Главная стр 1
скачать
Современная семья и её участие в образовательном процессе ДОУ

Савинова О. Н.,

координатор по работе с семьёй

МДОУ ЦРР д/с № 476


Всем хорошо известно, что семья и ДОУ составляют для ребёнка на определённом этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребёнку социальный опыт.

Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнён тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Нестабильность общества, социальная напряжённость, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте.

Эту ситуацию можно нивелировать за счёт включения семьи в образовательное пространство ДОУ, для чего необходимо создать следующие условия:



1. построение всей работы должно основываться на нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом ДОУ;

2. предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомлёнными в вопросах организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребёнка, безопасности его пребывания в ДОУ;

3. обеспечение прозрачности и доступности во взаимодействии ДОУ и семьи, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных пректов-планов-программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребёнка.

4. взаимодействие ДОУ и семьи будет конструктивным, если оно опирается на результаты изучения: - потребностей и интересов семей;

- категорий семей;

- стилей семейного воспитания;

- ребёнка во всех его сферах развития;

- рейтинга проводимых в ДОУ форм сотрудничества с семьёй, позволяющего своевременно корректировать их содержание и структуру проведения.

Только в этом случае ДОУ сможет оказать своевременную социально-психолого-медико-педагогическую поддержку семье и ребёнку.

Очевидно, что ДОУ и современная семья должны прийти к согласию для построения конструктивного взаимодействия, ведь то, насколько успешно ребёнок будет проживать период посещения детского сада, зависит и от активного включения родителей в образовательный процесс.

В нашем ДОУ координатор по работе с семьёй – специалист, организующий эффективные взаимоотношения родителей и ДОУ. Многоаспектная деятельность специалиста отражена в циклограмме работы на неделю, а также его должностная инструкция предлагаются вашему вниманию.

Одной из основных задач ДОУ и современной семьи является создание условий, способствующих их эмоциональному сближению, получению родителями, педагогами и детьми опыта партнёрских отношений. Для достижения этой цели мы стремимся сформировать у родителей определённые позиции. На способах и целях формирования этих позиций я остановлюсь подробнее.

Формирование родительской позиции

Формируемая позиция родителя

Цели

Методы работы

1

2

3

1.Партнер

Определение социальной функции семьи и ДОУ;

укрепление детско-родительских отношений;

осознание и принятие статуса каждого участника образовательного процесса


Привлечение родителей к участию в управлении ДОУ (педсоветы, совет ДОУ), конференциях, мастер-классах, фестивалях

2.Эксперт

Образование открытого и доступного информационного пространства в ДОУ;

осознание семейного потенциала, его границ и возможностей;

понимание и принятие противоположных и взаимных взглядов на ситуацию;

понимание законов детского развития;

повышение педагогической эрудиции;

овладение технологией проведения диагностик, экспертиз



Привлечение родителей к определению качества работы ДОУ.

Анкеты,


опросники,

тесты,


памятки

3.Исследователь

Активизация и развитие педагогической рефлексии;

развитие навыков самонаблюдения, самоанализа, опыта общения с ребенком,

умения видеть свои успехи и затруднения;
повышение ответственности родителя за собственный личностный рост


Открытый анализ детской деятельности (просмотр видео, прослушивание аудиоматериалов, анализ результатов детского творчества);
выполнение родителями игровых заданий для семейного общения;

совместное решение проблемных педагогических задач


Данный подход формирования родительской позиции позволяет обеспечить дифференцированный подход к семьям воспитанников. Реализуя себя в рамках перечисленных позиций, родители, действительно, осознают себя более значимыми, уверенными, компетентными в вопросах образования своих детей.



Они понимают, что для полноценного развития ребёнка им необходимо тесно сотрудничать с ДОУ.
скачать


Смотрите также:
Современная семья и её участие в образовательном процессе доу
40.22kb.
Региональный компонент в образовательном процессе доу
26.08kb.
Организация питания в доу
110.35kb.
Структура содержания образования в доу
311.04kb.
«Дебаты как технология, реализующая компетентностный подход в обучении»
17.71kb.
Программа дисциплины «Современная русская литература»
514.98kb.
Основные направления деятельности, реализующие в воспитательно-образовательном процессе Реализация основных направлений развития дошкольников
297.04kb.
Положение о консультативном пункте для родителей и детей, не посещающих доу
57.29kb.
Информационные технологии в образовательном процессе гоу №339
57.27kb.
Использование информационных технологий в образовательном процессе
215.72kb.
Конкурсе газет «Здоровая семья- здоровая нация»
156.21kb.
Литература по теме " Современные личностно-ориентированные технологии и их использование в образовательном процессе"
114.53kb.