Главная стр 1
скачать

Система психолого-педагогического сопровождения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:


создание условий для оптимального восприятия и включения в личностные ценности учащихся содержания нового учебного курса глубинной мировоззренческой направленности

2012 год


Содержание:

  1. Аннотация: в методической разработке идет речь о возможностях решения тех психолого-педагогических затруднениях, которые были выявлены в результате апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики»

  2. Введение: дается анализ информационных материалов по теме преподавания учебного курса, выявляются психолого-педагогические проблемы, определяется практическое отсутствие системы их решения с психолого-педагогической точки зрения, предлагаются возможные способы.

  3. Основное содержание:

    1. Раздел 1. Понятие психолого-педагогического статуса учащегося – базовая основа деятельности педагога-психолога по организации сопровождения в школе.

    2. Раздел 2. Система психолого-педагогических требова­ний к содержанию статуса ученика 3-5 класса (Битянова М.Р. Организация психоло­гической работы в школе. Практическая психоло­гия в образовании, Издание второе,исправленное Совершен­ство М.:, 1998. — 298 с.)

    3. Раздел 3. Мониторинг психолого-педагогического статуса учащихся 4-х классов

    4. Раздел 4. Психолого-педагогическое сопровождение учебной программы курса - развитие психолого-педагогической компетентности преподавателей курса ОРКСЭ.

    5. Раздел 5. Развитие психолого-педагогической компетентности родителей.

    6. Раздел 6. Формы работы: диагностические, развивающие и коррекционные с указанием методов, методик и программ.

    7. Раздел 7. Адрес данной методической разработки: административные работники школ, педагоги-психологи, учителя и родители.

  4. Приложение: сведения об авторе, свидетельства о повышении квалификации, результаты социально-психологического исследования по национальному составу в МБОУ СОШ №9 города Кисловодска, некоторые нормативные правовые документы по введению курса «Основы религиозных культур и светской этики», материалы аналитического отчета Министерства образования и науки РФ по апробации курса, материалы по апробации в Ставропольском крае, материалы из опыта работы учителей Кулешовой Н.В., город Томск (Основы религиозных культур и светской этики) и Ятмановой Е.А., город Ульяновск (технологии разноуровневого обучения в младшей школе); материалы диссертационного исследования Степановой Н.А., к.п.н. Москва (экспериментальное исследование эмоциональной, волевой и мотивационной сфер личности младших школьников); методики для использования в психолого-педагогическом сопровождении учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: реестр диагностических методик для обследования детей младшего школьного возраста, реестр психологических коррекционно-развивающих программ для начальной школы, план психологического анализа урока, методика «Оценка эффективности образовательного процесса в класс в условиях обучения по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», методика «Диагностическая карта класса», методика «Лист самооценки школьника», отдельные слайды из презентаций для тематических выступлений на педагогических советах, семинарах, городских методических объединениях.

  5. Список литературы

Цель: представить систему психолого-педагогического сопровождения как эффективную возможность для решения основных затруднений, выявленных в результате апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики»

(Министерство образования и науки Российской Федерации. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Анализ апробации курса ОРКСЭ в 2009-2011 годах. Итоги апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для общеобразовательных школ в 2010-2011 учебном году)



Задачи:

  1. Изучить и проанализировать нормативную правовую базу, методические и информационные пособия курса, материалы курсов повышения квалификации педагогических работников в области его преподавания.

  2. Выделить те психолого-педагогические проблемы, которые имеют место в данной области – области, связанной не только с самим преподаванием курса и педагогическими затруднениями, но и с основополагающей задачей глубинного восприятия материала подобного рода детьми возраста 4-х классов.

  3. Проанализировать требования к психолого-педагогическому статусу учащихся 4-х классов и особенности личностных параметров, сензитивных для развития именно в этом возрасте и которые могут получить оптимальное развитие в условиях обучения по программе курса.

  4. Подобрать диагностические, развивающие и коррекционные программы, оптимальные для решения поставленной цели и задач, оснащенные необходимыми диагностическими, коррекционными и развивающими методиками.

  5. Определить оптимальные формы работы для решения задач психолого-педагогического сопровождения участников учебного курса: педагогов, детей и их родителей.

  6. Способствовать оптимальному восприятию и включению в личностные ценности содержания нового учебного курса глубинной мировоззренческой направленности всеми участниками учебно-воспитательной работы: учениками, педагогами и родителями.

Новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», безусловно, требует особого подхода в обучении и воспитании: содержание учебного материала столь личностно и глубоко, что для его восприятия необходимы чрезвычайно бережные, внимательные, аккуратные и психологически грамотные подходы. Важно чтобы этот учебный курс не превратился в очередной источник знакомства с фактами, а был лично пережит и нашел свое уникальное место в душе ребенка, напитав ее теми смыслами и понятиями, которые внутренне укрепили бы его и дали средства для устойчивости перед лицом нынешних и грядущих искушений и трудностей жизни.

Актуальность подобной разработки не вызывает сомнений. Поисковый запрос по теме выдал массу ссылок. Однако тщательное изучение предоставленных информационных источников практически не дал никаких результатов в области серьезной организации психолого-педагогического сопровождения курса ОРКСЭ. В материалах по повышению квалификации преподавателей этого курса преимущественно идет речь о методическом обеспечении: учебно-методических комплексах, программном и тематическом планировании, технологиях обучения.



