучением математики. Школа работает над проблемой «Развитие индивидуальности и одаренности ребенка в контексте решения приоритетных целей и задач модернизации Регионального образования». Я преподаю как в общеобразовательных классах, так и в классах социально-экономического профиля и классах углубленного изучения физики и математики. Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «снабдить» обучающихся багажом знаний, а в том, чтобы научить самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую исследовательскую деятельность, именно поэтому я работаю над проблемой «Развитие интеллектуальных способностей обучающихся на уроках математики».

Цель работы: создание условий для развития интеллектуальных способностей обучающихся на уроках математики.

Задачи:


- выделить педагогические технологии в преподавании математики, описанные в методической литературе, способствующие развитию интеллектуальных умений, изучить особенности их применения;

- определить оптимальные методы и приемы для развития интеллектуальных способностей обучающихся на уроках математики.

Для решения поставленных задач была изучена и проанализирована педагогическая, психологическая и методическая литература. При построении уроков в традиционной системе обучения, я стала применять методы и методические приемы современных педагогических технологий, а также принимала участие в разработке и проведении школьных методических семинаров:

1) «Проблемы и основные пути внедрения в образовательный процесс новых технологий, интенсивных форм и методов обучения» - выступление по теме «Использование педагогических технологий в целях активизации деятельности обучающихся»;

2) «Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика» - выступление по теме «Методика анализа личностно-ориентированного урока»;

3) «Личностно-ориентированные технологии: Технология сотрудничества как средство развития индивидуальности и одаренности ребенка» - выступление по теме «Организация работы в группе по технологии сотрудничества»;

4) «Деятельностный подход в обучении. Технология развития критического мышления» - создание методических рекомендаций для педагогов школы по данным темам.

Кроме этого, намеченной цели в большой мере способствует привлечение обучающихся к участию в дополнительных развивающих мероприятиях – конкурсах, олимпиадах, исследовательской деятельности в рамках школьного научного общества учащихся, что одновременно является одним из показателей эффективности применяемых методов и приемов обучения в работе педагога по развитию интеллектуальных способностей обучающихся.

В 2008-2009 уч.г. мною проводились внеклассные занятия по математике, в рамках так называемой Школы олимпийского резерва, для обучающихся 5, 10 классов по подготовке к олимпиадам. В том же году я являлась руководителем секции математики школьного научного общества учащихся для обучающихся 10 классов. Результатом стало участие в школьной научной конференции Архиповой А. с исследовательской работой «Систематизация методов решения геометрических задач и описание алгоритмов их применения».

Для обучающихся старшей ступени проводились элективные и курсы и факультативные занятия. Мною разработаны следующие программы элективных курсов по математике: «Модуль. Решение задач с модулем» (10 класс), «Комплексные числа» (10 класс), «Задачи с параметром» (11 класс), программа факультатива «Избранные вопросы математики» (11 класс).

Мои обучающиеся также принимают активное участие в международном конкурсе по математике «Кенгуру».

Наличие системы развития творческих способностей учащихся с помощью разнообразных форм и методов обучения способствовало достижению следующих результатов:

- 2008 г., Открытая олимпиада по математике в рамках Пятой научной сессии старшеклассников округа, г. Ханты-Мансийск, III место – Давтян Ваге, 10 класс;

- 2009 г. конкурс по математике «Кенгуру», I место в городе - Давтян Ваге, 10 класс; II место в городе – Архипова Анастасия, 10 класс;

- 2009 г. конкурс по математике «Кенгуру», II место в городе – Данильчик Никита, 5 класс;

- 2009 г., городской этап Всероссийской олимпиады школьников, II место – Давтян Ваге, 11 класс, участие в окружном этапе олимпиады;

- 2010 г., конкурс по математике «Кенгуру», I место в городе - Дыдюк Владислав, 6 класс;

- 2010 г., Второй этап VI Международной Олимпиады по основам наук (математика) (УРФО) Высшая Лига: Диплом II степени – Данильчик Никита, 6 класс; дипломы III степени – Дыдюк Владислав, Ашихин Евгений, Маслов Иван, Сафиуллина Насимя, 6 класс.

Динамику качества знаний по математике в классах, где я преподаю, можно проследить на диаграммах: Диаграмма среднего балла за 2008-2009, 2009-2010 учебные годы. В них отражен средний балл по предмету за аттестуемый период в сравнении со средним баллом по всем предметам в данном классе.
В 2007-2008 году в классах, где я преподавала, 4 претендента на серебряную медаль подтвердили ее на государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

В последние годы в нашей стране широкое распространение и применение получил такой метод оценки качества обучения, как тестирование. Тесты стали применяться не только при сдаче государственной итоговой аттестации, но и в качестве срезовых и итоговых работ на всех ступенях обучения. Этот метод диагностики качества знаний обучающихся вызвал у меня живой интерес, я изучила педагогическую литературу, в которой описаны методики создания тестов и на основе приобретенных знаний составила пакеты тестовых заданий для проведения полугодовых и годовых контрольных работ для 5-6 классов, тренировочные тестовые задания для 10-11 классов. С описанием опыта своей работы в данном направлении выступала на заседаниях городского методического объединения учителей математики:

- 2009 г., выступление по теме «Методические рекомендации по составлению тестовых заданий»;

- 2010 г., выступление по теме «Использование системы тренировочных заданий при подготовке обучающихся к ЕГЭ».

