Главная стр 1
скачать

Педагогический семинар по теме «Формирование интеллектуальных и нравственных качеств личности через учебную и внеурочную деятельность»




Личностный смысл-регулятор учебного поведения

Педагог-психолог I категории МОБУ «СОШ №31»: Рамазанова Эльвира Рамилевна


Личностный смысл это преобразующий мотив, цель. Личностный смысл, как регулятор учебного поведения – это мотивация учебной деятельности.

В основе мотивационной сферы лежит смысл учения, его значимость для школьника. Смысл учения – это внутренне пристрастное отношение школьника к учению, «прикладывание» школьником учения к себе, к своему личному опыту и к своей жизни. Смысл учения для каждого школьника прямо опирается на систему идеалов, ценностей, которые он усваивает из своего окружения (общества  в целом, семьи, школы). Смысл учения – сложное личностное образование, включающее в себя осознание ребенком объективной значимости учения и понимание субъективной значимости учения для себя. Психологические наблюдения показывают, что при наличии смысла учения у школьников возрастает успешность учебной деятельности, легче усваивается учебный материал.

Но если смысл учения осознается человеком, то мотив не всегда.

Например: ученик уверяет, что ходит в школу ради получения знаний, чтобы потом быть полезным человеком. Но в классе перестали ставить оценки, и ученик просит перевести его в другую "настоящую" школу. Эта школа не удовлетворяет его истинных потребностей. Здесь и появляется смыслообразующая функция мотивов. Обычно деятельность человека полимотивирована, т.е. побуждается несколькими мотивами. Поэтому одни мотивы являются смыслообразующими, а другие выполняют роль мотивов-стимулов. Так, получение знаний может быть ведущим мотивом ученика, который придает личностный смысл всей его учебной деятельности. Получение же статуса отличника - это дополнительный стимул. Если ученик удовлетворен уровнем обучения, то он не оставит эту школу ни в случае отмены оценок, ни в случае повышения требований к нему и потери позиции отличники. Одни мотивы не только побуждают деятельность учения, но и придают ей личностный смысл; другие мотивы, действуя параллельно, служат дополнительными побуждениями. Эффективность учебного процесса зависит от того, какие мотивы учащегося являются смыслообразующими.



Мотивы деятельности: внешние, внутренние. Внешние мотивы не связаны с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью. Например: ученик хочет поступить в психологический вуз. Внешние мотивы не связаны с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью. В данном случае учение служит учащемуся средством достижения других целей. Цель учебной деятельности - получение знаний. Учение может иметь различный психологический смысл для ученика:

  1. отвечать познавательной потребности, которая и выступает в качестве мотива учащегося, т.е. в качестве "двигателя" его учебной деятельности

  2. служит средством достижения других целей.

В этом случае, мотивом, заставляющим выполнять учебную деятельность, является другая цель. Внешне деятельность всех учеников похожа, но внутренне она разная - это определяется мотивами деятельности. Учебно-познавательная мотивация должна быть подчинена социальной. Ученик должен стремиться к познанию, чтобы быть полезным обществу. Формирование лишь познавательной мотивационной направленности личности может привести к снобизму. Человек будет думать об удовлетворении своих потребностей в знании, не думая об обязанностях перед обществом. Один из путей - познавательная мотивация.

По содержанию мотивы учения, например младших школьников можно подразделить на:



  1. учебно-познавательные, связанные с содержанием и процессом учения

  2. широкие социальные, связанные со всей системой жизненных отношений школьника (чувство долга, самосовершенствование...)

Формирование учебной мотивации определяется целым рядом специфических факторов:

  • образовательной системой;

  • образовательным учреждением;

  • организацией образовательного процесса;

  • субъектными особенностями обучающихся;

  • субъектными особенностями педагога;

  • спецификой учебного предмета.

Мотивационная сфера субъектов образовательного процесса складывается из двух сторон: субъект педагогической деятельности работает ради достижения общей цели – «для учеников и затем для себя»; субъект учебной деятельности действует по формуле: «для себя – ради достижения общей цели». Специфика образовательного процесса – во взаимодополняемости, взаимоосуществляемости этих двух линий: развитие ученика предполагает постоянное саморазвитие педагога, которое и является условием развития ученика. Предмет психологии обучения – развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения.

Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Преодоление трудностей в учебной деятельности – важнейшее условие возникновения интереса к ней. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро пропадает.

Устойчивость учебной мотивации определяется, как способность поддерживать требуемый уровень психической активности при широком варьировании факторов, действующих на человека. Исследователи рассматривают ее в комплексе с такими характеристиками учебной мотивации, как сила, осознанность, действенность, сформированность смыслообразующего мотива деятельности, ориентация на процесс.

Дата проведения:15.11.11г.




скачать


Смотрите также:
Семинар по теме «Формирование интеллектуальных и нравственных качеств личности через учебную и внеурочную деятельность»
39.71kb.
Цель: Формирование общей культуры и основных нравственных качеств обучающихся
102.08kb.
Провела: воспитатель
144.79kb.
Программа развития «активная школа»
1534.39kb.
«Семь чудес Грайворонской земли»
89.11kb.
Самообразования «Формирование нравственных ценностей у учащихся». Одним из направлений работы является «Я и моя семья», в котором воспитание нравственных качеств опирается на семейные традиции
35.95kb.
Тезисы выступления
41.8kb.
Формирование конкурентоспособности, креативности и творческих качеств личности на уроках литературы через применение ментальных карт
85.54kb.
Отчет по воспитательной работе за 2011 2012 учебный год
308.69kb.
Программа педагогического всеобуча для родителей
420.95kb.
Формирование нравственных качеств личности
49.15kb.
Внеурочная деятельность
271.42kb.