Главная стр 1
скачать
Тема: «Сила как мера взаимодействия тел».
Форма занятия: работа с задачами.
Цели:
Академические: учащиеся должны знать и уметь применять зависимости силы тяжести от массы тела, силы упругости от деформации; уметь измерять силы с помощью динамометра; знать виды физических задач.

Социально – психологические: развитие коммуникативных способностей учащихся: принимать участие в обсуждении способов решения задач; выслушивать мнение своих товарищей.


Задачи:
Образовательные: выявить уровень усвоения учебного материала; познакомить учащихся с различными видами задач; начать работу по выделению узловых вопросов темы; расширить представление о силе.

Воспитательные: познакомить учащихся с взаимосвязанностью и обусловленностью явлений окружающего мира; показать значение причинно – следственных связей в изучении явлений природы.

Развитие мышления: проверить уровень самостоятельности мышления по применению знаний в различных ситуациях. Формировать умения различать задачи по сложности, составлять план решения задачи.
Средства обучения: таблицы, задания для индивидуальной и групповой работы, динамометр, железный цилиндр, мензурка с водой .
Содержание урока.
1.Организационный момент. Создание психологического настроя.
2.Постановка целей и задач урока. Актуализация знаний (прием обучения – беседа).
Понятие взаимодействия тел – одно из основных понятий механики. Мерой взаимодействия тел является сила. Как можно определить, что на тело действует сила? Что мы узнали нового об этом понятии? Какие силы существуют в природе? Как изображают силы на рисунках? Приведите примеры проявления взаимодействия тел. Знание только теории недостаточно, нужно научиться применять полученные знания для объяснения явлений природы. Как же этого можно достичь? Конечно только решением задач. Что же такое физическая задача? Какие бывают задачи? Ответить на все эти вопросы - цель нашего урока.
3.Решение заданий с выбором ответов. Форма работы – индивидуальная (проверка уровня усвоения учебного материала).
4.Решение экспериментальной задачи.
«Определение объёма железного цилиндра с помощью динамометра». Форма работы – работа в парах.
Оборудование: динамометр, цилиндр, таблица плотностей, мензурка с водой.
Этапы решения задачи:
Обсуждение задания.

Выдвижение гипотезы.

Составления плана.

Выполнение работы.

Подведение итогов, проверка результата.
5.Решение расчетных задач. Форма – работа в малых группах.

Задание.
1).Внимательно прочитайте все задачи.
2).Выделите качественные, наглядные, расчетные задачи.
3).Сравните расчетные задачи по сложности. Распределите их между членами группы и приступите к решению задач.
4).Составьте отчет о работе группы.
На выполнение задания отводится 15 минут. Заслушивается отчет каждой группы.
6.Формулирование цели домашнего задания.
А) Подготовиться к лабораторной работе.
Б). А+ №53
В). Б + СЛС.

Итоги урока.
План урока.
Тема: «Сила как мера взаимодействия тел».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма: комбинированный урок с использованием работы в группах.


Цели:
Академические: учащиеся должны обобщить и систематизировать знания о силах, действующих в природе; расширить понятие о силе как причине изменения скорости тела; уметь приводить примеры проявления действия сил в природе, технике. Знать сходства и различия сил.
Социально – психологические: развитие коммуникативных способностей учащихся: умений выслушивать мнение других, высказывать свои суждения, учиться распределять задания между своими товарищами, объективно оценивать свой трудовой вклад.
Задачи:
Общеобразовательные: выявить уровень усвоения учебного материала; начать работу по выделению узловых вопросов темы; расширить представления учащихся о силе как одной из основных характеристик взаимодействующих тел.

Воспитательные: развитие устной речи учащихся; формирование мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

Развитие мышления: продолжить работу по формированию умений сравнивать явления, выделять главное, делать выводы и обобщения.
Оборудование: таблицы, схемы, измерительные приборы.
Подготовительный этап.
На предыдущем уроке учитель дает образец рассказа об одной из сил: сила тяжести, сила упругости, сила трения (эталон). Задание на дом: подготовить рассказы обо всех изученных силах. Можно дополнить рассказ интересными фактами из жизни ученых, сведениями о новинках техники, примерами проявления сил в нашей жизни. План сообщения обговаривается заранее.

Содержание урока.
1.Организационный момент. Создание психологического настроя.
2.Постановка цели и задачи урока.
Вступительное слово учителя.
Сила является одним из основных понятий механики. Понятие силы возникло из жизни. В бытовой речи имеет широкий и весьма различный смысл. Можно говорить о силе воли , силе привычке и даже о силе любви. В современной физике понятие «сила» соседствует с термином «взаимодействие». Сегодня нам предстоит ещё раз уточнить это понятие, обобщить полученные знания, выделить главное, научиться применять их в жизни.
3.Проведение блиц – турнира.
Класс делится на три группы: по рядам. В каждой группе выбирается капитан и эксперт. Проводится жеребьевка. Каждая группа получает задание: подготовить сообщение по одной из предложенных тем. Дается время на подготовку. Определяются рассказчики, материал распределяется между выступающими членами группы.

