Главная стр 1
скачать

ГОУ Центр развития ребенка – детский сад № 474 СВОУО г. Москвы




Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей: Выпуск 22. М.: МПГУ-МОСПИ. 2005
Стр. 39

Прищепа С.С., Храмцова Н.В.,

Шатверян Т.С.

Взаимодействие педагога с семьей







С.С. Прищепа,

кандидат пед. наук,

доцент ИПК и ПРНО МО,

Н. В. Храмцова,

педагог – психолог,



Т. С. Шатверян,

заведующая,

ГОУ ЦРР - д/с № 474 г. Москва




Уже традиционными стали такие формы работы инструктора по физической культуре с семьей как: физкультурные досуги и спортивные праздники с участием родителей и сотрудников ДОУ, «День открытых дверей», родительские собрания, консультации, беседы. Но проблема в том, что родители не всегда приходят на встречи с педагогами. А если и приходят, то чаще выступают в роли зрителей и реже вместе со своими детьми в качестве участников спортивных мероприятий.

На наш взгляд, сегодня, когда родители часто испытывают трудности в общении с собственным ребенком, когда эмоциональные отношения дефицитны и искажены, недостаточно ограничиваться теми формами пропаганды педагогических знаний, которые превращают родителей в пассивных участников. Эффективнее использовать такие формы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка. Одной из таких форм являются совместные занятия физическими упражнениями родителей и детей. На таких занятиях родители будут приобретать и теоретические знания, и будут осваивать практические умения в области физического воспитания детей. А также в процессе освоения совместных движений с ребенком и с дополнительной помощью педагогов и психолога будет происходить коррекция сложившихся семейных отношений между детьми и родителями.

Проблеме совместной физической культуры взрослого с ребенком посвящены многие исследования и научные работы. Так, Бочаровой Н.И. обоснована организация оздоровительного семейного досуга, Полиевским С.А определены основы физкультуры и закаливания в семье, в учебном пособии Э.Я. Степаненковой «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка» представлена гимнастика для мамы и ребенка, Страковской В. описаны упражнения игрового характера для совместного выполнения родителями и детьми, Поповой М.Н. разработана психолого-педагогическую технология, которая направлена на коррекцию эмоциональных отношений между взрослыми и детьми.

Научное обоснование комплексных физкультурных занятий взрослого с ребенком 5-6 года жизни как средство гармонизации детско-родительских отношений стало целью нашего экспериментального исследования на базе московского ДОУ № 474.

Нами были определены следующие задачи совместных физкультурных занятий родителей и детей:


  • содействие вербальному и невербальному общению родителя с ребенком;

  • содействие формированию гармоничных взаимоотношений между детьми и родителями, изменение образа ребенка в представлении родителей в положительную сторону;

  • обогащение двигательного опыта детей и развитие психофизических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы;

  • развитие у детей психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления;

  • формирование у родителей практических умений в области физического воспитания ребенка;

  • повышение уровня педагогической и психологической культуры родителей;

  • развитие у детей и у взрослых творчества в движении.

Первый этап нашего исследования - диагностический включал в себя две части: диагностическую и подготовительную.

Целью диагностической части стало выявление особенностей детско-родительских отношений, теоретических знаний и практических умений родителей в области физического воспитания ребенка.


Для изучения личностных особенностей детей мы использовали такие методы, как интервью и проективную методику «Закончи предложение».

Интервью проводили с целью выяснения особенностей совместной двигательной деятельности ребенка с родителями.

Детям задавали следующие вопросы:



  1. В какие игры любишь играть с родителями?

  2. Часто ты играешь с родителями?

  3. Занимаешься ли зарядкой вместе с родителями?

  4. Делает ли мама тебе массаж ног, спины, рук?

Целью проективной методики «Незаконченное предложение» стало выявление воспитательной ценности общения взрослого с ребенком.

Детям предлагалось закончить предложения. Ответы записывались на магнитофон, для того, чтобы потом сопоставить их с ответами родителей.



  • «Мама меня хвалит, если я…»

  • «Если у мамы болит голова, то…»

  • «Если я упаду, разобью, то мама …»

  • «Если я отвлекаю папу своим вопросом от просмотра телепередачи, то папа…».

