Главная стр 1
скачать
СТАНУТ ЛИ ТОСЫ ШКОЛОЙ САМОУПРАВЛЕНИЯ ?

4-5 октября в Волгограде прошел II Всероссийский семинар по проблемам развития территориального общественного самоуправления на тему «На пути к гражданскому обществу: ТОС - реальность и будущее». Семинар был организован администрацией Волгоградской области и СМО Волгоградской области при содействии Общероссийского Конгресса муниципальных образований и, сразу можно сказать, прошел с большим успехом: познакомиться с опытом Волгоградской области - региона-лидера в развитии территориального общественного самоуправления - приехали представители 40 субъектов РФ.

4 октября гостей принимали муниципалитеты региона. Участники семинара ознакомились с работой ТОСов и приняли участие в шести круглых столах по темам «Обустройство территории, формирование среды безопасного проживания и жизнедеятельности населения» (ТОС Уренгоец», г. Краснослободск Среднеахтубинского района), «Технология социального партнерства - основа успешного развития территориального общественного самоуправления» (ТОС «Добрый Дом», Волгоград), «О взаимодействии ТОС и городского округа по вопросам сохранения национально-культурных традиций и духовно-нравственного воспитания» (ТОС «Заречный» и ТОС «Мечта», г. Фролово), «Здоровый образ жизни как основное направление деятельности ТОС» (ТОС «Чудинка», г. Суровикино Суровикинского района), «Формирование гражданского общества в муниципальных образованиях: реальность и перспективы развития» (ТОС «Черкасов», г. Калач-на-Дону), «Социальная помощь незащищенным слоям населения как одно из приоритетных направлений деятельности» (ТОС «Приморский», поселок Приморский Быковского района).

Прибывших из других регионов, многие из которых впервые увидели ТОСы «в действии», волновали вопросы первичной организации общественного движения, методы выявления активистов и их подготовки к взаимодействию с органами власти, направления и формы такого взаимодействия1. Ознакомившись с достижениями отдельных ТОСов по реализации инициатив в сфере решения вопросов местного значения, гости из регионов задавали множество вопросов, которые можно свести к двум основным: «Что позволяет волгоградским ТОСам добиваться столь высоких результатов?» и «Чем работа ТОСов отличается от работы муниципальной администрации?»

Второй вопрос показателен, так как обычно общественную деятельность с муниципальным управлением не сопоставляют. Муниципалам привычнее воспринимать ТОС как общественную активность по разведению цветников и организации досуга жителей. Однако ТОСы Волгоградской области «влезают» во все направления работы муниципалитетов, включая ЖКХ, организацию энергоснабжения, сбор и вывоз ТБО, дорожное строительство и борьбу с пожарами, поддержку образования и здравоохранения, а результаты этой работы порой очевиднее, чем у отдельных муниципалитетов. Причем у ТОСов нет стабильных источников финансирования, участие в ТОСе исключительно добровольное, а вопросы местного значения решаются только в инициативном порядке.

Свои проекты общественники реализуют зачастую за счет собственных и спонсорских ресурсов2. В таких важных вопросах, как водоснабжение, уличное освещение или ремонт дорог местного значения, муниципальная администрация выступает в качестве источника методической поддержки, консультирует по вопросам соблюдения СанПиНов и других нормативов, а также содействует установлению договорных отношений со спонсорами. Немаловажный момент, к которому мы хотим привлечь внимание читателей, - участие ТОСов как некоммерческих общественных организаций в решении вопросов местного значения не регулируется ФЗ-94.

Отвечая на первый вопрос, следует рассмотреть ресурсы реализации тосовских достижений. Первый и самый главный - самоорганизация жителей, мотивированная желанием изменить свою жизнь к лучшему и основанная на вере в собственные силы. Как правило, люди знают проблемы своей среды обитания, но ничего не предпринимают для решения этих проблем. В населенных пунктах Волгоградской области ситуация иная.

