Главная стр 1
скачать
Областной семинар по информатике

«Система работы с одаренными детьми»

НИШ ФМН г.Талдыкорган

Ким.Н.В., учитель информатики


Возможности современных информационно-коммуникационных технологий

в реализации принципа индивидуализации обучения

и развития творческого потенциала личности учащихся

в образовательном процессе по информатике
В рамках часов, отводимых «примерной программой» в базовом курсе информатики на алгоритмизацию и программирование, дается явно недостаточно времени, а школьники, которые проявляют интерес к данному вопросу, безусловно, есть. Позитивно влияют на изучение программирования и олимпиады по информатике. Среди учеников всегда находятся одаренные дети, которые легко усваивают обязательный материал по курсу информатики и которым хотелось большего. За годы работы мною накоплен некоторый опыт работы с такими одаренными детьми, разработана методика подготовки к олимпиадам по информатике. И сегодня я хочу вам представить свою систему работы по подготовке к олимпиадам.

Процесс подготовки детей к олимпиадам по информатике условно делю на три этапа. Первый, самый тяжелый, занимает около года и включает в себя знакомство с элементарными алгоритмами, освоение языка программирования "Турбо-Паскаль". Этот этап включает в себя три ступени. На первой ступени детям даю условия задачи, алгоритм решения и текст программы. На второй даю условия задачи, алгоритм решения, а все остальное они должны сделать сами. На третьей ступени дают только условия задачи.

На втором этапе начинается участие в олимпиадах различного уровня. Для ученика важно понять и освоить методику решения олимпиадных задач, научиться правильно распределять свое время, грамотно создавать полную систему тестов, правильно выбрать структуру данных.

На третьем этапе ученики расширяют круг своих знаний, изучают сложные алгоритмы и решают сложные задачи. Для успешного прохождения всех трех этапов необходима солидная математическая подготовка. Дети должны знать такие ее разделы как алгебра и теорию чисел, аналитическую геометрию, теорию графов, дискретную математику, теорию алгоритмов.

Приведем условную классификацию олимпиадных задач:


  • Арифметика - математические задачи, работа с большими числами (длинная арифметика). Такие задачи, как правило, требуют знания формул, умение их применять.

  • Геометрия - геометрические задачи. Здесь может быть описана какая либо ситуация взаимодействия тел на плоскости и в пространстве

  • Динамическое программирование - задачи, направленные на выявление рекуррентных соотношений

  • Сортировка и последовательности - работа с данными, представленными в виде массива

  • Графы - задачи с графами (структурами данных, основанных на вершинах и ребрах)

  • Рекурсия - задачи на поиск с рекурсивным перебором вариантов

Конечно же, задачи могут сочетать в себе сразу несколько направлений и часто бывает сложно конкретную задачу отнести к тому или иному разделу.

Готовиться к олимпиадам по информатике можно и самостоятельно.

В сети Internet в настоящее время действуют несколько проектов по подготовке к личным и командным олимпиадам по информатике. Возможность немедленного тестирования позволяет ученикам самостоятельно тренироваться и на занятиях в школе и дома.

В своей работе я используя два обучающих сайта.



Первый - informatics.mccme.ru – Дистанционная подготовка по информатике.

Давайте рассмотрим работу на этом сайте.

Зарегистрируемся.

Решим одну задачу.

Максимум из трех.

Формат входных данных

Даны три числа, каждое записано в отдельной строке.



Формат выходных данных

Выведите наибольшее из данных чисел (программа должна вывести ровно одно целое число).



Пример

Ввод

Вывод

1
2
3

3

Обычно дети сразу предлагают следующее решение.

var


a,b,c:integer;

begin


read(a,b,c);

if (a>b) and (a>c) then write (a);

if (b>a) and (b>c) then write (b);

if (c>a) and (c>b) then write (c);

end.

Давайте отправим его и посмотрим результат.



Итак, пройдено 6 тестов из 7.

