Главная стр 1
скачать
Совершенствование законодательной базы местного самоуправления как территориальной основы государства в свете проекта нового федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"

«Без дееспособного местного самоуправления эффективное устройство власти в целом считаю невозможным» (В.В.Путин)


Местное самоуправление, являющееся основой демократического устройства страны, составляет базовую территориальную основу государства и отражает систему общественных отношений и ценностей. Демократическое государство ставит своей целью защиту прав человека, признание равенства закона и формирование гражданского общества, т.е. общества, в котором граждане не только желают, но и могут участвовать в процессе принятия решений на муниципальном и государственном уровнях. Местное самоуправление – это управление гражданами своей территории и возможность влияния на решения, принимаемые на государственном уровне. Эффективное развитие системы местного самоуправления – это приоритетная задача любого демократического государства.

Президент РФ В.В.Путин, выступая на заседании Госсовета, охарактеризовал местное самоуправление как «самую близкую к человеку власть». Развивая эту мысль, он подчеркнул, что оттого, насколько эффективно работает местная администрация, судят о дееспособности государства в целом.

Президент поставил задачу «вернуть престиж местного уровня власти».

В послании Федеральному собранию на 2002 год Президент обратил внимание на то, что одним из источников сложившейся ситуации в стране является низкое качество законодательной базы местного самоуправления. Федеральный закон о местном самоуправлении и соответствующие акты субъектов Федерации в малой степени согласованы как с реальным состоянием местного самоуправления, так и друг с другом.

Решение современных проблем местного самоуправления возможно лишь с учетом его уникальной, тройственной роли в структуре российского общества.

Во-первых, это конституционно признанный орган публичной власти, что сближает его функции с государственными органами.

Во-вторых, это организатор хозяйственной деятельности по жизнеобеспечению территории, ответственный за удовлетворение потребностей населения в важнейших муниципальных услугах и эффективное использование местных экономических ресурсов, что сближает его с хозяйствующими субъектами.

В-третьих, это форма самоорганизации населения, что сближает его роль с общественными, негосударственными организациями, формирующими гражданское общество.

Ни одна другая структура в современном обществе не обладает такой многогранной сферой влияния. Особое значение играет роль местного самоуправления в самоорганизации граждан, в развитии и использовании человеческого потенциала.

Понимая значимость данной проблемы, Президент акцентировал внимание на развитии местного самоуправления. Указом Президента РФ № 741 от 21 июня 2001 года была создана Комиссия при Президенте по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Представительные органы поддерживают стремление Президента разобраться в проблемах местного самоуправления, найти конструктивные методы их решения.

Основные проблемы, которые должен разрешить проект закона:

Разграничить предметы ведения и полномочия между тремя уровнями власти. Разграничение должно пройти таким образом, чтобы решение публичной властью стоящих перед ней проблем осуществлялось на том уровне, который способен сделать это наиболее рационально, и прежде всего, с точки зрения доступности гражданам социальных услуг.

На законодательном уровне должен быть четко определен каждый из трех уровней публичной власти: предметы ведения, объем полномочий по каждому из них, финансовое и ресурсной обеспечение и ответственность (санкции) за неосуществление или ненадлежащее осуществление полномочий.

Концепция, предложенная президентом, имеет в своей основе три принципа:

Первый: конституционному праву гражданина должны корреспондировать подкрепленные механизмом реализации и ответственностью обязанности конкретного органа публичной власти.

Второй: неизменность положений Конституции Российской Федерации, касающихся разграничения предметов ведения и полномочий.

Третий принцип: конституционные предметы ведения должны трансформироваться в конкретные полномочия конкретного уровня публичной власти только в форме федерального закона.

Предстоит реформирование как органов государственной власти субъектов, так и органов местного самоуправления.

Задача депутатов всех уровней представительной и законодательной власти – ускорить этот процесс, максимально позитивно влиять на него, а главное, обеспечить принятие жизненно важных законов.
Основные положения Проекта:

Осуществлено перераспределение регулятивных полномочий государства в отношении местного самоуправления. Федеральное законодательство берет на себя регулирование неопределенного круга вопросов, касающихся прав, обязанностей и ответственности государственных органов и муниципальных органов в области местного самоуправления. Соответственно, круг вопросов, урегулированный региональным законодательством, будет значительно сужен. Значительно ограничиваются также исполнительно-распорядительные функции органов власти субъектов в отношении муниципальных образований.