Забота о территории начинается с наведения чистоты и порядка, но простирается дальше привычных представлений о благоустройстве. В качестве одного из примеров укажем проект «Не может быть забвенья!», реализованный ТОС «Приморское» при содействии администрации сель-



1 МР немало писал об этом в прошлом году, см.: «Место ТОС в системе управления регионом. Интервью с членом Совета Федерации Н. К. Максютой», «Волгоградское общественное самоуправление» (№ 4); С. М. Дмитриев «Не руководить, а поддерживать» (№ 7).

2 Повседневной работе ТОСов Волгоградской области посвящены разделы «Хроника муниципальной повседневности» в № 4 за 2010 год и № 7 за 2011 год, к которым и отсылаем читателя.

ского поселения и социальных партнеров. Проект начался с того, что ученица средней школы Ирина Ним обратила внимание на старую мемориальную доску Михаила Пекшева, установленную на улице его имени. О жизни и подвиге Пекшева никто ничего не знал. Ирина предложила школьной дружине «Возрождение» разыскать сведения о герое-земляке, выяснить обстоятельства его подвига и отреставрировать мемориальную доску. Дружина обратилась за помощью в совет ТОС, тосовцы - в администрацию сельского поселения, власти помогли разыскать сведения о Пекшеве в военном архиве и привлечь спонсоров. На работы по реконструкции памятного знака и прилегающей территории ТОС выделил 10 тыс. руб., есть у проекта и иные результаты: укрепление связей между поколениями и веры школьников в свои силы и в то, что их инициатива нужна обществу.



Главный специалист Фонда «Институт экономики города» Людмила Рагозина

Мы, эксперты, опасаемся, что активное участие власти в ТОСовском движении приводит к его трансформации. Везде, где власть пытается вмешаться в гражданские инициативы, у нас получается выхолащивание этих институтов. Именно поэтому я с осторожностью относилась к тому, что ТОСы сейчас по инициативе местной власти активно участвуют в духовно-нравственном воспитании. Но то, что я увидела во Фролово, примирило меня с волгоградским опытом.

Фроловский глава нашел ту «изюминку», которая правильно расставляет акценты в развитии гражданских инициатив. Это развитие территориальной активности для того, чтобы благоустроить жизнь человека, это воспитание гражданина через место, через любовь к своему городу, к своему ТОСу. Начали они именно с духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, вовлекая их в местные социальные практики, причем не политического, а именно социального характера. Через детей вовлекаются в социальные практики их родители. И хотя цель вовлечения в политическую активность отходит на второй план, она все равно решается косвенным образом, ибо социально ответственный человек будет ответственен и в политическом выборе.

Второй положительный момент фроловского опыта - депутаты не являются конкурентами местным тосовским активистам, а работают активно с ТОСами и вместе решают все проблемы. Это очень ценный опыт. В других городах, наоборот, депутаты очень ревностно относятся к своим обязанностям и ТОСам много не позволяют.

И еще важный момент, который необходимо отметить. ТОС возникает, когда появляются лидеры, которых для развития местного сообщества и развития гражданских инициатив найти очень сложно. Все они наперечет. Эти «звездочки» зарекомендовали себя в домкомах, в уличных комитетах, то есть там, где уже есть некоторый опыт. И на этот опыт администрация Фролово опиралась.

Предлагаю оценить опыт и взгляд Фроловского городского округа на развитие гражданской активности и духовно-нравственное воспитание как положительный и рекомендовать для освещения среди лучшей практики муниципального управления.

Итак, источники финансирования ТОСов Волгоградской области со стороны власти:


  • гранты трех ежегодных областных конкурсов: «Образцовое ТОС», «Лучшее ТОС года» и «Лидер ТОС» (по результатам участия в кон­курсах 2010 годы ТОСы получили от 22 тыс. до 1 млн руб.);

  • целевые программы различных уровней, в которых на конкурсной основе и при поддержке муниципалитетов участвуют отдельные проекты ТОСов (стимул для муниципалитетов дает ежегодный конкурс «Лучшая местная администрация по работе с ТОС»).