Для практической работы педагога-психолога представили интерес следующие материалы:

  1. Заявленная тема «Основы мониторинга духовно нравственного развития и воспитания младших школьников» Кулешовой Н.В., МБОУ СОШ №58, г. Томск и документ этой же Кулешовой Н.В. о ее концептуальном кредо в преподавании курса ОРКСЭ: «Особенность моей методической системы – это ее психологическая составляющая – «От развития личностных особенностей ребенка к духовно-нравственному развитию личности гражданина России». Свои ожидания от преподавания курса ОРКСЭ я могу представить так: «Я хочу, чтобы всё духовно-нравственное содержание, заложенное ребенку в четвертом классе, перешло во внутренний план его действий и переживаний, чтобы можно было наблюдать положительные изменения в духовно-личностной сфере ребенка в виде образовательного эффекта в 8-м классе. Интересное заявление! Особенно в отношении ожиданий того, что заложенные в 4 классе нравственные знания могут быть отслежены в 8 классе. Тема мониторинга оказалась только заявленной, но не раскрытой.

  2. Информация управленческого проекта «Апробация курса «Основы религиозных культур и светской этики»» по психолого-педагогическому сопровождению ОПКСЭ касалась только деятельности учителя этого курса: «Психологическое и педагогическое сопровождение учащихся классов работающих по программе «Основы религиозной культуры и светской этики» должно проводиться в направлении личностного развития учащихся, а это требует от учителя умений разрабатывать модель индивидуальной образовательной программы учащихся с учетом их интересов, способностей, возможностей, возраста.

  3. Некоторый практический психолого-педагогический материал можно было встретить в основном только в аналитических материалах по апробации курса ОРКСЭ Министерства образования и науки Российской Федерации, Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации работников образования; в материалах периодического издания «Новые российские образовательные технологии», № 46, октябрь 2011 г., где обсуждался доклада Министерства образования и науки Российской Федерации по анализу апробации курса ОРКСЭ в Йошкар-Оле (в дополнение к докладу представлен их личный опыт) в октябре 2011. Вот то, что показалось заслуживающим внимания с психолого-педагогической точки зрения:

    1. Наблюдаемы положительные результаты:

  • Основы религиозных культур и светской этики» станут школой поиска смыслов взаимопонимания и уважения, школой воспитания гражданина страны, развитой личности и милосердного человека. Нужно, чтобы это было именно так.

  • По мнению большинства учителей, введение курса ОРКСЭ в содержание обучения и воспитания повышает эффективность воспитательного процесса.

  • Через предмет создаются условия для систематического духовно-нравственного образования и воспитания детей в школе. Введение комплексного учебного курса нашло поддержку у большинства родителей обучающихся.

  • Содержание курса позволяет укреплять связи родителей со школой, влиять на взаимоотношение детей и родителей в семье посредством совместного выполнения заданий, предусмотренных программой.

  • Внимания заслуживает разработка сотрудников ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий» Курганской области (Ушаковой Н.Н., кандидата психологических наук, профессора, и Останиной Н.В., доцента кафедры гуманитарно-эстетического образования, к.п.н.) методических рекомендаций по проблеме: «Организация внутришкольного контроля за преподаванием предметов духовно-нравственной направленности» (1 и 2 части). Пособие представляет методические рекомендации на основе компетентностного подхода и содержит контрольно-измерительные материалы по курсу ОРКСЭ (4-5 классы) по всем модулям. Пособию присвоен гриф «Допущено Глав УО Курганской области». Протокол РЭС №3 от 12.11.2010.

  • В общеобразовательных учреждениях Ставропольского края проведен мониторинг апробации учебного курса ОРКСЭ. Цели мониторингового исследования: изучение отношения участников процесса апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ к введению данного курса, выявление возможных проблем, возникающих в процессе апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ.

В ходе мониторинга ставились задачи по изучению

  • эмоционального отношения и уровня интереса учащихся и их родителей к изучению комплексного учебного курса ОРКСЭ;

  • впечатлений учащихся от восприятия учебного материала;

  • осознания учащимися влияния изучаемого курса ОРКСЭ на духовно-нравственное становление их личности;

  • мотивации школьников на продолжение изучения комплексного учебного курса ОРКСЭ;

  • оценки учителями степени своей профессиональной компетентности в преподавании комплексного учебного курса ОРКСЭ на данном этапе;

  • оценки учителями и родителями учащихся учебно-методического комплекса по курсу ОРКСЭ;

  • прогнозирования педагогами и родителями учащихся результатов изучения комплексного учебного курса ОРКСЭ;

  • профессиональных запросов и предложений учителей для оптимизации процесса повышения квалификации по комплексному учебному курсу ОРКСЭ.




    1. Затруднения и проблемные зоны:

  • учителя начальных классов не владеют в достаточной степени содержанием предмета.

  • материал в учебных пособиях сложен, объемен. Необходима адаптация содержания с учетом возрастных особенностей обучающихся. Необходимо значительную часть времени на уроках тратить на разъяснение сложных для понимания учащимися терминов, т.к. многие тексты уроков трудны для восприятия школьников, перегружены терминами и понятиями.

  • наблюдается почти полное отсутствие опыта детей в данной области.

  • многие преподаватели выступают против безотметочного обучения по курсу ОРКСЭ, аргументируя тем, что для большинства школьников младшего возраста отметка является очень серьезным стимулом к работе над учебным материалом

Педагоги края также отмечают психологическую неготовность к преподаванию нового учебного курса в школе, большинство по-прежнему акцентируют внимание на предметной, знаниевой стороне курса, поэтому основные трудности возникают с реализацией ценностного, воспитательного потенциала курса.