Проект вводит применение «поселенческого» и «территориального» принципов в основе построения системы муниципальных образований. «Нарезка» муниципальных образований становится унифицированной для всех субъектов РФ, что может облегчить федеральное регулирование и контроль за деятельностью органов местного самоуправления, а также создает условия для выработки единых федеральных стандартов бюджетного финансирования вопросов местного значения. В то же время недостаточно проработан вопрос предоставления субъектам РФ права установления новых границ муниципальных образований – без учета мнения населения. Эта норма позволит губернаторам расправиться с неугодными муниципалитетами, осуществив «черный передел» их нынешних территорий.
Эта проблема станет актуальной при установлении трех типов муниципалитетов:

Первый тип - поселения: закон обяжет создавать в каждом поселке с числом жителей свыше 1000 человек полноценную местную власть. При этом возможно возникновение проблемы у жителей малонаселенных районов, которых законопроект в существующей редакции может оставить за бортом. Затерянная в глубине тайги деревня не попадает под определение поселения, если там живут меньше тысячи человек, и не может присоединиться к ближайшему населенному пункту, поскольку границы поселений по этому закону должны находиться в пределах доступности в течение рабочего дня. Брать к себе на баланс такую деревню или «межселенную территорию» ближайшее поселение не обязано, хотя имеет право.

С другой стороны, проект предусматривает, что «местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ» – то есть и на «межселенных территориях», где никто не живет.

Разработчики проекта исходили из целесообразности создания 30 тысяч муниципалитетов на основе сегодняшних 153 тысяч поселений.
Второй типмуниципальный район, в состав которого входят поселения.

Цель предлагаемой модели – обеспечить решение конкретных вопросов местного значения на том уровне, на котором присутствуют необходимые для этого ресурсы, кадровый и организационный потенциал.

На уровне поселения разработчики предлагают сосредоточить полномочия, связанные с ЖКХ, благоустройством, застройкой поселков. На уровне районов - осуществлять функции, связанные с образованием, здравоохранением, охраной общественного порядка, и прочее.

Критерием определения границ муниципальных образований должна стать доступность услуг, предоставляемых гражданам органами местного самоуправления. Применительно к размерам территории района этот критерий состоит в том, что местные жители на общественном транспорте – электричке, сельском автобусе – должны иметь возможность из любого конца своего района добраться до райцентра, решить свои проблемы (относящиеся к компетенции района) и вернуться обратно домой в течение одного рабочего дня.

Предполагается в законе и возможность передачи полномочий и соответствующих ресурсов с одного уровня местной власти на другой. Более того, предполагается два варианта предложенной модели. При первом представительный орган района формируется из представителей поселений на выполнение межмуниципальных функций. Второй вариант предполагает формирование представительного органа непосредственно населением, и соответственно бюджет района имеет собственные доходные источники. Причем на переходный период право определять, по какому способу формировать районную модель и в каких границах передается на уровень субъектов Федерации.

Недостатком предлагаемой схемы является отсутствие прямых выборов представительной и исполнительной власти. Для регионов, где этот уровень выборов уже существует, новый закон станет откатом от более демократической формы к менее демократической, что входит в противоречие с заявленными целями реформы.


Третий тип – городской округ: единый муниципалитет, внутри которого полномочия не делятся. На этом уровне осуществляются прямые выборы представительной и исполнительной власти.

Устанавливается «нижний» уровень самоуправления – городские и сельские поселения. Устанавливаются единые критерии определения границ поселений (ст.11), которые обеспечат соразмерность муниципальных образований по количеству населения и размеру территории.

«Верхний» уровень предлагается создать в виде городских округов и муниципальных районов.

