Главная стр 1
скачать
Содержание программы
Класс – 10

Учебники: Н.В. Загладин, Н.А. Симония «Всемирная история с древнейших времен до конца XIX века» (10 кл.)– М., «Русское слово», 2012

Н.С. Борисов «История России с древнейших времён до XVI века». «История России. XVII – XVIII вв.» М., Просвещение, 2012



Количество часов в неделю: 2

Количество часов в году: 68

Национально-региональный компонент: 7




Основные содержательные линии

Тема

Количество часов


Знать/понимать, уметь, использовать

Средства обучения

Виды контроля

1

Введение.

Этапы развития исторического знания

1

Сопоставлять историческую науку, прозу, публицистику на исторические темы; формационный, цивилизационный и стадиальный подход к истории человечества, рассматривать и сопоставлять теории «магистрального пути развития истории», «вертикального (формационного) прогресса», раскрывать вопрос влияния текущих политических интересов на восприятие истории; называть принципы научности в изучении прошлого и их значение в становлении истории как науки, характеризовать роль закономерностей и случайностей в жизни народов, движущие силы исторического развития, объяснять значение понятий: принципы историзма, формация, цивилизация, стадии роста, эпохи мировой истории

Работа с документом, стр. 11 – 13 учебника анализ типов обществ




2




Проблемы периодизации всемирной истории

1

Предыстория человечества, первобытное общество,

антропогенез, социогенез

знать этапы развития человечества

- уметь показывать на карте регионы, являющиеся прародиной человечества, формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей работы

Объяснять значение понятий: неолитическая революция, матриархат, патриархат, расы людей, наскальная живопись, давать характеристику ранних аграрно-скотоводческих культур, развития разделения труда и социальной структуры общества эпохи неолита, проводить поиск исторической информации, объяснять значение перехода к металлическим орудиям труда, происхождение семьи


Учебник, дидактика




3

Древний мир и Средневековье

Восточные славяне в VI-IX веке





1

Основные понятия: союз племен, соседская община, языче­ство, норманнская теория, полюдье, дань.

Называть различные взгляды на происхождение славян, выражать своё отношение к этой исторической проблеме, называть и показывать на исторической карте территорию расселения индоевропейцев и племенных союзов славян, объяснять значение понятий: индоевропейцы, великое переселение народов, племенные союзы, аргументировать свою оценку событий.

называть хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;

называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

читать историческую карту с опорой на легенду;

рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

описывать условия и образ жизни, занятия людей

приводить оценки исторических событий (в том числе и противоположные), изложенные в учебной литературе;

определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.




Работа с таблицей «Особенности славянского язычества»






4




У истоков рода человеческого

1

Называть современные научные концепции происхождения человека и общества, человеческого общества и природных сообществ, самостоятельно работать с дополнительной литературой, грамотно излагать материал, делать доклады на тему «Гипотезы о происхождении современного человека», анализировать роль климатических и географических факторов в становлении человечества, объяснять значение понятий: палеолит, мезолит, неолит, энеолит, австролопитеки, питекантропы, синантропы, гейдельбергский человек

Работа с документом, стр. 42 – 44 учебника стр. 60 – 62 учебника


5




Неолитическая революция. Этапы развития человеческого общества

1

Характеризовать уклад жизни первобытных людей, называть изменения в укладе жизни и формах социальных связей, развитие родоплеменных отношений, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями, делать сообщения

знать этапы развития человечества

- уметь показывать на карте регионы, являющиеся прародиной человечества, формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей работы


Учебник, дидактика




6




Киевская Русь. НРК Территория расселения коми народа и его соседей.

1

Основные понятия: раннефеодальное государство, раннефео­дальная монархия, феодaльная рента, вотчина, бояре, внеэконо­мическое принуждение, «лествичная система», вече, дружина.

Даты: 862г., 879-912гг., 882г., 883г.; 907г., 911г., 915г., 941г., 944г., 945г., 966г., 971г., 988г., 980-1015гг.;

называть даты важнейших событий, периоды значительных событий и процессов;

устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

читать историческую карту с опорой на легенду;

рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи.

сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.


Составление сравнительной таблицы




7




Деятельность первых русских князей

1

знать основные направления деятельности первых русских князей

уметь характеризовать деятельность князей, значение реформ Ольги в становлении Древнерусского государства называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

читать историческую карту с опорой на легенду;

рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи.

сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.


Работа по таблице «Предпосылки возникновения Древнерусского государства» работа с интерпретациями норманнской теории




8




Первые государства Древнего мира

1

Называть архаичные цивилизации древности и особенности их материальной культуры, характеризовать этапы развития государственности и форм социальной организации, объяснять значение рабовладения в Древнем мире, охарактеризовать роль и значение в Древней истории Саргона, Джосера, Эхнатона, Хаммурапи, Кира, Дария, Цинь Шихуанди, Солона, Фемистокла, Перикла, объяснить значение понятий: фараон, военная деспотия

Карта «Государства в древности», атлас, контурная карта, портреты


C/р

9




Культура Киевской Руси

1

Основные понятия: культура, фольклор, былины, изборник, летопись, житие, крестово-купольный храм, икона, иконопись, мозаика, фреска.

