Главная стр 1
скачать
Ларина А.Б. Самооценка человека: сущность, структура, механизмы / Проблемы педагогики средней и высшей школы: Сборник научных трудов молодых учёных / Под. Ред Т.Б. Гребенюк. – Калининград: Изд-во РГУ им. Канта, 2007. – Вып. 4. – С.51-57
Самооценка человека: сущность, структура, механизмы.

Концептуально и терминологически понятие «самооценка» было включено в психологический лексикон благодаря работам как зарубежных (У. Джеймс, Ч. Кули, Дж. Мид, К. Роджерс, Э. Эриксон и др.), так и отечественных (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, И. С. Кон, М. И. Лисина, А. И. Липкина и др.) исследователей. Данное понятие перешло в педагогическую науку из психологии, получило распространение сравнительно недавно, и стало актуальным в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования, в которых особое внимание уделяется формированию всесторонне развитой личности. Обращение к самооценке связано с задачей реализовать аксиологический блок внутри структуры Федерального закона «Об образовании» в ценностно-целевой (духовно-ориентированной) парадигме развития учащихся на основе индивидуальных способностей, знаний, умений, навыков, нравственных и мировоззренческих приоритетов, определяющих реальный вклад личности в обогащение материальных и духовных ценностей мира.

Проблема формирования самооценки личности в отечественной и зарубежной педагогике и психологии изучалась в различных направлениях:

- социально психологическом аспекте деятельности личности, формирования самосознания (О. М. Анисимова, А. А. Бодалев, И. С.Кон, А. В. Петровский, Е. В. Шорохова, И. И. Чеснокова, В. Э. Чудновский, В. А. Ядов и др.);

- в рамках исследования форм самооценки, степени её устойчивости (Е. А. Серебрякова, Г. Л. Собиева, П. М. Якобсон);

- при изучении генезиса самооценки, её структуры и особенностей формирования в онтогенезе (Б. Г. Ананьев, И. В. Боязитова, А. В.Захарова, А. И. Липкина, В. С. Мерлин, М. Е. Неймак, Е. И. Савонько, Р. И. Цветкова, Д. Б. Эльконин );

- с точки зрения взаимосвязей самооценки и уровня притязаний, самоконтроля, саморегуляции (Л. В. Бороздина, Е. В. Зинько, Л. Н. Корнеева, Л. Э. Семенова, Л. М. Сулейманова);

- в контексте сознания субъектом моральных качеств личности (З. С. Акбиева, Г. Валицкас, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. Г. Ковалёв, В. А. Крутецкий, Г. И. Морева, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, С. Г. Якобсон);

- при анализе взаимодействия самооценки и психофизиологических, психических переживаний личности, влияния системы отношений и жизненного опыта (Э. Берн, М. Боуэн, И. В. Егоров, Ю. М. Едиханова, А. Маслоу, Ю. М. Орлов, К. Р. Роджерс, Дж. Роттер, Л. Э. Салях, И. М. Сеченов, В. А. Степихова, Н. Уэйнстейн и др.).

Исследование самооценки в специальной педагогике и психологии проводилось в направлениях изучения особенностей формирования самооценки у детей с отклонениями в умственном развитии (Л. В. Викулова, Н. Л. Коломинский, Ж. И. Намазбаева, Р. Б. Стёркина), детей с задержкой психического развития (Н.Л. Белопольская, Н. А. Жулидова), детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (Е. И. Мастюкова, Н. М. Сараева), у глухих и слабослышащих школьников (Т. Н. Прилепская), детей с нарушениями речи (М. Ю. Орешкина, О. А. Слинько, О.Н. Усанова, заикающихся взрослых (Т.А. Болдырева), при психических заболеваниях (Б.С. Братусь, Б. В. Зейгарник, В.Н. Мясищев).

В рамках активно развивающейся акмеологии самооценка изучалась как системообразующий элемент профессиональной Я-концепции (А.А. Дергач, М. А. Белоконь, В.В. Знакова, Е.В. Козиевская, А.В.Садкова, А. А. Сляднёв, Н. Ю. Степанова, Т. Н. Стрельникова, А. А. Федяев, Д. Д. Ширапова и др.).

В появившихся научно-теоретических и научно-методические работах самооценке как автономному личностному образованию исследователи отводят центральную роль в контексте формирования личности (её возможностей, направленности, активности, общественной значимости). Акцентируется внимание на том, что самооценка формируется при активном участии самой личности и отражает качественное своеобразие её внутреннего мира.

