Главная стр 1
скачать
СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Интернет-технологии становятся все более распространенным и эффективным инструментом педагогических систем на различных ступенях образования.

К наиболее распространенным видам учебной деятельности, в осуществлении которой определяющую роль играет применение Internet-технологий, можно отнести следующие:


  • поиск и просмотр информации по различным направлениям (учебные предметы, увлечения, новости, погода и т.п.)

  • создание списков ссылок Internet по избранной тематике;

  • свободная переписка по электронной почте;

  • поиск корреспондента и переписка по определенной тематике;

  • участие в общих чатах;

  • участие в специализированных чатах;

  • участие в телеконференциях по определенной тематике;

  • создание Web-страниц по специализированной тематике;

  • работа в совместном (политическом, исследовательском, творческом) проекте.

Сеть Internet обеспечивает доступ ко всем категориям программного обеспечения ИТО:

  • тренировочные программы,

  • обучающие программы,

  • системы для поиска информации,

  • моделирующие программы,

  • микромиры,

  • инструментальные средства познавательного характера,

  • инструментальные средства креативного характера,

  • инструментальные средства для обеспечения коммуникаций.

Кроме того, в открытом доступе имеются электронные библиотеки художественной и научно-технической литературы, периодические издания, энциклопедии, словари, карты и т.д. Образовательные сайты предлагают самые разнообразные формы работы – от прогулки по музею до обмена мнениями в дискуссионном клубе, от просмотра новостей до обучения на бесплатных дистанционных курсах.

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы – предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм – дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.

В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. Современные педагогические технологии могут реализовываться только в инновационной школе.

Инновационной школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (Селевко, 1998). Инновационная школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, спортивной, научной деятельности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Современные инновационные школы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологической основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) инновационных школ:


  • Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.

  • Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.

  • Концептуальностъ учебно-воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.

  • Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.

  • Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.

  • Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.

Таким образом, методически верное использование Интернет-технологий в образовании несет в себе ряд преимуществ:

1. Уменьшение необходимости собирать студентов в одном месте и в одно время. Выгоды этого для студентов и преподавателя очевидны, а реализуется это достаточно просто, при наличии доступного ньюс-сервера и свободного доступа к Интернет-терминалам. Если данные технические факторы реализуемы, то возникает возможность с помощью таких средств как «список рассылки» или «телеконференция» создать «виртуальный класс».

2. Повышение индивидуальности обучения в сочетании с лучшими возможностями для коллективной работы «в классе». Каждый студент находится «на линии» с преподавателем, и это дает возможность неограниченных персональных консультаций. Для контактов с преподавателем и для своих электронных презентаций (докладов) студенты используют «список рассылки» или «телеконференцию» как единое «информационное пространство», что позволяет легко имитировать «обсуждение в классе» и делает данное обсуждение более продуктивным, т.к. реализуется не в устной, а в письменной форме.

3. Возможность преподавателя вовлекать в свой «виртуальный класс» других лиц (например, других преподавателей, экспертов, потенциальных работодателей для студентов и др.), участие которых в этом процессе может быть взаимовыгодным.



4. Результаты работы студентов и преподавателя в «виртуальном классе» остаются в электронных архивах, где они доступны всем желающим в любой момент. Этот момент важен как для студентов, т.к. они могут демонстрировать при необходимости результаты своей работы и делать на них ссылки в своих резюме, так и для преподавателя, поскольку архивы могут быть использованы для текущего преподавания и помогают контролировать степень новизны текущих результатов работы студентов.
скачать


Смотрите также:
Современные инновационные технологии в школьном образовании
48.25kb.
«Современные инновационные технологии на уроках русского языка и литературы»
45.68kb.
Современные образовательные технологии на уроках физики
65.35kb.
Аникеева Татьяна Владимировна, заместитель директора по увр моу «сош» р п. Турки «Системно-деятельностный подход методология фгос. Современные технологии в образовании»
141.15kb.
Современные здоровьесберегающие технологии в доу
116.47kb.
Доклады, подготовленные к форуму «Здоровое питание в образовательных учреждениях России: инновационные технологии и современные формы организации»
1178.85kb.
Первый международный конгресс стоматологов «современные методы управления и инновационные технологии в стоматологии»
30.54kb.
Инновационные технологии в доу
75.7kb.
Урок русского языка
78.57kb.
Современные информационные технологии в учебном процессе образовательных учреждений мвд россии
34.36kb.
Урок-семинар по теме «Современные компьютерные технологии». Раздел программы : «Современные компьютерные технологии». Тема урока : обобщающий урок по теме «Современ­ные компьютерные технологии». Тип урока : обобщающий урок
38.37kb.
«Технологии в педагогике и образовании: современные подходы и интерпретации
80.85kb.