Главная стр 1стр 2 ... стр 7стр 8
скачать


Администрация г. Челябинска

Управление образования Центрального района


Реализация ФГОС НОО в образовательной системе Центрального района


Сборник материалов
районной педагогической конференции


Челябинск 2012

УДК 37.01



Редакционная коллегия:

Тротт К.Г. – начальник Управления образования Центрального района Администрации г. Челябинска, к.п.н.

Виноградова О.С. – заместитель начальника Управления образования Центрального района Администрации г. Челябинска.

Кацай И.И. – начальник службы информационно-аналитического обеспечения Управления образования Центрального района Администрации г. Челябинска.

Ляпунова Л.Н. – старший инспектор службы информационно-аналитического обеспечения Управления образования Центрального района Администрации г. Челябинска.

Рецензенты:

Потапова М.В. – заведующая кафедрой общей и теоретической физики ФГБОУ ВПО ЧГПУ, д.п.н.

Кисляков А.В. – заведующий кафедрой воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО ЧИППКРО, к.п.н.

Реализация ФГОС НОО в образовательной системе Центрального района: Сборник материалов районной педагогической конференции. – Челябинск, 2012 – 91 с.

В сборнике представлены тезисы докладов и методические разработки участников районной педагогической конференции, состоявшейся в образовательной системе Центрального района г. Челябинска 08–09 февраля 2012 года, посвященные вопросам реализации федерального государственного образовательного стандарта в начальном общем образовании.

Сборник адресован руководителям образовательных учреждений, их заместителям по учебно-воспитательной работе, руководителям районных и школьных методических объединений, учителям начальных классов, родителям.

©Управление образования Центрального района

Администрации г. Челябинска, 2012

Содержание


ЧАСТЬ 1
Реализация ФГОС НОО в образовательной системе Центрального района 5

Психологическое сопровождение


реализации ФГОС НОО в образовательных учреждениях Центрального района г. Челябинска 23

Психологическое обеспечение


формирования универсальных учебных действий
младших школьников 27

Методическое сопровождение информационного обеспечения реализации ФГОС начального общего образования 34

Часть 2
Из опыта реализации ФГОС НОО в образовательных учреждениях Центрального района г. Челябинска 41

Создание материально-технических и организационно-управленческих условий внедрения ФГОС НОО


в МАОУ СОШ № 147 41

Создание системы обеспечения планируемых результатов начального общего образования в МАОУ СОШ № 147 45

Практика реализации ФГОС НОО
в МБОУ гимназии № 1 49

Модель организации внеурочной деятельности


в МБОУ гимназии №1 52

Реализация внеурочной деятельности учащихся


в МБОУ НОШ № 90 60

Модель внеурочной деятельности в МАОУ СОШ № 153 62

Часть 3
Информационные и аналитические материалы районной педагогической конференции «Реализация ФГОС НОО в образовательной системе Центрального района» 64

Организационные вопросы проведения районной педагогической конференции 64

ПРОГРАММА
районной конференции «Реализация ФГОС НОО в образовательной системе Центрального района города Челябинска» 64

ПОЛОЖЕНИЕ


о методической Интернет-конференции «Реализация ФГОС НОО в образовательной системе Центрального района города Челябинска» 67

Итоги работы открытых площадок


(аналитические справки экспертов) 69

Материалы Интернет-конференции 77





ЧАСТЬ 1
Реализация ФГОС НОО в образовательной системе Центрального района



Тротт Константин Генрихович,

начальник Управления образования Центрального района Администрации г. Челябинска, к.п.н.
Год назад на районном педагогическом форуме мы обсуждали предстоящее введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и в качестве основной задачи определяли создание необходимых условий в школах для обеспечения перехода на ФГОСы с 1 сентября 2011г. Сегодня мы хотим обсудить проблемы, которые имеются в начальной школе с тем, чтобы наметить пути их решения и снизить возможные риски реализации в штатном режиме не только федерального государственного образовательного стандарта начального, но и основного общего образования в районной образовательной системе.

Современный период развития общества характеризуется комплексным обновлением системы образования, затрагивающим все его направления. Стратегические планы модернизации отражены в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», которая определяет изменения, касающиеся перехода на новые образовательные стандарты, совершенствования учительского корпуса, развития системы поддержки талантливых детей, изменения школьной инфраструктуры, сохранения и укрепления здоровья школьников, расширения экономической самостоятельности образовательных учреждений. Достижение планируемых результатов обеспечивается всесторонним обновлением образовательного законодательства. Новый закон «Об образовании в РФ», принятие которого ожидается на первой сессии Госдумы нового созыва в 2012 году, будет регулировать все сферы образования, даст возможность закрепить правовые нормы по всем его уровням, позволит устранить пробелы действующего законодательства. Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015гг., приоритетный национальный проект «Образование», комплексные проекты модернизации образования – все эти документы согласованы между собой и подчинены одной цели – обеспечить развитие российской системы образования в опережающем темпе. И первые шаги для этого уже сделаны.