Бюджетное софинансирование - лишь стимул, оно не покрывает всех расходов на реализацию тосовских проектов. В дополнение к этим деньгам ТОСы привлекают собственные средства, материальные и трудовые ресурсы, а иногда не обойтись без спонсоров. Уметь просить, не унижаясь, ТОСы в Волгоградской области научились, и в этом свою роль сыграла информационная политика, которую ведут власти региона и муниципалитетов, а также самопрезентации ТОСов в Интернете и СМИ. Сейчас спонсоров приглашают к участию в социально важных и громких проектах, в городских округах ТОСы осваивают технологии социального маркетинга и фандрайзинга. Широкое распространение получили соглашения о партнерстве, заключаемые на срок от года и более. Средства аккумулируются на банковском счете ТОСа, который, будучи НКО со статусом юридического лица, подотчетен собственной ревизионной комиссии, грантодателю, спонсорам и органам государственного финансового контроля.

Следующий стимул - организационно-методический. В 2006 году Волгоградская область приступила к созданию многоуровневой системы управления территорией региона, опирающейся на инициативу на местах. Была проведена масштабная работа по составлению пакета областных законов, муниципальных нормативно-правовых актов и методических документов по поддержке и развитию этой инициативы, выявлялись активисты среди населения. В авангард движения вошли граждане, зарекомендовавшие себя высокой гражданской активностью, пенсионеры государственной и муниципальной службы, представители сельской интеллигенции, военные пенсионеры. Администрация области сформировала аппарат для работы с территориями, его сотрудники разъясняли активистам особенности делопроизводства и бухгалтерии, помогали оформить документы для получения статуса юридического лица, консультировали по правовым и финансовым вопросам, нацеливали общественников на установление договорных отношений с органами власти и бизнеса. Эта работа продолжается и по сей день: 8 ноября 2010 года глава администрации области Анатолий Бровко подписал постановление № 538-п «Развитие территориального общественного самоуправления Волгоградской области»3.

5 октября в здании областной администрации состоялось пленарное заседание, которое провел председатель СМО Волгоградской области, глава Алексеевского района Олег Керсанов. В нем участвовали первый заместитель Председателя Правительства России Виктор Зубков, глава администрации Волгоградской области Анатолий Бровко, председатель Комитета по вопросам МСУ Совета Федерации, Президент ОКМО Степан Киричук, депутат Государственной думы, член Комитета по вопросам МСУ Михаил Банщиков, председатель Волгоградской областной думы Владимир Ефимов, первый заместитель главы администрации Волгоградской области Геннадий Чуриков, председатель общественной палаты Волгоградской области Олег Иншаков, исполнительный директор ОКМО Виктор Панкращенко, представители органов государственной власти, органов в МСУ и ТОС Волгоградской области и других регионов. Присутствовали эксперты, среди которых были заместитель руководителя аппарата комитета по МСУ Совета Федерации Борис Шаповалов, главный специалист фонда «Институт экономики города» Людмила Рагозина, старший научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Елена Пахомова.

Виктор Зубков знакомился с работой ТОСов накануне и дал ей высокую оценку. Он, в частности, отметил, что активисты ТОС - «хозяева своей земли, для которых самостоятельность означает ответственность». «Движение ТОС - сообщество неравнодушных людей, которые совместно с властями поднимают уровень жизни на своих территориях. Самое главное - побуждение людей к активной жизненной позиции и созидательной деятельности».

Анатолий Бровко подчеркнул, что после перехода Волгоградской области на пятилетнее планирование финансирование тосовского движения со следующего года увеличится в 1,5 раза (до 400 млн руб.). В ежегодном конкурсе ТОСов по результатам 2011 года предполагается выбрать 70

3 «Для эффективного решения вопросов развития ТОС необходимы применение программно-целевого метода, координация усилий и концентрация финансовых ресурсов. Поэтому аппаратом главы администрации области была разработана первая в регионе долгосрочная областная целевая программа "Развитие территориального общественного самоуправления Волгоградской области" на 2011-2015 годы. Прежде мы работали по программам короткого цикла, формировали их на год, а теперь... переходим на долгосрочное планирование.

