Главная | стр 1
Методическая статья «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы» Конкурс «Учитель года 2011» Данная статья размещена на сайте http://mamteacher.ucoz.ru/index/maurer_marina_igorevna/0-16 Автор- составитель: Учитель русского языка и литературы Маурер Марина Игоревна С.Чёрная Курья 2011 год
Тема моего самообразования: « Роль электронно-образовательных ресурсов в преподавании русского языка и литературы». Работаю по этой теме второй год. Изучила теоретический материал, познакомилась с ЭОР, размещенных на двух федеральных Интернет-порталах: в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов и в каталоге Федерального центра информационно-образовательных ресурсов. Целью моей деятельности является повышение качества обучения русскому языку и литературе через использование ИКТ, в частности ЭОР. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Сегодня я хочу поделиться своим опытом использования ЭОР при подготовке к урокам, на уроках русского языка и литературы. ЭОР могут использоваться на всех этапах обучения: · при объяснении нового материала; · закреплении; · повторении; · контроле знаний, умений и навыков.
При этом для ребенка они выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя ЭОР представляют источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля. Среди интернет - ресурсов следует выделить статичные, интерактивные и аудиоресурсы. Статичные ресурсы – это аналоги наглядных учебных и дидактических материалов печатных изданий. К таким ресурсам относятся фотографии, иллюстрации, таблицы, схемы, правила, определения, тексты, представленные в цифровом формате. Эффективнее использовать статичные ЭОР на уроках литературы, потому что учебники и хрестоматии крайне бедно иллюстрированы. Использование статичных ЭОР на уроках литературы активизирует познавательную деятельность учеников, облегчает процесс запоминания, помогает детям объёмнее и ярче представить прошлое и настоящее человечества. Перейдем к следующей разновидности ЭОР. Интерактивные ресурсы благодаря технологиям мультимедиа и гипертекста обладают динамичным содержанием, возможностью, на основе гипертекста, интеграции различных форм представления информации (текст, иллюстрации, звук), наличием оперативной обратной связи обучаемого с их содержательными компонентами, позволяют нелинейно, выборочно, порционно подавать учебный материал. Интерактивные иллюстрации, в отличие от статичных, активизируют внимание учащихся на ключевых моментах изучаемой темы за счет смены изображений и подписей к ним, добавления изобразительных и текстовых объектов, всплывающих комментариев. Интерактивные анимации, например, наглядно демонстрируют изменения, происходящие с единицами языка, служат для их семантизации, предлагают образец речевого поведения. На уроках русского языка я использую следующие таблицы:
Следующая разновидность ЭОР – аудиозаписи. Аудиоресурсы – это записи звучащей речи или музыки. Аудиоматериалы хорошо знакомы преподавателям-словесникам еще со времен магнитофонов и лингафонных кабинетов и так же, как и статичные ЭОР, не вызывают трудностей в использовании. Аудиозаписи я использовала на диктантах в 5-6 классах. Небольшой опыт молодого педагога, показал, что уроки с применением аудиозаписей сосредоточивают внимание школьников. Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Таким образом, в ходе моей работы я пришла к выводу, что использование ЭОР на уроках русского языка и литературы способствует овладению учащимися прочными и глубокими знаниями по предмету, обучает умению получать информацию из различных источников, обрабатывать ее и применять в реальных ситуациях, развивать познавательную активность и содействовать творческому развитию каждого ученика. Среди новых учебных материалов, реализуемых в электронной среде, выделяется виртуальный класс (урок), но знакомство с ним и его использованием на уроках русского языка и литература – цель моего дальнейшего изучения. Конечно, из выше сказанного не следует, что теперь уроки надо проводить с использованием ИКТ и всё изложение учебного материала перепоручить компьютеру. Учитель должен чередовать разнообразные методические приёмы и не забывать, что интернет-ресурсы – это всего лишь электронный помощник. ![]() Смотрите также: Статья «Использование икт на уроках русского языка и литературы»
59.36kb.
Использование наглядного, дидактического и контрольно-измерительных материалов средствами икт на уроках русского языка и литературы. Слайд 1
59.56kb.
Урока русского языка в 5 классе «Б» по теме Подготовка к сочинению по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»
81.46kb.
Уроках русского языка и литературы (тема самообразования)
223.1kb.
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка»
219.26kb.
Использование икт технологий в практике преподавания русского языка и литературы как средство формирования ключевых компетентностей учащихся
272.34kb.
Тема: Использование икт на уроках русского языка
144.51kb.
Уроках русского языка и литературы «Все мы родом из детства…»
86.29kb.
Оздоровительные физкультпаузы на уроках русского языка и литературы, их роль и место
103.2kb.
Анализ учебно-воспитательной работы учителей русского языка и литературы в 2011-2012 учебном год
98.72kb.
«Реализация экспериментальной программы «Соловецкие юнги» на уроках русского языка и литературы»
29.69kb.
Уроку русского языка и литературы с применением икт в 11 классе Тема урока: «Лингвистический анализ стихотворений С. Есенина» 151.58kb.
|