Главная стр 1
скачать
Доклад Надмитовой Р.Б. на общешкольной родительской конференции

Тема: «Современные инновационные технологии на уроках русского языка и литературы»

Современные инновационные технологии помогают учителю делать процесс обучения более эффективным, учитывать уровень подготовленности учащихся, их физические и психические возможности, профиль обучения.

Современные образовательные технологии призваны:

- сделать эффективным педагогический процесс обучения и воспитания школьников,

- снизить энергозатраты как со стороны педагогов, так и школьников,

-развивать мотивацию обучаемых за счёт изменения позиции ученика с пассивной на активную,

- вывести процесс управления качеством образования на новый уровень.

В своей практике я опираюсь на внедрение таких технологий, которые направлены на гарантированное достижение намеченных результатов. Выбор технологии в учебной и внеурочной деятельности зависит от целей и задач, поставленных учителем на определённом этапе. Главная же цель использования современных технологий - придание познавательной деятельности на уроке характеристик интереса, активности, мотивированного выбора вариантов решения проблемы.

В формировании познавательного интереса учащихся к предмету приоритетную роль играет использование различных систем и технологий обучения. Чтобы вызвать у учащихся интерес, творческое начало, необходимо сделать урок интересным, нестандартным. В своей работе я применяю целый спектр уроков: уроки-, концерты, диалоги, семинары, форумы, путешествия, дидактические и ролевые игры, интегрированные уроки.

Современные образовательные технологии позволяют мне разрабатывать и реализовать новые формы проведения занятий: виртуальные экскурсии на родину великих писателей, чьё творчество изучается на уроках литературы (Л.Толстого, И.Тургенева, И.Бунина и многих др.), послушать фрагменты музыкальных произведений, имеющих непосредственное отношение к изучаемому художественному произведению (при изучении романа И.А.Гончарова «Обломов», поэзии Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева и т.д.), на уроках развития речи познакомиться с творчеством художников, провести экскурсию по картинам.

Школьники овладели навыками составления презентаций по русскому языку и литературе с использованием гиперссылок и анимации. Подготовленные учащимися презентации успешно применяются на уроках, являясь дополнительным материалом к проведению уроков, что вызывает у них чувство удовлетворённости результатами своего труда, развивает мотивацию обучаемых.

Ежегодно мои ученики участвуют в конкурсе «Медвежонок, занимают призовые места. (Будаева Настя, Романова Елена, Гармаева Надежда)

Мною постоянно ведется научно-исследовательская работа по проблемам русского языка и литературы. Учащиеся 8,9 классов с большим интересом пишут исследовательские проекты и защищают их заседания школьного научного общества ( 2009-2010 учебный год: Ревина Дарья, Егорчев Владимир «Как создать успешное резюме», Романова Елена, Саенко Юлия «Молодежный жаргон») размещают на интернет страницах, участвуют олимпиадах.

Развитие познавательного интереса к изучению литературы и русского языка происходит через внеклассную работу: 50% обучающихся посещают театральную студию на базе нашей школы, являются корреспондентами, операторами, операторами монтажа в Нашем Школьном Телевидении.

Одним из важных видов работы с детьми, на мой взгляд, является научно - исследовательская деятельность.

Исследовательская работа имеет огромное значение, так как:


  1. способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам;

  2. вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы обучающихся;

  3. формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач;

  4. развивает личностные качества ученика;

  5. влияет на выбор будущей профессии учеников.

Эта работа включает следующие этапы:

выбор темы;

-выявление проблемы исследования

-постановка цели и задач, определение объекта и предмета


исследования;

  1. сбор информации по проблеме;

выбор методики исследования;

  1. отбор и структурирование материала в соответствии с темой и

целями;

  1. оформление проекта;

  2. защита проекта.

Я выступаю в роли консультанта, оказывая необходимую по мощь на каждом этапе работы. При выборе темы учитываются интересы учащегося - его будущая профессия, желание разобраться в возникшем вопросе, давно привлекающая его личность или творчество какого-то художника и т.д. При этом тема должна быть конкретной, актуальной, выполнимой и оригинальной.

Затем следует основной этап работы - изучение литературных источников, изложение различных точек зрения на проблему, раскрытие основных положений, оценка полученных результатов.

Большая роль в проектно-исследовательской деятельности принадлежит компьютерным технологиям и Интернету, который обладает колоссальными информационными возможностями для поиска интересных и актуальных сведений.

Использование исследовательского метода изменяет позицию школьников, которые перестают быть простыми исследователями, а становятся творческими участниками учебного процесса.

Хотелось бы, чтобы многие обучающиеся были вовлечены в проектно-исследовательскую деятельность. Это принесло бы удовлетворение всем: и им, и их педагогам.

На данный момент созданы следующие учительские и ученические работы: «Крестьянский бунт» по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»; «Образы Петра Гринева и Маши Мироновой» в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»; биография А.С. Пушкина «…душа в заветной лире// Мой прах переживет и тленья убежит…»; поэма «Мцыри» М.Ю. Лермонтов; кадры к фильму «Мцыри»; Заочное путешествие «В Тарханы к Лермонтову»; «Театр 19 века»; Н.В.Гоголь «Пороки чиновничества» по комедии «Ревизор»; Россия на рубеже XVIII - XIX веков; серия детских картин по темам: «Мир Лермонтова», «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Маленький человек» Н. В. Гоголя и др.



На мой взгляд, результативность урока русского языка понятие относительное. Дело даже не в количестве поднятых рук, а в атмосфере урока: если в глазах виден процесс мысли, если глаза ученика горят, то результат очевиден

Поэтому новые современные технологии должны помогать становлению личности, успешной в профессиональной и семейной сферах, находящейся в согласии с другими людьми и с самим собой. Педагогика сотрудничества, демократизация и гуманизация образовательного процесса во многом способствует решению этих задач.
скачать


Смотрите также:
«Современные инновационные технологии на уроках русского языка и литературы»
45.68kb.
«Уроки гуманизма и гуманизм уроков русского языка и литературы»
78kb.
Литература 11 класс апрель Петрусь В. В
31.28kb.
Уроках русского языка и литературы «Все мы родом из детства…»
86.29kb.
Уроках русского языка и литературы (тема самообразования)
223.1kb.
Оздоровительные физкультпаузы на уроках русского языка и литературы, их роль и место
103.2kb.
Анализ учебно-воспитательной работы учителей русского языка и литературы в 2011-2012 учебном год
98.72kb.
«Реализация экспериментальной программы «Соловецкие юнги» на уроках русского языка и литературы»
29.69kb.
Создание личностно ориентированной среды на уроках русского языка, литературы и словесности
36.75kb.
Современные образовательные технологии на уроках физики
65.35kb.
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. Технология учебных мастерских на уроках русского языка
211.73kb.
Обобщение опыта учителя русского языка и литературы Власенко Ж. П. Тема опыта: «Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка»
56.31kb.