Главная стр 1
скачать


МОУ "Волчихинская Средняя Школа №2"

САМОАНАЛИЗ

профессиональной деятельности учителя начальных классов



Черной Галины Николаевны







Волчиха 2008г

Работаю учителем начальных классов в МОУ «Волчихинская средняя школа №2» 27 лет. Основанием моей педагогической деятельности является традиционная система обучения по УМК «Школа России» с применением альтернативных авторских программ: Л.А. Ефросининой, Д.Б. Эльконина –

В. В. Давыдова, Л.В. Занкова.

В своей работе исхожу из того, что стратегической задачей современной начальной школы является повышение качества образования. Её решение требует грамотного управления этим процессом с точки зрения регулирования качества образования. Сегодня важно знать не просто результат усвоения, а ход этого усвоения, трудности, с которыми сталкивается ребенок, и то, какая помощь ему необходима. Управлять качеством обучения, корректировать образовательный процесс так, чтобы он приводил к запланированному результату.

Цель обучения на уроках литературного чтения организую в соответствии с целями образовательного учреждения, в котором работаю по теме «Проектная деятельность в обучении и воспитании школьников на основе компетентностного подхода». Исходя из данной проблемы, определила главные цели своей деятельности:


  • создание условий для самовоспитания, самосовершенствования, саморазвития через организацию проектной деятельности на уроках литературного чтения;

  • формирование индивидуальных компетенций через проектное образование;

  • развитие способностей учиться в новых нестандартных ситуациях;

  • применение полученных качественных знаний в практической деятельности, согласно стандартам образования;

За период, прошедший после последней аттестации, мне удалось решить важные профессиональные проблемы по теме: «Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности». Актуальность данного вопроса вижу в том, что литературное чтение в начальных классах выступает как предмет обучения, и как средство получения нужной информации, обогащения читательского опыта, формирование стойкого интереса к книге, а главное – развитие личности младшего школьника. Оптимальные результаты в самостоятельной читательской деятельности, как и во всякой творческой деятельности, достигались мною не только путем прямого обучения, автоматически, а направлялись всей учебной деятельностью. Поставленные проблемы решались разнообразными продуктивными методами исследования: теоретическими (анализ, сравнение, обобщение); эмпирическим (наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности, измерение, подсчет). Стартовая диагностика анкетирования в 1 классе по теме «Книга в вашей семье» показала уровень ниже среднего. Появилась необходимость предложить рекомендации по развитию читательского интереса у детей, привлечь школьного библиотекаря. В конце 1 класса было проведено повторное анкетирование, с целью выяснить какие изменения произошли в семьях по развитию интереса к художественной литературе. Результаты оказались, на мой взгляд, радостными, это же можно было проследить и по успехам моих учеников в чтении, улучшилось качество. Оказывается, каждый ребенок – это вновь родившаяся планета. Сделать эту планету обитаемой, дать ей свою жизнь, научить ценить добро, понимать окружающий мир – важная задача, в решении которой мне помогает литературное чтение.

Активное участие я принимаю в реализации программы развития ОУ по теме «Проектная деятельность в обучении и воспитании школьников на основе компетентностного подхода» в качестве слушателя и исполнителя данной программы. Знакомлюсь с теоретическими и практическими знаниями и умениями, обогащаю свой опыт по данной проблеме. А также анализирую свою деятельность в рамках данной программы, представляю свой анализ на методических объединениях по следующим темам: «Основы проектирования в современных условиях», «Развитие мотивации процесса обучения», «Проектные технологии на уроках литературного чтения». Вношу корректировку на первой ступени обучения для адаптации данной программы.

Исходя из возможностей, запросов родителей и детей, я планирую изучать проектную деятельность в различных сферах: социальной, учебной, экономической. В рамках школьной программы я подготовила с учащимися и провела серию творческих проектов по литературному чтению. Например: «Копилка читательских удовольствий», «Литературная газета», где формирую и развиваю компетенцию в сфере личностного определения.