Даты: 1049г., 1117г., 1185г., 1113г., 996г., 1037г., 1052г., 1165г.

на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников;

описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи.

называть характерные, существенные черты минувших событий и явлений;

излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;

определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.

сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;




Сравнительный анализ деятельности первых русских князей (таблица)




10




Новый этап духовной жизни

1

Называть причины становления новых систем религиозного мировоззрения, их влияние на общество, поведение человека, объяснять роль утверждения органического представления об обществе, циклическое и линейное восприятие исторического времени, давать сравнительную характеристику социальных норм, духовных ценностей, философской мысли в древних цивилизациях Востока, определять свою позицию по отношению к явлениям духовной жизни древних цивилизаций

Учебник

7

11




Русские земли в XII-XIII веке. НРК Коми край и русские княжества.

1

Основные понятия: феодальная раздробленность, княжеский домен, вотчинное земледелие, удел, боярская республика, великороссы, ари­стократия, корпоративные интересы.

Даты: 1111г., 1113-1125гг., 1147г., 1125-1157гг., 1157-1174гг., 1176-1212гг.,

называть даты важнейших событий,;

называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

читать историческую карту с опорой на легенду;

рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

описывать условия и образ жизни, занятия людей в историческую эпоху.

соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;

называть характерные, существенные черты минувших событий и явлений;

излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;

объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории



Учебник, раздаточный материал

7

12




Античные цивилизации Средиземноморья

1

Называть античные цивилизации Средиземноморья, давать сравнительную характеристику географического положения, состава населения, характеризовать роль колонизации и торговли, анализировать сходства и различия афинского и римского полисов, работать с текстом учебника, исторической картой,

Карта «Греция и Рим в древности», атлас, контурная карта

8

13




Политическая раздробленность на Руси

1

знать причины политической раздробленности, ее сущность

- уметь характеризовать предпосылки раздробленности, сопоставлять процесс раздробленности Древнерусского государства и стран Западной Европы, определять сходства и различия, высказывать оценочные суждения о положительных и отрицательных последствиях раздробленности

Политическая раздробленность, княжеский домен, вотчинное землевладение, удел

Составление сравнительной таблицы по периоду раздробленности на Руси и в Западной Европе



Составление сравнительной таблицы по периоду раздробленности на Руси и в Западной Европе

9

14




Античные цивилизации Средиземноморья

1

Называть античные цивилизации Средиземноморья, давать сравнительную характеристику географического положения, состава населения, характеризовать роль колонизации и торговли, анализировать сходства и различия афинского и римского полисов, работать с текстом учебника, исторической картой,

Карта «Греция и Рим в древности», атлас, контурная карта

10

15




Культура Руси в XII – начала XIII века

1

Характеризовать культуру Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности

уметь проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа

Культура, житие, хождение, икона, фреска, миниатюра


Работа с документами, стр. 126 – 128 учебника, сравнительный анализ России и Европы в период раннего Средневековья










Исламская цивилизация

1

Называть причины и этапы возникновения исламской цивилизации, особенности политического, социального развития исламских цивилизаций, представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в форме конспекта, реферата, критически осмысливать общественные процессы в исламском мире

Учебник

11-12

16




Монгольское нашествие

1

Основные понятия: монгольское завоевание, кочевой феода­лизм, орды некое иго

Даты:1223г., 1238г., 1240г., 1242г.,1262г, 1240-1480гг., 1380г.

называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;

называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

читать историческую карту с опорой на легенду;

рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

приводить оценки исторических событий (в том числе и противоположные), изложенные в учебной литературе;

определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории


Учебник

Работа с интерпретациями монгольского нашествия. Составление схемы «Причины поражения Киевской Руси в борьбе с татаро-монгольскими захватчиками в XIII веке»



14

17




Становление христианско-средневековой цивилизации

1

Называть причины Великого переселения народов и формирования христианской средневековой цивилизации в Европе, особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях, обозначать роль церкви в раннефеодальном обществе, характеризовать социокультурное и политическое развитие Византии, складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями, делать сообщения

Учебник, дидактика

13, 15, 16


18




Русские земли под властью Золотой Орды

1

знать основные события «батыева нахождения»

уметь выявлять последствия монгольского нахождения, его влияния на весь ход русской истории, высказывать аргументированное мнение по проблеме «Влияние монгольского ига на складывание российской цивилизации. Оценки монгольского ига: 1. Иго носило террористический характер. 2. Русь и Золотая Орда – идеальный симбиоз (Л. Н. Гумилев) »

читать историческую карту с опорой на легенду;

рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

приводить оценки исторических событий (в том числе и противоположные), изложенные в учебной литературе;

определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории

составлять конспекта «Этапы монгольского нашествия», работа с интерпретациями монгольского нашествия