Анализируя сущность самооценки, исследователи рассматривают проблемы формирования самооценки и оценочных функций самосознания, вбирающих эмоционально-ценностное отношение личности к себе, взаимосвязей самооценки и других компонентов личности.

Сложность изучения самооценки определяется с одной стороны тем, что это понятие связано с многозначными понятиями «самосознание» и «Я-концепция», последнее из которых определяется неоднозначно; с другой стороны, с тем, что самооценка органично включает в себя два взаимосвязанных аспекта: процессуальный и структурно-итоговый. [1, 18].

На наш взгляд, самооценка, являясь элементом самосознания, воплощает критическую позицию субъекта по отношению к одной (или множеству) сущностных человеческих сфер. Самооценка передаёт критическую позицию субъекта, это « именно его оценка с точки зрения определённой системы ценностей» [2, 100], «продукт отражения субъектом информации о себе в соотношении с определёнными ценностями и эталонами, существующий в единстве осознаваемого и неосознаваемого, аффективного и когнитивного, общего и частного. Реального и демонстрируемого компонентов» [3, 45].

Центральное место в структуре самооценки занимают принятые личностью ценности, которые определяют специфику её функционирования, как механизма саморегуляции и самосовершенствования личности, как показатель уровня развития самосознания. Ценности, которые превалируют в нашей самооценке, выступают основными критериями и при оценке других людей.

Традиционно в структуре самооценки выделяют три компонента: эмоциональный, когнитивный и регулятивный. Однако, самооценка отражает интегративное строение личности. Следовательно, кроме названных эмоционального, когнитивного и регулятивного компонентов, на наш взгляд, следует выделить сенсорно-перцептивный (предметно-практический), психомоторный, коммуникативный, креативный (творческий), мотивационный и рефлексивный компоненты в структуре самооценки.

Сказанное выше позволяет обсуждать механизмы самооценки. Сначала на стадии возникновения первичной самооценки присутствует только сенсорно-перцептивный и эмоциональный компоненты. Накопление первичного сенсорно-перцептивного опыта происходит путём превращения физической энергии в психическую информацию, и далее, накопленная информация переходит в физическую энергию (Железняк Л.Ф., Основы психологии личности: Учебное пособие / Железняк Л.Ф., Мощенко А.В., Помогайбин В.Н. – М.: СГА, 2007.- 205 с. - ISBN – 978-5-8323-04-78-6 – С. 40), что сопровождается постоянной самостоятельной (осознаваемой или неосознанной) оценкой и эмоциями. Таким образом, работа сенсорной и моторной систем, обеспечивающих вход и выход информации, её кодирование и декодирование сопровождается полностью или частично самостоятельной оценочной деятельностью. Знания о себе человек приобретает в деятельностно - социальном контексте путём накопления опыта, в процессе общения, сопровождающемся эмоциями разной силы и напряжённости. Постепенно происходит развитие сенсорного, эмоционального, психомоторного, коммуникативного, регулятивного и когнитивного компонентов, последний из которых связан с обработкой информации, что позволяет определить параметры системы ценностей, знаний о себе, своих возможностях. Основу когнитивного компонента самооценки составляют интеллектуальные операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с внутренними эталонами или результатами деятельности других, оценкой степени рассогласованности этих величин. Развитие коммуникативного, рефлексивного, креативного компонентов самооценки позволяет личности соотносить и вырабатывать свой стиль общения, мышления, собственную иерархию ценностей, не отвергая неприемлемые установки, а рассматривая их с другой позиции.

В процессе развития личности, саморегулирования поведения в различных видах деятельности и социального взаимодействия самооценка формируется, корректируется, углубляется, дифференцируется. В дальнейшем она будет способствовать автономной мотивации деятельности, влиять на её эффективность. Самооценка предопределена потребностью сохранения самоуважения.

В исследованиях последних лет выявлена связь самооценки и самочувствия человека: самооценка детерминирована психофизиологическими и психическими переживаниями, жизненным опытом, системой социальных отношений. «С эмоциональным бла­гополучием ребенка связана его оценка самого себя, своих спо­собностей, нравственных и других качеств. Самооценка характеризуется степенью соответствия пред­ставлений о себе - своему идеалу» (4, С.106).

