Главная стр 1
скачать
Профессиональный кодекс учителя

Нормами Профессионального кодекса учителя руководствуются в своей деятельности все учителя, работающие со школьниками. Цель кодекса – определить основные нормы профессиональной этики в отношениях учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.

1. Общие положения
Статья 1. Соотношение Кодекса и действующего законодательства об образовании

(1) Нормы Кодекса не отменяют и не заменяют положений действующего законодательства.

(2) Учитель уважает закон и осознает свою ответственность перед учениками, педагогическим сообществом и обществом.

Статья 2. Действие Кодекса по предмету, кругу лиц и во времени

(1) Действие Кодекса распространяется на все виды деятельности учителя и на другую его деятельность, которая не должна противоречить его профессиональными обязанностями или подрывать престиж профессии.

(2) Положения настоящего Кодекса распространяются на учителей и всех работников учебных заведений, работающих с детьми.

(3) Действие настоящего Кодекса распространяется на отношения, возникшие после его принятия.

Статья 3. Профессиональная единство учителей

Комитет по вопросам педагогической этики, Комиссии педагогической этики учебных заведений, профессиональные объединения учителей в случае необходимости могут отстаивать и защищать в средствах массовой информации, государственных органах, в том числе в суде, честь и достоинство учителя с его согласия, если его профессиональные действия соответствуют настоящему Кодексу.

Статья 4. Основные термины Кодекса

В этом Кодексе термины и понятия употребляются в таком значении:

учитель - лицо, которое ведет преподавательскую и воспитательную деятельность или разрабатывает проблемы педагогики в сфере образования и воспитания;

ученик - ребенок или иное лицо, в установленном порядке зачтена для обучения в учебном заведении;

учебное заведение - организация, учреждение, организация или объединение (различных форм управления и собственности), которые согласно действующему законодательству России работают в системе образования и воспитания.


2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧНОЙ ЭТИКИ

Статья 5. Законности

В своей деятельности учитель придерживается Конституции и законов РФ, действующих нормативных документов, регламентирующих педагогическую деятельность.

Статья 6. Воспитанности

(1) Деятельность учителя направлена ​​на всестороннее развитие ученика с целью воспитания сознательного гражданина и помощи в его адаптации к жизни в обществе.

(2) Учитель должен выполнять свою миссию с любовью и уважением к жизни, достоинства и личности каждого ученика.

(3) В своей деятельности учитель придерживается принципов общечеловеческой и профессиональной морали, является честным и безоговорочно преданным своим обязанностям.

(4) Учитель во всех случаях предотвращает причинению вреда ученику, не подвергает ученика опасности и защищает его от любых вредных воздействий.

(5) Учитель не может предлагать ученику знания, которые угрожают жизни ученика или обществу в целом, использовать методы, которые негативно влияют на психическое или физическое здоровье.

Статья 7. Принцип справедливости

(1) В своей деятельности учитель небезразличных, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем ученикам, независимо от возраста, особенностей характера, способностей, пола, расы, национальности, вероисповедания, социального положения, политических взглядов, места проживания, гражданства и других признаков, включая Материальное положение.

(2) При оценке достижений учащихся учитель стремится к объективности и справедливости. Недопустимо тенденциозное занижения или завышения оценки для искусственного поддержания видимости успешности и исправление ошибок учащихся на письменных экзаменов и контрольных проверок.

Статья 8. Принцип гендерного равенства

(1) Учитель в воспитательном и образовательном процессе неуклонно придерживается принципа равенства учащихся мужского и женского пола.

(2) Учитель способствует раскрытию знаний о роли мужчин и женщин, которая отведена им в развитии общества.

Статья 9. Принцип независимости учителя

(1) Необходимым условием педагогической деятельности учителя является его независимость в соблюдении своих профессиональных прав и обязанностей, предусматривающий свободу учителя от любого внешнего давления или вмешательства в его деятельность.

(2) Основой принятия учителем профессиональных решений не могут быть мотивы материальной и личной выгоды, карьеры, удовлетворения собственных амбиций, а также интересы членов семьи, родственников и друзей.

(3) Учитель имеет право на свободный творческий педагогический эксперимент в рамках действующего законодательства РФ. Учитель самостоятельно выбирает стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении, может по своему усмотрению выбирать вид воспитательной деятельности и создавать новые методы воспитания, если они с профессиональной точки зрения пригодны, ответственные и приличные.