Работа с интерпретациями монгольского нашествия. Составление схемы «Причины поражения Киевской Руси в борьбе с татаро-монгольскими захватчиками в XIII веке»




19




Феодальное общество в Западной Европе

1

Выделять социально-экономические и политические факторы процесса централизации, причины укрепления власти монархов в западноевропейских государствах, причины и последствия крестовых походов, характеризовать процесс зарождения европейской правовой традиции, характеризовать сословно-корпоративный строй в средневековом обществе, называть предпосылки начала процесса модернизации, объяснять значение понятий: варвары, конунг, гунны, домен, сеньор, вассал, суверен, военная демократия, уния, крестовые походы, кортесы, парламент, Генеральные штаты, Жакерия, Реконкиста, феодализм, охарактеризовать роль и значение в Средневековой истории Атиллы, Карла Великого, Оттона, Юстиниана, Вильгельма Завоевателя, Филиппа IV, Карла IV, У. Тайлера, Карла VII, Жанны д Арк, работать с текстом учебника, картой

Карта «Европа в V-XV вв», атлас, портреты, учебник

17, 18,

20




Экспансия с Запада

1

основные факты и хронологию событий немецко-шведской агрессии на Русь

- уметь высказывать оценочные суждения и вести дискуссию по теме «Все славянские народы утрачивали национальную самостоятельность кроме русских. Выбор А. Невского сохранил возможность формирования русской государственности. Согласны ли вы с данным утверждением?»

Экспансия, крестоносцы, крестовые походы


Учебник

Работа с документом




С/р

21




Феодальное общество в Западной Европе

1

Выделять социально-экономические и политические факторы процесса централизации, причины укрепления власти монархов в западноевропейских государствах, причины и последствия крестовых походов, характеризовать процесс зарождения европейской правовой традиции, характеризовать сословно-корпоративный строй в средневековом обществе, называть предпосылки начала процесса модернизации, объяснять значение понятий: варвары, конунг, гунны, домен, сеньор, вассал, суверен, военная демократия, уния, крестовые походы, кортесы, парламент, Генеральные штаты, Жакерия, Реконкиста, феодализм, охарактеризовать роль и значение в Средневековой истории Атиллы, Карла Великого, Оттона, Юстиниана, Вильгельма Завоевателя, Филиппа IV, Карла IV, У. Тайлера, Карла VII, Жанны д Арк, работать с текстом учебника, картой

Карта «Европа в V-XV вв», атлас, портреты, учебник

17, 18,

22




Усиление Московского княжества в XIV – первой половине XV века

1

Основные понятия: религиозный центр, национальное само­сознание, о6щежительный устав, феодальная война, уния, авто­кефалия.

Даты: 1300г, 1327г., 1328-1340гг., 1340-1353гг., 1362-1389гг., 1380г., 1425-1462гг, 1428г.

называть даты важнейших событий;

соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

читать историческую карту с опорой на легенду;

сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников;

описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи.

соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;

излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;


сравнительный анализ процессов централизации на Руси и в Западной Европе




23




Кризис традиционного общества в странах Западной Европы

1

Называть предпосылки начала процесса модернизации: зарождение национальных государств и самосознания, конфликты светской и духовной власти и их разграничение, особенности статуса городов, зарождение системы сословного представительства, давать сравнительную характеристику путей развития стран Западной и Восточной Европы, Европы и Азии, формулировать собственную позицию, использовать для её аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения, объяснять значение понятий: парламент, Генеральные штаты, Жакерия, Реконкиста, сословно-представительная монархия

Учебник

20, 21

24




Причины возвышения Москвы. НРК Стефан Пермский. Христианизация коми.

1

уметь формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы

характеризовать включение Коми края в состав Новгородского княжества, последствия этого события и его значение, причины этого присоединения, работать с дополнительной литературой, историческим документом, оценивать вклад новгородцев в культуру коми народа, анализировать данные таблицы

характеризовать жизнь и деятельность Стефана Пермского, его роль в в истории края; Называть причины миссионерского похода Стефана Пермского, причины христианизации коми, образования Пермской епархии, значение создания древнепермской азбуки, причины успеха миссионерского похода Стефана Пермского; излагать главные вопросы темы, пути преодоления сопротивления местной верхушки; итоги деятельности Стефана Пермского; составлять план-конспект исторического источника.


Работа с документом, таблица «Основные направления деятельности Ивана III»




25




Цивилизации Древнего мира и Средневековья

1

проводить комплексный поиск исторической информации в различных исторических источниках, участвовать в групповой исследовательской работе, организовывать работу группы, делать сообщения, формулировать собственную позицию, использовать для её аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения, дискутировать по вопросам и заданиям изученной темы

Раздаточный материал

С/р

26

Новое время: эпоха модернизации

Образование единого Русского государства




1


Даты: 1425-1462гг., 147г., 1485г., 1480г., 1500-1505гг., 1497г.,

Основные понятия: единое Русское государство, централиза­ция, поместье, помещик, дворянин, местничество, Юрьев день, пожилое, Боярская дума, Судебник 1497г., крепостное право, самодержавие, ересь.