В 2009 уч. году прошла обучение на семинаре по теме «Организация и проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х (12-х) классов образовательных учреждений, в том числе в форме единого государственного экзамена» и на протяжении двух лет выполняю обязанности организатора ЕГЭ в пункте проведения экзамена в период государственной (итоговой) аттестации выпускников.

Прошла следующие курсы повышения квалификации:

- НГГУ «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» на базе Регионального методического центра «Центр информационных технологий», № 0006, 80 ч, 09.12.2006 г.

- «Конкурс «Учитель года» - высшая школа педагогического мастерства», Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ХМАО-Югра «Институт повышения квалификации», № 24988, 72 ч, г. Ханты-Мансийск, 28.04.2007.

В своей работе активно использую возможности ИКТ: создаю дидактические материалы в программе MS Word; выполняю обработку результатов административных контрольных работ в программе MS Excel; мною созданы презентации в программе MS PowerPoint для проведения тематических классных часов, выступлений, в качестве ЦОР при проведении уроков; имею опыт создания буклетов для родительских собраний в программе MS Publisher; осуществляю поиск информации с помощью Internet Explorer; веду деловую переписку посредством Outlook Express ( lv_nikon@mail.ru).

Принимала участие а разработке и реализации подпрограммы «Интеграция основного и дополнительного образования» программы развития школы, а также комплексно-целевой программы «Патриотическое образование и воспитание обучающихся». В 2006-2008 уч.гг. являлась руководителем кружка «Клуб Патриот»: 2007 г. − I место в VIII городской акции «Я – гражданин России»; 2008 г. − I место в VIII окружной акции «Я – гражданин России» в г.Нефтеюганск.

Моя профессиональная деятельность отмечена Почетной грамотой Главы города Мегиона, 2006 г.; Грамотой Департамента образования и науки ХМАО-Югра «За построение гражданской позиции обучающихся, организацию деятельности, направленной на позитивное изменение окружающей действительности», 2008 г.

Анализируя результаты своей работы и накопленный педагогический опыт, можно сделать вывод, что развитие интеллектуальных способностей обучающихся возможно в традиционной школе путем использования на уроках методов проблемного обучения и методических приемов технологии развития критического мышления, личностно-ориентированного подхода, а также путем активного включения обучающихся во внеурочную работу: школа олимпийского резерва, элективные курсы, научное общество учащихся, профильное и предпрофильное обучение, классы с углубленным изучением математики.

Проведенная деятельность позволяет утверждать, что работа над формированием интеллектуальных умений дело важное и необходимое. Поиск новых путей активизации деятельности школьников является одной из неотложных задач современной школы.

Дальнейшие направления своей профессиональной деятельности я вижу в следующем:

- продолжить работу по развитию интеллектуальных способностей обучающихся на уроках математики и повышению качества математического образования обучающихся;

- продолжать обобщение и систематизацию опыта своей работы и представить его в виде публикаций в методических изданиях;

- продолжать участие обучающихся в дополнительных развивающих мероприятиях –конкурсах, олимпиадах;

- при наличии материально-технической базы активно использовать в образовательном процессе возможности ИКТ;

- осуществлять предпрофильную подготовку по математике начиная с 7 класса;

- вести исследовательскую работу обучающихся по математике в рамках секции научного общества учащихся с 7 класса.


« 02 » июня 2010 г.



Николаева Людмила Владимировна

МОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Мегион




скачать


Смотрите также:
Самоанализ педагогической деятельности учителя математики
73.55kb.
Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности содержание: Самоанализ педагогической деятельности
137.54kb.
Самоанализ педагогической деятельности зарубина е. М. По предмету «технология»
93.57kb.
Самоанализ педагогической деятельности
152.34kb.
Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности
154.35kb.
Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности
118.01kb.
Самоанализ урока
102.63kb.
Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов Черной Галины Николаевны
105.5kb.
Мустафина камила равильевна интернет-технологии в педагогической деятельности учителя
787.4kb.
Пояснительная записка Анализ проблемы подготовки педагогических кадров высокой квалификации показал, что одним из ключевых показателей подготовленности учителей к успешной профессионально-педагогической деятельности являются сформированные педагогические
148.52kb.
Исследование профессиональной направленности личности учителя
42.06kb.
Ознакомление с педагогической деятельностью учителя
637.04kb.