Прошло всего полгода с начала работы школ в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов, и можно подвести первые итоги, понять, насколько удалось районной системе образования выполнить требования к введению ФГОС, посмотреть, как изменилось содержание образования в начальной школе и, наконец, оценить, сможем ли мы обеспечить достижение требуемых результатов. И хотя пока новые стандарты стали обязательными только для начальных классов, успешность их реализации зависит от слаженности работы всей системы образования района. Детские сады обеспечивают нашим детям подготовку к школе, заботятся о сохранении их здоровья. Основная и старшая ступени школы должны будут принять эстафету и не только закрепить достигнутые в начальной школе результаты, но и гарантировать учащимся возможность дальнейшего получения профессионального образования. При этом следует учитывать то обстоятельство, что в новых стандартах заложены цели социализации личности, а это, в свою очередь, означает, что достижение задуманного возможно только при условии установления тесных взаимоотношений семьи и школы.

Переход на новые стандарты произошел стремительно и был возможен только при условии четкого управления процессом. В течение 2010 – 2011 учебного года в системе образования вопрос подготовки к введению ФГОС был приоритетным. Повышение квалификации учителей, разработка основной образовательной программы начального общего образования, подготовка пакета нормативных документов, обновление материально-технической базы – все это и многое другое было в поле повышенного внимания всех органов управления образованием. Только за 2011 год было проведено 4 этапа мониторинга готовности образовательных учреждений к введению ФГОС НОО, инициированного Министерством образования и науки Челябинской области (таблица 1).

Таблица 1


п/п

Даты проведения мониторинга

Форма проведения

1

Март 2011

Самооценка

2

Апрель 2011

Камеральная проверка

3

Июнь 2011

Камеральная проверка

4

Июль 2011

Внешняя выборочная экспертиза


Первые два этапа мониторинга проводились в марте-апреле 2011 года. Первый этап представлял собой самооценку образовательных учреждений, второй проводился как внешняя, камеральная оценка. Весенний мониторинг показал, что уровень соответствия критериям готовности ОУ к введению ФГОС на этапе самооценки был низким в большинстве образовательных учреждений (таблица 2). И ситуация существенно не изменилась: на момент проведения внешней оценки по пяти ОУ (№ 30ф, 90, 133, 147ф, 148) зафиксирован даже более низкий результат. Любой мониторинг – это не только выполнение обязательств перед вышестоящими органами управления образования по сбору статистических данных, это еще и вскрытие комплекса проблем, поиск путей для их разрешения. Так, по итогам внешней оценки для каждого ОУ были составлены индивидуальные списки замечаний и рекомендаций по доработке пакета нормативных документов. Главная же проблема заключалась в том, что почти 50% школ к апрелю 2011 года еще не приступили к написанию ООП НОО, тогда как согласно требованиям Министерства образования и науки Челябинской области образовательная программа должна была быть разработана к 01.06.2011 г.

Таблица 2



Наименование ОУ

Уровень соответствия критериям готовности

Самооценка ОУ
(март 2011)


Камеральная проверка (апрель 2011)

1

средний 69%

средний 65%

8

низкий 33%

низкий 44%

10

высокий 88%

высокий 85%

30

низкий 35%

низкий 40%

30ф

низкий 48%

низкий 37%

40

низкий 31%

низкий 31%

67

высокий 85%

высокий 83%

90

средний 54%

низкий 33%

133

низкий 42%

низкий 27%

138

средний 75%

средний 60%

147

низкий 42%

низкий 44%

147ф

низкий 44%

низкий 31%

148

низкий 40%

низкий 33%

153

средний 69%

средний 62%

По району

средний 54%

низкий 48%

С целью исправления ситуации и оптимизации подготовки к введению стандартов Управлением образования и Службой информационно-аналитического сопровождения был организован постоянно действующий семинар под руководством к.п.н., доцента ЧГПУ Н.Н. Титаренко по составлению основной образовательной программы начальной школы. На семинарских занятиях детально прорабатывались составные блоки основной образовательной программы, специфика их содержания и построения, возможные привлекаемые источники. Результаты проделанной в районной образовательной системе работы подтвердились данными следующего этапа мониторинга: в июне (диаграмма 1) уровень соответствия критериям готовности ОУ к введению ФГОС существенно повысился — с 48% до 82%, причем высокий уровень соответствия показали 63% учреждений. Все образовательные учреждения создали основные образовательные программы начального общего образования (далее – ООП НОО) в срок до 1 июня 2011 года.