(4) Учитель не допускает в своей профессиональной деятельности компромиссов, если такие компромиссы расходятся с интересами цели образовательной деятельности.

(5) Учитель не навязывает обучение только с целью собственной прибыли.

Статья 10. Ответственность.

(1) Учитель должен быть преданным своей работе и осознавать ответственность при выполнении своих обязанностей.

(2) Учитель несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы.

(3) Учитель несет ответственность за физическое, интеллектуальное, эмоциональное и духовное развитие детей, образованием и воспитанием которых он занимается.

Статья 11. Доминантность интересов ученика

(1) Учитель уважает ученика как личность, организует воспитательный процесс с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ученика, типа его характера и способностей.

(2) В рамках соблюдения требований законодательства учитель в своей профессиональной деятельности придерживается преимущества интересов ученика перед интересами всех других лиц, баланса профессиональных интересов, интересов коллег, партнеров, сотрудников, интересов родителей или законных представителей учащегося.

(3) Учитель должен быть внимательным к ученикам, предоставлять возможность учащимся высказаться, уметь выслушать ученика, откликнуться на просьбу ученика, давать советы, понимать глубинные причины психологических затруднений ученика, независимо от факторов, обусловливающих возникновение этих осложнений.

(4) Учитель помогает ученику при всех обстоятельствах корректно и бережно.

(5) Учитель должен подводить ученика к самораскрытию и творчества, управлять педагогическим процессом без принуждения, вселять в учеников радость, доброжелательность, уверенность и оптимизм, ответственность за собственную жизнь, жизнь на Земле.

(6) Учитель обязан уделять учащимся достаточно времени и внимания, необходимых для должного понимания и усвоения учебного материала, подавать материал в доступном и понятном для учащихся виде.

(7) Во всех случаях, когда взгляды ученика на процесс обучения в чем отличаются от мнения учителя, последний, несмотря на это, должен стремиться найти взаимопонимание с учеником, морально его поддержать.

Статья 12. Компетентность и добросовестность

(1) Значимость и сложность профессиональных обязанностей учителя требует от него высокого уровня профессиональной подготовки, фундаментальных знаний теории и практики воспитания и обучения, овладения соответствующими методами и технологиями педагогической деятельности.

(2) Учитель использует (в пределах возможного) все необходимые для достижения положительного педагогического результата средства: современные знания, методы педагогики и воспитания, в случае необходимости - обращается к другим специалистам.

(3) Учитель пользуется научными достижениями, проявляя осмотрительность и принимая во внимание возможные последствия своих высказываний среди учащихся. При этом необходимо избегать поступков и высказываний рекламного характера, как на свою личную пользу, так и в пользу учреждений и организаций, учитель представляет, в интересах дела с негативными последствиями.

(4) Учитель имеет право пользоваться различными источниками информации.

При отборе и передачи информации учащимся учитель придерживается принципов объективности, пригодности и приличия. Искажение информации или изменение ее авторства недопустимы.

Статья 13. Честность и порядочность

(1) Учитель как в своей профессиональной деятельности, так и в частной жизни честный, порядочный, принципиальный и последовательный во всех вопросах, верный слову, данному ученику.

(2) Учитель уважает права, законные интересы, честь, достоинство, репутацию и чувства лиц, с которыми он общается.

(3) Учитель избегает:

- Любого действия, направленного на утверждение несправедливости;

- Вознаграждения, которая не установлена ​​действующим законодательством РФ.

(4) Профессиональную деятельность учитель должен осуществлять не вводя учеников и их родителей в заблуждение относительно квалификации, наличия ученой (ученого) степени или присвоения профессионального звания. Намеки а также высказывания пожелания относительно вручения учителю подарков недопустимы.

(5) Учитель не злоупотребляет своим авторитетом и профессиональным положением.

(6) Учитель с уважением относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам своих учеников. Он не имеет права навязывать ученикам свои взгляды и убеждения.

(7) Учитель бережно использует материальные и другие ресурсы.