Какие же недочеты в программе?

var a, b, с : longint;

begin


read(a,b,c);

if (a>=b) and (a>=c) then write (a) else

if (b>=a) and (b>=c) then write (b) else write (c);

end.


Второй – acmp.ru – Школа программиста.

Данный проект создан для повышения у школьников уровня программирования и способностей, направленных на решение олимпиадных задач.

Сайт содержит архив задач по олимпиадному программированию со встроенной проверяющей системой. Для участия в системе достаточно зарегистрироваться и перейти в раздел "Архив задач", где на текущий момент Вам будет предложено решить 500 задач различной сложности. Сложность задач определяется числом от 1 до 100, из этих значений сложности формируется рейтинг, отражаемый в разделе "Рейтинг".

Уровень представленных здесь задач значительно легче задач, предлагаемых на подобных сайтах. Поэтому большинство задач возможно решить после одного года обучения программированию. Средняя сложность задач немного ниже уровня задач районных олимпиад, что позволяет успешно готовиться к ним, решая задачи здесь. Сайт ориентирован на преимущественно школьную аудиторию. Эту систему можно рассматривать как базовую в подготовке к решению задач по программированию.

Давайте рассмотрим одну из простейших задач.

Сейчас вы получите текст задачи. Попробуйте ответить на вопрос.

Какой ответ должен быть для числа 57.

Неглухой телефон



(Время: 1 сек. Память: 16 Мб Сложность: 1%)

Возможно, что Вы когда-то играли в игру «Глухой телефон», либо слышали о ней. В этой игре участникам приходится передавать информацию друг другу различными способами: словесно, образно, бывает даже приходится писать левой рукой текст, который другой участник команды должен будет прочитать. Так же известно, что практически никогда передаваемая информация не доходит до конечного адресата. Обозначим за Fi(x) функцию, которая преобразует текст передаваемой информации x в ту, которую получит участник i+1 от участника i. Тогда последний n-й участник получит данные y, которые будут выражаться следующей формулой:

y = Fn-1(Fn-2(…F2(F1(x))))

Но Вам необходимо исключить какие-либо внешние факторы, которые могут исказить исходную информацию и Вы должны реализовать программу «неглухой телефон», которая сможет безошибочно доставлять исходные данные, т.е. в нашем случае функция Fi(x) = x для всех i от 1 до n-1.

Входные данные

В единственной строке входного файла INPUT.TXT записано натуральное число от 1 до 100.

Выходные данные

В выходной файл OUTPUT.TXT нужно вывести в точности то же число, которое задано во входном файле.

Пример



INPUT.TXT

OUTPUT.TXT

1

5

5

Эта задача скорее является пародией на класс легких задач со сложной формулировкой, т.к. уж слишком она простая. Дело в том, что часто на олимпиадах попадается одна задача, имеющая легкое решение, но пугающая участников своей сложной формулировкой. Так и здесь: в задании имеется масса текста, включающего какие-то рекуррентные математические формулы, наводящие на мысль о том, что задача может быть серьезной. А на самом-то деле оказывается, что нужно считать число из input.txt и вывести его же в output.txt.

Поэтому иногда полезно, увидев большой текст задания обратить внимание на то, что записано в разделах входных и выходных данных, иногда просто этого оказывается достаточно для решения задачи.

Еще один очень полезный сайт - http://olympiads.ru/problems/9v-04/index.shtml. Здесь представлена информация об отрытых он-лайн олимпиадах, а также есть информация о летней компьютерной школе.

Правила поступления в ЛКШ-2010


Для поступления в ЛКШ поступающему нужно заполнить анкету поступающего и тематическую анкету (будут опубликованы 15 апреля). После чего выполнить вступительную работу.

Вступительная работа проводится с 15 апреля по 5 мая.

Вступительная работа состоит из трех частей: математика, теория и практика. В практической части нужно будет решить несколько задач, сдав решения в проверяющую систему. В отличие от прошлых лет решения задач будут проверяться в режиме on-line, однако при проверке решений будет учитываться в том числе и количество сделанных посылок.