Диаграмма 1



Итоговым 4 этапом мониторинга стала внешняя выборочная экспертиза готовности, проведенная Управлением по делам образования г. Челябинска, по результатам которой МОУ №40 и МАОУ №138 продемонстрировали высокий уровень соответствия критериям готовности введения ФГОС, МАОУ №153 – средний.

Таким образом, к началу нового учебного года 82% школ района подошли с высокой степенью готовности к работе по новым стандартам.

Одним из основных механизмов регулирования ситуацией в районной системе образования является контроль деятельности подведомственных образовательных учреждений. Именно данные, полученные в ходе проведения инспекционных мероприятий, позволяют принимать управленческие решения, направленные на позитивное изменение ситуации, оказывать школам целевую поддержку, использовать положительный опыт учреждений для диссеминации его в районной образовательной системе.

Так, в рамках подготовки к введению ФГОС в 2011 году специалистами Управления и СИАО, кроме уже ранее перечисленных, были инициированы следующие мероприятия:



  1. Формирование и своевременное пополнение раздела нормативно-правовых документов (от федеральных до субмуниципальных, структурированных в соответствии с требованиями Минобрнауки) на сайте СИАО.

  2. Предоставление дополнительных мест для прохождения учителями начальных классов курсов повышения квалификации.

  3. Оценка условий для реализации ФГОС при приемке ОУ к началу нового учебного года (август 2011 г.).

  4. Собеседование с руководителями ОУ по результатам инвентаризации материально-технической оснащенности учреждений (начало сентября 2011г.).

Как обстоит дело с решением кадровой проблемы в районе в связи с введением ФГОС (диаграмма 2)?

Диаграмма 2

По состоянию на 01 января 2012г. в 12 общеобразовательных учреждениях и 3 филиалах функционирует 38 первых классов, в которых обучается 1000 школьников. Реализацию ФГОС обеспечивает 38 учителей начальных классов, 29 из которых, что составляет 76% от их общего числа, прошли курсы повышения квалификации в требуемом объеме (72 академических часа), 6 педагогов имеют частичное повышение квалификации. Три человека (все учителя первых классов филиала ОУ №148) не прошли курсовую подготовку в связи с передачей филиала в Центральный район только 23 августа 2011г.

Таким образом, районная система образования не в полном объеме выполняет требование по кадровому обеспечению реализации ФГОС. Необходимо в самые кратчайшие сроки устранить этот недостаток. И если образовательное учреждение не имеет возможности направлять на курсы повышения квалификации учителей в учебный период – это не освобождает директоров от ответственности за выполнение требований, предъявляемых к уровню подготовки кадрового состава. Сегодня, кроме традиционного, есть много других способов повышения квалификации: дистанционное обучение, модульно-накопительная система, корпоративное обучение, организованное силами городского Учебно-методического центра. Наряду с бюджетным есть и разные формы внебюджетного обучения, в том числе на федеральных площадках посредством Интернет. Выбрать способ повышения квалификации, найти материальные средства в случае необходимости – это прямая задача администрации образовательного учреждения. Полную консультацию по вопросам повышения квалификации можно получить в нашей службе информационно-аналитического обеспечения. Кроме того, специалисты этой службы с сентября 2011г. организовали постоянно действующий семинар для учителей начальных классов в целях обеспечения им информационной поддержки реализации ФГОС.

Обеспечение современных условий обучения школьников – одно из главных требований федерального государственного образовательного стандарта. Это самое затратное направление деятельности по введению ФГОС, требующее вложения существенных денежных средств. Большую часть этих проблем планируется решить за счет реализации комплекса мер по модернизации общего образования в Челябинской области – проекта, стартовавшего в регионе в 2011 году. На модернизацию районной системы общего образования в прошлом году было израсходовано 29 млн. 700 тыс. рублей, что на 11 млн. 100 тыс. превышает плановый показатель.

Эти средства были направлены на:


  • развитие материально-технической базы школ;

  • развитие школьной инфраструктуры (текущие ремонты) и осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования;

  • организацию дистанционного обучения школьников;

  • повышение квалификации, профессиональную переподготовку учителей и руководителей общеобразовательных учреждений.

Главным направлением модернизации 2011 г. следует считать повышение заработной платы педагогическим работникам. На эти цели было потрачено дополнительно более 22 млн. рублей.

Составлен план-прогноз модернизации образовательной системы района на 2012 г., согласно которому планируется потратить на нужды системы более 28 млн. рублей. Выделенные средства достаточно велики, но, к сожалению, не могут закрыть все потребности образовательных учреждений.