Данная методическая разработка представляется своевременной и востребованной для решения тех задач, которые были определены анализом апробации преподавания курса ОРКСЭ в Российской Федерации. В 2010-2011 учебном году апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ) осуществлялась в 21 субъекте РФ, к 19 регионам, начавшим эксперимент в 2009 году, присоединились еще два участника: Республика Марий Эл и Ярославская область. К изучению курса ОРКСЭ приступили 242 902 обучающихся четвертого класса в 9980 общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, что составляет 95% от всех четвероклассников в указанных регионах. В Ставропольском крае в мониторинге принимали участие следующие категории респондентов: учащиеся 4-5-х классов, и их родители, учителя, преподающие комплексный учебный курс ОРКСЭ.



Методическая разработка «Система психолого-педагогического сопровождения курса «Основы религиозных культур и светской этики»: создание условий для оптимального восприятия и включения в личностные ценности содержания нового учебного курса глубинной мировоззренческой направленности» предлагает систему психолого-педагогической работы с учащимися, учителями, родителями:

    1. Мониторинг психолого-педагогического статуса учащихся 4-х классов: диагностические исследования, коррекция и развитие следующих психологических процессов и явлений:

    • Познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление

    • Эмоционально-волевая сфера: эмоции и чувства

    • Социально-психологическая компетентность: способности к общению, социальный статус в классе

    • Мировоззренческие и ценностные ориентации, моральное сознание

    • Уровень воспитанности

    • Диагностика, профилактика и коррекция аддиктивного поведения (разного рода зависимости), склонностей к агрессивному и гиперактивному поведению, явлениям насилия, травматизма и суицидального риска

    • Отношение к преподаваемому курсу: эмоциональное отношение и уровень интереса учащихся, впечатления учащихся от восприятия учебного материала, осознание учащимися влияния изучаемого курса ОРКСЭ на духовно-нравственное становление их личности, мотивация школьников на продолжение изучения комплексного учебного курса ОРКСЭ.

    1. Психолого-педагогическое сопровождение учебной программы курса - развитие психолого-педагогической компетентности преподавателей в следующих областях:

    • Возрастные особенности учащихся 4-х классов

    • Возрастные особенности формирования морального сознания личности

    • Дифференцированный подхода в обучении и воспитании, учет личностных особенностей восприятия учебного материала и способов адекватного психолого-педагогического предъявления материала такого содержания и уровня

    • Оптимизация ценностного и воспитательного смыслового содержания учебного материала

    • Использование компетентностного подхода в оценке деятельности учащихся по усвоению учебного материала курса ОРКСЭ: выделение личностных качеств, которые предполагается развивать; диагностика их изначального состояния, итоговая диагностика, сопоставление результатов, составление аналитических материалов для мониторинга развивающего потенциала содержания учебного курса ОРКСЭ

    • Оптимизация работы с родителями в области укрепления связи родителей со школой, влияния на взаимоотношение детей и родителей в семье, социальную ситуацию развития ребенка в целом.

    1. Развитие психолого-педагогической компетентности родителей в следующих областях:

  • Мониторинг психолого-педагогического статуса учащихся 4-х классов и его составляющие: познавательны процессы, эмоционально-волевая сфера, конституциональные особенности, особенности соматического здоровья и нервной регуляции, социальные умения и навыки, уровень воспитанности, моральное развитие

  • Возрастные особенности учащихся 4-х классов

  • Особенности семейного воспитания и социальной ситуации развития, стили семейного воспитания

  • Интересы, склонности и ценности детей данного возраста – особенности их формирования и развития, влияние положительных авторитетов на личностное развитие ребенка

  • Профилактика педагогической запущенности, ее составляющие и пути преодоления

  • Профилактика аддиктивного поведения – разного рода зависимостей

  • Безопасность в интернете – профилактика игровой и чатовой зависимости пользователя персонального компьютера

  • Развитие комптенций родителей в области психолого-педагогического осмысления содержательного потенциала учебного курса ОРКСЭ и практического применения базовых установок во взаимодействии с детьми и в организации внутрисемейного взаимодействия

Раздел 1. Понятие психолого-педагогического статуса учащегося – базовая основа деятельности педагога-психолога по организации сопровождения в школе

Организация психологической работы в школе имеет достаточно весомый научный и практический потенциал. Имеется достаточное количество различных программ, методических пособий, описаний опыта работы и рекомендаций в этой области. В городе Кисловодске деятельность психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса в школах организована системно, структурно и планово. Руководителем методического объединения педагогов-психологов является Витошинская С.В., педагог-психолог МБОУ СОШ №9, методист ЦППРиК.

Методологической основой деятельности школьных психологических служб города Кисловодска является Программа Битяновой М.Р., кандидата психологических наук. В программе Битяновой М.Р. «Организация психоло­гической работы в школе» ( М.: Совершен­ство, 1998. — 298 с. Практическая психоло­гия в образовании. Издание второе, исправленное) указаны все необходимые составляющие и даны методические рекомендации для организации эффективной деятельности педагога-психолога по сопровождению образовательного процесса в школе:


  • Модель деятельности школьного психолога: понятие психолого- педагогического сопровождения, основные направления деятельности, организация деятельности

  • Психолого-педагогический статус школьника и его содержание на различных этапах школьного обучения

  • Организация диагностической деятельность, психолого-педагогического консилиума, коррекционно-развивающей и консультативной работы

  • Организация планирования - важнейшие технологии психолого-педагогического сопровождения, подходы к планированию, рабочий план в течение учебного года

  • Проблемы взаимодействия психолога в школе - проблемы построения отношений, психолог и школа, проблемы подчинения, проблема профессиональной готовности

Особенно важной в программе Битяновой М.Р. является разработка понятия психолого-педагогического статуса школьника и рекомендации по организации его мониторинга – необходимый практический аспект. Параметры статуса - достаточно точное определение системы психолого-педагогических требований к обучению, поведению и психологическому развитию школьника, т.е. как в идеале должен учиться, вести себя и развиваться ученик того или иного возраста при его наличных познавательных, эмоционально-волевых способностях, ценностных ориентирах и мотивационной направленности.

