Главная стр 1
скачать
Урок физики в 7 классе. №

Дата
Тема: Сила трения. Трение покоя.
Цели:

Образовательные: познакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила, продолжит формирование умений пользоваться приборами, анализировать, сравнивать результаты опытов.
Воспитательные: воспитание аккуратности, дисциплины, настойчивости, ответственного отношения к учебе.
Развивающие: развитие памяти, речи, любознательности, познавательного интереса к окружающим явлениям; развивать логическое мышление.
Основное содержание учебного материала: Сила трения. Измерение силы трения скольжения. Сравнение силы рения с весом тела. Трение покоя.
Демонстрации: Измерение силы трения при движении бруска по столу. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Сравнение силы трения с весом тела (можно провести в виде экспериментальной задачи).
Оборудование: динамометр; 2-3 деревянных бруска разной массы; набор грузов; песок.
План урока: 1.Организацонный этап;

2. Этап актуализации знаний.

3. Мотивационный этап.

4. Этап создания новых знаний.

5. Этап закрепления новых знаний.

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание.
Ход урока.

1.Организацонный этап;

Сообщается план урока



2. Этап актуализации знаний.

Проверка домашнего задания.

Краткий фронтальный опрос:

- Какой прибор измеряет силу?

- Опишите устройство динамометра?

-Что называется весом тела?

- Как можно рассчитать вес тела?

- Чем отличается вес тела от силы тяжести?


3. Мотивационный этап.

- Всем известно как трудно ехать на несмазанном велосипеде или тащить санки по посыпанной песком дорожке. Почему так происходит?

- Какая сила препятствует движению?...
4. Этап создания новых знаний.

Чтобы ответит на этот вопрос, поведем фронтальный опыт.

- Что будет наблюдаться, если толкнуть по столу брусок?

- Как меняется скорость бруска?

На демонстрационном столе проводится такой же опыт перемещения бруска по опоре при помощи динамометра с постоянной скоростью.

- Почему изменяется скорость движения тела (бруска)?

- Какие тела действуют на брусок?

- Куда направлены силы?

-Приведите примеры подобных явлений движения тел из жизни, техники.
Данный опыт помогает прийти к пониманию возникновения новой силы, которая препятствует движению тел.

Сила, возникающая при взаимодействии поверхности одного тела с поверхностью другого тела , когда тела не подвижны, либо перемещаются друг относительно друга, называется силой трения.

- Почему, как трудно ехать на несмазанном велосипеде или тащить санки по посыпанной песком дорожке. Почему так происходит?

- Сила трения препятствует движению.

Продемонстрируйте непосредственно на парте, что трение препятствует движению предметов( используйте имеющиеся предметы).

- Как справится с силой трения?

- Его надо преодолевать.

-Кто безоговорочно рад сопротивлению среды?

- Парашютисты.

- Но разве трение только препятствует движению?

-Совершенно очевидно, что без трения буквально и шага не сделаешь. Трение удерживает все стоящие на столе и полу предметы. Так вредно оно или полезно? В отношении природы подобные вопросы неуместны. Трение есть, и этим нужно считаться. Когда же оно возникло?

- Трение возникает при соприкосновении поверхностей взаимодействующих тел (шкаф и пол).

- Чтобы сдвинуть тело с опоры нужно приложить силу. . На наклонной опоре сила трения удерживает тело. Как называется эта сила трения?

-Сила трения покоя.

- Верно, по величине она может достигать больших значений. При движении резинового бруска по бетону; она составляет 0,6 – 0,7 часть от веса тела.

- Какая сила возникает, когда тело начинает двигаться по опоре?

-Возникает сила трения скольжения

- Куда она направлена?

- Направлена в сторону, противоположную движения.

-В чем причина возникновения силы трения?

- Причина возникновения силы трения – межмолекулярное притяжение, действующее в месте контакта трущихся тел.

- От чего зависит величина силы трения?