Программа предусматривает проведение областных конкурсов, организацию семинаров для активистов ТОС, разработку и издание методических рекомендаций, проведение социологических опросов, научно-практических семинаров, фестивалей, спартакиад и так далее. В конечном итоге реализация программы позволит выработать оптимальную систему взаимодействия органов исполнительной власти Волгоградской области и органов МСУ с органами ТОС в целях повышения активности граждан в решении вопросов местного значения и реализации социально значимых инициатив населения» (из интервью А.Бровко «Переходим на долгосрочное планирование» из прошлого номера МР).

лауреатов, те же ТОСы, которые не войдут в число победителей, получат поощрительные премии по 45 тыс. руб.

Выступавшая затем председатель ТОС «Родионовский» Кумылженского сельского поселения Кумылженского района Нина Дерябина поблагодарила главу области за недавний рабочий визит в соседний ТОС «Чуносовский», в котором проживает-то всего тринадцать жителей. «Если судьба таких вот глухих медвежьих уголков становится небезразличной первому лицу региона, то развитие гражданского общества идет в правильном направлении, а самоуправление, самоорганизация, осознанное и социально ориентированное поведение людей с каждым днем все больше будет утверждаться как норма устройства их жизни», - подчеркнула активистка и от лица ТОСов региона заверила присутствующих в том, что общественники нацелены на конкретные дела и сотрудничество с властями разного уровня, бизнесом, близкими по духу и настроению политическими силами общества, другими общественными организациями. «Успех дела - в объединении, в добром человеческом общении, и жизнь может стать комфортнее, чище, безопаснее уже сегодня».

Степан Киричук свое выступление начал с оглашения приветствия заместителя министра регионального развития РФ Романа Панова, в котором, в частности, говорилось: «Самоорганизация граждан является одним из главных условий успешного становления и развития местного самоуправления. В настоящее время особенно актуален анализ роли и практики народовластия в муниципальных образованиях с учетом исторических традиций и обычаев при решении местных вопросов. Уверен, что проведение семинара по вопросам территориального общественного самоуправления даст новый импульс по привлечению жителей и граждан России к решению вопросов местного значения и формированию гражданского общества».

Уже от своего лица Президент ОКМО выразил согласие с мыслью Ниной Дерябиной о том, что ФЗ-131 нуждается в совершенствовании, и предложил СМО Волгоградской области обобщить все предложения по доработке закона и передать их в Госдуму, Совет Федерации и Минрегион. «Мы должны больше доверять руководителям муниципальных образований. Мы, федеральные и муниципальные органы власти, должны больше взаимодействовать». И немаловажную роль в этом процессе должны сыграть СМО субъектов РФ.

Михаил Банщиков зачитал приветствие председателя Комитета Госдумы по вопросам МСУ Вячеслава Тимченко, а свой доклад посвятил состоянию федерального законодательства, обозначив выявленные пробелы и неточности. Среди них - несоответствие законодательства об НКО ФЗ-131, отсутствие в федеральном законодательстве требований к субъектам РФ участвовать в правовом регулировании ТОС как нормами региональных законов, так и целевыми программами, отсутствие стимулирования развития межтосовского сотрудничества, системы аккумулирования лучшей тосовской практики и системы обучения муниципальных служащих методам взаимодействия с общественностью. Депутат подчеркнул: «Решение целого ряда проблем, связанных с привлечением населения к участию в местном самоуправлении, зависит от органов МСУ, которые призваны разработать формы наиболее эффективного сотрудничества с населением муниципального образования… Развитие ТОС для нас важно как легальный механизм вовлечения граждан в решение публичных дел по месту своего проживания». Этот механизм, по мнению докладчика, может быть запущен «только совместными усилиями всех заинтересованных сторон».

Олег Керсанов, в свою очередь, отметил, что, несмотря на высокие достижения ТОСов, власти Волгоградской области не стремятся встроить общественный элемент в свою вертикаль. ТОСы - это партнеры, а не низовой уровень управления, и поэтому от них ждут не столько инициатив по решению вопросов местного значения, сколько активного участия в построении гражданского общества, реализации принципа «дойти до каждого»4.