Открывает турнир тот ряд, которому досталась карточка « Сила тяжести», затем «Сила упругости» и «Сила трения».

Эксперты оценивают сообщения: четкость, доступность, последовательность изложения, полноту раскрытия темы. Выигрывает та группа, которая за минимальное время дала самый качественный ответ.
План сообщения.
1).Определение силы.

2).Направление.

3).Формула для вычисления силы.

4)Особенности силы.

5).Примеры проявления в природе, быту, технике.
Образец сообщения. Сила тяжести.
Сила тяжести – это сила, с которой Земля притягивает к себе все тела. Направлена она всегда перпендикулярно поверхности Земли к её центру. Сила тяжести зависит от массы тела и от расстояния между Землей и телом. Сила тяжести равна произведению массы тела на ускорение свободного падения. F= mg.

Свободное падение – это падение тел, без учета сопротивления воздуха. Падая, тела изменяют свою скорость. Вблизи поверхности Земли ускорение свободного падения равно 9,8 м/с2, это значит, что скорость любого падающего тела за каждую секунду падения возрастает на 9.8 м/с. С увеличением высоты над Землей ускорение свободного падения уменьшается.

Сила тяжести имеет гравитационную природу. Закон всемирного тяготения тел друг к другу открыл великий английский учёный Исаак Ньютон. Не только Земля притягивает к себе все тела, но с точно такой же силой по величине тела притягивают к себе Землю.
4.Подведение итогов блиц - турнира. Заслушивание экспертов. Вручение памятной медали победителю.

5.Информация о домашнем задании.

А).§16,17. Б). А+ №53. В). Б+ СЛС.
6.Выявление результатов урока. Форма работы – индивидуальная.

Экспресс – контроль.


Преимущества урока.
Так как заранее неизвестна тема выступления, всем учащимся приходится готовить все три рассказа, за один урок успевают ответить максимальное число учащихся. Формируются умения обобщать изученный материал, сравнивать, выделять главное, находить сходства и различия.

Тест – игра « Крестики – нолики.

Правила заполнения бланка игры:


а) если утверждение верно, его номер надо обвести кружком («нолик»);
б) если утверждение неверно, то его номер нужно зачеркнуть («крестик»);
в) если сомневаешься в правильности утверждения, то никаких знаков ставить не нужно.

? 1.При движении вокруг Солнца Земля изменяет направление скорости, потому что на неё действует сила всемирного тяготения.


? 2.При столкновении изменяется скорость только «налетающего» тела.
? 3.Человек выходит из лодки на берег. Лодка при этом отходит от берега. Оба тела изменяют свою скорость в результате взаимодействия.
? 4.Мяч, брошенный вверх, летит, сначала уменьшая скорость, а достигнув верхней точки, возвращается, увеличивая её. Причиной изменения скорости является действие силы тяжести.
? 5.Если автомобиль буксует, то причиной этого является очень большая сила трения.
? 6.Сила тяжести направлена к центру Земли.
? 7.Сила упругости, действующая на парашютиста во время спуска с парашютом в безветренную погоду, направлена вверх.
? 8.У первоклассника было 28 зубов, перед обедом один зуб выпал. В пережевывании еды будет участвовать 27 зубов.
? 9.Руки стоящего человека испытывают растяжение, а ноги сжатие, в них возникает сила упругости.

После окончания работы ученики сдают работы. Затем учитель еще раз повторяет вопросы, вызвавшие у учащихся затруднения. Идет обсуждение вопросов, поиск правильного решения, ученики обосновывают свой выбор. Учитель корректирует при необходимости ответ.
скачать


Смотрите также:
«Сила как мера взаимодействия тел»
67.3kb.
Урок №1 /15. Тема урока: Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон единица измерения силы
60.22kb.
Закон инерции и постулат взаимодействия
78.03kb.
«Архимедова сила, плавание тел»
32kb.
Закон динамики (Ньютона). Состояние движения материальной точки или тел, определяекмое независимыми мерами количества движения изменяется вследствие взаимодействия с другими телами или мт 1
80.9kb.
Урок №17 Тема. Сила тяжести
65.51kb.
I практическое использование аксиоматики Ньютона для описания механического движения тел
324.88kb.
Законы взаимодействия и движения тел 27 часов
385.83kb.
Сила и как сделаться сильным
61.25kb.
Сила трения
69.33kb.
Тел: (48533) 2-56-08 Сот тел: 8-915-997-01-07 Андрей Владимирович Двигун
215.26kb.
Презентация Microsoft PowerPoint
63.33kb.