Главная стр 1
скачать


Сенсорное развитие детей. Игры для развития тактильного восприятия

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.сенсорное развитие ребенка

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. В этом статье мы последовательно рассмотрим игры для развития каждой из пяти сенсорных систем.




Игры для развития осязания (тактильного восприятия)

К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое.

Интересны ребенку игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова разгладить.

сенсорное развитие ребенка

Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Можно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, зелей, пластилином, тестом из муки и соли.

Подробнее об играх с песком и землей можно прочитать по ссылкам:

- Чем занять ребенка на даче: пироги из земли и суп из цветов


- Рисование песком на стекле
- "Радуга в бутылке" из цветных мелков и песка

Обращайте внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника и горячий чай, горячие батареи, огонь на плите. При купании привлекайте внимание малыша к температуре воды в кране и ванне; можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную и попеременно опускать ручки или ножки.

Подробнее об играх с водой читайте по ссылке:

- Летние игры с водой для детей


Так как общая чувствительность кожи снижена, ребенку полезно получать интересные ощущения всем телом. Хорошо заворачивать его целиком в шерстяное одеяло; можно оборачивать малыша махровым полотенцем, надевать прямо на трусики и маечку меховую шубу, повязывать спину и живот вязаным платком.

Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на ручках, животе, спинке. Особенно здорово, если в ванной комнате есть зеркало, и можно посмотреть на себя со всех сторон.

Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики.



сенсорное развитие дошкольника

Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.

Дополнительные развивающие игры:

"Поймай киску"

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.



"Чудесный мешочек"

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.



"Платочек для куклы"

(определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

"Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет"

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

"Узнай фигуру"

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.



"Узнай предмет по контуру"

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.



"Догадайся, что за предмет"

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.



"Найди пару"

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.


Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

сенсорное развитие дошкольника

"Что внутри?"

Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Дополнительно можно небольшое количесвто каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.

сенсорное развитие дошкольника

"Отгадай цифру" (букву)

На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ. Более подробное описание этого упражнения см. по ссылке >>>>

Очень полезны также для дошкольников и учеников начальной школы (особенно первого класса) игры с буквами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: "Определи на ощупь", "Найди нужную букву", "Покажи букву". Ребенок многократно проводит рукой по букве, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой буквы, которые связываются с ее названием. Детям, пожелавшим тут же написать данную букву, нужно предоставить такую возможность.

Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством взрослого к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных цифр.



"Что это?"

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).



"Собери матрешку"

Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.



"Золушка"

Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.



"Угадай, что внутри"

Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?



Игры для сенсорного развития связаны с определением свойств разных предметов. Для усвоения величины хороший тренажер - конусная пирамидка. Покажите ребенку как она разбирается, сделайте акцент на том, что кольца нанизываются в зависимости от их величины. Затем дайте ребенку самому проделать эти действия. И в случае ошибки, объясните, почему именно это кольцо не на своем месте.

"Разложи кубики по цветам" - тоже полезная игра. Предложите ребенку (1,5 - 2 лет) выбрать из большого количества одинаковых по размеру кубиков те, которые одного цвета, и сложить их в отдельную коробку. Игру можно усложнить, предложив ребенку разделить все кубики на кучки по цветам.

"Дразнилки" - игра на подражание. Показывайте ребенку разные гримаски: вот нахмуренные брови, вот улыбка, вот оскаленные зубки, вот округленные глазки, вот надутые щечки. Пусть повторяет. Можно разнообразить задание движениями: рубим топором (двумя сложенными ладошками - движение вниз), плывем брассом, изображаем мельницу и прочее. Как правило, такая игра очень нравится детям.

"Вспомни ощущение". Проводите по руке ребенка разными предметами: перышком, игрушкой, варежкой и пр. Затем повторяйте прикосновения, но только при закрытых глазах. Задача ребенка вспомнить ощущение и назвать предмет, которым оно вызвано.

"Угадай овощ". В тряпичный мешок положите разные овощи: картофель, лук, огурец, морковь, помидор (можно также добавить фрукты: яблоко, грушу, апельсин). Задача ребенка опустив руку в мешок, нащупать там один из плодов и на основании тактильных ощущений определить, что за овощь или фрукт ему попался. Можно усложнить задание добавлением описания овоща, т.е. ребенок должен перечислить особенности данного корнеплода или фрукта: гладкий (или шероховатый), круглый (или овальный), похож на что.. и т.д.