Задача "СТОЛОВСКИЕ КОТЛЕТЫ"

Входной файл: С.IN

Выходной файл: С.OUT

Ограничение времени: 10 секунд

Главный повар решил устроить в лицее День Уважения к Повару. Для этого он приготовил лицеистам N необычайно вкусных котлет и втайне постановил, что первый пожаловавший отведать поварское кушанье школьник должен получить наибольшее количество вкусных котлет, а каждый последующий - строго меньше, чем предыдущий (повару очень не нравилось, когда к приготовленному им обеду опаздывали и тот вынужден был остывать).

Конечно, введенное правило оставляет существенный произвол в числе котлет, получаемых очередным явившимся лицеистом, и это число не в последнюю очередь будет зависеть от предыдущего поведения лицеиста в столовой, а также от волшебных слов, произносимых им. Например, 6 котлет могут быть в результате распределены по одной из следующих четырех схем: 3+2+1 (три котлеты первому из пришедших школьников, две - второму и одну - третьему), 4+2, 5+1 и 6 (все котлеты съедает счастливчик, пришедший первым).

Напишите программу, определяющую, каким количеством различных способов повар может распределить приготовленное лакомство среди школьников.

Формат входных данных

Входной файл содержит одно целое число N - количество приготовленных поваром котлет (0<=N<=200).



Формат выходных данных

Выходной файл должен содержать одно целое число, равное количеству возможных распределений котлет.



Замечание

При указанных ограничениях ответ входит в тип Longint

Пример файлов входных и выходных данных

С.IN


6

С.OUT


4

Подсчет количества разбиений числа N на различные слагаемые.

Пусть а[i,j] – количество разбиений числа i на слагаемые, не превышающие j.

Тогда верны следующие рекуррентные соотношения:

a[0,j]=1 для j>=0 (i=0)

a[i,0]=0 для i>=1 (j=0)

a[i,j]= a[i,j-1]+a[i-j,j-1] для i, j>0.

Тогда решение задачи на Паскале выглядит следующим образом:

var a : array [0..200] of longint;

n,i,j : integer;

begin

read(n);


a[0]:=1;

for j:=1 to n do

begin

for i:=n downto j do a[i]:=a[i]+a[i-j];



end;

write(a[n]);

end.

А если быть точнее, то надо добавить работу с файлами:



assign(input,'c.in'); reset(input);

close(input);

assign(output,'c.out'); rewrite(output);

close(output);


Чем больше ребенок решает задачи, знакомится с алгоритмами решений, тем более высокая вероятность, что на олимпиаде он вспомнит или придумает свой алгоритм решения полученных задач.

Спасибо за внимание!






скачать


Смотрите также:
Семинар по информатике «Система работы с одаренными детьми» ниш фмн г. Талдыкорган Ким. Н. В., учитель информатики
82.54kb.
Программа по информатике «Одаренные дети»
80.63kb.
3. Лебедева Л. В. учитель физики, в рамках областной олимпиады проводился семинар по теме «Система работы с одарёнными детьми», 2009год
296.1kb.
Семинар для учителей начальных классов «Особенности работы с одаренными детьми»
85.65kb.
Программа по информатике Одаренные дети
127.36kb.
Программа работы с одаренными детьми
100.48kb.
Научное и организационно-методическое обеспечение работы с одаренными детьми
56.17kb.
«Совершенствование работы учителей с одаренными детьми»
244.07kb.
Концепции системы работы образовательного учреждения с одаренными детьми
109.59kb.
Программа работы с одаренными детьми «Ребёнок это мир с палитрой разноцветной» Программу составила
58.96kb.
«Организация работы доу с одарёнными детьми»
261.08kb.
Информация по опыту работы с одаренными детьми за 2012-2013 уч год в мбоусош №22
335.98kb.