  • «Если ты отвлекаешь маму от чего-то важного, то мама…»

  • «Если мама зовет тебя кушать, а ты продолжаешь увлеченно играть, то мама …»

Результаты опроса детей показали, что ответы детей почти во всех ситуациях совпадали с ответами родителей. Так, в ситуации: «Если я отвлекаю папу своим вопросом от просмотра телепередачи, то папа…» дети говорили, что папа поставит на паузу, предложит смотреть телевизор. Родители предлагали увлечь ребенка просмотром какой-нибудь телепередачи. А вот на вопрос: «Если я упаду, разобью, то мама …» ответы детей и родителей не совпадали. Родители отвечали, что никогда не будут ругать ребенка. Но дети отвечали: «Папа будет ворчать; конечно, будут ругать».

Основываясь на методологическом принципе, утверждающем, что процесс становления личности дошкольника находится в диалектической зависимости от сущностной ориентации родителей в воспитании ребенка, в нашем исследовании мы пытались ответить на следующие вопросы:



  1. Осознают ли родители влияние детско-родительских отношений на процесс развития ребенка?

  2. Каковы особенности внутрисемейных отношений между родителями и ребенком?

  3. Как осуществляется совместная двигательная деятельность с ребенком?

Для этого мы использовали метод анкетирования родителей.

Родителям предложили ответить на следующие вопросы:



  1. Влияют ли сложившиеся отношения в семье на психофизическое развитие ребенка?

  2. Всегда ли вы понимаете настроение ребенка?

  3. Используете ли тактильный контакт в общении с ребенком?

  4. Как Вы обращаетесь к своему ребенку?

  5. Сравниваете ли своего ребенка с другими детьми?

  6. Если ребенок провинился, например, разбил чашку, как Вы отреагируете?

  7. Как поощряете ребенка?

  8. Что мешает вашему полноценному общению с ребенком?

  9. В какие игры с вами играли ваши родители?

  10. В какие игры любите играть вместе со своим ребенком?

  11. Как часто играете с ребенком?

  12. По чьей инициативе занимаетесь физическими упражнениями вместе с ребенком?

  13. Уделяете ли Вы внимание профилактике плоскостопия и нарушений осанки у ребенка?

  14. Занимаетесь с ребенком пальцевой гимнастикой?

  15. Делаете ли ребенку массаж?

Анализ анкетных данных показал, что большинство родителей (94 %) понимает важность влияния сложившихся отношений в семье на психофизическое развитие ребенка. Многие родители (72 %) понимают настроение детей и 78 % родителей в процессе общения используют тактильный контакт с ребенком. Однако большинство родителей (78 %) считают приемлемым способом воспитания сравнение своего ребенка с другими детьми.

Разнообразные виды поощрения ребенка используют 61 % родителей: похвала, ласка, предоставление ребенку сладостей, игрушек, чтение сказок и лишь 33% родителей ограничивается только словесной похвалой. На вопрос о том, как поступят родители, если их ребенок разобьет чашку, мы констатировали разнообразие ответов: 22% родителей будут действовать по обстоятельствам (если нечаянно, то не отреагируют, если нет, то поругают ребенка), 17 % - объяснят ребенку его поведение и предложат убрать осколки вместе; 11% - поругают, 11% - не отреагируют и не расстроятся, 6 % - постараются успокоить ребенка.

Основными причинами, которые мешают их общению с ребенком, по мнению родителей, являются: дефицит времени (66 %), усталость (10 %), недостаточная компетентность в воспитании детей (10 %).

Родители любят играть со своими детьми в интеллектуальные игры (50 %), в настольные игры (22 %), в ролевые и сюжетные игры (17 %), в подвижные игры (11 %). Однако (28 %) родителей играют с детьми не часто, 22 % - по мере возможностей, 22 % - каждый день, в выходные дни и вечером - 11 %. Инициаторами совместной двигательной деятельности детей с родителями являются дети (44 %), сами родители (28 %). Родители ответственно подходят к вопросу воспитания здорового ребенка, так 78 % родителей уделяют внимание профилактике плоскостопия и нарушениям осанки, 56 % занимаются с ребенком пальцевой гимнастикой.

