Главная стр 1
скачать

Система государственно-общественного управления образованием

Южнопортового района города Москвы.

28.11.2006 г.

http://www.era-obrazovanija.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=70&Itemid=1


Концепция демократизации управления общим образованием в России, одобренная решением конференции МАСШС 2002 г., определяет общие принципы создания и развития системы демократического, государственно-общественного управления образованием на всех уровнях.

Однако в связи с высокой динамичностью процесса законотворчества возникает необходимость дополнения Концепции новыми положениями, отвечающими требованиям быстро изменяющихся местных условий.

Примером региона с высокой динамичностью процесса нормотворчества может служить город Москва. За последние 15 лет региональный орган управления образования четырежды изменял свое название, при этом в трех случаях в результате реорганизации. Структура административно-территориального деления города претерпела радикальные изменения. Были введены новые административно-территориальные единицы - административные округа, а границы районов были изменены, причем их количество увеличилось почти втрое. Указанные изменения привели к необходимости фактически заново создавать системы управления районами. В настоящее время этот процесс не завершен. Практически во всех районах существуют представительства органов региональной власти - районные управы, наряду с муниципальными собраниями и муниципалитетами, осуществляющими самоуправление от лица избравших их жителей. Процесс разграничения полномочий между управами районов города Москвы и органов самоуправления муниципальных образований в настоящее время не завершен.
Таким образом, при создании органов общественного управления образованием на муниципальном уровне в городе Москве следует учитывать высокую степень изменчивости нормативно-правовой базы на всех трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.

С 01 января 2005 года в Закон РФ «Об образовании» внесены изменения, которые также выделяют Москву как регион с особыми условиями. Статья 31, определяющая полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования, в части 2 устанавливает, что «в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутри городских муниципальных образований в области образования устанавливаются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга».

Таким образом, в настоящий момент на муниципальном уровне в городе Москве государственных органов управления образованием не существует. Все директора общеобразовательных учреждений в соответствии с заключенными с ними договорами подчиняются непосредственно начальникам учебных округов, осуществляющих управление образованием на уровне административных округов.

При этом возникает противоречие между объективной необходимостью учета потребностей развития инфраструктуры каждого района при определении программы развития системы образования и отсутствием органа управления, заинтересованного в решении этой задачи и несущего ответственность за качество ее решения.


В указанной ситуации непосредственное использование тверского опыта создания и развития органов общественного управления образованием на муниципальном уровне, предполагающего инициативное и активное участие государственных (муниципальных) органов управления образованием, оказывается невозможным.

Следует отметить, что поскольку, как показывает практика, динамика процесса законотворчества имеет тенденцию к росту, можно ожидать увеличения частоты возникновение подобных ситуаций в России в целом на всех уровнях управления. Следовательно, можно сделать вывод о целесообразности учета двух классов начальных условий, характерных для этапа организации органов общественного управления образованием:

- государственные органы управления сформированы и действуют;

- государственные органы управления образованием отсутствуют.

Для второго класса условий можно рекомендовать творческое использование модели организации органов общественного управления Южнопортового района города Москвы (так же, как и при создании органов общественного управления образовательным учреждением, можно использовать модель организации органов общественного управления Центром образования № 1804 «Кожухово» Южнопортового района города Москвы).

Инициатива создания органов общественного управления образованием в подобных случаях может исходить от физических лиц, научных и общественных организаций, органов общественного управления образовательными учреждениями, органов местного самоуправления, органов государственной власти и органов государственного управления образованием более высокого уровня (окружного управления образования).


Инициаторами создания общественных органов управления образованием в Южнопортовом районе города Москвы выступили лаборатория государственно-общественного управления образованием Института управления образованием Российской академии образования и Центр образования № 1804 «Кожухово».

После одобрения общественной инициативы Юго-Восточным окружным управлением образования Департамента образования города Москвы, муниципальным Собранием муниципального образования «Южнопортовое» разработка Положения об органах общественного управления образованием Южнопортового района была осуществлена лабораторией государственно-общественного управления образованием Института управления образованием РАО. Положение и Концепция развития системы образования Южнопортового района, разработанные в лаборатории, были приняты решением муниципального Собрания и поддержаны управой Южнопортового района.

В связи с тем, что государственные органы управления образованием на муниципальном уровне в г. Москве отсутствуют, в процессе проектирования органов общественного управления возникла необходимость решение более общей задачи - проектирование всей системы демократического, государственно-общественного управления образованием Южнопортового района города Москвы.