Так, в ноябре 2011 года был проведен мониторинг оснащенности образовательного процесса в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Он включал в себя оценку степени материально-технического оснащения, учебно-методических и информационных условий обучения учащихся 1-х классов по каждому образовательному учреждению и в целом по району (таблица 3).

По результатам мониторинга средний показатель оснащенности образовательных учреждений по району составляет всего 20,38%.

Наименее обеспеченное направление – учебно-методическое – только 17,96% (средний показатель по городу – 24,4%).

Лучший показатель в районе по материально-техническому обеспечению – 61,35%, что выше среднего показателя по городу на 7,65%.



Информационная обеспеченность составляет чуть менее трети (32,19%) от нормативной и отстает от среднего показателя по городу почти наполовину (59,3%).
Таблица 3

ОУ

Степень оснащенности в целом

Материально-техническое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение

Информационное обеспечение

1

37,63

71,43

34,62

58,99

8

26,69

61,90

24,35

39,76

10

23,67

57,14

20,46

47,41

30

17,72

57,14

14,27

41,91

30ф

24,23

74,29

21,28

38,46

67

8,25

65,90

5,32

19,41

90

25,12

76,19

24,67

10,47

133

17,68

67,62

15,27

25,79

138

13,71

57,14

11,04

27,48

147

21,35

55,43

19,09

33,33

147ф

24,68

55,71

24,35

16,47

148

23,58

55,71

21,05

39,96

148ф

7,62

55,62

6,06

6,81

153

13,41

46,29

9,58

44,44

По району

20,38

61,35

17,96

32,19

Степень оснащенности образовательного процесса в образовательных учреждениях колеблется от 37,63% (гимназия №1) до 8% (школа № 67) и 7,6% (филиал школы №148). На основании проведенной инвентаризации материально-технической оснащенности общеобразовательных учреждений было принято решение о направлении большей части денежных средств на развитие материально-технической базы школ и развитие школьной инфраструктуры (текущие ремонты).

Мониторинг материально-технической оснащенности (таблица 4) показал, что рабочие места педагогов в наших школах оснащены в два раза лучше, чем рабочие места школьников (79,7% и 36,8% соответственно). Это не означает, что нашим школьникам не хватает парт и стульев, но современные условия предполагают наличие и соответствующей ростовозрастной мебели, например, школьных парт, обеспеченных регулятором наклона (оснащенность ими составляет только 16,8% по району), еще реже в наших кабинетах начальных классов можно встретить конторки (4,9%). В то время как оснащенность рабочих мест педагогов могла бы быть еще выше: единственным отстающим показателем по данному направлению является наличие в кабинетах магнитно-маркерных досок (26,2%).

Таблица 4



ОУ

Материально-техническое обеспечение (%)

Рабочее место педагога (%)

Рабочее место учащегося (%)

ОУ 1

71,43

100,00

33,33

ОУ 8

61,90

83,33

33,33

ОУ 10

57,14

75,00

33,33

ОУ 30

57,14

75,00

33,33

ОУ 30ф

74,29

100,00

40,00

ОУ 67

65,90

75,00

53,78

ОУ 90

76,19

83,33

66,67

ОУ 133

67,62

75,00

57,78

ОУ 138

57,14

75,00

33,33

ОУ 147

57,14

75,00

33,33

ОУ 147ф

55,43

75,00

29,33

ОУ 148

55,71

75,00

30,00

ОУ 148ф

55,62

75,00

29,78

ОУ 153

46,29

75,00

8,00

По району

61,35

79,76

36,81

Таким образом, участникам образовательного процесса в наших школах в целом есть, на чем сидеть и на чем писать, но современные условия обучения – это и существенные изменения в преподавании, а это невозможно сделать без достаточного количества наглядного материала, учебного оборудования, с помощью которого можно проводить практические работы с учащимися.

Необходимо отметить, что мониторинг проводился как самооценка условий образовательными учреждениями. Каждый показатель вносился в итоговую величину со своим весом, но во многом качество представленных данных зависело от того, насколько добросовестно были пересчитаны имеющиеся в кабинетах первых классов дидактические пособия, насколько четко были представлены данные о библиотечном фонде и т.д.

Согласно данным мониторинга учебно-методического обеспечения (таблица 5) образовательного процесса следует, что оснащенность кабинетов начальных классов инновационными средствами обучения (компьютер, мультимедийное и интерактивное оборудование, цифровое оборудование для проведения опытов, экспериментов, доступ к сети Интернет) выше, чем традиционными средствами обучения (демонстрационные таблицы, картины, магнитные модели) – 23, 53% и 20,9% соответственно. Однако и та, и другая величины небольшие, только пятая часть всех кабинетов начальных классов готова к осуществлению образовательного процесса на требуемом стандартами уровне.