В разработке Битяновой М.Р. психолого-педагогический статус школьника представля­ет собой совокупность психологических характеристик важ­нейших видов деятельности, поведения и внутреннего психо­логического состояния, оказывающих существенное влияние на успешность его обучения и развития в школьной среде.

Битянова М.Р. предлагает следующие основные блоки состав­ляющих психолого-педагогический статус школьника и их характеристики:

Битянова М. Р. Организация психоло­гической работы в школе:

психолого-педагогический статус школьника и его содержание

на различных этапах школьного обучения


№ блока

Состав­ляющие психолого-педагогического статуса школьника

Перечень основных характеристик блока

1 блок

Социальные особенности среды обучения, воспитания и развития:объективные характеристики положения школьника в различ­ных системах значимых для него социальных отношений

Положение школьника в системе социально-экономи­ческих отношений (материальная обеспеченность, социально - бытовые условия)

Положение школьника в системе внутрисемейных от­


ношений (тип семьи, ее количественный состав, возрастные и образовательные характеристики членов семьи, характер деятельности членов семьи и другое)

Положение школьника в системе внутригрупповых от­ношений со сверстниками (социально-психологический статус в группе, предписанные роли, наличие близких друзей)



2 блок

Особенности познавательной деятельности школьников

Он включает в себя пока­затели уровня развития важнейших когнитивных функций и особенностей познавательной деятельности школьников, пре­жде всего связанных с учебной деятельностью



Соотношение уровня умственного развития школьника и возрастной нормы

Соотношение уровня развития когнитивных процессов и феноменов и педагогических требований (в данной школе, на данной ступени развития, в рамках данной программы обучения и так далее)

Конкретно изучаются такие когнитивные показатели, как уровень произволь­ности когнитивных процессов, сформированность важ­нейших для данного возраста видов мышления и ум­ственных действий

Уровень речевого развития, уро­вень развития тонкой моторики руки

Индивидуальные особенности познавательной деятель­ности школьника, такие, как, например, высокая интеллектуальная активность, интеллектуализм, вербализм, шизоидность, интеллектуальная пассивность и другое.

Умственная работоспособность и темп умственной де­ятельности



3 блок

Особенности мотивационно-личностной сферы:

сформированность важнейших мотивов учебной деятельности, уровень внутренней конфликтности мотивационной сферы (наличие противоречивых мотивов) и особеннос­ти личностных свойств.



Наличие учебной мотивации и ее конкретное содержа­ние (познавательный, социальный, позиционный и другие мотивы учения)

Ведущий тип мотивационной регуляции учебной деятельности - достижение успеха, избегание неудачи

Конфликтность мотивационной сферы (личностная тре­вожность);

наличие выраженных личностных акцентуаций



4 блок

Особенности системы

от­ношений школьника к миру и самому себе. Блок включает в себя восприятие и эмоциональную оценку школь­ником важнейших систем отношений



Отношения со сверстниками

Отношения в семье

Отношения со значимыми взрослыми (педагогами)

Отношение к важнейшим видам деятельности (в школь­ной среде)

Отношение к себе


5 блок

Особенности поведе­ния школьника в ситуациях внутришкольного взаимодействия

Характерологические особенности поведения и обще­ния, обусловленные психодинамическими свойствами нервной системы: повышенная энергетика, высокая саморегуляция, медлительность, импульсивность, инертность и другое

Поведенческие особенности, свидетельствующие о со­циально-психологической дезадаптации (неприспособ­ленности) школьника: уход от деятельнос­ти, нарушение общения со сверстниками и педагога­ми, низкая социальная нормативность поведения, двигательная расторможенность, депрессивность, эмо­циональная незрелость, невротические проявления.


Как видно из таблицы, характеристики психолого-педагогического статуса постепенно расширяются от чисто конституциональных познавательных умственных способностей, интересов, желаний и склонностей к глобальным мировоззренческим понятиям и потребностям.

Раздел 2. Система психолого-педагогических требова­ний к содержанию статуса ученика 3-5 класса

(Битянова М.Р. Организация психоло­гической работы в школе. Практическая психоло­гия в образовании, Издание второе,исправленное

Совершен­ство М.:, 1998. — 298 с.)




Параметры психолого-педагогического статуса

Психолого-педагогические

требования к обучению, поведению

и общению учащегося


Раздел 1.Познавательная сфера

1.

Произвольность психических процессов

Высокий уровень активности, самостоятельности в учебной работе.

Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных и иных целей, заданных педагогом.

Принятие целей, заданных учителем.

Сосредоточение и поддержа­ние внимания на учебной задаче.

Определение важности и пос­ледовательности выдвигаемых целей в рамках конкретной учеб­ной или внеучебной школьной ситуации


2.

Развитие мышления

Владение приемами понятий­ного мышления: способность к установлению причинно-следст­венных связей между изучаемы­ми учебными понятиями.

3.

Сформированность важнейших учебных действий

Ориентация на всю систему требований, заданных учебной задачей.

Навыки логических операций:


выделение существенных при­
знаков, обобщение, классифика­ция, аналогии и другие действия с понятиями, изучаемыми в учеб­ных курсах.

Систематизация знаний, пере­нос учебных навыков



4.

Развитие речи

Понимание смысла изучаемых
понятий, речи, обращенной к
школьнику.

Использование речи как инструмента мышления: владение


сложноподчиненными конструкциями в устной речи и письмен­ной речи, связное изложение сво­их идей, использование доказательств

Грамотность и богатый


словарный запас устной речи.

5.