Образовательную потребность детей по литературному чтению я узнаю через анкетирование познавательных интересов и учебной мотивации 2 раза в год, начиная со стартовой диагностики. Если учебная мотивация сформирована, значит, детям нравится учебный предмет, и они учатся с увлечением. Для повышения эффективности уроков литературного чтения, я использую разнообразные виды творческих работ с учетом образовательных потребностей. Назову некоторые из них: краткий пересказ, чтение по ролям, иллюстрирование и другие. Эти задания способствуют развитию творческого воображения, мышления, приобщают к литературе, а это на мой взгляд, и есть мотив к чтению, книге.

Владею методами диагностики и прогнозирования, вовлекая всех обучаемых в учебную работу, при этом контролирую развитие следующих учебно-познавательных компетенций: навык чтения (вслух и молча), вид чтения (ознакомительное, поисковое) для получения информации о мире и успешного обучения в школе. В своей педагогической деятельности я внедряю современные технологии: деятельностный подход; ЛОО, индивидуальный подход, компетентностный подход, дифференцированное обучение. Арсенал методических приемов, обеспечивающих достижение учебных целей достаточно обширен. Остановлюсь на некоторых из них: прием звукоподражания (аллитерация), прием рассуждения и повествования, приемы фантазирования и оживления.

Для эффективного использования времени на уроках применяю разнообразные методы обучения: частично – поисковый, исследовательский, тестирование. Формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Для учета индивидуальных возрастных особенностей обучаемых, использую разнообразные многофункциональные задания. Они помогают организовать дифференцированную текущую и итоговую проверки, оценить продвижение учащихся к овладению читательской деятельностью в литературном развитии. Тестирование – одна из эффективных увлекательных форм, которая помогает выявить пробелы при изучении и закреплении материала. Данный вид работы готовит детей к последующим тестовым испытаниям, в том числе экзаменационным в форме ЕГЭ.

Коммуникация в обучении предполагает при изучении большой темы продумывать мне не только содержание учебного материала по теме, но и модели взаимодействия при его усвоении: учитель ученик (при изучении нового материала), ученик  ученик (парная работа), при закреплении: ученикмикрогруппа учеников (групповая работа) с заданиями повышенной трудности или проблемного характера: ученик большая группа (обсуждение итогового выполнения задания методом беседы): ученикучебный материал (индивидуальная) с учебником. Такое разнообразие коммуникации открывает обучаемых к контакту, преодолевает их страхи, неуверенность в учебе, расширяет сферу общения, формирует коммуникативные компетенции. На основе принципов и правил педагогики сотрудничества, я с детьми разрабатываю во внеклассной работе планы самоуправления, которые помогают организовать жизнедеятельность в классе.

В основе моей творческой деятельности лежит стремление помочь, научить каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и склонности. Я стараюсь строить уроки литературного чтения так, чтобы детям было интересно, и каждый ребенок был занят различными видами чтения, читал с удовольствием. Мои ученики принимают активное участие в дополнительных развивающих мероприятиях – выставках, конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных играх, конкурсах чтецов, читательских конференциях.

4кл. 2006-2007г. в школьной олимпиаде по литературному чтению принимали участие 5 человек: из них получили 3 призовых места. Конкурс чтецов «Тебе, моя Россия, хвалебные гимны пою» из двух учащихся: два призовых места. Читательская конференция «Папа, мая, я – читающая семья» из двух участников заняли призовые места 2 человека.

Анализируя результаты, достигнутые мною, а также учитывая позитивные данные о том, что мои выпускники подтверждают хороший уровень знаний по всем предметам при дальнейшем обучении в среднем звене. Они отличаются активностью, самостоятельностью, нестандартным творческим мышлением. Полагаю, что мне удалось достаточно эффективно сформировать навыки полноценного качественного чтения, познавательные интересы к художественной литературе через разнообразные формы работы. Отбирая задания для изучения новой темы, я думаю о качественных характеристиках усвоения этих знаний, их полноте, гибкости, умении использовать их в нестандартных ситуациях. На своих уроках детей я веду не только к успеху, но также даю каждому право на ошибку, право выбора для того, чтобы воспитать у них старание и достижение У.З. Дети, с активной динамикой успешно включаются в работу, быстрее переключаются с одного задания на другое, не боятся высказаться. Дети с инертной динамикой медленно переключаются с одного вида работ на другой, боятся внезапных вопросов и ответов, лучше выполняют письменные задания. Наблюдая за детьми и выявляя их различия, я четко осознаю, что дети одного и другого типов имеют много положительного, значит, могут быть успешными. В то же время и те, и другие испытывают затруднения, поэтому нужен индивидуальный и дифференцированный подход.