Еще хуже обстоит дело с оснащенностью рабочих мест учащихся, обеспеченность их инновационными и традиционными средствами обучения составляет соответственно 4,7% и 6,41%. Что касается инновационных средств обучения школьников, то только 4 ОУ в принципе приступили к разрешению этой проблемы (гимназия 1, школы 8, 30, 67). Причем размах в величинах составляет от 36,41% в гимназии 1 до чуть более 5% в школах 8 и 30.

Таблица 5



ОУ

Учебно-методическое обеспечение (%)

Тип средств обучения (%)

Кабинеты начальных классов

Кабинеты (музыка, ИЗО, технология)

Спортзал

рабочее место педагога

рабочее место ученика

рабочее место педагога

рабочее место ученика

рабочее место педагога

рабочее место ученика

Иннова-ционные

Тради-ционные

Иннова-ционные

Тради-ционные

Иннова-ционные

Тради-ционные

Тради-ционные

Тради-ционные

Тради-ционные

1

34,62

47,62

29,49

36,41

0,00

47,37

15,79

28,07

67,59

41,11

8

24,35

19,05

31,41

5,13

10,53

13,16

10,53

40,00

54,63

38,89

10

20,46

28,57

27,88

0,00

0,95

10,53

21,05

10,20

61,48

6,00

30

14,27

16,67

3,85

5,62

0,00

10,53

10,53

15,60

60,37

53,00

30ф

21,28

23,81

34,62

0,00

1,26

0,00

15,79

0,40

80,00

52,00

67

5,32

20,63

3,85

18,67

0,00

0,00

5,26

0,33

5,56

2,22

90

24,67

26,98

28,21

0,00

15,79

0,00

26,32

75,00

37,78

11,33

133

15,27

22,22

10,90

0,00

4,00

0,00

26,32

12,20

67,78

12,00

138

11,04

17,46

9,62

0,00

0,00

0,00

21,05

0,00

46,67

27,78

147

19,09

23,81

39,90

0,00

18,42

0,00

5,26

0,00

45,37

15,00

147ф

24,35

19,05

32,69

0,00

13,47

0,00

21,05

46,20

63,15

33,33

148

21,05

33,33

31,73

0,00

10,00

0,00

5,26

36,50

42,04

35,00

148ф

6,06

6,35

1,92

0,00

9,96

0,00

5,26

31,27

5,56

0,00

153

9,58

23,81

6,54

0,00

5,37

0,00

10,53

0,08

45,56

1,60

По району

17,96

23,53

20,90

4,70

6,41

5,83

14,29

21,13

48,82

23,52

Вместе с тем, уже к окончанию второго класса учащиеся должны будут обладать универсальными учебными действиями, позволяющими им вести наблюдение за различными процессами, применять высшие мыслительные операции (сравнение, классификация) при работе с различными предметами. А не позднее третьего класса учащиеся должны получить доступ к информационно-коммуникационным технологиям, иметь в арсенале своей деятельности различные современные измерительные инструменты, приборы для проведения простейших опытов. Учитывая возрастные особенности младших школьников, достигнуть этих результатов только на основании просмотра картинок в учебниках невозможно! Современному школьнику нужны предметные модели различных объектов, аппаратные средства для проведения лабораторных работ, компьютер и Интернет для анализа и представления результатов своей учебной деятельности.

Важно понимать, что обеспечить достижение всех требуемых универсальных учебных действий сможет педагог, который сам обеспечен и в совершенстве владеет различными приборами для проведения опытов, строит свою педагогическую деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе Интернета.

Огромный вклад в формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий вносят такие предметы как изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура. Именно поэтому в мониторинге оснащенность этих предметных кабинетов рассматривается отдельно. Кроме того, учитывается именно оснащенность кабинетов, а не предметных линий, т.е. при отсутствии в образовательном учреждении, например, отдельного кабинета технологии показатель автоматически устанавливался нулевым без учета того, что в школе может быть достаточное количество раздаточного материала для проведения уроков. Только в 4 школах (№ 1, 8, 10, 30) в предметных кабинетах частично созданы условия для этого. Как вы понимаете, это крайне низкий показатель по инновационным средствам обучения, и он нас не может устраивать ни в коей мере!

Чуть лучше обстоит дело с учебно-методической обеспеченностью спортивных залов, здесь оснащенность рабочего места педагога составляет 48,82%, ученика – 23,52%.

При оценке степени информационного обеспечения (таблица 6) образовательного процесса важной составляющей является обеспеченность школьных библиотек учебной и дополнительной литературой как основного средства учебной деятельности учащихся и оснащенность рабочего места библиотекаря современными средствами ИКТ.