Более подробную информацию об особенностях физического воспитания в семье мы получили, изучив дневники, заполненные родителями и детьми. В дневнике были помещены вопросы к детям: «Как тебя зовут?», «Как называет тебя мама, папа, бабушка, дедушка», «Как зовут тою маму, твоего папу?». Родителям предлагалось написать мини-сочинение «Я как родитель». С помощью прилагательных предлагалось охарактеризовать себя в статусе родителя («Строгая, разная, балующая, заинтересовывающая, жалостливая, часто целующая, обнимающая – мама Насти Г.).

В задании «Наша спортивная семья в выходные» взрослым предлагалось перечислить традиционную совместную с ребенком двигательно-игровую деятельность в течение дня (утром, днем, вечером) в разное время года. Так, в выходные взрослые с ребенком зимой катаются на санках с горки, играют в снежки, катаются на коньках, летом – катаются на велосипеде, плавают в море, играют в бадминтон.

Ребенку предлагалось перечислить любимые подвижные игры, свои спортивные достижения и те подвижные игры, в которые любит играть с родителями. Так, любимые совместные игры родителей и детей: «Игра в мячик» с папой, «Перегонки», «Бадминтон», «Вышибалы», «Съедобное – несъедобное».

«Сочиняем вместе сказку» было последним заданием в дневнике. Родителям вместе с ребенком предлагалось сочинить сказку на тему спорта и здоровья. Сказка, сочиненная семьей Сони Б.: «Жила-была маленькая девочка. Однажды ей подарили золотую рыбку. Девочка смотрела, как рыбка плавает, величаво перебирая плавниками. «Где можно поучиться так плавать?» – спросила девочка. «В бассейне у Катерины» – ответила рыбка. Теперь девочка занимается в бассейне у тренера Катерины. Летом они вместе с золотой рыбкой будут плавать на перегонки в озере».



Подводя итог предпринятого нами изучения семьи можно сделать следующие выводы:

  1. Родители в наименьшей степени осознают важность влияния положительных детско-родительских отношений на процесс развития ребенка.

  2. Родители часто ведут себя неадекватно по отношению к своему ребенку, давая оценки, которые занижают самооценку детей (сравнение с другими детьми, угрозы, оскорбления) или оценки, завышающие самооценку (постоянная похвала, преувеличение результата деятельности ребенка).

  3. Во многих семьях преобладает дефицит общения родителей с детьми.

  4. В большинстве случаев родители безынициативны в организации совместной с ребенком двигательной деятельности.

  5. В семье взрослые испытывают трудности в организации физкультурно-игровой деятельности вместе с ребенком.

скачать


Смотрите также:
Сборник научных статей: Выпуск 22. М.: Мпгу-моспи. 2005 Ст
75.33kb.
Сборник научных статей. Орел, 2009. 312с. С. 281-287. Компетентностный подход в образовании: ключевые понятия
93.57kb.
Сборник научных трудов Выпуск 1 Издание Омск Омгу 2002 ббк 88 а 437
2141.7kb.
Сборник научных статей 2009 г. Cодержание
839.08kb.
Сборник Научных статей и докладов участников ежегодной научно-практической конференции 12 13 ноября 2011 года
2281.02kb.
Сборник научных статей и докладов участников Поволжской научно-практической конференции 12-13 ноября 2009 г
4109.46kb.
Ю. С. Типологические особенности взаимосвязей системной гемодинамики и антропометрических показателей у школьников от 8 до 16 лет // Сборник
314.41kb.
В. Н. Залепеев Антисемитизм как расово идеологическая основа военной программы национал-социализма Межвузовский сборник
188.26kb.
Сборник научных статей I под ред. А. П. Гуськовой. Оренбург: Издательский центр огау, 2003. 216 с
105.61kb.
Академия гуманитарных исследований Е. Я. Басин статьи об искусстве второй выпуск Москва 2011
2805.85kb.
В. А. Актуальные проблемы борьбы киберпреступностью // Сборник
95.36kb.
Ыпуск №1, октябрь 2008
293.4kb.