Главная стр 1
скачать


Социальные отклонения

в поведении младших школьников, их причины и пути преодоления


Социальные изменения в обществе, возникшие в последнее время, наложили свой отпечаток на современное детство. Чтобы понять, как сегодня нужно воспитывать детей, важно знать, что происходит в их жизни, какие тенденции характеризуют состояние потребностей и интересов, на какие ценности они ориентируются.

Отклоняющееся поведение является разновидностью социальной запущенности. Существуют различные толкования отклоняющегося поведения. Под отклонениями от нормы считается: неадаптивное, безответственное, импульсивное поведение, не учитывающее последствий своих поступков, пассивное следующее обстоятельствам или направленное на поиск более легких путей для достижения своих целей, использование других людей в качестве средства для реализации своих намерений.

Нас, как педагогов, должно волновать само явление отклоняющегося поведения как характеристика ребёнка, а не сам ребёнок с ярлыком «запущенного», «трудного» и т. п.

Практика показывает, что выделить таких детей, неукоснительно контролировать их поведение, выстраивать хитрые реакции на их нарушения, вести с ними задушевные беседы – всё это, даже вместе взятое, работа непродуктивная и бесполезная, пока исток социальных отклонений не раскрыт и пока причина не ликвидирована.

Различают девиантное (отклоняющееся), деликвентное и криминальное поведение.

Девиантное поведение чаще связывают с внутренним или внешним конфликтом ребёнка в его микросреде. В рамках девиантного поведения можно выделить несколько видов.



  1. Конформный (компенсаторно-уступчивый) вариант поведения. В ситуации конфликта такой ребёнок демонстрирует уступчивость или услужливость, готовность поступиться собственными интересами, взять на себя неприятные поручения и обязанности, не имея психологической силы для твёрдого отказа.

  2. Более выраженным по степени дезадаптации является «тормозимый» вариант поведения. Неуверенность в себе, чувствительность к оценкам окружающих часто сопровождаются усилением тревожных опасений, жалобами на плохое самочувствие, мнительностью в отношении своего здоровья.

  3. Еще более глубокую степень дезадаптации отражает «ограниченный», социально-ведомый вариант повеления. Повышенная уступчивость, безволие, пассивность, демонстрация беспомощности в трудных ситуациях или упрямство, обидчивость.

  4. Эгоцентрически - демонстративный вариант поведения. Дети с данным типом поведения стремятся вовлекать окружающих вкруг своих переживаний, преувеличивают значимость конфликта.

  5. Конфликтно-возбудимый вариант поведения. В поведении у детей отмечается отрицательно направленная решительность, активность с упрямством, склонность навязывать свою волю окружающим с признаками несдержанности, раздражительности. Повышенная эмоциональная напряжённость, стремление утвердиться в конфликтной ситуации приводят к тому, что подростки, как правило, занимают позицию «отрицательного лидера», стремятся организовать «отрицательную группу» по отношению к физически слабым или младшим по возрасту проявляют склонность к применению средств физического принуждения.

Отмеченные формы девиантного поведения по существу являются вариантами личностной психологической защиты.

Разновидностью девиантного (или отклоняющегося) поведения в своём крайнем выражении является асоциальное поведение несовершеннолетних: деликвентное, криминальное.

Асоциальное – это поведение, нарушающее нормы человеческого общества.

Деликвентное поведение определяется как повторяющее асоциальное по своей направленности – поступки детей и подростков, которые складываются в определённый устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или не достижении ребёнком (подростком) уголовной ответственности. Различают следующие варианты деликвентного поведения:



  • уход из дома и бродяжничество;

  • агрессивное поведение, включая вандализм;

  • ранняя алкоголизация и наркотизм, употребление токсических веществ;

  • раннее вступление в половую жизнь и сексуальные девиации;

  • корыстное поведение, включая мелкие кражи, хищения, вымогательство.

Криминальное поведение определяется как противоправные поступки, которые по достижении возраста уголовной ответственности служат основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируются по определенным статьям уголовного кодекса (УК).

Отклоняющееся поведение - это не только внешнее проявление (деятельность, отношение), но и внутренне состояние личности ребёнка, его интересы, склонности, мотивы деятельности, способности. Об этом свидетельствуют многочисленные характеристики детей, с которыми сталкиваются педагоги в практической деятельности.


Рекомендации для классных руководителей:
Типизацию по степени проявления у трудных подростков (детей) отклонений от нормы предлагает Л. Зюбин:


№ п/п

Ведущие недостатки личности

Преобладающие причины соответствующего поведения

Способы их преодоления

1

Грубость

а) аффективность, невыдержанность, недостатки нервной системы

Создание спокойной обстановки,

помощь врача, психолога



б) самоуверенные, заносчивые

Необходим постоянный анализ их поведения, включение в коллективную деятельность,

воспитание умения подчиняться



в) в свое время несправедливо обиженные и поддержаны плохими людьми

Решающее значение имеет чуткий подход к учащимся, убеждение их на конкретных примерах в том, что плохие люди составляют ничтожно малую долю;

обучение подростков умению понимать людей



2

Лень

а) безвольные, не приученные к преодолению трудностей

Требуется создание для них таких условий, где постепенно всё более будет нарастать напряжение, требующее волевых усилий;

развенчание ложных авторитетов



б) полное безразличие к учёбе

Использование всего арсенала педагогических средств, чтобы разбудить любознательность

в) переоценка собственных способностей

Показ на конкретных примерах собственной переоценки

2

Замкнутость, стремление находится вне коллектива

а) самоуверенность, противопоставление себя коллективу

Развенчивание завышенной самооценки

б) кем-то несправедливо обиженные или кем-то третируемые в группе

Необходимо выявление причин и лиц, плохо относящихся к данному ученику, преодоление причин

в) какие-то недостатки (маленький рост, особенности внешности)

Тактичные беседы, убеждение, предъявление категорических требований к другим подросткам (детям) не обращать на это внимания

4

Склонность к правонарушениям

а) инициаторы, организаторы, способствующие правонарушениям

Использовать их энергию в различных поручениях

б) исполнители, легко поддающиеся дурному влиянию

Включить в положительную деятельность, способствующую исправлению

в) действующий в одиночку

Включить в коллективную захватывающую деятельность

1.Принимать каждого как индивидуальность. Если не можешь делать добро, так хоть зла не твори.



2. Нельзя подражать плохому вокруг себя. Надо стремиться быть человечным, во что бы то ни стало.


скачать


Смотрите также:
Социальные отклонения в поведении младших школьников, их причины и пути преодоления
53.85kb.
«Причины неуспеваемости и пути ее преодоления»
47.84kb.
Диагноз неуспеваемость. Пути и причины преодоления
168.49kb.
Психолого-педагогические причины неуспеваемости младшего школьника в учебной деятельности и пути их преодоления
102.79kb.
Родительское собрание: «Причины детской агрессии»
55.65kb.
Занятие для молодых специалистов «Осознание профессиональных страхов и пути их преодоления»
48.22kb.
Технологии различных моделей обучения по развитию психических процессов младших школьников с целью преодоления трудностей в обучении
109.72kb.
Доклад: «табачная эпидемия в россии: причины, последствия, пути преодоления»
1447.5kb.
Причины неплатежей в России и пути их преодоления § Объективная ситуация в России, сложившаяся в результате кризиса платежей
10.86kb.
Диплом 2006 содержание стр
67.86kb.
Тесты для школьников. Диагностика младших школьников. Содержание: Изучение личности младших школьников
250.74kb.
Методические рекомендации по организации уроков производственного обучения с учащимися, имеющими отклонения в развитии и поведении
204.38kb.