Даты:1425-1462гг., 1462-1505гг., 1497г.,

называть даты важнейших событий;

читать историческую карту с опорой на легенду;

проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников;

описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи.


Работа с документами, учебник, стр. 209 - 212






27




Характеристика эпохи «Новое время»

1

Доказывать тезис: «Новое время – эпоха мировоззренческих, политических, экономических и технологических перемен», актуализировать пройденный материал, называть важнейшие события нового этапа исторического развития, характеризовать периодизацию Нового времени

Учебник

Работа с документом




24

28




Становление поместного землевладения

1

Объяснять модернизацию как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу, изменение роли технологических и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации, характеризовать основные события модернизации, анализировать её позитивные и негативные последствия, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями, работать с текстом учебника

Учебник, дидактика

24

29




Великие Географические открытия и начало борьбы за колонии между европейскими державами

1

Объяснять мотивы колониальной экспансии и причины успехов европейских завоевателей, делать сообщения о великих путешественниках (Колумб, Веспуччи, Диаш, Васко да Гама, Кортес, Писарро, Магеллан), характеризовать социально-экономические, общественно-политические и идеологические последствия колониальных завоеваний для различных стран Европы, называть этапы формирования нового пространственного восприятия мира

Учебник, дидактика

25

30




Русская культура XIV – XV века

1

знать культуру народов российского государства, новые формы культуры

- уметь выявлять основные тенденции развития культуры, характеризовать достижения русской культуры

Великие Минеи четьи, Домострой, публицистика, книгопечатание, шатровая архитектура








31




Социально-экономическое развитие в странах Западной Европы в XV-XVII вв.

1

Характеризовать торговый и мануфактурный капитализм, новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации, объяснять процесс становления внутренних рынков в Европе, развитие международного разделения труда и протекционистскую политику, работать с текстом учебника и картой, объяснять значение понятий: мануфактуры, огораживание, эпоха Возрождения, представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в форме конспекта, реферата, критически осмысливать социально-экономические процессы в странах Западной Европы

Учебник

Работа с документом




26

32




Особенности архитектуры Москвы, Новгорода, Пскова

1

знать достижения русской культуры

- уметь выявлять основные тенденции развития культуры, характеризовать достижения русской культуры, представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах публичной презентации

формулировать собственную позицию, использовать для её аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения


Учебник, дидактика

27

33




Абсолютистские монархии в Западной Европе

1

Объяснять переход от сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности, её идеологических и правовых основ, особенности понятия «абсолютизм» в различных странах Европы, называть отличие европейского абсолютизма от деспотических режимов древности, объяснять значение понятий: общественный договор, просвещённый абсолютизм, объяснять феномен просвещённого абсолютизма, делать сообщения, формулировать собственную позицию, использовать для её аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения

Учебник, дидактика

28

34




Россия в XVI веке

1

Характеризовать концепцию государственного суверенитета, объяснять революционный характер идей Просвещения для своего времени, объяснять суверенитет государства как отражение универсального признания суверенной власти монарха над своими подданными, готовить сообщения о великих просветителях (Локк, Вольтер, Дидро, Руссо, Монтескьё, Гольбах, Мабли, Гельвеций), проводить комплексный поиск исторической информации в различных исторических источниках, участвовать в групповой исследовательской работе, организовывать работу группы

Учебник

Работа с документом




29

35




Правление Ивана IV Грозного

1

Основные понятия: реформы, регент, Избранная рада, сословие, сословно-представи­тельная монархия, Земский собор, царь, приказы, кормления, Стоглавый собор, стрельцы, Избранная рада, иосифляне, нестяжатели, опричнина, террор, патриаршество, засечная черта, казачество.

Даты: 1505-1533гг., 1547г., 1533-1584гг., 1505-1533гг., 1533-1584гг.,1549г., 1550г., 1552г., 1556г., 1581г., 1565-1572гг., 1591г., 1597г., 1598-1605гг.,

Называть особенности политического развития России в I половине XVI в., причины, сущность, последствия проведённых Иваном Грозным реформ (судебной, военной, местного управления), называть цель создания Избранной Рады, анализировать основные положения «Судебника», работать с историческим документом, устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями,

называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

читать историческую карту с опорой на легенду;

сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

Объяснять сущность опричнины, её цели и последствия, объяснять значение понятий: опричнина, земщина, засека, опричное войско, массовый террор, приводить различные оценки опричнины и выражать своё отношение к этим оценкам историков, анализировать, обобщать, оценивать исторические факты и явления, аргументировано высказывать своё мнение

Охарактеризовать главные основные направления внешнеполитической деятельности Ивана Грозного, определить значение присоединения новых территорий и дальнейшего расширения на восток, объяснять причины, ход и итоги Ливонской войны для России, работать с историческим документом, устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями



Решение исторических задач: «Определить основные направления внешней политики Ивана Грозного и указать примеры успехов и неудач в ее осуществлении»

«Причины побед России на Востоке и поражений на Западе»



44, 45

36




Русская культура XVI века

1

знать культуру народов российского государства, новые формы культуры

- уметь выявлять основные тенденции развития культуры, характеризовать достижения русской культуры

Объяснять этапы эволюции традиционных социальных групп в индустриальном обществе, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями, работать с текстом учебника


Написание эссе по предложенной теме

33, 36

37




Смутное время. НРК «Великая Смута» и Коми край.