Внедрение двухуровневой системы местного самоуправления, подгонка территориальной организации МСУ под структуру населенных пунктов в целом должно положительно отразиться на эффективности решения вопросов местного значения при условии, что субъекты Федерации не возьмутся бездумно, либо – еще хуже – в каких-либо частных интересах – перекраивать сложившиеся границы между городами, районами и поселениями. Передел административной карты страны должен производиться с учетом сложившихся исторических и экономических приоритетов. Коль скоро муниципальное образование есть объединение граждан, они сами должны принимать решение о создании муниципального образования на той территории, на которой живут.

Законопроект отменяет право субъектов произвольно расширять перечень вопросов местного значения за счет предметов ведения субъектов. Перечень вопросов местного значения, предусмотренный федеральным законодательством, может быть дополнен только самим муниципальным образованием в случае наличия собственных материальных и финансовых средств.

Для решения задачи экономической самостоятельности местного самоуправления и бюджетной обеспеченности расходов по реализации полномочий муниципальных органов помимо закрепленных за субъектами муниципальных налогов, предлагается установить соответствующие нормативы поступления в местные бюджеты федеральных и региональных налогов и сборов. Проект предусматривает механизм выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, а также иные средства финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов других уровней.

Законопроект подробно прописывает порядок выравнивания финансовых возможностей между «богатыми» и «бедными» муниципальными образованиями, и предусматривает создание региональных фондов для субсидирования менее благополучных из них. Основную часть этих средств должны предоставить федеральное правительство и правительство субъекта РФ. При этом муниципальным образованиям, где доход на душу населения более, чем в два раза превышает этот показатель для всего субъекта РФ, также может быть предложено перечислить в региональный фонд до 50% превышающего дохода.

Определенное финансовое выравнивание между более и менее преуспевающими муниципальными образованиями можно приветствовать, однако остается неясным, не слишком ли далеко в этом направлении заходит законопроект. Предлагаемая система может привести к тому, что доходы органов местного самоуправления перестанут зависеть от эффективности их работы и мнения избирателей, особенно если Налоговый кодекс чрезмерно ограничит возможность введения местных налогов. Если бюджет органа местного самоуправления будет зависеть прежде всего от субсидий, у него не будет стимула для развития бизнеса и даже для того, чтобы удерживать население на своей территории. Вместо того, чтобы развивать конкуренцию между муниципальными образованиями и увеличивать мобильность населения, законопроект предусматривает «политику выравнивания» и сохранение сети населенных пунктов, унаследованной с советских времен. Можно предположить, что система «привязки» субсидий в размерам доходов муниципального образования (возможно, в виде компенсационных фондов), повысила бы ответственность органов местного самоуправления перед населением.


Передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий будет сопровождаться выделением бюджетных средств в виде субвенций. Государственные органы осуществляют контроль за эффективностью расходования средств.

Действующий закон декларирует, что никакие решения вышестоящих органов власти не могут приниматься без подкрепления этих решений финансированием, но механизма финансирования на законодательном уровне не было. Новый документ предполагает появление этого механизма, где будет запрещено органам вышестоящей власти по отношению к местному самоуправлению принимать любые решения, которые предопределяют затраты местной власти из своего бюджета. В полномочия местного самоуправления теперь никто не может вмешиваться, а если кому-то захочется это сделать, соответственно должны обеспечить и финансирование - прямым счетом или субвенциями – на выполнение этих полномочий.

Сами полномочия в законопроекте прописаны более четко. Они будут направлены не на содержание каких-то муниципальных учреждений, а на выполнение определенных функций для населения. Будет с кого спрашивать, кому предъявлять претензии. На сегодняшний день во многих случаях это сделать невозможно.

Закон остановит порочную практику передачи обязанностей, установление нормативов, предполагающих затраты, от одного уровня власти другому, не подкрепляя эти решения соответствующими ресурсами.


Законопроект предусматривает закрепление за губернаторами и прочими региональными руководителями достаточно эффективных рычагов контроля за деятельностью начальников муниципальных образований. В первую очередь это касается контроля за целевым расходованием направляемых на места денег. В случае нарушений или злоупотреблений властью губернатор будет иметь право снять с поста нерадивого главу муниципального образования и ввести внешнее управление сроком на год. В первоначальном варианте закона введение временной финансовой администрации предусматривалось только на основании решения органа исполнительной власти, губернатора или федерального правительства соответственно. В обсуждаемом варианте решение о временном возложении на органы государственной власти субъекта полномочий органов местного самоуправления в случае нецелевого расходования бюджетных средств, нарушения Конституции РФ, федерального закона, иных нормативных актов, принимается арбитражным судом.