Развитие тонкой моторики руки

Способность к различным
видам ручного труда.

6.

Умственная работоспособность и темп учебной деятельности


Сохранение учебной активности в течение всего урока.

Адаптация к учебной нагрузке. Способность работать в еди­ном темпе со всем классом.



Раздел 2. Особенности поведения и общения школьников

7.

Взаимодействие со сверстниками


Владение приемами и навыка­ми эффективного межличностно­го общения со сверстниками: установление дружеских отноше­ний; готовность к коллективным формам деятельности; умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем. Спо­собность к глубоким эмоциональ­ным привязанностям (дружбе).

8.

Взаимодействие с педагогами

Установление адекватных роле­вых отношений с педагогами на уроках и вне их. Проявление ува­жения к учителю. Способность к установлению межличностных отношений с педагогами.

9.

Соблюдение социальных и этических норм

Принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм.

10.

Поведенческая саморегуляция

Произвольная регуляция поведе­ния и естественной двигательной активности в учебных ситуаци­ях и во внеурочном взаимодей­ствии со сверстниками и взрос­лыми. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению. Моральная регуляция поведения.

11.

Активность и независимость

Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности

Особенности мотивационной сферы

12.

Наличие и характер учебной мотивации

Предпочтение «трудных» заданий. Ориентация на освоение спосо­бов получения знания (а не на готовое знание). Проявление интереса к законо­мерностям, принципам. Наличие мотива самообразова­ния, представленного интересом к дополнительным источникам знаний.

13.

Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности)

Отсутствие выраженных проти­воречий между: требованиями школы (педа­гога) и родителей; требованиями взрослых и воз­можностями ребенка

Раздел 3. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе

14.

Отношения со сверстниками

Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками. Ориентация на мнение товарищей.

15.

Отношения с педагогами

Эмоционально-положительное

восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями.



16.

Отношение к значимой деятельности

Эмоционально-положительное восприятие школы и учения.

Понимание смысла учения для себя.



17.

Отношение к себе

Позитивная «Я - концепция», устойчивая адекватная самооценка

Раздел 3. Мониторинг психолого-педагогического статуса учащихся 4-х классов

Параметры статуса

Программы

Произвольность психических процессов, развитие мышления, сформированность важнейших учебных действий, развитие речи, развитие тонкой моторики руки, мственная работоспособность и темп учебной деятельности

Е.И. Рогов «Настольная книга практического психолога» Учебное пособие в двух книгах Книга 1Система работы психолога с детьми разного возраста 2-е издание

Локалова Н.П.Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие Питер СПб-368 с.: ил.(Серия «Учебное пособие»)2009



Взаимодействие со сверстниками, взаимодействие с педагогами, соблюдение социальных и этических норм, поведенческая саморегуляция, активность и независимость

Grace J.Craig, Don Baucum «Human Development», Грэйс Крайг, Дон Бокум «Психология развития» 9 издание, Москва - Санкт-Петербург - Нижний Новгород – Воронеж - Ростов-на-Дону - Екатеринбург – Самара – Новосибирск – Киев – Харьков – Минск 2005

Зеньковский В. В. Психология детства/Изд.прогр. «Academia»/2000 г.- 346 с. ISBN 5-88687-008-3



Наличие и характер учебной мотивации, устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности)

Микляева А. В. Румянцева Школьная тревожность: диагностика, профилактика, кор­рекция. Речь СПб.: 2004.

В. Агеев, А. Файзуллина, Л.Карсакбаева

Ш. Кельбуганова «Психология мотиваций», Рекомендовано секцией гуманитарных и естественнонаучных специальностей Республиканского учебно-методического совета при КазНУ им. аль-Фараби в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии Алмааты, 2009 http://www.psihu.net/library/file281


Отношения со сверстниками, отношения с педагогами, отношение к значимой деятельности, отношение к себе

Grace J.Craig, Don Baucum «Human Development», Грэйс Крайг, Дон Бокум «Психология развития» 9 издание, Москва - Санкт-Петербург - Нижний Новгород – Воронеж - Ростов-на-Дону - Екатеринбург – Самара – Новосибирск – Киев – Харьков – Минск 2005

Диагностика, профилактика коррекция аддиктивного поведения (разного рода зависимосте), склонностей к агрессивному и гиперактивному поведению, явлениям насилия, травматизма и суицидального риска

Р.В.Овчарова «Задачи и средства психолого-педагогической коррекции детской гиперактивности и агрессивности»

Справочная книга школьного психолога», «Просвещение», «Учебная литература», Москва, 1996

Джин и Роберт Байярд «Ваш беспокойный подросток», перевод с английского А. Б. Орлова

Семья и школа, Москва

И.А. Баева Тренинги психологической безопасности в школе Речь С.-Петербург, 2002


Отношение к преподаваемому курсу: эмоциональное отношение и уровень интереса учащихся, впечатления учащихся от восприятия учебного материала, осознание учащимися влияния изучаемого курса ОРКСЭ на духовно-нравственное становление их личности, мотивация школьников на продолжение изучения комплексного учебного курса ОРКСЭ.

Диагностические опросники на основе Теста Сакса-Леви (метод незаконченных предложений), методика «Неоконченные предложения» Ж.Нюттен в модификации А.Б.Орлова, Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии. – М., 2002, с. 146.

Кураев, А. В. Основы православной культуры. Учебное пособие для 4-5 классов. М., Просвещение, 2010.