1

Основные понятия: Смута, династический кризис, между­царствие, самозванец, шляхта, «крестоцеловальная запись», Семи6ояр­щина, Совет всей земли, интервенция, национальный подъем, гетман, ополчение.

Даты:1581г., 1598г., 1592-1593гг., 1589г., 1601-1603гг., 1605-1613гг., 1606-1607гг., 1606-1610гг., 1608-1610гг., 1610-1612гг., 1612г., 1613г., 1618г;

устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

читать историческую карту с опорой на легенду;

рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников;

описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи.

объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;

Называть основные события на коми земле, показывать территорию расселения в XVI веке, объяснять, где возникали поселения, основные занятия их жителей, процесс освоения северных районов, характеризовать типы заселения и постройки, объяснять значение понятий: починок, займище, прибрежно-речной тип заселения, погост, слобода, этнографические группы.



Работа с документом, учебник, стр. 251 - 252

С/р

38




Первые буржуазные революции

1

Называть предпосылки и причины буржуазных революций в Нидерландах, Англии, Франции, войны за независимость в Северной Америке, их итогов, характеризовать классические идеологические доктрины (либерализм, консерватизм, социализм, анархизм), социально-экономические, политические и духовные предпосылки становления гражданского общества, охарактеризовать роль и значение в истории Нового времени Вильгельма Оранского, Кромвеля, Лилбёрна, Якова II, Франклина, Джеферсона, Вашингтона, Робеспьера, Дантона, Марата, объяснять значение понятий: пресветериане, индепенденты, левеллеры, диггеры, режим капитуляций, фактории, Бостонское чаепитие, «Билль о правах», якобинцы, жирондисты, революционный террор, термидорианский режим, континентальная блокада, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями, работать с текстом учебника

Работа с документом, учебник, стр. 282 - 283 Составление сравнительной таблицы «Общие черты и особенности Английской и Французской революции»

37, 38, 39

39




Интервенция. Народное ополчение

1

знать основные события смутного времени

- уметь выявлять предпосылки Смуты, аргументировано доказывать свою точку зрения, участвуя в дискуссии по проблеме «Можно ли сравнивать Смуту с революционными событиями начала ХХ века? Что объединяет и отличает эти две национальные катастрофы», выявлять различные точки зрения на исторические события и уметь аргументировать одну из них

Смута, династический кризис, междуцарствие, самозванец, Семибоярщина, интервенция, ополчение, национальный подъем

Консолидация общества, «белая слобода», тягло, ясак



Работа с интерпретацией причин и характера Смуты, сравнительная таблица «Первое и второе ополчение» работа с документами, учебник, стр. 258 - 260





40




Земский собор 1613 года

1

знать основные события смутного времени

- уметь выявлять предпосылки Смуты, аргументировано доказывать свою точку зрения, участвуя в дискуссии по проблеме «Можно ли сравнивать Смуту с революционными событиями начала ХХ века? Что объединяет и отличает эти две национальные катастрофы», выявлять различные точки зрения на исторические события и уметь аргументировать одну из них



Основные понятия: Земский собор, сословия, самодержавие, консолидация общества, полки «иноземно­го (нового) строя», «белая слобода», тягло, ясак, мануфактура, все­российский (внутренний) рынок, протекционизм, Соляной бунт, Медный бунт, Соборное уложение, раскол, старообрядчество.

Даты: 1613-1645гг., 1632-1634гг., 1645-1676гг., 1649г., 1654-1667гг.



Учебник

Работа с документом







41




Россия после Смуты

1

знать новые явления, которые стали появляться в Российской экономике в XVII веке

- уметь анализировать эти явления, определяя к какой экономической системе они принадлежат



Основные понятия: Земский собор, сословия, самодержавие, консолидация общества, полки «иноземно­го (нового) строя», «белая слобода», тягло, ясак, мануфактура, все­российский (внутренний) рынок, протекционизм, Соляной бунт, Медный бунт, Соборное уложение, раскол, старообрядчество.

Даты: 1613-1645гг., 1632-1634гг., 1645-1676гг., 1649г., 1654-1667гг.



Работа с интерпретацией причин и характера Смуты, сравнительная таблица «Первое и второе ополчение» работа с документами, учебник, стр. 258 - 260





42




Внутренняя политика первых Романовых

1

Основные понятия: Земский собор, сословия, самодержавие, консолидация общества, полки «иноземно­го (нового) строя», «белая слобода», тягло, ясак, мануфактура, все­российский (внутренний) рынок, протекционизм, Соляной бунт, Медный бунт, Соборное уложение, раскол, старообрядчество.