Обеспеченность учебниками традиционно решается в образовательных учреждениях за счет средств родителей. Это, к сожалению, объективная и вынужденная мера: субвенции на приобретение литературы, выделяемые школам, не могут закрыть имеющиеся потребности. Однако школьная библиотека должна быть полностью оснащена литературой, с помощью которой формируется весь спектр универсальных учебных действий по направлению «Работа с информацией».

Таблица 6



ОУ

Информационное обеспечение

Обеспеченность литературой (учебной и дополнительной)

Оснащенность рабочего места библиотекаря

ОУ 1

58,99

32,89

87,50

ОУ 8

39,76

37,79

37,50

ОУ 10

47,41

32,12

62,50

ОУ 30

41,91

23,13

62,50

ОУ 30ф

38,46

62,94

0,00

ОУ 67

19,41

31,76

0,00

ОУ 90

10,47

17,13

0,00

ОУ 133

25,79

42,21

0,00

ОУ 138

27,48

17,70

37,50

ОУ 147

33,33

27,27

37,50

ОУ 147ф

16,47

26,96

0,00

ОУ 148

39,96

38,11

37,50

ОУ 148ф

6,81

11,15

0,00

ОУ 153

44,44

27,27

62,50

По району

32,19

30,60

30,36

В таблице 7 представлены некоторые УУД и обеспеченность соответствующей литературой, которую можно использовать для организации коллективной работы в классе, школьных библиотек.

Глядя на эти цифры, справедливо напрашивается вопрос: как будет педагог формировать требуемые универсальные учебный действия? Только на основании текстов учебника? Но разве сможет один учебник дать представление о разнообразии художественных текстов, научить пользоваться научно-популярной, справочной литературой, периодическими изданиями?

Существенно разрешить вопрос с обеспечением литературой могут электронные издания, организация свободного доступа школьников к сети Интернет. Однако, и эти показатели в наших школах крайне низкие. Более того, даже оснащенность рабочих мест самих библиотекарей оценена только на 30,36%, в трех школах (90, 133, 148ф) библиотек нет вовсе, а еще в 3 школах (№ 30ф, 67, 147ф) в библиотеках нет компьютеров. В библиотеках только 5 учреждений подключен Интернет (№ 1, 10, 138, 147, 153). Вместе с тем именно специалист смог бы помочь школьнику грамотно подойти к поиску и отбору достоверной информации в сети.

Таблица 7


Дополнительная литература для коллективной работы в классе

Обеспеченность фонда (%)

Характеристика УУД

Детская художественная литература

21,67

Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм

Научно-популярная литература

18,22

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное

Справочная литература

11,37

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников

Электронные приложения

21,42

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет)

Таким образом, проведенные мониторинговые исследования позволили дать реальную оценку оснащенности образовательных учреждений, выявить наиболее острые проблемы, над разрешением которых необходимо планомерно работать в каждом образовательном учреждении. Согласно прогнозу расходования в 2012 году субвенции местному бюджету на модернизацию общего образования на приобретение учебно-лабораторного, компьютерного и спортивного оборудования, относящихся к направлению учебно-методического обеспечения, предполагается выделение 48% от всех предусмотренных средств. Подобная мера позволит существенно улучшить ситуацию с оснащенностью, приблизить условия обучения школьников к уровню, соответствующему современным требованиям. Однако необходимо помнить, что хорошая оснащенность – это лишь условие, которое может положительно повлиять на результат, если все это современное оборудование будет использовано в образовательном процессе не только педагогами, но и самими учащимися.

Отличительной особенностью федерального государственного образовательного стандарта является обязательность организации внеурочной деятельности. Это сегодня, пожалуй, самая большая проблема, которая со временем будет только добавлять сложностей.

Мониторинг внеурочной деятельности показал, что среднее количество часов внеурочной деятельности на одного первоклассника в районе составляет 7,3 единицы. В таблице 8 представлено распределение часов по направлениям внеурочной деятельности.

Только 6 учреждений, что составляет 43%, реализует внеурочную деятельность по всем предусмотренным стандартом направлениям. Наибольшее количество времени – 36% – отводится на обще-интеллектуальное направление; в 10 из 14 учреждений оно является ведущим, что вполне объяснимо тем, что в учреждениях реализуется преимущественно внутренняя модель внеурочной деятельности (в 57% ОУ). И соответственно чаще всего внеурочная деятельность ведется учителями-предметниками – это 48,29%; треть часов реализуется самими учителями начальных классов. Только 9% внеурочной работы занимают педагоги дополнительного образования самого учреждения, и 10% – это часы внешних совместителей.