Общая самооценка личности формируется на основе частных (парциальных) самооценок отдельных сторон её психического мира. Каждый компонент отражает степень оценки личностью соответствующих особенностей и имеет свою линию развития, и в зависимости от их внутреннего соотношения самооценка может быть конфликтной или бесконфликтной. То, как различные элементы самооценки взаимодействуют, определяет процесс выработки единой самооценки.

Таким образом, самооценка различных компонентов личности может иметь разный уровень (высокая, средняя, низкая), характеризоваться по разным параметрам: адекватная (неадекватная), гибкая (ригидная), устойчивая (неустойчивая).

В ситуации собственной оценки человек ставит задачи, ориентированные на анализ объекта и себя самого как носителя оцениваемых психических качеств. В таком случае самооценка приобретает характер интеллектуально-рефлексивного действия.

В качестве средств самооценки выделяются «личностные смыслы», эталоны, идеальные уровни выраженности качества, стандарты, субъективный опыт. Самооценка может приобретать разную степень действенности и надёжности в зависимости от того, насколько выражено проявляются позитивные показатели самооценки, например, реалистичность и критичность. [5, 6].

Самооценка человека функционирует на осознанном (вербальном) и на интуитивном уровнях. С усилением процессов самосознания происходит становление самооценки как механизма произвольной психической регуляции, что и придаёт ей рефлексивный характер. Именно с рефлексией связано целеполагание, чувство ответственности за результаты своих действий, произвольное управление. Самооценка является механизмом «Я-концепции», обеспечивающим иерархизацию знаний человека о себе.

Необходимо отметить следующие функции самооценки: регуляторная, защитная, мотивационная, прогностическая.

Установлено, что самооценка обеспечивает состояние динамического постоянства личности в деятельности: позволяет сохранить определённый уровень самоуважения и принятия самого себя за счёт изменения уровня притязаний в зависимости от условий окружающей среды.

Накопленный в современной науке материал показывает насколько значима самооценка в структуре личности человека и требует рассмотрения недостаточно отработанных концептуальных и экспериментальных данных по проблемам формирования самооценки.




Литература.


  1. Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний./ Е.В. Зинько // Психологический журнал. - 2006. - Том 27. - № 3. - С. 18 – 27.

  2. Бороздина Л. В. Что такое самооценка? / Л.В. Бороздина // Психологический журнал. – 1992. – Т.13.- № 4. – С. 99 – 100.

  3. Валицкас, Г. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей. / Валицкас Г., Гиппенрейтер Ю.Б. // Вопросы психологии. - 1989. - №1. - С.45 - 55.

  4. Гребенюк, О.С. Основы педагогики индивидуальности: учеб. пособие/ О.С. Гребенюк, Гребенюк Т.Б. - Калининград.: Калинингр. ун-т., 2000. - 572 с. - ISBN 5-88874-169-8.

  5. Захарова, А.В. Структурно-динамическая модель самооценки. / А.В.Захарова //Вопросы психологии. - 1989. - №1. – С.5 – 14.

скачать


Смотрите также:
Сборник научных трудов молодых учёных / Под. Ред Т. Б. Гребенюк. Калининград: Изд-во ргу им. Канта, 2007. Вып. С. 51-57
74.37kb.
Перечень публикаций
32.16kb.
Благодарим Вас за посещение
162.98kb.
Сборник научных трудов Института государства и права. Вып. Тюмень: Издательство Тюменского госу­дарственного университета, 2003. 192 с
62.89kb.
От европейских войн второй половины XVIII начала XIX века к современности
5394.67kb.
Сборник научных трудов Выпуск 1 Издание Омск Омгу 2002 ббк 88 а 437
2141.7kb.
Мир казачества
2022.29kb.
Сборник. Вып. Саратов: Приволж изд-во "Детская книга"
39.24kb.
Учебно-методическое пособие к спецкурсу «Стилистические особенности немецких балладных текстов»
28.72kb.
Сборник научных статей I под ред. А. П. Гуськовой. Оренбург: Издательский центр огау, 2003. 216 с
105.61kb.
В. Б. Некоторые аспекты криминалистической характеристики компьютерных преступлений // Сборник
99.14kb.
Источник информации: Материалы научной конференции молодых ученых и студентов «Инновации в экономике – 2002», иц мгту «Станкин», Под ред. А. П. Ковалева, А. Г. Бадаловой, Е. Д. Коршуновой, В. В. Корнеева, М.: 2002. 78с., стр. 19-23
63.87kb.