Главная стр 1
скачать

  1. Самоанализ урока

Самоанализ урока — инструмент самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств

Самоанализ даёт возможность учителю:

  • формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников;

  • развить умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;

  • формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

  • сформировать педагогическое самосознание учителя, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока.

От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие в ходе урока, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность. От самоанализа урока во многом зависят педагогическое мастерство учителя, производительность его педагогического труда.

Не каждый учитель в полной мере владеет методикой системного самоанализа урока. Этому надо учиться настойчиво и систематически.



Методика системного самоанализа урока в своей основе имеет свою определенную специфику, связанную с субъектом анализа – учителем.
1.1. Вариант алгоритма самоанализа урока

  1. Характеристика класса.

  2. Анализируются внешние связи урока: устанавливаются место и роль данного урока в изучаемой теме; характер связи урока с предыдущими и последующими уроками.

  3. Характеристика триединой цели урока (ТЦУ) с опорой на характеристику класса: чего надо добиться в знаниях, умениях и навыках, исходя из специфики ученического коллектива; какое воспитательное воздействие оказать на учащихся; какие качества начать, продолжать, закончить развивать.


Как был построен урок, исходя из его замысла? (Морфологический аспект самоанализа):

  • характеристика учебно-воспитательных моментов (УВМ) и их учебно-воспитательных задач (УВЗ);

  • объединение УВМ в этапы;

  • выделение УВМ, которые наиболее положительно или отрицательно повлияли на ход урока, на формирование конечного результата.

Функциональный аспект анализа: на основе установленных способов взаимодействия СУМ, М0, ФОНД определяется механизм формирования конечного результата урока; определяется, насколько структура урока соответствовала ТЦУ, замыслу урока, возможностям классного коллектива; уясняется, каким образом осуществление модели урока, действия учителя и учащихся повлияли на характер конечного результата урока (выделяются наиболее удачные и неудачные моменты в деятельности учителя и учащихся); анализируется соответствие стиля отношений учителя и учащихся успешному формированию конечного результата урока (КРУ).

Аспект оценки конечного результата урока:

  • оценка качества знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроке;

  • определение разрыва между триединой целью урока и его конечным результатом;

  • сравнение причин этого разрыва;

  • оценка достижения воспитывающего и развивающего аспекта ТЦУ;

  • выводы и самооценка урока.

Системный подход к самоанализу урока формирует его системное видение у учителя и помогает лучше осмыслить свою собственную работу. Педагог-мастер начинается с освоения анализа своего собственного труда.

Таблица варианта самоанализа урока

Класс:________________________
Тема урока:___________________
Тип урока и его структура:____________________

  1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

  2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся…)
    Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?

  3. Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспитательный объект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока.

  4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?

  5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап?

  6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?

  7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?

  8. Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и учащихся.

  9. Как Вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

  10. Наметить перспективы своей деятельности.
    1. Самоанализ урока учителем


( по Шамовой Т.И. )

  1. Дать краткую характеристику класса, выделить группу учащихся с различным уровнем овладения программным материалом.

  2. Охарактеризовать тему урока; степень сложности вообще и трудности для данного класса или отдельных учеников.

  3. Обосновать постановку ТДЦ урока, тип и его структуру.

  4. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на РР обучения на уроке.

  5. Показать , как другие этапы работали на главный этап.

  6. Дать оценку успешности достижения ТДЦ урока, обосновать показатели РР (реального результата).

  7. Наметить перспективы совершенствования своей деятельности.

    1. Самоанализ урока


( по Куриленко Т.М.)

  1. Была ли достигнута цель урока?

  2. Как были использованы воспитательные возможности учебного материала в целях всестороннего развития личности учащегося?

  3. Все ли учащиеся работали на уроке и как они работали?

  4. Как использовалось время на урока? Имели ли место потери времени на уроке и что было их причиной?

  5. Какие знания усвоили учащиеся, какие умения закрепили?

  6. Какие были недостатки в ходе урока и почему?

  7. Какие изменения в структуру и содержание урока внес бы учитель, если бы его пришлось повторить?

1.4. Памятка для самоанализа занятия


А. Каков был замысел, план проведения занятия и почему?

1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?

1.1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?

1.2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?

1.3. Как урок работает на последующие уроки темы, разделы (в том числе других предметов)?

1.4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегии развития данной школы?

1.5. В чем видится специфика этого урока, его особое предназначение?

1.6. Как и почему была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?

2. Какие особенности учащихся класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?

3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?

4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?

5. Чем обосновывается конкретный ход урока? характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?

