Главная | стр 1
![]() Срок выполнения проекта: 2010-2011 уч. год – подготовительный этап 2011-2012 уч. год – основной этап 2012-2013 уч. год – завершающий этап
Задачи:
Обоснование необходимости проекта С 2005 по 2009 год в гимназии была реализована программа по предпрофильной подготовке и профильному обучению, целью которой было реализовать концепцию профильного обучения на старшей ступени обучения, направленной на обеспечение общедоступности и повышения качества обучения. В рамках реализации Программы разработана модель предпрофильной подготовки для учащихся основной школы и созданы условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. В рамках модернизации образования РФ на новый план в деятельности общеобразовательных учреждений выходит программа предпрофильной и профильной подготовки подрастающего поколения, которую целесообразно рассматривать параллельно с организацией всей системы профориентационной работы в школе. Ситуация по данной проблеме на современном этапе характеризуется следующими параметрами:
Таким образом, в гимназии созданы предпосылки для создания системы профориентационной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения с целью подготовки подрастающего поколения к эффективному поведению в условиях современного рынка труда. Идея проекта Разработка системы профориентационной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения подрастающего поколения в массовой общеобразовательной школе в рамках профилизации обучения. Тип проекта – поисковый.
Участники проекта: профориентационная подготовка – учащиеся 1-7-х классов; предпрофильная подготовка (профориентационная работа) – учащиеся 8-9-х классов; профильное обучение (профориентационная работа) – учащиеся 10-11-х классов.
Проект по разработке системы профориентационной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения учащихся включает следующие направления деятельности: 1. Профориентационная работа. 2. Предпрофильная подготовка. 3. Профильное обучение. Проект реализуется в процессе обучения, внеклассной, внешкольной деятельности в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьей, учебно-производственным комбинатом,профессиональными учебными заведениями, центрами профессиональной ориентации , службой занятости, предприятиями, учреждениями, организациями . Программа осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней (полной) школе.
Профориентационная работа в гимназии проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры, строится на основе личностного восприятия мира профессии, приближенного к кругу профессий ближайшего окружения (родителей, знакомых, профессиональной карты города, региона), путем расширения представления о мире профессий. Для решения этой задачи используются формы и методы организации учебно – воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся. Профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, развитие профессиональных интересов и склонностей, профессиональную консультацию, социально – профессиональную адаптацию. Профессиональная работа в гимназии осуществляется также и в системе внеклассных, общешкольных мероприятий. 1-2-е классы Профессии наших родителей
3-4-е классы Мир профессий
5-е классы Кем я хочу быть?
6-е классы Кем я должен быть, чтобы стать профессионалом в выбранной области?
7-е классы Самоопределение в области « Человек – труд – профессия»
9-11 классы
Общешкольные мероприятия
Система дополнительного образования
Профориентация в 8-11-х классах осуществляется посредством индивидуальных и групповых консультаций специалистами школьного уровня - психолог, социальный педагог, классный руководитель, зам.директора по ВР, УВР. РАЗДЕЛ II. ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА Система работы по предпрофильной подготовке учащихся 8-9-х классов определяется задачами профилизации обучения на старшей ступени исходя из основной цели, определенной «Концепцией профильного обучения». Переход на профильное обучение в старшей школе предусматривает изменение системы работы в основной школе, так как от правильного выбора профиля обучения во многом зависит профессиональное будущее старшеклассников. Соответственно, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки учащихся как 9-х, так и в 8-х классах, так как возраст 13-15 лет – это возраст самоопределения. Основная задача предпрофильной подготовки – подготовка к выбору профиля обучения, прогнозирование будущей профессиональной деятельности. Предпрофильная подготовка в ходе проекта включает в себя следующие этапы: 1) ознакомительный (системообразующий), где обобщаются сведения о сферах и видах трудовой деятельности, подводится итог профориентационной работы, проводимой в рамках классных часов и предпрофильной подготовки, профильной ориентации. 2) пропедевтический, где в образовательный процесс системно вводятся пропедевтические элективные курсы, обобщающие, систематизирующие, углубляющие знания учащихся в выбранной области профессионального познания, где решаются задачи профессионального самоопределения; 3) основной (в период обучения в 9-м классе) – моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, определение круга профильных и базовых дисциплин в соответствии с профессиональными предпочтениями обучающихся, перспективами обучения в старшей школе, высших или иных профессиональных образовательных учреждениях.
Обучение построено по круговой системе: обучающиеся посещают занятия вышеуказанных элективных курсов основываясь на принципах поверхностного ранжирования: I четверть – «очень интересно» II четверть – «интересно» III четверть – «это в жизни пригодится» IV четверть – «это мне не помешает» При этом в течение учебного года каждый ребенок попытается «примерить» на себя ту или иную профессию, постарается изучить особенности сфер и видов деятельности, познать себя, и в итоге – определить ту профессиональную область, которую он хотел бы познать более глубоко с целью профессионального самоопределения.
