Главная стр 1
скачать
Реализация комплексной программы развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100»)

(выступление на областном семинаре «Повышение качества дошкольного образования в структуре основной общеобразовательной программы» от 20.10.2011)


Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека - всего первые шесть - семь лет, но они имеют очень большое значение. Именно в этот период развитие ребёнка идет как никогда бурно и стремительно.

Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа, младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка - тем самым закладывается фундамент для его дальнейшего роста.

Поэтому очень важно при работе с детьми выбрать нужную программу.

С 2008 года муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 1» работает по комплексной программе развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100», базирующейся на основных положениях Образовательной системы «Школа 2100», созданной под руководством Леонтьева А.А.

Образовательная система «Школа 2100» - первый и единственный в России и странах СНГ современный опыт создания целостной образовательной модели, последовательно предлагающей системное и непрерывное обучение детей от младшего дошкольного возраста до окончания старшей школы.

Цель дошкольного воспитания и развития по программе «Детский сад 2100» заключается в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Главная задача — не приобретение детьми знаний, а постепенное личностное раскрытие ребенка. Дети, которые занимаются по этой программе — очень раскрепощены, открыты, разговорчивы и независимы, чётко отстаивают свою точку зрения.

На основе федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования мы разработали свою «Основную общеобразовательную Программу МДОАУ ЦРР № 1», в основную часть которой вошла комплексная программа развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100».

В программе оснащён весь процесс обучения. По каждому курсу есть методическое руководство с подробным описанием образовательной деятельности с целями и задачами.

Кроме того, имеется необходимая наглядность, пособия и тетради.

В пособиях, в отличие от других программ, соблюдён принцип минимакса: излагается максимум информации, а каждый ребёнок выбирает из этого максимума свой минимум.

А проблему отбора содержания предшкольного образования сегодня невозможно решить без опоры на принцип минимакса.

В программе определена нижняя граница, или нижний уровень, - то содержание, которое каждый ребенок как минимум должен усвоить, и предложена верхняя граница, или верхний уровень, - это то содержание образования, которое мы можем предложить дошкольнику.

Именно с этой позиции в отличие от других программ, написаны все пособия, обеспечивающие предшкольное образование в Образовательной системе «Школа 2100».

Этот принцип минимакса помог всем нашим детям в равной степени адаптироваться к школе.

Отстающие по той или иной причине в развитии дети, ограничились минимумом, а «сильные» взяли все, что им дали и даже больше.

Все остальные разместились в промежутке между минимумом и максимумом в соответствие со своими индивидуальными возможностями, способностями, предпочтениями, но при этом каждый был готов к школьному обучению и получил перспективу для своего личностного и познавательного развития.

Кроме того, от других существующих программ она отличается тем, что в её основе лежит технология проблемного обучения, т.е. продуктивный метод. Её принцип – сделать короче речь воспитателя и дать возможность говорить детям. Воспитатель в этой системе «актёр второго плана».

В нашем городе по комплексной программе «Школа 2100» работают несколько школ. Мы имеем опыт сотрудничества со школой

№ 200, которую посещают 80% наших выпускников

Совместно со школой разработан и осуществляется единый план работы, который предусматривает обмен опытом между учителями начальных классов и воспитателями детского сада, проведение семинаров, педсоветов, обсуждение результатов обучения детей. Обсуждаем и согласовываем между собой программу, технологию и методику её реализации.

И новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты так же задают границы возможного, а не перечень необходимого.

Таким образом, работая именно по этой программе, мы осуществляем преемственность с начальной школой наиболее полно.

В работе с детьми по этой программе мы убедились, что нет отстающих детей, просто у каждого свой минимум. Это позволило нам обеспечить вариативность обучения и воспитания в детском саду. Кроме того, осуществить индивидуальный подход к каждому ребёнку, а организованную образовательную деятельность сделать для детей интересной, увлекательной и адекватной.

Непосредственная образовательная деятельность в Федеральных Государственных Требованиях прописана только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что мы не проводим ее с детьми других возрастов. Но она сейчас не является приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи мы решаем в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом, в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.

Всю образовательную деятельность строим на основе интеграции образовательных областей и тематического планирования. И отмечаем, какие области каждая организованная образовательная деятельность реализует. Например, проводя работу с детьми по развитию речи, можно решать задачи нескольких областей: «Познание», «Коммуникация», «Ознакомление с окружающим», «Социализация», «Безопасность» и т.д. В течение дня реализуем все образовательные области.