А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов «Основы религилзных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учеб.пособие для общеобразовательных учреждений М.: Просвещение, 2010


Раздел 4. Психолого-педагогическое сопровождение учебной программы курса - развитие психолого-педагогической компетентности преподавателей курса ОРКСЭ

Содержание деятельности

Программы

Возрастные особенности учащихся 4-х классов– параметры психолого-педагогического статуса


Р.В.Овчарова «Справочная книга школьного психолога», «Просвещение», «Учебная литература», Москва, 1996

Возрастные особенности формирования морального сознания личности

Grace J.Craig, Don Baucum «Human Development», Грэйс Крайг, Дон Бокум «Психология развития» 9 издание, Москва - Санкт-Петербург - Нижний Новгород – Воронеж - Ростов-на-Дону - Екатеринбург – Самара – Новосибирск – Киев – Харьков – Минск 2005

Дифференцированный подхода в обучении и воспитании, учет личностных особенностей восприятия учебного материала и способов адекватного психолого-педагогического предъявления материала такого содержания и уровня

Ятманова Е. А. «Применение технологии разноуровневого обучения в начальной школе» (из опыта работы) г. Ульяновск 2011-2012 http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/%C2%ABprimenenie-tekhnologii-raznourovnevogo-obuchen

Оптимизация ценностного и воспитательного смыслового содержания учебного материала

Ушинский К.Д. «Человек как предмет воспитания» Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 528 с.

Ушинский К.Д. «Родное слово» О первоначальном преподавании русского языка» Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 4/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990



Использование компетентностного подхода в оценке деятельности учащихся по усвоению учебного материала курса ОРКСЭ: выделение личностных качеств, которые предполагается развивать; диагностика их изначального состояния, итоговая диагностика, сопоставление результатов, составление аналитических материалов для мониторинга развивающего потенциала содержания учебного курса ОРКСЭ

Корбань Л.Я.
Компетентностный подход в воспитании и обучении младших школьников, Методическая разработка, 2012 http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/kompetentnostnyi-podkhod-v-vospitanii-i-obuchenii-mladshikh-shkolniko


Оптимизация работы с родителями в области укрепления связи родителей со школой, влияния на взаимоотношение детей и родителей в семье, социальную ситуацию развития ребенка в целом.

Р.В.Овчарова «Работа школьного психолога с семьями учащихся» «Справочная книга школьного психолога», «Просвещение», «Учебная литература», Москва, 1996

Безопасность в интернете – профилактика игровой и чатовой зависимости пользователя персонального компьютера

Безопасность в Интернете. Компьютерная безопасность в школе и дома" http://sch867.edusite.ru/IT/bezopasnost/bezopasno.htm

Раздел 5. Развитие психолого-педагогической компетентности родителей

Содержание деятельности

Программы

Мониторинг психолого-педагогического статуса учащихся 4-х классов и его составляющие: познавательны процессы, эмоционально-волевая сфера, конституциональные особенности, особенности соматического здоровья и нервной регуляции, социальные умения и навыки, уровень воспитанности, моральное развитие

Битянова М.Р.Организация психоло­гической работы в школе. Практическая психоло­гия в образовании. Издание второе, исправленное.Совершен­ство М.:, 1998. — 298 с.

Возрастные особенности учащихся 4-х классов – параметры психолого-педагогического статуса

Р.В.Овчарова «Справочная книга школьного психолога», «Просвещение», «Учебная литература», Москва, 1996

Особенности семейного воспитания и социальной ситуации развития, стили семейного воспитания

Grace J.Craig, Don Baucum «Human Development», Грэйс Крайг, Дон Бокум «Психология развития» 9 издание, Москва - Санкт-Петербург - Нижний Новгород – Воронеж - Ростов-на-Дону - Екатеринбург – Самара – Новосибирск – Киев – Харьков – Минск 2005

Интересы, склонности и ценности детей данного возраста – особенности их формирования и развития, влияние положительных авторитетов на личностное развитие ребенка

Кемпбелл Рос «Как на самом деле любить своего ребенка»
Знание, 1992

Контроль использования Интернета для дома – программы http://www.kindergate.ru/product



Профилактика педагогической запущенности, ее составляющие и пути преодоления

Р.В.Овчарова, Роль психолога в профилактике педагогической запущенности учащихся» «Справочная книга школьного психолога», «Просвещение», «Учебная литература», Москва, 1996

  • Профилактика аддиктивного поведения – разного рода зависимостей

Безопасность в Интернете. Компьютерная безопасность в школе и дома" http://sch867.edusite.ru/IT/bezopasnost/bezopasno.htm

Развитие комптенций родителей в области психолого-педагогического осмысления содержательного потенциала учебного курса ОРКСЭ и практического применения базовых установок во взаимодействии с детьми и в организации внутрисемейного взаимодействия

Кураев, А. В. Основы православной культуры. Учебное пособие для 4-5 классов. М., Просвещение, 2010.

А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учеб.пособие для общеобразовательных учреждений М.: Просвещение, 2010



Раздел 6. Формы работы в целом можно определить следующим образом:


      1. Диагностические исследования: наблюдения, беседы, анализ результатов учебной деятельности, анкетирование и тестирование, опросы, составление диагностических карт класса, карт наблюдений и самооценки (см. Приложение). Методы и методики исследования детей возрастного периода 4-го классы четко разработаны в программах Овчаровой Р.В. и Рогова Е.И. (исходные данные указаны выше).

      2. Коррекционная и развивающая работа: индивидуальные и групповые консультирования и занятия по результатам диагностики и содержания психолого-педагогического статуса детей этого возраста, педагогов и родителей. Работа этого направления замечательно описана в программах Овчаровой Р.В., Локаловой Н.П., Микляевой А.В. Битяновой М.Р. (исходные данные указаны выше) и других авторов.