На данном этапе предпрофильная подготовка учащихся 8-х классов строится на основе матрицы выбора профессий посредством проведения элективных курсов, а также через систему внеклассных, общешкольных мероприятий с использованием индивидуального, группового консультирования, тестирования и других форм профориентационной работы. Предпрофильная подготовка Основные задачи:
Задачи, стоящие перед педагогами, при проведении элективных (ориентационных) курсов следующие:
Предлагаемые элективные (ориентационные) курсы традиционно строятся на принципах избыточности, вариативности, оригинальности содержания, использования активных методов обучения. Элективные курсы по предпрофильной подготовке учащихся 8-9-х классов проводятся один раз в неделю, программа рассчитана на 17,9 часов, предполагается организация обучения в мобильных группах по выбору учащихся. Переход учащихся из группы в группу возможен в начале четверти. В данной ситуации преподаватель включает в совместную работу с учащимися различные формы индивидуальной, групповой работы. Помимо этого на решение задач предпрофильной подготовки предполагается организация работы всей системы учебно – воспитательной работы образовательного учреждения: учебные занятия путем введения элементов, фрагментов профилизации, внеклассные, общешкольные мероприятия, СМИ ОУ, наглядная агитация и т.д. 8-9-е классы
Направления деятельности в рамках предпрофильной подготовки основываются на современной системе профориентационной работы и включают следующие виды: -Информационное – поиск, сбор и хранение информации о профессиях, профессиональных учебных заведениях, рабочих местах, лицах и организациях, оказывающих консультационные услуги, на основе данных средств массовой информации, литературы, мультимедиа и Интернета. -Профессиографическое – создание описаний профессий, методик анализа и выявления требований различных профессий и должностей к человеку, изучение общих закономерностей и специфики различных видов профессиональной деятельности. -Диагностическое – разработка, апробация и внедрение методик психологической диагностики профессионально важных качеств человека: общих и специальных профессиональных способностей, склонностей и интересов, анализ и сравнение имеющихся психологических тестов, компьютерных программ и автоматизированных диагностических экспертных систем оценки профессиональной пригодности. -Консультационное – поиск, создание и систематизация методик индивидуального и группового консультирования по вопросам выбора профессии, профессионального обучения, поиска работы и трудоустройства, адаптации на рабочем месте, решения проблем и преодоления кризисов на различных этапах карьеры, разработка, апробация и внедрение профориентационных программ для работы с учащимися и выпускниками школ. -Образовательное – изучение психологических факторов эффективности профессионального обучения, развития профессиональных интересов и способностей в процессе реализации различных образовательных программ, профессионализации человека. -Кадровое – изучение психологических аспектов кадровой работы: описание требований должности к психологическим качествам человека, оценка степени соответствия психологических особенностей работника занимаемой должности, подбор сотрудников в соответствии с должностными обязанностями, учет содержания и условий деятельности, личных качеств и взаимоотношений работников при проектировании рабочего места и штатной структуры, управлении мотивацией, планировании карьеры и т.п. -Гигиеническое – перспективное направление изучения взаимосвязи между здоровьем человека и профессиональной деятельностью.
С целью дифференциации, индивидуализации обучения, направленного на реализацию личностно – ориентированного учебного процесса, в рамках системы профориентационной работы, учитывая социальный заказ семьи, потребность общества в повышении общей правовой, экономической культуры населения, кадровый состав, разработанность основных курсов в данном направлении, в ходе реализации проекта предполагается внедрение в образовательный процесс модели различных профилей обучения. Цели при организации профильного обучения учащихся преследуются следующие: -Поднять социально – экономическую эффективность общего среднего образования, усилив внимание школ к процессам вхождения выпускников в рынок труда и образования, к стартовым этапам профессиональной карьеры; -Усилить интеграцию образовательных и предметных областей за счет ее направленности на жизненное и профессиональное самоопределение выпускников школы; -Реализовать принципы вариативности и дифференциации образования с учетом локальных изменений в потребностях общества по формированию правовой, экономической культуры населения. Учитывая несформированность профессиональных запросов современных школьников, с целью снижения риска ошибочного выбора, изменения в ходе обучения профессиональных притязаний обучающихся при составлении учебного плана неизменным остается федеральный компонент базисного учебного плана (универсальный вариант). Вариативная часть базисного учебного плана строится с учетом социального заказа семьи и обучающихся, перечня вступительных экзаменов (экзаменов по выбору в рамках ЕГЭ). Структура профильного обучения включает базовые и профильные общеобразовательные предметы, элективные курсы, профильные курсы, учебную практику, а также систему внеклассной деятельности, общешкольных мероприятий, дополнительное образование. Профильное обучение на старшей ступени строится на принципах вариативности расширения рамок базисного учебного плана, углубления отдельных предметов. Приемлем также отказ учащегося от профильного обучения. Универсальный базисный учебный план гарантирует общее среднее (полное) образование в полном объеме каждому учащемуся. Ожидаемые результаты проекта. По окончанию реализации проекта учащиеся получат теоретеко-практические знания азов следующих разных профессий. Узнают о прикладных областях профессий, получат информационную справку о способах получения профессии, условиях труда, противопоказаниях и т.д., т.е. изучат профессограммы. По итогам окончания проекта учащиеся овладеют навыками и умениями:
Смотрите также: Особенности различных видов проектов и формы заявок Научно-исследовательские проекты –
154.92kb.
Срок выполнения проекта
179.57kb.
Статья 28. Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ
142.79kb.
Техническое задание на выполнение дипломного проекта 3 Планируемые результаты выполнения дипломного проекта 4 Этапы выполнения дипломного проекта
93.96kb.
Защита учебных проектов оценка выполнения и защиты проекта
35.2kb.
Процесс выполнения проекта Деятельность учителя
126.78kb.
Технологическая последовательность выполнения учебного проекта (Вариант 1) I подготовительный этап
135.4kb.
2 Планирование инновационных процессов (ИП) 7 Содержание и виды планирования ип
374.15kb.
Проект «Сила семьи»
264.46kb.
Литература. 7 класс. 2 урока. О. Генри. «Дары волхвов»
93.51kb.
«Здоровьесбережение дошкольников»
198.8kb.
О ходе выполнения в Питкярантском муниципальном районе рк мероприятий по реализации Приоритетного национального проекта «Образование» в 2013 году 51.7kb.
|