Докладчик также сообщил, что при СМО Волгоградской области планируется создать палату ТОСов, а председателя палаты включить в состав правления СМО с правом совещательного голоса. «Мы должны научиться слышать друг друга. Только в результате наших совместных усилий и возникает тот мультипликативный эффект, который мы наблюдаем в развитии тосовского движения на территории Волгоградской области».

Председатель ТОС «Белая сирень» г. Камышин Волгоградской области Светлана Жарова

Первопроходцем, пять лет назад создавшим ТОС «Белая сирень», стала 72-летняя Антонина Сухинина - человек с активной жизненной позицией. Она поверила в проводимую реформу и стала убеждать соседей проявить инициативу и самим заняться наведением порядка в доме. Всего пять человек из 124 проживавших поддержали ее, но она не отступила: вместе с мужем сажала кусты белой сирени, акации, черемухи, многолетние цветы, и уже в следующем году территория у ее подъезда была самой зеленой и цветущей во всем квартале. Итогом первого года деятельности ТОСа стала поощрительная премия в номинации «Благоустройство» в размере всего лишь 6 тыс. руб., но этот факт не огорчил активистов, а настроил на дальнейшую работу.

В 2008 году за дело взялись уже 38 человек, благоустройством двора занялись и дети и взрослые, все ходили к Антонине Андреевне за саженцами, за рассадой. Сегодня ТОС «Белая сирень» объединяет 741 жителя восьми многоквартирных домов, советом ТОС разработана и реализуется долгосрочная комплексная программа «Вектор ТОС - в будущее».

1 Подробнее об этом в статье Олега Керсанова «ТОС как социально-организационная модель развития местного сообщества», опубликованной в прошлом номере МР.

Председатель ТОС «Новониколаевский» Новониколаевского района Волгоградской области Татьяна Гуреева

Придание ТОСам статуса юридических лиц позволило органам территориального общественного самоуправления Новониколаевского городского поселения самостоятельно выстраивать направления своей деятельности. Среди них - налаживание договорных, финансовых, имущественных, организационных отношений с социальными партнерами, организация предоставления бытовых, хозяйственных и иных услуг населению, благоустройство территории, организация спортивной, культурной, патриотической деятельности, духовно-нравственное воспитание. В результате установлена собственная программно-целевая деятельность, осуществляются уставные задачи, направленные на повышение качества жизни населения, ее гражданской активности, возрождение и процветание малой Родины...

Конференция граждан ТОС постановила поддержать ТОСы, получившие за участие в областном конкурсе «Лучшее ТОС» менее 50 тыс. руб., оказать содействие организационно-методического характера по проведению массовых мероприятий, а также материальную благотворительную помощь. В результате в этом году в рамках программы «Новониколаевский - территория счастливого детства», реализуемой ТОСами с участием администрации Новониколаевского городского поселения, отдела образования Новониколаевского муниципального района и местного отделения партии «Единая Россия», появится семь новых детских городков. Также оказана благотворительная помощь на сумму 80 тыс. руб. фельдшерско-акушерским пунктам ТО Сов «Фоминский» и «Орловский» в приобретении дополнительного оборудования, в результате ФАПы смогли своевременно пройти лицензирование и продолжать оказывать медицинскую помощь гражданам двух сельских населенных пунктов...

Управляющая делами администрации г. Урюпинск Волгоградской области Татьяна Сытник

К созданию территориального общественного самоуправления нас подтолкнула областная администрация. Побывав на подведении итогов первого областного конкурса «Лучший ТОС», я пришла к выводу, что опыт председателей уличных и домовых комитетов послужит хорошей базой для наших ТОСов. Чтобы привлечь внимание жителей города, стали называть ТОСы поэтическими именами. Это «Звездный-9», «Мечта», «Благодатный», «Исток»... Наши ТОСы развиваются в качестве равноправного участника партнерства администрации, гражданского общества и бизнеса. Председателями советов ТОС заключено 913 соглашений о социальном партнерстве с различными организациями...