Полная и всесторонняя оценка целесообразности ведения «внешнего управления» и его соответствия нормам Конституции и международного права приводит к выводу, что механизм государственного вмешательства в решение вопросов местного значения должен быть использован лишь при наличии чрезвычайных обстоятельств, связанных с защитой основ конституционного строя и обеспечением безопасности государства. Представляется, что задачи поддержки экономической эффективности местного самоуправления и защиты прав и свобод граждан могут быть решены в рамках применения мер уголовной и административной ответственности, а также в рамках предусмотренных данным законом механизмов отрешения от должности главы муниципального собрания и роспуска представительного органа. Таким образом, положения законопроекта о временном осуществлении полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти должны быть доработаны с точки зрения недопущения произвольного и расширительного их толкования и обеспечения максимальной самодеятельности муниципальных органов.

Законопроект в части 3 статьи 21 предусматривает, что если орган местного самоуправления не справляется с исполнением определенных государственных функций (причем нет никаких критериев успешного или неуспешного исполнения), то уполномоченный орган государственной власти имеет право издавать нормативные акты, обязательные для органов и должностных лиц органов местного самоуправления. Положения проекта фактически направлены на формирование новой вертикали исполнительной власти и предусматривают отношения прямого административного подчинения между органами государственной власти и местного самоуправления. Представляется, что осуществление муниципальными органами отдельных государственных полномочий не может являться основанием для издания обязательных для исполнения правовых актов органов государственной власти, так как данные полномочия реализуются органами местного самоуправления самостоятельно и под свою ответственность. Очевидно, что наличие подобного механизма прямого подчинения муниципальных органов федеральным и региональным органам власти (ст.20) является существенным недостатком проекта. По сути, предусматривается возможность передачи лишь исполнительно-распорядительных функций государственного управления при сохранении на уровне государственной власти всех регулятивных полномочий. Подобный подход к вопросу осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий не может быть признан эффективным.

Местное самоуправление, которое в соответствии с Конституцией не входит в систему государственных органов власти, при введении губернаторского финансового администрирования войдет в систему госвласти.



Таким образом, в законопроекте гораздо больше норм об ответственности органов местного самоуправления перед органами государственной власти, чем перед избирателями. Ответственность органа местного самоуправления перед гражданами законопроект оставляет на усмотрение уставов муниципальных образований.
К недостаткам законопроекта можно отнести и отсутствие четкой нормы о праве граждан обжаловать в суде действия органов государственной власти, представляющие собой неправомерное вмешательство в дела местного самоуправления.
В соответствии со ст.40 законопроекта все депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия на непостоянной основе, за исключением председателя представительного органа и одного из его заместителей, которые могут работать на постоянной основе. Полагаю, что реализация данного положения приведет к значительному снижению эффективности деятельности муниципальной власти. В зарубежных странах с развитой партийной системой и отработанными механизмами участия политических партий в процессах формирования органов публичной власти члены представительных органов публичной власти вынуждены подчиняться партийной дисциплине и отстаивать интересы соответствующих партий. В данном случае ответственность за принимаемые решения несут политические партии, деятельность которых обеспечивают высококвалифицированные специалисты. В России политические партии не имеют такого влияния на процессы принятия решений органами публичной власти. На муниципальном уровне, как правило, депутаты избираются в представительные органы самостоятельно, без партийной поддержки. От уровня квалификации каждого депутата, его ответственного отношения к исполнению своих полномочий зависит качество принимаемых представительным органом «правил игры», и, как следствие, качество жизни граждан, проживающих в муниципальном образовании. Депутат, осуществляющий полномочия на непостоянной основе, имеет ограниченные возможности для ознакомления с предложенными местной администрацией проектами муниципальных правовых актов, для профессиональной оценки их качества, для подготовки к ним поправок. Отношение к исполнению полномочий депутата как к «общественной нагрузке» в корне неверно. Именно представительный орган, а не администрация, несет ответственность за качество принимаемых им решений, поэтому необходимо предусмотреть в законопроекте оптимальные условия для эффективной деятельности депутатов представительного органа муниципального образования. Целесообразно предоставить возможность работы на постоянной основе руководителям постоянных комитетов и комиссий, организованных в составе представительного органа.
Целый ряд положений законопроекта предусматривает, что представительных орган муниципального образования, местная администрация, а также другие муниципальные органы в силу закона приобретают статус юридических лиц и подлежат обязательной государственной регистрации. В этой связи необходимо отметить, что указанные положения внесут значительную неопределенность в отношения, связанные с участием органов местного самоуправления в гражданском обороте. В соответствии со ст.124 Гражданского кодекса, муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образованиям применяются нормы, регулирующие участие муниципальных образований в хозяйственной деятельности не может быть обусловлено обязательной регистрацией органов местного самоуправления в качестве юридических лиц. Более того, наличие у органов местного самоуправления двойного статуса и двойной гражданско-правовой правосубъектности (права действовать от имени муниципального образования и от собственного имени) заметно усложнит рассмотрение споров и применение мер имущественной ответственности.
Принятие законопроекта потребует во-первых, внести изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы, чтобы на постоянной основе закрепить доходы субъектов и муниципальных образований, адекватные их обязательствам. Во-вторых, потребуется пересмотр ряда ранее принятых популистских законов, которые не обеспечены деньгами.
10 октября 2002 года Рязанский городской Совет принял решение №502 «О замечаниях к проекту новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Было отмечено, что законопроект требует серьезных доработок, в частности:

1. Проект не содержит гарантий самостоятельности и стабильности представительных органов местного самоуправления по различным направлениям деятельности. В последнем варианте проекта отсутствует даже декларативное упоминание об этом. Напротив, проект предусматривает возможность роспуска органов местного самоуправления в ряде случаев. В проекте содержится целая глава «Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль (!) за их деятельностью». Допускается возможность «временного исполнения полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти», что является существенным нововведением. В то же время, в проекте не проработан вопрос ответственности органов государственной власти субъектов РФ и федеральных органов власти за ненадлежащее исполнение обязанностей, касающихся местного самоуправления.

2. Нецелесообразно совмещение должностей Главы муниципального образования и руководителя представительного органа местного самоуправления (ст.36). Складывающаяся на уровне местного самоуправления практика показывает неэффективность такого «слияния». Отсутствие взаимного контроля исполнительной и представительной власти может отрицательно сказаться на функционировании органов местного самоуправления.

3. Нецелесообразно определение количества депутатов представительных органов местного самоуправления в зависимости от численности населения муниципального образования (ст.35). В соответствии с проектом численность депутатов представительного органа местного самоуправления города Рязани составит не менее 50 человек. В настоящее время полный состав городского Совета – 28 депутатов. Вопрос этот для федерального уровня не принципиальный, но мнение территорий – излишнее количество депутатов может затруднить работу, усложнится принятие решений.

4. Не учтена целесообразность сложившегося порядка работы депутатов на освобожденной основе.(ст.40) Требование не иметь депутатов, работающих на постоянной основе может снизить качество принимаемых решений, сделает их непрофессиональными, что дискредитирует представительный орган местного самоуправления как таковой.

Норма неосвобожденности депутатов может привести к тому, что многие граждане окажутся лишены права быть избранными в представительные органы власти. Это относится к гражданам, занимающим государственные должности, состоящие на государственной службе, поскольку совмещение государственной должности с депутатскими обязанностями запрещено законом.

5. Не до конца использована положительная практика и перспективы расширения полномочий органов территориального общественного самоуправления.

6. Недостаточно проработан вопрос формирования муниципальных казначейств и контрольно-счетной палаты при представительном органе местного самоуправления. (ст.38)

Возможность создания этих органов продекларирована, но не конкретизирован механизм создания и полномочия контрольных органов.

7. Недостаточно четко проведена граница между полномочиями исполнительной и представительной власти.

