Главная стр 1
скачать
Тема урока: «Слово о полку Игореве» - выдающийся памятник русской культуры

Класс: 8 , 9

Тип урока: урок – проект, завершающий работу по произведению

Цели урока: определить историческую, культурную значимость произведения в литературном процессе, значение "Слова" для русской культуры;

воспитать чувство любви к своему языку, к истории родной страны;

развивать навыки проектной деятельности учащихся.


Ход урока:

  1. Проверка знаний учащихся:

- Какова идея «Слова о полку Игореве»?

- В чем, на ваш взгляд, особенность «Слова о полку Игореве» как произведения литературы?

  1. Слово учителя

Удивительна судьба «Слова..». Изучая его, обнаруживаешь, что воздействие его на литературу не ослабевает, а возрастает. Думаю, что пока будет жить русский язык, будет жить и неиссякаемая тяга русского человека к древнейшему памятнику русской литературы «Слову о полку Игореве». До сих пор не забыты народом слова, употребляющиеся в «Слове…» (да, не только слова, целые выражения, ставшие крылатыми), образы храбрых воинов и любящих женщин (все они встречаются и в более близком историческом времени), да и сама земля русская всегда «за шеломянемъ еси» (часты и скоры для современного человека переезды, когда родные места легко оставляются, а потом вспоминаются бессонными ночами)….

Не оставляет «Слово..» никого равнодушным.

Вот по тому – то и поговорим мы сегодня о ваших открытиях, ваших познаниях в «Слове о полку Игореве».

Наш урок – итоговый, когда каждая группа представит свой проект по предложенной теме.




  1. Защита проектов:

I группа «Кто же Автор «Слова…»?

- Тяжела безымянность «Слова..». До сих пор ученые спорят об авторстве. Каковы же версии?

Есть предположения о том, что это был галицкий книжник Тимофей, упомянутый летописью под 1205 годом.

Может быть, это тысяцкий Игоря – Рагуйла, а писатель Иван Новиков предположил и соединил этих двух людей и получил в результате имя и отчество автора - Тимофей Рагуйлович.

Но все эти предположения не имеют под собой никакой основы.

Тогда мы решили определить социальное положение автора. Для этого необходимо знание текста. Вот что мы нашли: Автор принадлежал к дружинному сословию, ведь его знание военного дела, умение изобразить битвы, звукоподражание военной баталии говорят о том, что автор – воин. А его убежденность в праве судить князей, широкая образованность, знание княжеской генеалогии говорит о принадлежности к дружинному рыцарскому слою.

Обращаясь к исследованиям Б. А. Рыбакова, можно определить, что автор «Слова» принадлежал к лагерю потомков Мономаха и его сына Мстислава (слайд «Генеалогическая таблица русских князей», портрет В.Мономаха).

Возможно, автор был и историком, ведь ему удалось показать, сравнить эпохи, а не просто констатировать события, бывшие в истории тогдашней Руси.

Возможно, это был кто-то из летописцев того времени: «Галичанин» или Моисей, или Петр Бориславович (краткая характеристика каждого летописца). Возможно, это был киевлянин Петр Бориславович.

И все-таки, кто бы ни был он, Автор «Слова», безусловно одно и бесспорно оно же – это был патриот, страстно и поэтически призывающий князей к объединению, осуждающий княжеские усобицы.



II группа - «Слово и древнерусское язычество».

Древнерусское язычество не представляло собой строгой, цельной системы. Очень важен был культ бога, повелителя молний. таков был Перун, не раз упоминающийся в летописях. Это его идол был поставлен в Киеве в 980 году кн. Владимиром. Именно им в X веке клялись русские язычники, заключая договоры с Византией. Через какие – то 8-9 лет христианство сокрушит идолов, но до сих пор дожило это верование в языческого бога Илью-пророка, разъезжающего по небу на огненной колеснице.– слайд с изображением Перуна.

Еще более важен культ солнца. Он выражался не только в непосредственном поклонении солнцу, но и в почитании его в образах солнечных божеств Сварога и Дажьбога, отца и сына. Кроме того, с культом солнца тесно связано поклонение огню, который мыслился сыном солнца и назывался Сварожичем. - слайд с изображением языческих богов, воплощающих Солнце.

Культ воды не менее важен, особенно женских демонов, под названием «берегынь». – слайд с изображением.