Даты: 1613-1645гг., 1632-1634гг., 1645-1676гг., 1649г., 1654-1667гг.

называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов

читать историческую карту с опорой на легенду;

проводить поиск

рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников;

описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи.

соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;

называть характерные, существенные черты минувших событий и явлений;



Решение исторических задач

С/р

43




Внешняя политика России в XVII веке

1

Основные понятия: Запорожская Сечь, уния, реестр, гетман, рада, воссоединение.

Даты:1632-1634гг.,1654-1667гг.,1648г., 08.01.1654г., 1686г., 1676-1681гг., 1687-1689гг.

называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;

соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

читать историческую карту с опорой на легенду;

проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

называть характерные, существенные черты минувших событий и явлений;

объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;

объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.



Учебник, дидактика




44




Русская культура XVII века

1

Основные понятия: академия, автобиография, сатирическая повесть, обмирщение культуры, светскость, секуляризация (обмирщение) культуры, парсуна, реализм, «нарышкинское» (украинское) ба­рокко.

Даты: 1634г., 1648г., 1652г., 1653г., 1687г

периоды значительных событий и процессов;

устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников;

описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи.


Учебник

Работа с документом







45




Промышленный переворот и его значение

1

Называть причины технического прогресса, промышленного переворота, характеризовать развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества, работать с понятийным аппаратом, раскрывать сущность промышленного переворота, характеризовать марксизм и рабочее революционное движение, развитие социальной структуры индустриального общества, объяснять значение понятий: чартизм, локаут, промышленный переворот, технический прогресс, модернизация, делать сообщения, формулировать собственную позицию, использовать для её аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения

Учебник, дидактика

31, 32

46




Начало правления и реформы Петра I

1

Основные понятия: «потешные полки», рекрутский набор, ре­гулярная армия, единонаследие, подушная подать, перепись на­селения, приписные и посессионные крестьяне, меркантилизм, бюрократизация, Сенат, коллегия, Синод, фискал, прокурор, обер-прокурор, губерния, империя, Табель о рангах. классицизм, Просвещение, сентиментализм, нарышкинское барокко, парсуна, секуляризация,

коллегии, губернии, Генеральный регламент,

Даты: 1695г.,1696г., 1697-1698гг., 19.12.1699г., 1708-1710гг., 1722г.. 1721г.,

Называть причины модернизации всех сфер общественной жизни, проводимой Петром I, перечислять основные реформы, раскрывать их сущность и последствия, давать оценку и значение преобразований, работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать основные вопросы темы.

сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;

объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.

приводить оценки исторических событий (в том числе и противоположные), изложенные в учебной литературе;

определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.


Работа с интерпретацией петровских преобразований. Решение исторических задач




47




Внешняя политика Петра I

1

Основные понятия: военно-морской флот, Северный союз, морская держава.

Даты:1700-1721гг., 1700г., 16.05.1703г., 28.09.1708г., 27.06.1709г., 1711г., 27.07.1714г., 1720г., 1721г.

Охарактеризовать международную обстановку к началу XVIII века, осветить причины, ход Северной войны, причины поражения русской армии на начальном этапе войны, процесс создания армии нового образца, разобрать ход Полтавской битвы, работать с дополнительной литературой, исторической картой, анализировать, обобщать, делать выводы, готовить сообщения, рассмотреть вклад выдающихся личностей в историю: Карл XII, М. Голицын, Я. Брюс, Ф. Апраксин;



Учебник

Работа с документом







48




“Культурная революция” в России в начале XVIII века

1

Называть основные достижения и направления духовной жизни русского народа, его бытовую культуру, направления развития изобразительного искусства, архитектуры, скульптуры, театра, работать с дополнительной литературой, историческим документом, анализировать, обобщать, делать выводы, готовить сообщения

Учебник, дидактика




49




Эпоха дворцовых переворотов

1

Основные понятия: дворцовый переворот, фаворит, Верхов­ный Тайный совет, кондиции, олигархия, бироновщина, шляхет­ский корпус, таможенные пошлины, «манифест о вольности дворянства», Семилетняя война.

Даты: 1725-1727гг., 1727-1730гг., 1730-1740гг., 1741-1761гг., 1754г., 1761-1762гг., 1762г., 1735-1739гг., 1756-1763гг.

Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику преемников Петра I, называть насущные общественные проблемы, давать сравнительную характеристику правления Петра и его преемников, объяснять значение понятий: дворцовые перевороты, Верховный Тайный совет, бироновщина, называть главные направления экономических и социальных реформ в период «дворцовых переворотов», делать выводы, излагать основные вопросы темы

приводить оценки исторических событий (в том числе и противоположные), изложенные в учебной литературе;

определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.