Последний вариант проекта закона (глава VIII) содержит более глубокую проработку механизма финансирования: помимо закрепленных за субъектами муниципальных налогов, предлагается установить соответствующие нормативы поступления в местные бюджеты федеральных и региональных налогов и сборов. Проект предусматривает механизм выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, а также иные средства финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов других уровней.


Законопроект вводит положения о контрольном органе муниципального образования, о необходимости опубликования (обнародования) результатов проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, что можно отнести к достоинствам проекта.

Отсутствие законодательно закрепленных принципов функционирования муниципальных контрольно-счетных органов затрудняет выработку единых методик проведения контрольных мероприятий, их взаимоотношения с федеральными финансовыми, налоговыми, правоохранительными органами, а также с другими муниципальными финансовыми и контрольно-ревизионными органами.

Предусматривая данное направление в Законе, необходимо исходить из того, что Муниципальный финансовый контроль - это регламентированная нормами права деятельность муниципальных субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов, правильности и эффективности их использования.

Этот термин включает в себя контроль хозяйственной, производственной, экономической и финансовой деятельности.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценности и денежных средств.

Муниципальный финансовый контроль является одним из основных инструментов, позволяющим представительному органу местного самоуправления обеспечивать эффективное исполнение стоящих перед ним задач на территории муниципального образования.

Исходя из этого, считаю необходимым прописать в Законе задачи контрольно-счетных органов:

- организация и осуществление контроля за рациональностью и эффективностью использования средств бюджета муниципального образования, в том числе целевых бюджетных фондов, целевых внебюджетных и иных фондов органами местного самоуправления, организациями и индивидуальными предпринимателями;

- контроль за распоряжением и управлением муниципальной собственностью;

- контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей городского бюджета, в том числе целевых бюджетных фондов, целевых внебюджетных и иных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов бюджета муниципального образования;

- анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета муниципального образования и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

- контроль за законностью и своевременностью движения средств бюджета муниципального образования, в том числе целевых бюджетных фондов, целевых внебюджетных и иных фондов в уполномоченных банках и в других финансово-кредитных организациях.
Реализовав указанные функции, контрольно-счетные органы превращают представительные органы местного самоуправления в реальных хозяев территории муниципального образования, т.к. позволят реализовать общественный независимый контроль над муниципальными финансами, что значительно укрепит позиции местного самоуправления.
Как отмечал еще в начале XIX столетия один из основателей науки о местном самоуправлении француз А.де Токвиль : «Изымите у общины ее силу и независимость, и вы найдете в ней лишь управляемых, но зато не рассчитывайте встретить здесь граждан».
В послании Федеральному собранию Президент акцентирует внимание:

«Хотел бы еще раз подчеркнуть: без дееспособного местного самоуправления эффективное устройство власти в целом считаю невозможным. Кроме того, именно здесь, на местном уровне есть огромный ресурс общественного контроля за властью. И на этом уровне мы обязаны навести порядок. Тот порядок, о дефиците которого говорят и пишут граждане страны.»


Считаю, что наша задача – поддержать в данном направлении. Тогда местное самоуправление даст ту отдачу, которую ожидает от него Президент и общество.


Холопов В.А.

Депутат Рязанского городского Совета,

Председатель комитета по общественной безопасности

И административно-правовым вопросам.
скачать


Смотрите также:
Совершенствование законодательной базы местного самоуправления как территориальной основы государства в свете проекта нового федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в рф"
192.07kb.
Проблемы организации межмуниципального сотрудничества
156.3kb.
Темы для рефератов по предмету «Муниципальное право»
58.89kb.
Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления»
45.14kb.
Сопоставление правовых особенностей городского самоуправления россии с основными моделями местного самоуправления
140.37kb.
Государственного и муниципального управления
21.65kb.
Федеральный закон от 06. 10. 2003 г. №131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в рф»
1165.99kb.
2 Полномочия органов местного самоуправления в правотворческой сфере
355.73kb.
Основы организации местного самоуправления
410.31kb.
2 Исполнительные органы местного самоуправления
94.88kb.
Курсовая работа по теме: «Основы деятельности местного самоуправления»
439.22kb.
Основные понятия и принципы местного самоуправления
136.43kb.