- От шероховатости трущихся тел; от материала, из которых изготовлены тела.

.

- Мы уже знакомы с основами строения веществ, остановимся подробнее на такой причине возникновения трения, как взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел. Проведем опыт с гладкими, хорошо притертыми стеклянными пластинками, перемещая их друг относительно друга. Что мы наблюдаем?



-Почему между гладкими пластинами, не имеющими шероховатостей, возникает большая сила трения?

- Между молекулами соприкасающихся тел возникают силы взаимного притяжения, которые и являются причиной трения. Если тела хорошо отполированы, то сила трения может стать очень большой.

На примере демонстрации движения брусков разной массы, показываем, что сила трения больше, чем больше вес.

- Ч то нужно сделать, чтобы уменьшит трение?

- Нужно на гладкие поверхности трущихся тел нанести жидкую смазку.

- Да. Когда надо уменьшит трение, то трение скольжения заменяют трением качения.



Сделаем выводы :

1. Cила трения скольжения зависит от силы нормального давления и растет с ее увеличением: F=µN? , где µ– коэффициент трения (не имеет размерности), равный отношению модуля силы трения к модулю силы нормального давления; µ=.

2. сила трения зависит от материала, из которых изготовлены трущиеся поверхности, и от способа их обработки.

3. Сила трения резко уменьшается при замене трения скольжения трением качения, при смазывании трущихся поверхностей.

4. Сила трения не зависит от площади трущихся поверхностей.
- Как ведут себя при движении твердые тела в жидкостях? Как ведет себя сила трения в жидкостях?

- При движении твердых тел в жидкостях возникает сила вязкого трения.

- От чего зависит сила вязкого трения?

- Формы тела, рода жидкости и скорости движения тела.

- Что в технике, используют чтобы уменьшит силу сухого трения?

- наносят смазку или заменяют трение скольжение трением качения.(применяют подшипники).


5. Этап закрепления новых знаний.

Объясните эксперимент. Возьмите линейку и положите ее горизонтально на указательные пальцы рук. Не торопясь, перемещайте пальцы к центру линейки. Почему линейка двигается то по одному пальцу, то по другому.

- Куда направлена сила трения покоя при ходьбе человека?

- По ходу движения.

Задачи на смекалку:

1. На столе лежит стопка книг. Что легче: вытянуть нижнюю книгу, придерживая остальные, или привести в движение всю стопку, потянув за нижнюю книжку?

2. К стенке дома прислонена лестница. Человек поднимается по лестнице. В некоторый момент времени концы лестницы начинают соскальзывать вдоль стенки дома. Почему это происходит?
6. Подведение итогов.

Объясните поговорки:

Не помажешь – не поедешь;

Пошло дело как по маслу;

Угря на руках не удержишь;

Что кругло – легко катится;

Ловкий человек и на драной корке не поскользнется;

Лыжи скользят по погоде;

Из навощенной нити сеть не сплетешь;

Колодезная веревка сруб перетирает;

Ржавый плуг только на пахоте очищается;

Нет такого человека, который хоть бы раз не поскользнулся на льду.


7. Домашнее задание: п.31-32; вопросы к параграфу; задачи №№ 422- 426.
скачать


Смотрите также:
7 класс Сила трения. Трение в природе и технике Цель: ознакомить учащихся с явлением трения; сформировать понятие «сила трения»
89kb.
Сила трения. Трение покоя
50.54kb.
Трение. Сила трения
88.95kb.
Явление трения. Сила трения
65kb.
Основы теории трения и изнашивания внутреннее трение и внешнее трение
640.75kb.
Трение. Сила трения
116.44kb.
«Сила трения»
97.19kb.
Сила трения
69.33kb.
Суд над Трением
140.88kb.
Силы трения. Силы сопротивления среды Цель
89.97kb.
Урок по теме «Сила трения»
51.92kb.
Урок №30 7 класс По теме "Трение. Сила трения" Тип урока: урок формирования новых знаний
113.44kb.