Сравнительная таблица «Деятельность Петра I и его преемников»

С/р

50




Общественно-политическое развитие стран Западной Европы в I половине XX века

1

Характеризовать основные направления развития литературы и искусства в Новое время, мировосприятие человека индустриального общества, процесс формирования классической научной картины мира – от научной революции XVII века к торжеству позитивизма в XIX веке, делать сообщения о выдающихся деятелях культуры, формулирование своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесение их с исторически возникшими мировоззренческими системами, осознавать себя представителем исторически сложившегося этнокультурного, конфессионального сообщества

Таблица «Дипломатические договоры и соглашения России второй половины XVIII века»

35

51




Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм

1

Основные понятия: «просвещенный абсолютизм», эпоха Про­свещения, просветители, Уложенная комиссия, генерал-губерна­тор, монополия, жалованная грамота, корпоративная организа­ция, дворянское собрание, гильдия, мещанство, городская дума, крестьянская война.

Даты:1705г., 1707-1708гг., 1754г., 1762г.,1762-1796гг., 1763г., 1767г., 1772-1775гг.,1775г., 1785г.

Называть основные направления внутренней политики Екатерины Великой, изменения политической системы, цель и результаты деятельности Уложенной комиссии, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями, высказывать и аргументировать свою оценку действий Екатерины II, Охарактеризовать период просвещённого абсолютизма, называть главные результаты проводимой политики, самостоятельно работать с дополнительной литературой, грамотно излагать материал, делать выводы, обобщать.

рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;

называть характерные, существенные черты минувших событий и явлений;

объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.


Учебник, дидактика




52




Внешняя политика России в XVIII веке

1

Основные понятия: Новороссия, разделы Речи Посполитой, коалиция.

Даты: 1768-1774гг., 1783-1791гг., июль 1774г., 22 декабря 1791г.

Называть особенности внешней политики России во II половине XVIII века, охарактеризовать Русско-турецкие войны, войну со Швецией и разделы Польши, работать с дополнительной литературой, историческим документом, анализировать, обобщать, делать общие выводы о целях, направлениях и результатах, готовить сообщения, объяснять значение понятий: коалиционная война, геополитика, разделы Польши, работать с дополнительной литературой

называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

читать историческую карту с опорой на легенду;

проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;


Учебник

Работа с документом







53




Царствование Павла I

1

Основные понятия: престолонаследие, деспотизм.

Даты: 1796-1801гг., 1797г.,

называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

называть характерные, существенные черты минувших событий и явлений;

излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;

объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.

приводить оценки исторических событий (в том числе и противоположные), изложенные в учебной литературе



Составление схемы «Павел I (1796 - 1801): противоречивость внутренней политики»




54




Русская культура XVIII в. НРК Культура коми в XVII-XVIII вв.

1

Основные понятия: система народного просвещения, сослов­ное образование, университет, гимназии, идеология, рационализм, класси­цизм, сентиментализм, барокко,

сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников;

описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи.

называть характерные, существенные черты минувших событий и явлений;

приводить оценки исторических событий (в том числе и противоположные), изложенные в учебной литературе;

определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.



Учебник, дидактика




55




Экономическое и социальное развитие России в конце XVIII -первой половине ХIХ в.

1

Основные понятия: рыночные отношения, товарная продукция, промыслы, отходничество, конкуренция, предприниматели, промышленный переворот, фабрика, капиталистические отно­шения, ярмарка, экспорт, импорт.

читать историческую карту с опорой на легенду;

проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи.

соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;

сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;


Учебник

Работа с документом







56




Новое время: эпоха модернизации

1

Объяснять этапы эволюции традиционных социальных групп в индустриальном обществе, давать сравнительную характеристику различных моделей перехода от традиционного к индустриальному обществу, называть причины становления первых рабочих партий и профсоюзов, характеризовать зарождение социальной политики, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями, работать с текстом учебника

Учебник, дидактика




57




Реформы Александра I

1

Основные понятия: «Негласный комитет», министерство, Государственная дума, Государственный совет, университетский устав, ав­тономия, самоуправление, «вольные хлебопашцы».

Даты: 1797г., 1802г., 1803г., 1811г.

называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи.

называть характерные, существенные черты минувших событий и явлений;

сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;

объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.



Учебник, дидактика




58




Борьба с Наполеоном. НРК Участие коми народа в Отечественной войне 1812г.

1

знать ключевые задачи внешней политики России в начале XIX века и способы их достижения, ключевые события Отечественной войны 1812 г.

- уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения

Контрибуция, континентальная блокада, конгресс, партизаны, Восточный вопрос

Называть военные походы с участием коми; называть города и поселения, основанные на присоединенных территориях;

Охарактеризовать наборы ополченцев, участие в войне коми-охотников, сбор пожертвований на военные нужды, размещение французских военнопленных на территории Яренского и Усть-Сысольского уезда, участие коми-ополченцев в Отечественной войне, работать с дополнительной литературой, историческим документом, анализировать, обобщать, делать выводы, готовить сообщения, обобщать.


