Главная стр 1
скачать
Приходовская Е.А.

ОПЕРНЫЙ АНСАМБЛЬ В ТВОРЧЕСТВЕ П.И. ЧАЙКОВСКОГО

(к вопросу творческой практики молодого композитора)

(«Как наше слово отзовётся…» - Сборник статей по материалам Международной научной конференции, посвящённой 170-летию со дня рождения П.И.Чайковского / РГПУ им. А.И.Герцена. СПб., 2011.)

Оперный ансамбль как специфическое структурное образование не рассматривается ни в одной сфере музыкальной науки. Теория музыки нацелена на выявление более общих закономерностей; история музыки рассматривает ансамбль только в контексте того или иного направления или индивидуального стиля; вокальная методика ориентируется в основном на сольное пение, методика музыкальной композиции не обращается к оперным формам в силу часто наблюдаемого отсутствия интереса молодых композиторов к жанру оперы. Тем не менее, оперный ансамбль представляется достаточно важной, хотя и незаслуженно забытой сферой; его огромный выразительный потенциал требует актуализации и адаптации в различных направлениях современной музыки.

В западноевропейской опере ансамбль пережил период подъёма и расцвета в эпоху главенства школы bel canto и, прежде всего, в творчестве Дж. Россини, В. Беллини и Г. Доницетти. Одним из важнейших принципов создания большого ансамбля (три и более голосов) в операх этой школы представляется соблюдение комплементарности партий. Комплементарность реализуется здесь, прежде всего, с помощью сочетания разных типов голосоведения; например, в квинтете: 1) плавная кантилена длительного дыхания, 2) буффонная скороговорка, 3) пассажи и фиоритуры, 4) staccato (разделение слогов паузами), 5) отдельные реплики (допустим, квартовые ходы на границах фраз). При этом, конечно, допускается переменность функций голосов и возможность дублировок (в унисон или интервал), но статическим фактором представляется тесситурное распределение голосов: каждая партия сосредоточена на том или ином участке певческого диапазона, при строгом соблюдении тембровой иерархии (тенор в таком ансамбле никогда не запоёт «ниже» баритона). Примерами могут служить практически все ансамбли из опер указанных мастеров, а также Обера, Буальдье, Мейербера и пр.

Русская оперная традиция в начале своего пути вместе с жанром оперы переняла и закономерности выстраивания ансамбля. Однако уже в оперном творчестве М. Глинки можно наблюдать иной подход, ориентированный в большей степени на способы голосоведения, характерные для русской духовной музыки и народной песенности (что можно наблюдать, например, в знаменитом трио Сусанина, Собинина и Антониды «Не томи, родимый»). Позднее оба подхода сосуществовали в русской опере на вполне равных условиях.

Применительно к творчеству П. Чайковского можно говорить о преобладании второго подхода. Отметим, что именно в его операх такой подход нашёл кульминационное воплощение.

Центральным свойством данного подхода к построению оперного ансамбля представляется равноправие голосов при практически идентичных типах голосоведения; характерно также тесситурное смешение тембров. Эти характеристики диаметрально противоположны характеристикам принципа комплементарности, указанным выше, однако отвечают природе своих опосредованных «истоков» – русской духовной музыки и народного многоголосия. Свойственное названным традициям почти полное нивелирование предметно-логических значений пропеваемого текста не соответствует требованиям жанра оперы, предполагающего единство вербальных и музыкальных компонентов. Это инициирует встречающиеся – по адресу оперных ансамблей П. Чайковского – упрёки в невнятности и «сумбурности».

Хрестоматийным примером может послужить Интродукция оперы «Евгений Онегин». Слияние близких тембров и мелодических линий в квартете Татьяны, Ольги, Няни и Лариной мешает расслышать слова; речитатив в партиях Няни и Лариной мелодизирован и приближен по типу голосоведения к романсу, который поют Татьяна и Ольга. В существующих постановках дуэт Татьяны и Ольги «Слыхали ль вы» выносится за сцену (в соответствии с ремаркой автора в клавире), что делает более рельефными реплики Лариной и Няни. На наш взгляд, именно в этом сценическом решении содержится «ключ» к пониманию оперных ансамблей П. Чайковского и самого принципа построения оперного ансамбля, реализуемого в них. Разнесение партий в динамическом и пространственно-сценическом отношении делает возможным равноправие голосов при практически идентичных типах голосоведения и тесситурное смешение тембров без потерь в предметно-логическом значении пропеваемых слов.