Таблица 8




Направления внеурочной деятельности

ОУ

Спортивно-оздорови-тельное

Духовно-нравственное

Социальное

Обще-культурное

Обще-интеллек-туальное

1

0,00

40,00

10,00

0,00

50,00

8

10,00

10,00

10,00

40,00

30,00

10

38,00

18,00

0,00

6,00

38,00

30

11,00

33,00

0,00

22,00

34,00

30ф

30,00

20,00

10,00

10,00

30,00

67

20,00

20,00

10,00

20,00

30,00

90

0,00

0,00

0,00

40,00

60,00

133

0,00

0,00

0,00

20,00

80,00

138

20,00

13,00

13,00

27,00

27,00

147

10,00

20,00

20,00

23,00

27,00

147ф

14,00

0,00

14,00

29,00

43,00

148

60,00

30,00

0,00

10,00

0,00

148ф

0,00

25,00

25,00

25,00

25,00

153

10,00

20,00

20,00

20,00

30,00

По району

15,93

17,79

9,43

20,86

36,00

Подобные модели имеют под собой опасность искажения смысла внеурочной деятельности. Сосредоточенные на интеллектуальном развитии детей, организуемые учителями-предметниками такие курсы могут превратиться в дополнительные учебные занятия, что недопустимо. Поэтому каждому образовательному учреждению необходимо вести содержательный мониторинг курсов внеурочной деятельности, реализовывать их в деятельностных формах, исключить применение методик, характерных для урочной организации образовательного процесса.

Снизить риск такого перекоса сможет включение в общеинтеллектуальное направление пропедевтических курсов исследовательской деятельности. Обеспечить полное соответствие этой деятельности возрастным особенностям младших школьников помогут специальные учебные лаборатории для начальной школы. Разнообразие таких исследовательских комплектов представлено сегодня на рынке широким спектром предложений. На базе Челябинского государственного педагогического университета ведется интересная работа по созданию методических пособий по использованию исследовательских комплексов «Научные развлечения» во внеурочной деятельности. Актуальным и требующим динамичного развития в наших учреждениях остается направление Лего-конструирования.

Руководителям образовательных учреждений следует обратить серьезное внимание на учебно-методическое оснащение внеурочной деятельности. Первые опыты, проведенные учениками начальных классов на учебно-игровом оборудовании, закладывают основу для формирования проектно-исследовательских умений в старшем школьном возрасте.

Становится очевидным, что для реализации требований стандартов необходима активная и содержательная работа психологической службы образовательного учреждения. Целью работы психологов становится не просто обеспечение учебно-воспитательного процесса, но комплексное психологическое сопровождение ребенка на всем протяжении обучения, то есть система профессиональной деятельности, направленная на создание психолого-педагогических, социально-психологических условий для успешного обучения ребенка.

Анализ результатов мониторинга внеурочной деятельности (таблица 9) учащихся 1-х классов показал, что средняя нагрузка на одного ребенка по району составляет 7,3 часа в неделю. 29% учеников 1-х классов школ района имеют дополнительную ежедневную нагрузку – 2 часа внеурочной деятельности. Еще для 40% школьников ежедневная внеурочная нагрузка составляет 1,5 часа. Согласитесь, результаты впечатляют. Для сравнения: учащиеся 4-х классов заканчивают занятия в 11-30ч., а первоклассники – на 2 часа позже.

В условиях объективного роста нагрузки на первоклассников психолог становится ключевой фигурой образовательного процесса, у него появляется новое содержание профессиональной деятельности: своевременно выявлять возможную перегрузку младших школьников с целью коррекции их внеучебной занятости, снижения риска накопления усталости детей, что в целом будет способствовать сохранности здоровья учащихся.

Другой важной составляющей деятельности школьного психолога должно стать сопровождение и тесное взаимодействие с учителем, т.к. эффективность достижения результатов ФГОС будет напрямую зависеть от совпадения целей и задач, которые им приходится решать в процессе обучения и воспитания детей.

Таблица 9



ОУ

Кол-во учащихся 1 кл.