Составление таблицы «Участие России в наполеоновских войнах. Отечественная война 1812 года. Разгром Наполеона»




59




Внутренняя политика II половины царствования Александра I. Восстание декабристов.

1

Основные понятия: аракчеевщина, военные поселения, казен­ный мистицизм, цензура, тайное общество, «Зеленая книга», «Конституция», «Русская правда», военный переворот, пропаганда, общественное мнение, конституционная монархия, республика, имущественный ценз, федерация, военная диктатура, диктатор, каторга.

Даты: 1815г., 1816-1819гг.,1818г. 1821г., 1821-1822гг., 14 декабря 1825гг.

называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;

устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

читать историческую карту с опорой на легенду;

сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;

объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.

определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.


Сравнительная таблица «Конституция Н. Муравьева и «Русская правда» П. Пестеля», схема «Идеологические истоки декабристского движения», работа с документом

С/р

60




Внутренняя политика Николая I

1

Основные понятия: канцелярия, государственная безопасность, цензура, теория «официaльной народности», жандармы, обязанные крестьяне, кодификация, ассигнации, кредитный билет, прямые и косвенные налоги, монополия, откупщик.

Даты: 1826г., 1836г., 1832-1835гг.,1837-1841гг.,1839-1843гг., 1830-1831гг., 1859г.

называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи;

соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;

называть характерные, существенные черты минувших событий и явлений;

сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.

приводить оценки исторических событий (в том числе и противоположные), изложенные в учебной литературе


Решение исторических задач, интерпретация правления Николая I, сравнительная характеристика западников и славянофилов




61




Внешняя политика Николая I

1

знать основные события царствования Николая I

- уметь анализировать и классифицировать общественные организации и движения первой половины

называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи;

соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;

называть характерные, существенные черты минувших событий и явлений;

сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.

приводить оценки исторических событий (в том числе и противоположные), изложенные в учебной литературе



Решение исторических задач, интерпретация правления Николая I, сравнительная характеристика западников и славянофилов




62




Международные отношения в эпоху Нового времени

1

Анализировать эволюцию системы международных отношений в конце XV-середине XIX вв, роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени, объяснять значение понятий: зависимое государство, доктрина открытых дверей, представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в форме конспекта, реферата

Учебник

Работа с документом







63




Внешняя политика России во второй четверти XIX века. Крымская война.

1

Основные понятия: канцелярия, государственная безопасность, цензура, теория «официaльной народности», жандармы, обязанные крестьяне, кодификация, ассигнации, кредитный билет, прямые и косвенные налоги, монополия, откупщик.

Даты: 1826г., 1836г., 1832-1835гг.,1837-1841гг.,1839-1843гг., 1830-1831гг., 1859г.

называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи;

соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;

называть характерные, существенные черты минувших событий и явлений;

сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.

приводить оценки исторических событий (в том числе и противоположные), изложенные в учебной литературе


Решение исторических задач




64




Общественное движение в годы царствования Николая I

1

Основные термины: социализм, либерализм, западничество, славянофильство.

Даты:

называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;

называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;

объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.

определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.



Учебник, дидактика




65




Русская культура первой половины XIX века. НРК Традиционная культура коми народа

1

знать достижения русской культуры

- уметь выявлять основные тенденции развития культуры, характеризовать достижения русской культуры

Золотой век русской культуры








66




Технический прогресс в новое время

1

Объяснять этапы эволюции традиционных социальных групп в индустриальном обществе, давать сравнительную характеристику различных моделей перехода от традиционного к индустриальному обществу, называть причины становления первых рабочих партий и профсоюзов, характеризовать зарождение социальной политики, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями, работать с текстом учебника

Решение исторических задач




67




Россия в первой половине XIX века

1

Актуализировать полученные знания, подготовится к выполнению итоговой контрольной работы

Учебник

Работа с документом






68

Итоговое повторение




1

Итоговая контрольная работа




К/р













Итого: 68

С/р: 7

К/р: 1

НРК - 7







скачать


Смотрите также:
Содержание программы (9 класс, алгебра)
279.22kb.
2012 год Содержание Пояснительная записка содержание программы «Школа Этикета»
596.48kb.
2012 год Содержание Пояснительная записка содержание программы «Школа Этикета»
596.47kb.
Содержание программы Класс
427.73kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 1-4 класс содержание программы
3402.06kb.
Рабочая программа по географии 9 класс составлена на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 класс моу сош с. Кириллово
66.01kb.
Содержание программы Класс
486.57kb.
Рабочая программа по биологии предмет 10 11 а класс параллель литер 2012-2013 учебный год
341.94kb.
Пояснительная записка. Цели и задачи программы. Принципы программы. Основные направления и содержание программы
563.85kb.
7 класс Содержание программы Вводный урок 1ч Теоретические сведения. Цель и задачи изучения предмета «Технология»
113.66kb.
Рекомендации по разработке раздела «Содержание коррекционной работы» основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями
174.93kb.
Содержание программы по праву. 11 класс
12.63kb.