Оценивая деятельность учащихся, я руководствуюсь требованиями к уровню подготовки выпускника начальной школы, которые заложены в государственном стандарте начального образования, обращая внимание на качественные показатели чтения. Проверку динамики чтения и его качества провожу систематически. При этом выясняю понимание прочитанного, умение излагать свои мысли о прочитанном. Итоговую проверку обычно провожу в конце четверти, полугодия, учебного года. Усвоение знаний, умений и навыков не может проходить на одном уровне, так как каждый индивидуален. С этой целью составляю диагностическую карту содержательно – дифференцированного анализа уровня начитанности и читательских умений. Динамика успеваемости и качества знаний литературного чтения по годам

2004-2005 (2кл) 100% 65%

2005-2006 (3кл) 100% 75%

2006-2007 (4кл) 100% 80%


Для организации текущей, итоговой проверки и оценки результатов обучения, я предлагаю детям задания разных видов: комплексные разноуровневые работы; литературные диктанты; тесты для проверки навыков чтения вслух и молча. Диагностические задания и тест для проверки сформированности учебной и читательской деятельности; тесты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух; тесты и задания для проверки навыка чтения молча (конец 3-4 кл); итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых работ); контрольные работы для проверки умения работать с темой.

Проверка и оценка тесно связаны с содержанием и построением курса литературного чтения, в основе которого лежат методические принципы: дифференцированное разноуровневое продвижение в усвоении курса; личностно-ориентированное обучение, учитывающее интересы и возможности учащихся (каждый ученик имеет право выбирать свои задания); формирование основ самостоятельной читательской деятельности и общеучебных умений (понимать У.З, планировать свою работу, использовать умение читать как средство поиска ответов, контролировать и оценивать свою работу, решать задачи поискового и творческого характера).

Успех воспитательных усилий во многом зависит от установления межличностных отношений в классе, от владения каждым культурой отношений, построенных не на авторитете силы, принуждения, а на цивилизованных формах человеческого общения – сотрудничества и заботе друг о друге. В работе с классом провожу тесты на изучение взаимоотношений методом социометрии. На основании данных определяю статусное положение каждого ребенка. Подсчитываю число общих и взаимных выборов, количество детей попавших в группу, «предпочитаемых», «принятых», «изолированных» и уровень благополучия взаимоотношений в классе.

Большое внимание я как классный руководитель уделяю просвещению родителей учащихся класса. Умело организованное и продуманное педагогическое просвещение способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменения восприятия собственного ребенка в их глазах. Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в учебно – воспитательном процессе школы и в своем классе. Одной из форм участия родителей является деятельность классного родительского комитета, который помогает в организации и проведении конкурсов, дней творчества, кружков, клубов, утренников, игр и др. оказывает посильную помощь в ремонте классной комнаты. Информация об учебных достижениях сообщается через записи в дневниках, грамотах, похвальных листках, благодарностях в адрес родителей, удостоверениях за участие в конкурсах, портфолио. До детей сведения доводятся в классном уголке «Рейтинг успеваемости и поведения, комфортность в коллективе».

Я считаю, что уровень общительности у меня высокий. Я всегда тонко чувствую настроение другого человека. Конфликты в коллективе стараюсь избегать, обладаю качествами лидера. Для меня психологическая атмосфера в коллективе благоприятная, я себя чувствую комфортно.