Деятельность ТОС развивается под девизом «От благоустройства территории к благоустройству и чистоте человеческих душ и отношений». Социальная поддержка по месту жительства проявляется при внимательном и чутком отношении к одиноким пожилым пенсионерам: оказание материальной помощи, проведение с привлечением подрастающего поколения субботников по уборке территории, ремонту и покраске заборов и палисадников во время весеннего и осеннего «Месяца добра». В «Вахте памяти», операции «Забота» и акции «Помоги ветерану» принимают участие все ТОСы нашего города. Проведение праздников в честь пожилых и почтенных людей стало традицией, 1 и 2 октября они состоялись во всех ТОСах...

В помощь ТОС ежегодно выделяется 2,5 млн. руб. из городского бюджета, а с 2012 года сумма ежегодно будет увеличиваться, достигнув к 2015 году 4,5 млн. руб. Общая сумма, полученная ТОСами за участие в областных конкурсах 2010 года, составляет 6,8 млн руб. К сожалению, действующее постановление главы администрации области по конкурсу «Лучшее ТОС» не позволяет по достоинству оценить те муниципальные образования, где тосовское движение имеет массовый характер. Материальное стимулирование активистов, выполняющих различные виды работ на общественных началах, важно для привлечения внимания населения, но широкая пропаганда в СМИ деятельности передовых ТОС с хорошим финансовым состоянием рождает чувства нездоровой конкуренции и неудовлетворенности у тех, кто, занимаясь аналогичной деятельностью, оказывается не оценен конкурсными комиссиями, а в результате снижается активность жителей.

Руководитель Волгоградского отделения Россельхозбанка Станислав Павлов рассказал о реализации совместной акции банка, администрации ГМО Волгоградской области по поддержке малых форм хозяйствования. Проект называется «Возродим родную землю» и предусматривает деление по рекомендациям ТОСов льготных кредитов на развитие ЛПХ. вкладчик остановился на проблеме вымирания сельских населенных пунктов, связав ее с проблемой неиспользования сельскохозяйственных мель по назначению, и предложил по примеру Калининградской области принять концепцию по вовлечению заброшенных земель в деловой оборот. Также сохранению населенных пунктов должно способствовать вращение финансовых институтов на село как в виде постоянных, так и мобильных офисов. Россельхозбанк также намерен поддерживать создание агроклассов при сельских школах, содействовать распространенно в селе элементов электронного правительства.

Председатель Комитета по организации государственной власти и честному самоуправлению Волгоградской областной думы Леонид Титов вспомнил, что областная власть обратила внимание на норму 53-131 о ТОС в связи с острой нехваткой средств бюджетов на исполнение региональных и муниципальных полномочий. В 2006 году было решено стимулировать гражданскую инициативу конкурсами, впоследствии был задействован еще один источник - каждому депутату областной думы предоставлена возможность исполнения наказов избирателей на 3,5 млн. руб., из которых львиная доля расходуется по наказам ТОСов.

Заместитель начальника управления общественных связей мэрии Новосибирска Елена Кеммер отметила высокую степень эффективности работ по благоустройству, когда в них активно участвуют ТОСы, которые «ежегодно вносят предложения в планы социально-экономического развития районов по ремонту внутриквартальных дорог, ремонту улиц, ремонту жилищного фонда и т. д.».

Заместитель главы Рязани, председатель Рязанской ассоциации комитетов ТОС Владимир Холопов обратил внимание на важность создания положительного имиджа ТОСов, что достигается как информационной политикой (в том числе и в Интернете), так и включением ТОСов в систему контроля за деятельностью управляющих компаний и обслуживающих организаций.

По словам заместителя председателя комитета по работе с обращениями граждан и общественными объединениями администрации Барнаула Ирины Герасименко, ТОСы в Барнауле наделены правом общественного контроля за использованием муниципальной собственности, соблюдением прав потребителей. Также они могут вносить предложения в органы власти по вопросам выделения земельных участков под гаражи, скверы и другие объекты социальной значимости. В то же время федеральная правовая база ТОС недостаточно разработана: необходимо дать определение понятию «территориального общественного самоуправления», установить порядок проведения конференций, нормы представительства при избрании делегатов на конференцию, четко ответить на вопрос о том, могут или не могут ТОСы собирать с жителей деньги для реализации уставных целей.