"Угадай, чья рука" - игра сложная, требующая очень тонкого восприятия. Для начала ребенку нужно потрогать руку (или руки) мамы, бабушки, папы, дедушки и запомнить, какие их руки наощупь. Затем с закрытыми глазами ребенок повторяет весь процесс и при этом пытается определить, чьи это руки. Сложнее проводить данную игру среди детей, потому что детские руки по тактильным ощущениям схожи.

Весёлая математика”



http://festival.1september.ru/articles/524044/img2.jpg

Цель: запомнить названия геометрических фигур. Закреплять умение группировать однородные предметы по форме,осуществляя одновременно выбор предметов из трех заданных форм. Закреплять основные цвета.

Дидактический материал: упаковка из-под торта, в которой вырезаны отверстия разной формы, они отмечены основными цветами; вкладыши соответствующей формы и цвета.

Увлекательные счеты”



http://festival.1september.ru/articles/524044/img3.jpg

Цель: Развивать мелкую моторику рук,знакомить детей с предметами разной формы и разного цвета.

Волшебная коробочка”

http://festival.1september.ru/articles/524044/img4.jpg

Цель: размещение вкладышей однородной формы, но разного цвета в соответствующие отверстия. Познакомить с фигурой “квадрат”.Закреплять основные цвета.

Дидактический материал: упаковка из-под торта прямоугольной формы в ней вырезаны отверстия однородной формы, но отмеченные основными цветами. Вкладыши квадратной формы разного цвета.

Монетки”

Цель: познакомить детей с предметами круглой формы, но разной величины. Соотносить их в соответствующие отверстия.

Дидактический материал: прозрачная упаковка из-под крема, в крышке которой вырезаны отверстия разной величины. Монетки разной величины.

Матрешка”

http://festival.1september.ru/articles/524044/img5.jpg

Цель: научить детей различать предметы по величине. Учить простым действиям(вкладывать и вынимать предметы, открывать и закрывать коробочку). Обогащать сенсорный опыт при знакомстве с величиной.

Дидактический материал: упаковки из-под мороженного разной величины, но одной формы.

Веселый паровозик”

Цель: научить детей различать цвета и усвоить элементарные навыки счёта.

Дидактический материал: упаковка из-под конфет, шпульки от ниток разного цвета.

Сапожек”

Цель: учить детей шнуровать, развивать мелкую моторику рук.

Дидактический материал: упаковка от маленькой пластиковой бутылки, шнурок.

Завтрак для Маши и Вани”


“Съедобное - несъедобное”


http://festival.1september.ru/articles/524044/img6.jpg

Цель: научить различать цвета по названию. Называть знакомые детям предметы,отличать съедобное от несъедобного.

Дидактический материал: прозрачная упаковка круглой формы, предметные картинки.

Пирамидка”



http://festival.1september.ru/articles/524044/img7.jpg

Цель: учить детей различать предметы по величине и цвету, учить проталкивать предметы в соответствующие отверстия.

Дидактический материал: прозрачная упаковка удлиненной формы. Крышечки от фломастеров разной величины и цвета.

Вот какие палочки”

Цель: учить различать и называть цвета палочек проталкивать их в соответствующие по цвету отверстия. Развивать мелкую моторику рук.

Дидактический материал: прозрачная упаковка, цветные палочки.

Веселые клоуны”

Цель: учить детей различать и называть цвета, учить закручивать и раскручивать пробки, развивать мелкую моторику рук.



http://festival.1september.ru/articles/524044/img8.jpg

Змейка”



http://festival.1september.ru/articles/524044/img9.jpg

Цель: учить детей различать и называть цвета,, развивать мелкую моторику рук,проталкивая пальчиком бусинки.

Мельница”

http://festival.1september.ru/articles/524044/img10.jpg

Цель: учить детей различать и называть цвета,, развивать мелкую моторику рук,проталкивая пальчиком бусинки.

“Забавные прищепочки”

http://festival.1september.ru/articles/524044/img11.jpg

Цель: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук, выполнять действия с прищепками по образцу и словесному указанию.

Разноцветные вагончики”

http://festival.1september.ru/articles/524044/img18.jpg

Цель: Развивать мелкую моторику рук, познакомить детей с основными цветами, соединять вагончики по образцу .

Многофункциональная
Развивающая стена
“Едем в гости ”.

http://festival.1september.ru/articles/524044/img19.jpg

Способствует сенсорному развитию ребенка,развитию речи, мышления, логики, внимания, памяти,восприятия, мелкой моторики (закручивание крышечек- цветок, липучки- деревья, прикрепить щетки-трава), расширяет кругозор у детей (кто в домике живет?, в лесу?).

