Главная стр 1
скачать
Тема: «Современные приемы формирования и развития познавательных процессов

(памяти и внимания) с применением ИКТ».
В психолого-педагогической науке и практике накоплен разноплановый материал для обучения и воспитания школьников. На сегодняшний день существует множество инновационных методик и технологий, которые помогают соответствовать новым стандартам и требованиям.

Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности. В программах развития красной строкой проходит цель развития творческих способностей, усиление самостоятельности в практической и умственной деятельности, развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Ученые отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, поэтому познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать потребность в творческой деятельности и развивать всё многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.

Необходима тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей, таких как память, внимание, воображение, мышление.

Ведущая задача взрослого – поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения, ведь по утверждению американского писателя П.Хаббарда «цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».

Проводимые мной занятия по данной методике с учащимися начальной школы создают условия для реализации таких задач как развитие у детей познавательных интересов, помогает формированию нестандартного мышления, творческих способностей. Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, воображения, быстроты реакции. Часть упражнений готовят учащихся к тестированию, которое, как известно, активно используется при проверке знаний, итоговых аттестациях, олимпиадах.

Использование на занятиях комплекс разнообразных упражнений позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной.
Введя в работу использование компьютера, я достигла нескольких целей:


  • Этот вид деятельности наиболее привлекателен (это ново, престижно)

  • Яркость предоставляемого материала

  • Отсутствие обиды на тестируемого (учителя, одноклассника)

  • Отсутствие стеснения, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и беспокойство, что и помогает добиваться раскрепощения, отсутствие внутренних зажимов.

На примере познавательного аспекта, а именно памяти и внимания, я хотела бы рассмотреть основные моменты прохождения моих занятий с учащимися.

  1. Теория + диагностика: выявление уровня развития памяти и внимания на данный момент обучения.


3. После занятий-тренировок диагностика повторяется, а результаты сопоставляются между собой. Если ребенку удалось повысить предыдущий результат, то и работа считается успешной.


На занятиях не ставятся отметки, хотя устное оценивание, конечно, осуществляется. К тому же ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи, что создает особый положительный эмоциональный фон: интерес и желание выполнять предлагаемые задания.

Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания первоклассников, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности. В силу возрастных особенностей школьникам предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий.

Методы и приёмы организации учебной деятельности второклассников в большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Курс данных занятий в 3 классе, продолжая и углубляя общие линии этого направления, заложенные в первых двух классах, имеет особенность – смещение акцента на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления учащихся.

На последующих этапах обучения (т.е., в 4 классе) продолжается развитие и тренировка основных психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей детей. Но теперь всё большее внимание уделяется логически-поисковым, частично–поисковым задачам, а так же решение нестандартных задач.

Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы, данные в которую заносятся на протяжении курса обучения. Результаты сопоставляются и, таким образом, отслеживается динамика роста познавательных способностей за год.

Занятия носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребенка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это – внимание, различные виды памяти, восприятие, воображение и мышление. На занятиях я пытаюсь создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления к размышлению и поиску, вызывать у ребенка чувство уверенности в своих силах.

В результате этих занятий школьники достигают значительных успехов в своём развитии. Они многому научаются, и эти умения применяют в учебе. А это значит, что возникает интерес к учебной деятельности.



Материал подготовила педагог - психолог «МОУ СОШ № 16» Шевлякова Л.И.
скачать


Смотрите также:
«Современные приемы формирования и развития познавательных процессов (памяти и внимания) с применением икт»
38.35kb.
Формирование навыка чтения на основе развития познавательных интересов
92.35kb.
Приемы и упражнения на развитие психических процессов приемы развития внимания
262.37kb.
Рекомендации родителям об особенностях развития памяти и внимания младшего школьника
27.91kb.
Консультация для воспитателей «организация работы по самообразованию»
31.87kb.
Развитие памяти и внимания в речевой деятельности у детей с зпр и онр
23kb.
Развитие внимания и памяти школьника. Цель
33.06kb.
Минуточку внимания! Методические приемы развития внимания младших школьников
69.49kb.
«Использование на уроках у первоклассников икт с целью формирования познавательных ууд»
84.3kb.
Особенности развития познавательных процессов детей в игровой деятельности
39.07kb.
Организация театрализованной деятельности в детском саду
28.87kb.
Библиотека психолога. Психодиагностика познавательных психических процессов Диагностика интеллекта и креативности Типологические особенности личности Мотивация, потребности, ценности Личностные опросники Диагностика межличностных отношений
409.63kb.