Однако не в каждом случае подобное решение выписано композитором. Рассмотрим квинтет «Мне страшно!» (Графиня, Лиза, Герман, Томский, Елецкий) из оперы «Пиковая Дама» в сравнении с квинтетом контрабандистов (Фраскита, Мерседес, Кармен, Данкайро, Ремендадо) из оперы Ж. Бизе «Кармен».

Квинтет контрабандистов полностью отвечает принципу комплементарности, особенно заметно это в нескольких фрагментах: 1) тянущаяся нота у колоратурного сопрано, на фоне которой остальные участники пропевают ритмически организованную фразу; 2) кантиленная мелодия у четверых (в унисон), параллельно которой звучит секвенция, состоящая из коротких звеньев (в партии Кармен), и т.п. Отличительная особенность этого квинтета – виртуозное использование дублировок при стремительности общего движения.

Квинтет «Мне страшно!» передаёт состояние «оцепенения». В первой фразе даётся тесситурное разграничение голосов в дублировках (женские голоса – средние мужские голоса – бас (в данном случае, Елецкий выполняет функцию баса, хотя и обладает другим тембром)); затем они смешиваются и в однородном движении перестают быть различимыми. Все солисты находятся на первом плане и поют forte, вследствие чего звучание имеет «плоскостной» характер и «теряются» слова. Вспомним решение, подсказанное П. Чайковским в Интродукции «Евгения Онегина». В данном случае, все герои находятся на сцене, но разделения планов можно достигнуть с помощью разности динамических оттенков и пространственно-сценических передвижений. Тогда «плоскостное» звучание приобретёт объём, достаточный для того, чтобы участники ансамбля не «перебивали», а дополняли друг друга, создавая единый фонический комплекс. Выведение на первый план то одного, то другого голоса даёт возможность также расслышать пропеваемые вербальные конструкции.

Таким образом, сравнив два приведённых квинтета, наряду с принципом комплементарности, характерным, как уже отмечалось, для западноевропейского оперного ансамбля, – обозначим альтернативный принцип пространственно-динамического рельефа, принадлежащий русской оперной композиторской школе и нашедший кульминационное воплощение в оперных ансамблях П. Чайковского.

Если применительно к наследию великого композитора мы можем говорить лишь о замеченных закономерностях и необходимости раскрытия потенциала данного принципа, заложенного в нотном тексте, с помощью режиссуры и сценографии, – для творческой практики молодых композиторов принцип пространственно-динамического рельефа содержит множество перспектив. Целенаправленное следование этому принципу, применение комплекса творческих приёмов, обозначаемых нами как метод стереофонического монтажа, может значительно обогатить арсенал выразительных средств композитора и, тем самым, возродить на новом уровне интерес к сфере оперного ансамбля.



Вместе с тем, следует отметить, что принцип пространственно-динамического рельефа не опровергает принцип комплементарности, а сосуществует с ним на правах альтернативного решения. Соседство двух названных принципов в границах не только одного художественного сознания, но даже одного оперного произведения способно открыть новые «горизонты» в сферах стереофонического слышания и в целом творческой практики молодых композиторов.
скачать


Смотрите также:
Сборник статей по материалам Международной научной конференции, посвящённой 170-летию со дня рождения П. И. Чайковского / ргпу им. А. И. Герцена. Спб., 2011
48.78kb.
Сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической психологии ргпу им. А. И. Герцена). Спб.: Стратегия будущего, 2010. С. 14-20
109.57kb.
Доклад 14. 04. 09 на преподавательско-студенческой конференции в Закарпатском филиале Киевского славистического университета, посвящённой 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя. На 13-ти заседаниях
60.18kb.
Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции (февраль 2010 г.) Издательский центр
9170.12kb.
В. З. Кантор (ргпу им. А. И. Герцена); д-р пед наук, проф
2918.39kb.
27 января 2010 года учителя физики и химии собрались в Шербакульском лицее на конференцию, посвященную 175-летию со дня рождения Д. И. Менделеева
24.89kb.
Сборник статей Тольятти 2012 (063) ббк 74. 58(я431) с 38 Конференция проводится по плану научных мероприятий
169.04kb.
Сборник научных работ по материалам ii-й Международной конференции под редакцией И. В. Добрякова Санкт-Петербург
2673.26kb.
Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года Челябинск Том 2 Челябинск 2008
9347.03kb.
Чижова Алиса Игоревна (аспирантка кафедры клинической психологии ргпу им. А. И. Герцена): Ну, доклад
516.55kb.
Сборник Научных статей и докладов участников ежегодной научно-практической конференции 12 13 ноября 2011 года
2281.02kb.
Сборник избранных трудов Москва 2005 к 85-летию со дня рождения и 55-летию
5494.24kb.