Играя, ребенок учится сопоставлять, сравнивать,устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения.

Многофункциональная


дидактическая игрушка
“Терем теремок”

Дидактическая игрушка способствует сенсорному развитию ребенка, развитию речи, мышления,логики, внимания, памяти, восприятия, мелкой моторики, расширяет кругозор у детей 2-7 лет.

Играя, ребенок учится сопоставлять, сравнивать,устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения.

Играя, каждый ребенок понимает, что форма,величина, цвет – постоянные признаки предметов,которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.

У ребенка появляется интерес к знаниям,усидчивость, самостоятельность.

Игра состоит из игрового поля (в виде полянки) и домика, на которых закрепляются предметы разного цвета, размера, формы различными способами соединения.

На крыше домика расположена игра “Магнитная мозаика”, при открывании крыши звучит приятная мелодия.

Методические рекомендации.


  • Играют 1 человек или подгруппа из 4-5 человек.

  • Дети играют с родителями или педагогами, которые выполняют роль ведущего.

  • Ведущий объясняет правила и рассказывает о каждом задании.

  • Начинайте игру с простых задач.

  • При проведении игр воспитателю рекомендуется пользоваться краткой речевой инструкцией, чтобы не отвлекать детей лишними словами от выполнения заданий.

  • Взрослому не следует требовать от детей третьего года жизни самостоятельного употребления названий цвета и формы, важно, чтобы ребенок активно выполнял задания, учитывая эти свойства, так как именно в процессе практической работы происходит накопление представлении о свойствах предметов.

  • Поощряйте не только удачное решение, но и попытки детей преодолеть трудности.

Варианты игры

Магнитная мозаика”

– развивает внимание,мелкую моторику, речь, логическое мышление учит различать цвета по названию, различать предметы по размеру, учит действовать по образцу.

Для детей младшего дошкольного возраста рекомендуется провести занятия:



  • “Украсим дом гирляндами”. Выкладывание мозаики на тему “Огоньки ночью”, “Собери цветочек”, “Найди свой цвет”, “Собери бусы”, “Веселая гусеничка”, “Цветные шарики”, “Чего не стало”

  • На занятиях по математике , “один”, “много”.

http://festival.1september.ru/articles/524044/img12.jpg

http://festival.1september.ru/articles/524044/img13.jpg

Игры с домиком” – оказывают разностороннее влияние на развитие ребенка развивают речь , память ребенка, расширяют кругозор.

Для детей младшего дошкольного возраста рекомендуется провести игры и занятии:


  • “Укрась домик”, “ Каждому свое место”, “Кто в домике живет”, “Кто там?”, “Что там?” “Сюрприз”, “Бабочки прилетели”, “Найди мышку”, “Где птичка живет”, “Игры с зеркалом” “Закрой домик на замок”.

  • На занятиях по математике названия геометрических фигур, “один”, “много”.

http://festival.1september.ru/articles/524044/img14.jpg

Игры с деревом” – развивают мелкую моторику, речь, учат различать цвета, логическое мышление, внимание, память

Для детей младшего возраста рекомендуется провести игры и занятии:


  • “Укрась дерево”, “Накорми белочку”, “Собираем урожай”, “Чего не стало”.

http://festival.1september.ru/articles/524044/img15.jpg

Игры с цветными пробками и закручивающимися предметами” – развивают мышление, внимание,память, мелкую моторику, речь, логическое мышление.



Для детей младшего возраста рекомендуется провести игры и занятия:

  • “Укрась полянку”, “Ай, да грибочки”, “Выросли цветочки”, “На полянке ягодки”, “Бабочки прилетели”, “ В гости к нам пришли матрешки”, “Расскажи сказку”, “Чего не стало”.

http://festival.1september.ru/articles/524044/img16.jpg

http://festival.1september.ru/articles/524044/img17.jpg
Поделиться
скачать


Смотрите также:
Сенсорное развитие детей. Игры для развития тактильного восприятия
129.24kb.
Развитие сенсорных эталонов у дошкольников
59.69kb.
Сенсорное развитие ребенка
33.48kb.
Сенсорное развитие
46.18kb.
Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
208.74kb.
Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей раннего возраста Е. А. Шишкина, воспитатель группы
34.12kb.
Упражнения на развитие зрительного восприятия младших школьников
71.88kb.
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста
42.47kb.
Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5-6 лет
59.37kb.
Игры на развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста
33.71kb.
Актуальность темы
78.85kb.
Контрольная работа по психологии 4 Вариант Тема : «Развитие мышления в раннем и дошкольном возрасте»
49.07kb.