Вслед за поклонением солнцу и воде следует поставить почитание деревьев. На почве анимизации деревьев и леса возникли особые демоны – Див.- слайд с изображением

Из других олицетворенных божеств важную роль играл Велес, или Волос, покровитель стад, «скотий бог». - слайд с изображением.

Ветру поклонялись не только непосредственно, но и в виде особых олицетворенных божеств, какими были Стрибог, Похвист. - слайд с изображением

Значительная часть излюбленных символов и образов «Слова» относится к тем явлениям и силам природы, которые были особенно близки сознанию древнерусского язычества.

Итак, образы языческих богов не являются одинокими, они претворились в поэтические и послужили источником новой жизни в новых формах, стали неисчерпаемым источником поэтического вдохновения.

Кроме рассказа о божествах, сообщение сопровождается чтением высказываний из «Слова…»:

- о вѣтръ! вѣтрило! чему, господине, насильно вѣеши? …

- свѣтлое и тресвѣтлое слънце! Всѣмъ тепло и красно еси…

- въстала обида въ силахъ Дажьбожа внука….



III группа – «Животный мир «Слова» - сопровождается слайд-шоу с изображением животных.

Многие поэтические образы «Слова» возникли в сознании автора, чуткого наблюдателя окружавшей его природы, претворившего свои впечатления в художественные картины, умело соотнесенные с изображаемыми историческими событиями.

Излюбленный прием автора – сравнение героев с соколами. На долю сокола приходится 16 упоминаний. Автор знает привычки этой птицы: «Коли соколъ въ мытехъ бываетъ, высоко птиц възбиваеть, не дастъ гнѣзда своего в обиду».

После сокола из птиц наибольшее внимание уделено лебедям – 6 упоминаний. Образное сравнение струн Бояна: «который дотечаше, та преди пѣснь пояше», «крычать тѣлѣгы полунощы, рци, лебеди роспущени».

Утка – гоголь упоминается в «Слове» дважды, указывается цвет «белый» и повадка «стрежаше его гоголемъ на водѣ». Чутки и «чрьняди на ветрѣхъ». Эти птицы предупреждали Игоря о приближении людей, когда он во время бегства отдыхал на берегу Донца.

Четыре раза упомянут в «Слове» и ворон (то бусый, то черный), и «галици»- галки.

Характерно определено и стрекотанье сорок: сравнение разговора Гзака и Кончака, тишина в природе, помогающая бегству Игоря, «сорокы не троскоташа».

Целая картина природы скрывается в короткой фразе: «Дятлове тектомъ путь къ рѣцѣ кажутъ». Понимая значение стука дятлов, Игорь легко находил путь к воде, к зарослям, где можно было укрыться.

«Зегзица», с которой автор сравнивает Ярославну, скорее всего – чайка, по – русски пигалица, эмблема печали (зигичка, гигичка – звукоподражание крику птицы) .

11 раз в «Слове» упоминается «волк». Волк враждебен.

Тур, преимущественно как эпитет к имени князя, повторяется 5 раз.

Многие особенности представителей животного мира подмечены автором «Слова».

В «Слове» приведено название одного пресмыкающегося: крупной змеи – полоза. Все животные молчали и, не нарушая тишины, «полозие ползоша только».

Вниматель ный наблюдатель, автор «Слова» с изумительной точностью передает характер звуков, издаваемый животными – зверями и птицами:

Лебедь «пояше», соловей «ущекотал», орлы «клекотом зовут» и т.д.

Природа в «Слове» реально существует, она живет вместе со своими героями, радуясь, сочувствуя и помогая им, и получает в нем голос и облик по образу и подобию человека, ей переданы человеческие эмоции и поступки, а человек испытывает обратные метаморфозы: может лететь соколом, скакать волком, стать собеседником реки.



Для слайд – шоу можно воспроизвести голоса птиц с диска из энциклопедии «Аванта. Птицы».

IV группа – «Цвет в «Слове о полку Игореве».

«Слово» - очень ярко и красочно.

Черно – белый контраст – основа композиции. Борьба света, солнца, золотой зари с тьмой, черным, мраком.

Какова же цветовая гамма, окружающая героев?

Красный (вовсе не красный) – красивый: «красные дѣвицы, дѣвкы, красная Глѣбовна».

Но и красный в избытке присутствует в произведении: кровавый –одновременно, и пропитанный, напоенный кровью, и красный от крови. «Ту кровавого вина не доста, кровавые зори, на кровавѣ травѣ».