Каждая образовательная программа предполагает проведение педагогической диагностики, но не каждая имеет методическое обеспечение к её проведению. А программа «2100» имеет.

Разработанная система комплексной диагностики Барсуковой Н.Г. позволяет качественно и оперативно оценивать динамику подготовленности детей и эффективность образовательной работы педагогов ДОУ по «конечному ценному продукту» - дошкольник-выпускник.

Результаты диагностического обследования каждого ребенка заносим в диагностические карты, которые ориентированы на приблизительную, среднюю норму развития ребёнка.

Стандартных детей не бывает, поэтому диагностические карты у нас являются

одним из способов на пути понимания особенностей ребёнка, его индивидуальности, а результаты диагностики - отправными точками индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребёнка.

В качестве основных методов, позволяющих выявить реализацию программы и оценить уровень развития детей, проводим наблюдения, несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребёнку и дидактических игр), беседы. Формат журнала, предложенный в приложении к программе (диагностические таблицы и карты с доступными к внесению необходимой информации графами и файлами) удобен при индивидуальном обследовании каждого ребенка, что обеспечивает своевременное заполнение его содержания диагностическими сведениями и проведение анализа полученных данных. Диагностический журнал предназначен педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Анализируя результаты работы по программе «Детский сад 2100» за три года, можно отметить следующее:


  1. Принцип «минимакса» позволяет педагогам учитывать индивидуальные возможности детей, осуществлять в работе с ними индивидуальный и дифференцированный подход.

  2. Педагоги проводят работу с детьми с учетом деятельностного подхода, и это позволяет повысить познавательную активность детей, а, следовательно, качество дошкольного образования.

  3. Программа позволяет снизить объем интеллектуальной, эмоциональной и нервной нагрузки на детей, так как большинство видов непосредственной образовательной деятельности носит интегрированный характер, что позволяет выделить время для дополнительного образования.

Любое обновление педагогического процесса в образовательном учреждении требует модернизации не только содержания образования, но и кадрового потенциала. Эти стратегические направления должны развиваться параллельно. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую, созидательную личность. Поэтому, именно повышение его компетентности и профессионализма – одно из важнейших условий улучшения качества дошкольного образования.

С целью расширения и систематизации знаний педагогов запланировали и проводим постоянно действующий семинар для педагогов ДОУ «Интеграция образовательных областей в планировании и организации работы с детьми в условиях ФГТ». Занятия семинара проводятся 1 раз в месяц. Содержание их базируется на данных контроля, как планирования, так и организации непосредственной образовательной деятельности.

В мае 2010 года администрацией детского сада были организованы на базе учреждения выездные курсы Амурского областного Института развития образования по теме: «Системно – деятельный подход к реализации программы «Школа 2100», на которых курсовую переподготовку прошли все педагоги.

С целью реализации Федеральных Государственных Требований педагоги создали необходимую предметно – развивающую среду в группах для осуществления образовательного процесса, которая способствует не только развитию детей, но и показывает профессионализм педагогов. В групповых комнатах созданы оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

Наш выпускник соответствует главной цели Образовательной

системы «Школа 2100» и полностью подтверждает социальную модель ребёнка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования:



  • умеет самостоятельно учиться;

  • организовывать свою деятельность;

  • добывать необходимые знания;

  • анализировать их;

  • систематизировать и применять на практике;

  • ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.

скачать


Смотрите также:
Семинаре «Повышение качества дошкольного образования в структуре основной общеобразовательной программы»
107.21kb.
Семинаре «Повышение качества дошкольного образования в структуре основной общеобразовательной программы»
68.87kb.
Образовательная область «Коммуникация» в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Водолеева Лариса Николаевна учитель-логопед высшей кв категории «Коммуникация»
59.76kb.
Программа выполнена на основе федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Министерства
3770.49kb.
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной о сновной общеобразовательной программы дошкольного образования «от рождения до школы»
939.94kb.
«О порядке разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
60.23kb.
Программа развития негосударственного дошкольного образовательного учреждения
443.27kb.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
157.55kb.
Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований
104.3kb.
Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках
86.31kb.
Учебный план разработан в соответствии с
195.66kb.
Пояснительная записка к плану распределения времени на реализацию Программы мбдоу «Детский сад №36
54.8kb.