Людмила Рагозина обратила внимание представителей власти на недопустимость вовлечения ТОСов в политику, так как это не соответствует идеологии TOO «На территории ТОСов живут люди с разными политическими убеждениями, - подчеркнула эксперт. - Поэтому ТОСы должны заниматься благоустройством своей территории и духовно-нравственным воспитанием, но не политическими играми».

Докладчица также обратила внимание законодателей на необходимость более четкого разграничения компетенции ТОС, ТСЖ и института старших по дому в сфере управления ремонтом, жилищным фондом, благоустройством придомовой территории и контролем за содержанием жилья для устранения возникающих на практике проблем и конфликта интересов.

Во время семинара было подписано соглашение о межмуниципальном сотрудничестве между советами муниципальных образований Волгоградской и Пензенской областей, в связи с чем исполнительный директор СМО Пензенской области Надежда Козенко сказала: «Я думаю, что все лучшее, что мы увидели сегодня на Волгоградской земле, мы возьмем для себя и увезем в свои субъекты, возможно, будем реализовывать эти идеи».

Председатель общественной организации «ТОС городского поселения г. Бирск» Республики Башкортостан Татьяна Набиева

Я от этого семинара получила очень многое для себя и, приехав к себе, добьюсь статуса юридического лица. Надеюсь, что Республика Башкортостан поддержит нас грантами. Очень благодарна организаторам этого семинара. Это, конечно, титанический труд - собрать всю Россию, чтобы показать свой опыт. Есть чему поучиться, есть на что обратить внимание, и, я думаю, эти семинары - не последние, и мы будем работать, будем учиться. У ТО Сов большое будущее.



Староста общины деревни Пяльма Пудожского муниципального района Республики Карелия Петр Поташев

Спасибо за приглашение на такой семинар. Географию этого семинара теперь можно продлить на север еще на тысячу километров. Я здесь много чего увидел, цифры Волгоградской области впечатляют и спасибо руководству Волгоградской области, районов, которые так поддерживают ТОС. У нас в Карелии такого не происходит.

Дорогие друзья, я ехал сюда с целью почерпнуть что-то хорошее, чему-то научиться для своей любимой Карелии и в то же время с надеждой, что сам могу чем-то вам пригодиться. Я не буду вам рассказывать, в каком сложном сложении жила и живет карельская глубинка. Результат такой жизни - гибель деревень. Один населенный пункт в год в Волгоградской области, у нас значительно быстрее идет этот процесс. Только лишь по одному Пудожскому району 420 деревень прекратили свое существование, погибли. Незаслуженно, на мой взгляд, погибли, потому что деревня - это основа нашего государства. Мечта была заниматься деревней еще в 1970 году. Мы с ребятами хотели создать артель, но это было утопией, потому что могли посадить в тюрьму как тунеядца, если ты не работаешь на государственном предприятии. А государственные предприятия на тот момент в нашей деревне были закрыты. 1987 году появилась такая возможность, и я открыл малое сельскохозяйственное предприятие с целью возрождения моей родной деревни Пяльма. В 2000 году мы создали общину, то есть просто объединились, потому что власти до деревни не доходили. Может быть, это и к лучшему. Приезжали лишь перед выборами и налоги собрать, а в остальном - деревня свои проблемы решала сама. Мы объединились в ТОС. Выбрали совет, выбрали старосту, и жизнь в деревне пошла более активно. Удалось сохранить и спасти деревню - это самое главное.

Когда мы просили на ремонт моста всего 20 тыс. руб., пять лет мы обивали пороги, власти нам их не давали. Причины отказа назывались разные. Одни за нас решили, что деревня неперспективная. Другие говорили: «На ремонт вы просите двадцать тысяч, а надо как минимум три миллиона, потому что мост 60 метров длиной. Двадцать тысяч не дадим». И не дали. Мы сами - какая старушка сто рублей дала, какая двести - собрали небольшой фонд. Забетонировали опоры моста, заменили полностью настил, и только тогда власти нам дали деньги: 20 тыс. руб. от района и 40 тыс. руб. от поселения. За эти деньги мы построили 60-метровый мост. Вот вам и эффективность тосовского движения и народных инициатив.