Количество учащихся, охваченных внеурочной деятельностью в указанных объемах (в неделю)

Среднее количество часов в неделю на одного обучающегося

10 часов

9-7 часов

6-4 часов

3-1 час

0 часов

Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся

%

1

93

93

100

























10

8

83

4

4,8

9

10,8

32

38,6

34

41

4

4,8

4,2

10

66







35

53

22

33

9

14







7

30

51







43

84













8

16

6,7

30ф

16

16

100

























10

67

91

4

4,4

43

47,2

40

44

4

4,4







6,7

90

86







86

100



















8,6

133

66







66

100



















5

138

71

2

2,8

11

15,4

37

52

21

29,5







6,97

147

120







92

73

17

13,6

11

9,8







7,1

147ф

21







11

52,4

10

47,6













7,5

148

45

45

100

























10

148ф

67



















67

100







2

153

126

126

100

























10

По району

1002

290

29%

396

40%

158

16%

146

15%

12

1%

7,3

Мы уже неоднократно говорили о том, что учить по-новому может только педагог новой формации, который способен реализовать на практике новые достижения педагогики, использовать современные технологии обучения, быть примером для своих воспитанников в плане соблюдения этических норм вербального и невербального общения и с коллегами, и с детьми, и с их родителями. Он должен быть не транслятором знаний, не «урокодателем», а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы.

Эффективность достижения конечной цели ФГОС реальна тогда, когда психологическое сопровождение становится стержнем структуры, в центре которой находится ребенок, а пространство вокруг него заполняют семья, учитель, детский коллектив, школьная среда, информационное поле и т.д. напомню, что изначально федеральный государственный образовательный стандарт планировался как общественный договор между школой и семьей. Формальная сторона этого вопроса (собственно подписание договора) была упразднена. Но смысл остался. Родители школьников должны стать полноправными участниками образовательного процесса. Но это не означает, что школа должна переложить на семьи ряд своих функций. От образования сегодня ожидается большей открытости. Родители вправе знать до мелочей, что происходит с их детьми в школе.

Именно поэтому важное внимание в реализации стандарта отводится информационному обеспечению, в требованиях которого присутствуют и публикация ученических работ во внешней сети, и организация электронных журналов и дневников. К достижениям нашего района мы можем отнести тот факт, что наши педагоги первых классов получают методическую поддержку, создали и поддерживают в актуальном состоянии Интернет-представительства своих классов, ведут сетевую работу с родителями и учениками.

Главным вопросом реализации стандартов остается достижение планируемых результатов. Сказать определенно и однозначно, какими будут наши выпускники начальной школы в 2015 году, пока затруднительно. Увидим ли мы кардинальные отличия в их результатах по сравнению с достижениями тех, кто обучался по традиционной системе?

Ответ на этот вопрос мы сможем получить только через 4 года. Но готовиться к ним наша система образования начала заранее. Еще по окончанию предыдущего учебного года в четвертых классах в общеобразовательных школах Центрального района была проведена единая комплексная работа. Нами получен «нулевой» срез уровня сформированности УУД у школьников, обучавшихся в традиционной системе. Эти данные станут основой для дальнейшей сравнительно-аналитической работы. Кроме этого интересным и важным событием станет лонгитюдное исследование, запланированное на все ближайшие 4 года обучения школьников по ФГОС. По окончании 1 класса все школы будут проводить комплексную работу как обязательный элемент контроля реализации стандарта. По итогам этой работы планируется общий свод итогов, который позволит оценить среднестатистическое состояние по формированию УУД. На начало 2-го класса (октябрь 2012 года) запланирована общерайонная комплексная работа (по единым текстам), итоги которой должны будут показать «сухой остаток» уровня сформированности универсальных учебных действий, а также стать точкой отсчета для прослеживания динамики его изменения.

Но это планы на будущее, а сегодня мы должны найти решение тех проблем, которые уже были озвучены.

В ходе выступлений на пленарном заседании ученые и практики представят свое видение реализации ФГОС начального общего образования, что, возможно, позволит скорректировать имеющиеся отклонения в организации образовательного процесса учащихся 1-х классов.



скачать

следующая >>
Смотрите также:
Сборник материалов районной педагогической конференции Челябинск 2012 Редакционная коллегия
1308.57kb.
Сборник материалов Московского Гештальт Института за 1999 год Главный редактор Даниил Н. Хломов
1279.79kb.
Сборник материалов часть IV юриспруденция, социально-гуманитарные науки, экономика оренбург 2003
48.1kb.
Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции (февраль 2010 г.) Издательский центр
9170.12kb.
Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года Челябинск Том 2 Челябинск 2008
9347.03kb.
Сборник статей Международный Центр Рерихов Мастер-Банк Москва, 2005 Редакционная коллегия
2024.17kb.
Сборник статей Международный Центр Рерихов Мастер-Банк Москва, 2005 Редакционная коллегия
2024.17kb.
Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года Челябинск Том 3 Челябинск 2008
9274.41kb.
Тема Реформы государственного управления в первой четверти XVIII века
93.74kb.
Огненная дуга
6384.06kb.
Сборник материалов х-й Международной конференции по риторике 1-3 февраля 2006 года выпуск 2
2968.58kb.
Сборник материалов Х международной конференции по риторике 1-3 февраля 2006 года выпуск 2
2281.33kb.