В систему государственно-общественного управления образованием Южнопортового района входят органы общественного управления образованием, представляющие интересы участников образовательного процесса (воспитанников и учащихся, их родителей (законных представителей), сотрудников образовательных учреждений), а также органы государственно-общественного управления, созданные совместным решением представителей органов власти и участников образовательного процесса Южнопортового района и выражающие их общие интересы.

Структура муниципального управления образованием реализует основные положения Концепции демократизации управления общим образованием в России, разработанные в лаборатории ГОУО ИУО РАО.

Высшим органом государственно-общественного управления образованием Южнопортового района является районная Конференция представителей участников образовательного процесса и органов власти Южнопортового района (созываемая не реже одного раза в два года). Конференция считается правомочной, если в ее работе принимают участие представители от органов власти, действующих на территории района, и более половины делегатов, избранных участниками образовательного процесса. Делегаты с правом решающего голоса избираются на Конференцию конференциями участников образовательного процесса образовательных учреждений, расположенных на территории района, с обязательным присутствием представителей от педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных представителей). Представители органов районной власти являются делегатами с правом решающего голоса. Представители администрации образовательных учреждений являются делегатами с правом решающего голоса.

Все решения Конференция принимает большинством голосов.

В период между Конференциями органом государственно-общественного управления образованием является Южнопортовый государственно-общественный Совет по образованию.

В состав Совета избираются представители органов власти, администрации образовательных учреждений и автоматически входят члены Южнопортового общественного Совета по образованию.

Южнопортовый общественный Совет по образованию избирается Конференцией из делегатов от участников образовательного процесса с обязательным представительством от обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов.


Вся деятельность Южнопортового общественного Совета по образованию организуется на общественных началах.

Деятельность Южнопортового государственно-общественного Совета по образованию может финансироваться как из бюджета, так и из других источников.


Контроль за выполнением решений Конференции общественным и государственно-общественным Советами по образованию осуществляет ревизионная комиссия, избираемая делегатами Конференции.

Общественный Совет по образованию, обладая самостоятельностью, является составной частью государственно-общественного Совета по образованию, работает под его руководством, отчитывается перед ним и согласовывает с ним свои инициативы.


Апробация модели организации органов общественного управления образованием Южнопортового района города Москвы позволила подтвердить гипотезу о том, что рост детской преступности, продолжающийся в Российской Федерации на протяжении длительного времени, во многом обусловлен отсутствием возможности самореализации детей и молодежи в принятии решений, определяющих их судьбу.

Несмотря на продолжающийся рост детской преступности в г. Москве, наибольшая активность которого отмечается в Юго-Восточном административном округе, детская преступность в Южнопортовом районе после создания системы государственно-общественного управления образованием снизилась.

Таким образом, эффект снижения детской преступности уже на начальном этапе создания органов общественного управления образованием, полученный в условиях экспериментального образовательного учреждения - Центра образования № 1804 «Кожухово», был воспроизведен и на муниципальном уровне, подтвердив перспективность развития системы общественного управления образованием как метода борьбы с ростом детской преступности.

Результаты работы системы государственно-общественного управления образованием Южнопортового района города Москвы свидетельствуют о том, что в принципиально новых условиях, сформированных новыми требованиями законодательства, общественность успешно может выполнять функции проектирования и создания органов общественного управления образованием.



В настоящий момент по согласованию с управой Южнопортового района и Департаментом образования города Москвы, под руководством лаборатории государственно-общественного управления образованием ИУО РАО, осуществляется создание системы демократического, государственно-общественного управления муниципальным образованием, включающей органы ученического, родительского и педагогического самоуправления.

Курбатов А.В.
ведущий научный сотрудник
лаборатории ГОУО ИУО РАО
скачать


Смотрите также:
Система государственно-общественного управления образованием Южнопортового района города Москвы
72.3kb.
Закон «Об образовании»
84.07kb.
«Возможности, ограничения и риски в развитии государственно-общественного управления системой образования»
28.79kb.
Федеральной сети государственно-общественного управления в системе образования
170.58kb.
Положение об Управляющем совете Общие положения
196.72kb.
Проблемы создания государственно-общественного управления образованием и возможные пути их решения
44.05kb.
Г. Таштагол, 2012г. Общие положения
100.36kb.
Вопросы к экзамену по курсу «Управление дошкольным образованием»
29.37kb.
Положение об общешкольном родительском совете. Общие положения
36.93kb.
Приложение 17 Организация экспериментальной деятельности в мбоу «Гимназия» города Тулуна
254.35kb.
Положение об управляющем совете муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей дома детского творчества «Лира» г. Липецка
117.72kb.
Положение об общем собрании трудового коллектива муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей дома детского творчества «Лира» г. Липецка
54.79kb.