Я не буду долго останавливаться на том, что нам удалось в деревне сделать. У нас и музей создан, мы занимаемся экологией, создаем дружины правопорядка и пожарные дружины. Мне удалось получить в пожизненное владение лес площадью 450 га, и двадцать лет мы этот лес сохраняем, ведь это наше будущее, это наши возможности.

Хочу сказать о подходах. Мы считаем, что у ТОСов должна быть самостоятельность, чтобы никто нами «сверху» не мог руководить и диктовать: что делать, как использовать наши личные средства. Самостоятельность - очень важная составляющая. В первую очередь инициатива «снизу», и только во вторую - административно-финансовый ресурс «сверху». Тогда эффективно используются средства. А если «сверху» первым приходит административный и финансовый ресурс, даже национальный агропромышленный проект будет ли произрастать инициатива «снизу»? Получается, как правило, наоборот: деньги неэффективно используются, а инициатива зачастую подавляется, а не развивается. Этот принцип нами выстрадан, проверен опытом

Но ТОСы могут жить только тогда, когда они подкрепляются материальными и финансовыми ресурсами, которые остаются на месте. Кроме обязанностей, дайте нам права. Нам не нужны финансовые ресурсы, а просто право пользования и распоряжения природными ресурсами нашей местности, где мы работаем, живем. И мы эти природные ресурсы сможем использовать рачительно и грамотно, с пользой для дела, для нашей местности, для России в целом. Именно грамотно и рачительно. Потому что законы, как в; знаете, не всегда удачны или просто невозможно создать такой закон на всю Россию, который был бы приемлемым во всех областях. Россия большая, не всегда законы привязаны к местным условиям. А распоряжение природными ресурсами именно на местном уровне даст нам возможность эффективно их использовать.

На пленарном заседании также выступили глава администрации Пудостьского сельского поселения Гатчинского района Ленинградской области Роман Дерендяев, начальник управления по оргработе и связям с общественными объединениями администрации Ростова-на-Дону Игорь Маросеев, заместитель руководителя комитета по ЖКХ администрации г. Сызрань Самарской области Виктор Станотин.



Итоги семинара подвел Степан Киричук, который поблагодарил организаторов и участников и призвал всех к широкому распространении информации об опыте ТОС в Волгоградской области. «Власть должна быть у людей, у народа, а не у носящих разные звания и должности. Те ростки территориального общественного самоуправления, которое на сегодняшний день есть в Российской Федерации, надо оберегать. Нам очень важно, чтобы активисты-общественники, получив опыт среди своим жителей, переходили в органы власти и работали... Нет важнее задачи чем включить население в управление государством, в выполнение Конституции РФ».
Муниципальная Россия

№ 8 октябрь 2011
скачать


Смотрите также:
Семинар по проблемам развития территориального общественного самоуправления на тему «На пути к гражданскому обществу: тос реальность и будущее»
208.58kb.
Сборник «Призание 2008»
50.71kb.
Стратегия социально-экономического развития самоуправляемой территории тос «Дальний» до 2012 года
127.55kb.
Закон Ростовской области о председателях Советов «Территориального Общественного Самоуправления» Статья Основные понятия, используемые в настоящем Законе в целях настоящего Закона используются следующие основные понятия
95.14kb.
Закона о территориальном общественном самоуправлении в Пензенской области
337.32kb.
Закон мэр москвы 10 июля 1996 г. N 26-77 (вмд 96-7)
150.04kb.
Деятельность педколлектива, направленная на создание системы воспитательной работы. Организационно-воспитательная работа. Каждая учебная четверть посвящена отдельной деятельности
192.33kb.
Социализм как этап общественного развития
70.2kb.
Пути исторического развития 1920-1930-х г г
44.06kb.
Программа общественно политического развития россии
30.11kb.
«Современная социальная философия: предмет и пути развития»
163.66kb.
Роль образования в развитии российского общества
525.52kb.