6. Какие условия (социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, эстетические) были созданы для проведения урока и почему?
Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным планом в ходе урока? какие? почему? К чему они привели?
В. Удалось ли:


  • решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;

  • избежать перегрузки и переутомления учащихся;

  • сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия? Какова общая самооценка урока?


Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?
Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?

Предложенный вариант содержит пять ключевых вопросов, обозначенных буквами. Они задают достаточно четкую логику самоанализа, и его алгоритм.


1.5. Самоанализ урока


Класс:_____________________________

Тема урока:________________________

Тип урока и его структура:___________

      1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

      2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся...)

Какие особенности уч-ся были учтены при планировании урока?

      1. Какова триединая дидактическая цель урока  (его обучающий, развивающий, воспитательный объект ), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока.

      2. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?

      3. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли  "связки" между этими этапами? Показать ,как другие этапы работали на главный этап?

      4. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?

      5. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков уч-ся? На каких этапах урока?  В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний уч-ся?

      6. Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и уч-ся.

      7. Как вы оцениваете результаты урока?  Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

      8. Наметить перспективы своей деятельности.




    1. Самоанализ урока

(Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет)

Вариант первый

  1. Какие планировались учебно-воспитательные задачи? Почему?

  2. Как они были реализованы?

  3. Как вы оцениваете избранный план урока? (по структуре, форме, методам и содержанию)

  4. В какой степени удалось его реализовать?

  5. Как учли и реализовали возможности класса и отдельных учащихся? Индивидуальная работа и дифференцированный подход на уроке.

  6. Как в целом реализован план урока? Что удалось? Что нет? Чем руководствовался учитель при подготовке к уроку (программа, литература, рекомендации, передовой опыт)?

  7. Самооценка урока в целом.

Вариант второй

  1. Дать характеристику класса.

  2. Указать тему урока, охарактеризовать ее положение в общей системе других уроков и тем.

  3. Указать степень сложности изучаемой темы и ее трудности для данного класса.

  4. Охарактеризовать триединую цель урока, сопоставив ее с конечным результатом, полученным в ходе проведения урока (привести аргументы)

  5. Высказать свое мнение о типе урока и его соответствие дидактической цели.

  6. Определить этапы урока и показать решение на каждом этапе его дидактической задачи.

  7. Кратко охарактеризовать использованные в начале урока методы обучения, их соответствие изучаемому материалу и способам организации деятельности учащихся, сопоставив это с полученными результатами - качеством знаний учащихся.

  8. Выделить наиболее удачные и неудачные места в уроке.

  9. Общий вывод и оценка его.

1.7.Памятка для самоанализа урока учителем


(по Поташнику М. М.)

  1. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся? Какие особенности учащихся при планировании данного урока?

  2. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки, темы, разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип?

  3. Какие задачи решались на уроке:

      • образовательные;

      • воспитательные;

      • задачи развития;

      • была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников.

  4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т. п.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами урока?

  5. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?

  6. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.

  7. Какое сочетание форм обучения избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему именно так?

  8. Как организован был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?

  9. Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?

  10. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение урока?

  11. За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?

  12. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе учащихся рациональное использование времени, предупреждение перегрузки учащихся?

  13. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.

Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то, какие и почему? Когда учитель планирует восполнение нереализованного.
скачать


Смотрите также:
Самоанализ урока
102.63kb.
Подведение итогов урока. Рефлексия
66.6kb.
Самоанализ и самооценка урока преподавателем
82.39kb.
Самоанализ урока
30.59kb.
Карен Хорни, Karen Horney Самоанализ «Self Analysis»
2719.9kb.
Типология уроков. Анализ и самоанализ урока
342.54kb.
Самоанализ урока 28 ноября 2008 года Тема урока Конституция России. Тип урока: изучение нового материала. Форма: урок-путешествие
25.19kb.
Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности содержание: Самоанализ педагогической деятельности
137.54kb.
Класс Тема урока Учитель Виды деятельности педагогов 13. 03 4 класс (1 урок) Тема: А. И. Куприн «Барбос и Жулька» Лопатина Татьяна Валентиновна взаимопосещение уроков самоанализ урока
115.41kb.
Семинар «Анализ и самоанализ урока -средство повышения методического мастерства учителя»
201.53kb.
Анализ урока географии по теме «Озера» в 6в классе. Учитель Соколова В. Д. 26 января 2011 Администратор Самоанализ урока географии по теме «Озера» в 6в классе. Учитель Соколова В. Д. В 6в классе работаю второй год. В класс
20.99kb.
Урока математики в 6 классе по теме: «Распределительное свойство умножения»
17.67kb.