Уровень профессионального мастерства я повышаю через курсы повышения квалификации: 1)АКИПКРО – 2002 г по теме:


«Переход на четырехлетнее начальное образование в современных условиях по системе Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова»;2)БГПИ – 2008г по теме:
«Развитие личности младшего школьника.

Ведущее место в моей педагогической деятельности занимает самообразование, которое я планирую в соответствии с методической темой школы «Проектная деятельность в обучении и воспитании на основе компетентностного подхода». Активное участие принимаю в работе школьных психолого –педагогических семинаров и педагогических советов по следующим темам: 1)Работа педколлектива по организации сопровождения учащихся в образовательном процессе – как условие преодоления школьной неуспешности ;2)Роль исследовательских практико-ориентированных проектов в формировании ключевых компетенций школьников.

Провожу читательские конференций по проблемам литературного образования: «Папа, мама, я – читающая семья»; « Книга - источник знаний»

Участвую в работе школьных и районных м/о, посещаю открытые уроки своих коллег, делюсь опытом работы, даю индивидуальные консультации.

Обобщен опыт работы в рамках школы по темам: Работа с одаренными детьми по теме «Малые жанры» факультативный курс; Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности.

В информационном обществе сегодня наблюдается снижение интереса к чтению художественной литературы, а повышается к компьютеру – как важному источнику получения знаний для развития учебно-познавательных, информационных и коммуникативных компетенций. Понятно, что ИКТ экономит время, вырабатывает самостоятельность общения, находит рациональные способы получения информации в различных сферах. Но, несмотря на это, компьютер никогда не заменит развитие и обогащение духовно – нравственной личности на чтение художественной литературы.

В этом плане моя тема благодатная, хотя я сталкиваюсь с рядом трудностей и проблем в работе с детьми и родителями. Книга постепенно уходит на задний план. Для повышения интереса я применяю разнообразные формы работы, о которых было сказано выше. Моя задача, как педагога, помочь разобраться в мире литературы, научиться испытывать удовлетворение от чтения.

От нас, учителей, нашей позиции зависит будущее России. Процесс воспитания на уроках литературного чтения и во внешней работе направлен на развитие гармоничной личности. Главная составляющая этого процесса, определяющая его результаты: включение чувств и воли для поступка, воображения и интуиции в процессе самостоятельного «добывания» нравственных ценностей из глубин художественного произведения. На этом пути я имею уже некоторые успехи и представляю самоанализ работы.

Сегодня преподавание курса «Литературное чтение» требует серьёзной подготовки, чтобы дети могли применять полученные знания в жизни, стали полноценными читателями.

Вижу своих детей в дальнейшем умными, нравственно воспитанными, красивыми своей русской статью, начитанными, хорошо говорящими на родном языке, частыми посетителями библиотек, книгочеями.





скачать


Смотрите также:
Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов Черной Галины Николаевны
105.5kb.
Анализ Профессиональной деятельности Учителя начальных классов Захаровой Татьяны Алексеевны моу: ншс с. Елизарово Ханты Мансийского района Тюменской области. Учителем начальных классов работаю 21 год
1691.19kb.
Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании
458.75kb.
Рабочая программа по основам здорового образа жизни в 4 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании
144.85kb.
Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
124.57kb.
Московцевой Галины Михайловны, учителя начальных классов высшей квалификационной категории по учебному курсу решение
63.35kb.
Отчет учителя начальных классов Мальцевой Галины Васильевны
41.28kb.
Образовательная программа по курсу «Изобразительное искусство» 2 класс (Образовательная система Л. В. Занкова) Учителя начальных классов: Архипкиной Татьяны Николаевны 2013 / 2014 учебный год
193.7kb.
Представление результатов проектной деятельности учащихся учителя начальных классов Захарченко Л. П., Мбоу «Гимназия №2»
25.32kb.
Методические рекомендации для учителя и пособие «Театр» для учеников 2, 3 и 4-го классов, содержащие задания для самостоятельного выполнения
352.34kb.
Самоанализ профессиональной деятельности
20.02kb.
Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней
422.28kb.