      3. Психолого-педагогическое просвещение участников образовательного процесса: индивидуальные и групповые беседы, лекции, тренинги, деловые игры для расширения представлений участников образовательного процесса по вопросам возрастных особенностей детей, специфики их восприятия информации подобного содержания и уровня, оптимальных способов ее эффективного донесения, возрастных особенностях развития морального сознания, способах оптимизации социальной ситуации развития ребенка и т.д. В данной области особенно эффективны для использования программы Крайга Г., Зеньковского В.В. Битяновой М.Р. Крайг и Зеньковский – это вершины научно-психологического опыта в своей области. Нет никого равного Крайгу по степени подробности и с чуткости в описании мельчайших подробностей развития человека от пренатального периода до его ухода из жизни. Крайга можно читать как первоклассную художественную литературу. Зеньковский В.В. – профессор философии и психологии, протоиерей. Он не только представляет уникальное развитие детской психологии, но и подробным образом описывает развитие детской религиозности. В области педагогической мысли и наилучшего способа донесения учебного материала воспитывающим способом остается Ушинский К.Д.

      4. Отдельным пунктом предлагается мониторинг развития учащихся, которые проходят курс обучения по программе «Основы религиозных культур и светской этики» - результаты изучения, отслеживания и анализа тех изменений, которые происходят с детьми под влиянием целенаправленного обучения в этой области. Для этих целей автором разработки предлагаются диагностическая карта класса, методика оценки эффективности образовательного процесса в классе, самооценки личностных параметров, перечень методик для детей младшего возраста на усмотрение педагогов и психологов (см. Приложение).

Раздел 7. Адрес данной методической разработки.

Данная методическая разработка предназначена для административных работников школ, которые несут ответственность за реализацию образовательной программы в полном объеме – в настоящее время курс «Основы религиозных культур и светской этики» в нормативном порядке введен в учебный план, для педагогов-психологов образовательных учреждений разного вида, учителей и родителей.



Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.

  2. Ананьев Б.Г., Ганелин Ш.И. Преемственность в обучении и взаимосвязь между учебными предметами в V-VI1 классах./ Под ред. Ганелина Ш.И. и Бушли А.К. М.: Изд. АПН РСФР, 1961.

  3. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. Кн.1, 2.

  4. “Альманах психологических тестов” – Москва: “КСП”, 1995 – с. 333-336

  5. Биологическое и социальное в развитии человека / Под общ. ред. Б.Ф. Ломова. М., 1977.

  6. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.; Воронеж, 1996

  7. Агеев В.В. Введение в психологию человеческой уникальности. – Томск: Изд-во «Пеленг», 2002. – 428 с.

  8. Агеев В. , А. Файзуллина, Л.Карсакбаева, Ш. Кельбуганова «Психология мотиваций», Рекомендовано секцией гуманитарных и естественнонаучных специальностей Республиканского учебно-методического совета при КазНУ им. аль-Фараби в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии Алмааты, 2009

  9. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования.// Советская педагогика. 1981. - №8.

  10. Антонов Н.С. Слагаемые знаний (О межпредметных связях в учебном процессе). Архангельск.: Сев.-Зап. кн.изд-во, 1969.

  11. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе Речь С.-Петербург, 2002

  12. Байярд Джин и Роберт «Ваш беспокойный подросток», перевод с английского А. Б. Орлова Семья и школа, Москва

  13. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 2000.

  14. Битянова М.Р. “Организация психологической работы в школе” – М.:Совершенство, 1997 – 298 с.

  15. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. 2-е изд. М.; Воронеж, 1997.

  16. Блонский П.П. Педология: Кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1999.

  17. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти… (Техника профессионального поведения). Кн. для учителя. М., 1994.

  18. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5.Бардин К. В. Если ваш ребенок не хочет учиться. — М.: Знание,1980. — С. 24–65.

  19. Барт К. Трудности в обучении: раннее предупреждение. — М.:Издат. центр «Академия», 2006.Бернс Эрик “Игры, в которые играют люди. Психологии человеческихвзаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческойсудьбы”. / Пер. с англ. М., Прогресс. 1995.

  20. Бабич Н.И. “Особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников” // Вопросы психологии. – 1990 - №2.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1981.

  21. А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов «Основы религилзных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учеб.пособие для общеобразовательных учреждений М.: Просвещение, 2010

  22. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. М., 1999.

  23. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. —С. 904–910

  24. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.

  25. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте:

  26. Вилюнас В. Психология развития мотивации. – СПб.: Речь, 2006. – 458 с.

  27. Вульфсон, Б. Л. Нравственные императивы и задачи воспитания / Б. Л. Вульфсон//Педагогика. – 2006. – № 10. – С. 3–11.

  28. Волков Е.М. “Трудные дети или трудные родители?” М.: / Профиздат,1992 – 96 с.

  29. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.

  30. Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. М.; Воронеж, 1998.

  31. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим): Пер. с англ. М., 1999.

  32. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.:Просвещение, 1987.

  33. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — М.: Акаде-мический Проект, 2000.

  34. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. – Л.: Медицина, 1990 – 176 с.

  35. Демков, М. О нравственном воспитании / М. Демков // Педагогический сборник. – СПб.1884. – Февраль.

  36. Ершов П.М. и др. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998.

  37. Зеньковский В. В. Психология детства/Изд.прогр. «Academia»/2000 г.- 346 с. ISBN 5-88687-008-3

  38. Зеньковский В.В. История русской философии. Том 1, часть 1. Ленинград: ЭГО, 1991. – 220 с.

  39. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990.

  40. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2003. – 512 с.

  41. Изард К.Е. Эмоции человека – М., 1980

  42. Кураев, А. В. Основы православной культуры. Учебное пособие для 4-5 классов. М., Просвещение, 2010.