Червленый, каленый. Сабли и стрелы – каленые, т.е. выдержанные в огне, вышедшие из пламени. Щиты русских воинов – червленые «под чрълеными щиты на кровавѣ травѣ» - крашенный червецом.

Зеленый - вообще всякий светлый, яркий оттенок таких цветов, как желтый, зеленый, голубой, что в современном языке означает «светлые, прозрачные, акварельные тона».

Синий – сияющий темный цвет, притом не обязательно синего цвета. Этот цвет употреблялся только тогда, когда надо было подчеркнуть внутренний блеск, свечение темного предмета или вещества. Поэтому Дон сияет и манит как цель для воина: «да позримъ синего Дону», а после поражения князя употребляется только Дон.

Можно сказать, что в тексте «Слова» цвет идет через понимание предмета, т.е. слова многозначны и их следует понимать в контексте.



Золотой - это не только желтый цвет. Злато ожерелие могло быть золотым, по цвету желтым. Но златое слово – исполненное высоких достоинств, т.е. употреблено в переносном смысле.

Цвет в «Слове» - не просто цвет, как у нас, а символ.



V группа – «Слово» в русской литературе»

Открытое на исходе XVIII века, «Слово» сразу обратило на себя внимание. Поэтический отклик на «слово» появился еще до его публикации – в поэме М.М. Хераскова «Владимир»(1797). Первое издание в 1880 году ввело «Слово» в широкий литературный и культурный процесс XIX и XX веков. Писателей XIX века привлек в нем прежде всего образ барда Древней Руси Бояна, которого они трактовали как слагателя «сладких гимнов» (Н.М.Карамзин), «сладчайшего певца» (А.Н. Радищев), как романтического певца славы «старины глубокой» (А.С. Пушкин) и ратных деяний ( В.А. Жуковский). В творчестве поэтов декабристского круга – К.Ф. Рылеев, Н.М. Языков, Ф.Н. Глинка – в характеристике Бояна появляется еще одна черта – это поэт – гражданин, патриот, певец свободы.

Вдохновлял поэтов и образ Ярославны.

Во время Отечественной войны 1812 года в «Слове» открылась еще одна сторона – героическая, связанная с темой патриотизма.

В XX веке к «Слову» обращались А.Блок, М.Цветаева, К. Бальмонт, М. Волошин, В.Хлебников, С. Есенин, Н. Клюев, Ф. Сологуб, В. Луговской, Э. Багрицкий, Н. Асеев, А. Прокофьев, П. Антокольский, С. Городецкий, С. Наровчатов, Д. кедрин, М. Дудин, Н. Рыленков – трудно перечислить всех…

Несмотря на века, отделяющие нас, поражаешься, что оно остается живым и современным.

Как объяснить силу «Слова»?

Для всех времен «Слово» - мерило гражданственности, патриотизма, слиянности судьбы поэта с жизнью народа и страны.



Сообщение учащихся сопровождается электронной презентацией.

  1. Подведение итогов

Слово учителя:

Соприкасаясь со «Словом» каждое поколение по – своему осмысливает его. Магическая мощь «Слова» будет еще много лет оказывать влияние на развитие литературы, искусства.



«Немеркнувшим вошло «Слово о полку Игореве» в золотую сокровищницу человечества, ибо таит оно неувядаемой красоты поэтические образы, ибо учит нас любить отчизну и ее сынов» М. Рыльский
скачать


Смотрите также:
«Слово о полку Игореве» выдающийся памятник русской культуры
72.66kb.
Слово о полку Игореве
266kb.
Слово о полку Игореве
233.22kb.
«Слово о полку Игореве» в изобразительном искусстве
224.83kb.
Билет №2 Темы, идеи, образы од М. В. Ломоносова. (На примере одного произведения.) В чем смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека» Билет №3
34.58kb.
Примеры проблемных вопросов, сформулированных в задании с 5 егэ по литературе «Слово о полку Игореве»
214.89kb.
"Слово о полку Игореве" — величайший памятник древнерусской литературы
44.68kb.
Урок по теме: «Слово о полку Игореве» памятник древнерусской культуры (урок Игра-викторина) 9 класс
38.59kb.
Литература «слово о полку игореве»
31.46kb.
Билет №1. «Слово о полку Игореве» призыв к единению Русской земли
36.44kb.
«Слово о полку Игореве…» величайший памятник древнерусской литературы
35.85kb.
Лекция (9 класс) Тема: «Золотое слово» русской литературы. Цели урока: а) образовательная: познакомить школьников с произведением древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»
67.38kb.