  43. Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо. М., 1982. Вып. 3

  44. Коменский Я. А. Материнская школа, или О заботливом воспитании юношества в первые шесть лет // Антология гуманной педагогики. Я.А. Коменский. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996.

  45. Грэйс Крайг, Дон Бокум Grace J.Craig, Don Baucum «Human Development», «Психология развития» 9 издание, Москва - Санкт-Петербург - Нижний Новгород – Воронеж - Ростов-на-Дону - Екатеринбург – Самара – Новосибирск – Киев – Харьков – Минск 2005

  46. Каптерев, П. Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели /П. Ф. Каптерев. – СПб., 1914. – 321 с.

  47. Кучма В. Р., Брязгунов И. П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Детская патопсихология: Хрестоматия. Сост.Н. Л. Белопольская. — М.: «Когито-Центр», 2000. — С. 330–350.

  48. Корбань Л.Я.
    Компетентностный подход в воспитании и обучении младших школьников, Методическая разработка, 2012

  49. Кемпбелл Рос «Как на самом деле любить своего ребенка» Знание, 1992

  50. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

  51. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Нальчик, 1996.

  52. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение // Педагогика и психология. 1979. № 1.

  53. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. - М., 1993.

  54. Локалова Н.П.Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие Питер СПб-368 с.: ил.(Серия «Учебное пособие»)2009

  55. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000.

  56. Леонтьева, Е. В. Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школах России / Е. В. Леонтьева // Народное образование. — 2010. — № 6. — С. 46-52.

  57. Леонтьева, Е. В. Вопросы апробации комплексного учебного курса основ религиозной культуры и светской этики в 19 субъектах Российской Федерации / Е. В. Леонтьева // Методист. — 2010. — № 5. — С. 2-6.

  58. Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. – СПб, 1997 – 688 с.

  59. Микляева А. В. Румянцева Школьная тревожность: диагностика, профилактика, кор­рекция. Речь СПб.: 2004.

  60. Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя: Учеб. пособие. Кемерово, 1996.

  61. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). М.; Воронеж, 2000.

  62. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Под ред. Е.Д. Божович. М.; Воронеж, 1998.

  63. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд. М., 1995.

  64. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера,1996 – 240 с.

  65. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. М., 1996.

  66. Об апробации в 2010-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики: распоряжение Правительства РФ от 29.10.2009 N 1578-р. // Вестник образования России. — 2010. — № 1. — С. 26-32.

  67. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.И. Щербакова. М., 1987

  68. Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З.И. Калмыковой. М., 1975.

  69. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. М. 2001.

  70. Панов Н.В. Психологические аспекты развивающего образования, журнал. Педагогика. 1996 г., № 6.

  71. Перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в 2010-2011 годах в апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики: утвержден распоряжением Правительства российской Федерации от 29.10.2009 г. № 1578-р. // Юридический журнал директора школы. — 2010. — № 1. — С. 10. — ISSN 1812-3341.

  72. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. — СПб.: Питер, 2003.

  73. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995.

  74. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

  75. Рогов Е.И. Национальная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. – М.: Владос, 1996 – 529 с.

  76. Роджерс К.К. Науке о личности / История зарубежной психологии. Тесты– М.; 1980 – с. 199-230

  77. Развитие учащихся в процессе обучения (I-II классы) / Под ред. Л.В. Занкова. М., 1963.

  78. Реан А.А.Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля//Психологический журнал.1998.№4.С.43-52

  79. Смирнова Г.Е., Наумкина Е.В. Методика Додонова Б.И. Определение общей эмоциональной направленности личности// Школьные технологии. 1997. №1 С.100-103

  80. Славина Л. С. Изучение недисциплинированных школьников и индивидуальный подход в работе с ними // Л. С. Славина. Трудные дети / Под ред. В. Э. Чудновского. — М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — С. 52–110

  81. Селье Г. Стресс без дистресса – М., 1982

  82. Сухомлинский В. А. О воспитании. — М., 1975.

  83. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.3. 1948.

  84. Ушинский К.Д. «Человек как предмет воспитания» Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 528 с.

  85. Ушинский К.Д. «Родное слово» О первоначальном преподавании русского языка» Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 4/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990

  86. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991. Фридман Л.М. Концепция личностно-ориентированного образования. журнал. Завуч – 2000 - №8.

  87. Френкин Р. Мотивация поведения. – СПб., 2003. – 651с.

  88. Фулье, С. А. Об образовательном значении некоторых учебных предметов / С. А. Фулье //Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ. / Общ. ред. Т.В. /. Бурменской – М.: Изд-кая группа “Прогресс”, 1993 –с. 33 – 48.

  89. Щуркова, Н. Е. Новый учебный курс и новые проблемы школьного образования / Н. Е. Щуркова // Народное образование. — 2011. — № 9. — С. 265-270.

  90. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

  91. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М.,1996 г.

  92. Ятманова Е. А. «Применение технологии разноуровневого обучения в начальной школе» (из опыта работы) г. Ульяновск 2011-2012




скачать


Смотрите также:
Система психолого-педагогического сопровождения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
391.76kb.
О программе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и методикам преподавания общая характеристика учебного курса цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
115.61kb.
О программе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и методикам преподавания общая характеристика учебного курса цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
84.67kb.
Актуальна в связи с введением в школьную программу комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики", включающего
253.34kb.
О программе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
59.21kb.
О программе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
65.32kb.
По обеспечению введения в 2012-2013 учебном году комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
102.18kb.
Планирование курса «основы религиозных культур и светской этики»
478.29kb.
Основы религиозных культур и светской этики
216.73kb.
Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики»
97.92kb.
Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики» Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики»
317.85kb.
Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики» Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики»
263.1kb.