Статья 14. Культура поведения

(1) Учитель достоин своему призванию во всех проявлениях своей жизни, придерживается высокого уровня культуры поведения, ведет себя сдержанно и тактично, сохраняет самообладание и выдержку, следит за своим внешним видом, избегает проявлений негативных эмоциональных реакций, которые унижают его человеческое достоинство.

(2) В общении со своими учениками и во всех других случаях учитель должен быть вежливым и корректным, относиться к окружающим с уважением. Он должен знать и соблюдать нормы этикета в каждой отдельной жизненной ситуации.

(3) Учитель должен уважать ученика, избегать психического и физического воздействия , повышения голоса на него, совершать любые действия, оскорбляющие личность ученика.

(4) Учитель умеет создавать в коллективе атмосферу доброжелательности, взаимной поддержки, взаимопомощи, творческого сотрудничества, заинтересованности в получении новых знаний.

(5) Учитель должен соблюдать чувство меры и такта , отказаться в воспитании от авторитарности и категоричности и пытается выполнить свой долг без угроз, принуждения и насилия.

(6) Учитель постоянно заботится о культуре своего языка и общения. В его языке нет ненормативной, нецензурной лексики, грубых и оскорбительных фраз.

(7) Пьянство и курение несовместимы с профессией учителя.

Статья 15. Авторитет учителя

Авторитет учителя основывается на компетентности, справедливости, такте, умении заботиться о своих учениках. Учитель не создает свой авторитет с помощью некорректных способов и не злоупотребляет им.
3. ЭТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА

Статья 16. Высший долг учителя - воспитание сознательного, образованного в соответствии с требованиями времени, человека

(1) Учитель принимает на себя личную моральную ответственность за всестороннее развитие ученика, способствует реализации права учащегося на получение им современных, всесторонних знаний, необходимых умений и навыков.

(2) Учитель выбирает такие методы работы, которые поощряют в его учениках развитие положительных качеств и взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

(3) При оценке поведения и достижений учащихся учитель не должен занижать качества учеников и стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывает им возможности совершенствования, повышает мотивацию обучения.

(4) Учитель открывает ученику радость общения: радость совместного познания, совместного труда, игры, отдыха.

(5) Учитель воспитывает в ученике честное и благородное отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе, развивает веру в своих воспитателей, веру в своих товарищей и веру в людей.

Статья 17. Учитель готов уважать индивидуальность ученика

(1) Учитель уважает психофизическую и духовную целостность, нравственные идеалы, честь и достоинство личности учащегося и способствует их развитию при предоставлении педагогических услуг.

(2) Учитель уважает индивидуальность ученика даже в том случае, если он не одобряет отказ учащегося от предложенных действий.

(3) Учитель дает возможность для реализации права ученика свободно выражать свои мысли и иметь собственную позицию в процессе обсуждения учебного материала.

(4) негуманное отношение к ученику, унижения человеческого достоинства, использование в личных интересах труда ученика недопустимы.

(5) Учитель руководствуется принципом индивидуальной ответственности ученика за его поведение.

Статья 18. Учитель обеспечивает конфиденциальность информации

(1) Учитель не имеет права разглашать информацию о личности ученика даже после окончания его обучения, за исключением случаев профессиональных консультаций или обстоятельств, предусмотренных законом.

(2) При использовании конфиденциальной информации в учебном процессе, научно-исследовательской работе, в публикациях обеспечивается анонимность ученика.

(3) Разглашение информации о лице ученика, сведений о личной жизни ученика, полученных в ходе воспитания и обучения, является нравственным только в случае:

- Наличие письменного согласия законных представителей учащегося;

- Мотивированного требования органов дознания, следствия, прокуратуры и суда.

(4) Представление информации об ученике (бывшего ученика) на научных конференциях, в научных публикациях, в СМИ является нравственным только в том случае, если учащийся или его законные представители вполне проинформированы о возможной потере конфиденциальности, осознают это и в письменном виде дают добровольное согласие на такое представление.

Статья 19. Учитель способствует установлению с учеником отношений взаимного сотрудничества и сотворчества на благо ученика

(1) Учитель рассматривает учебный процесс как открытый процесс социального партнерства, которому присуща личная ответственность всех участников.

(2) Учитель обнаруживает профессиональный такт и высокую культуру в общении и работе с учеником.

(3) Установка доверительных взаимоотношений сотрудничества и сотворчества между учителем и учеником определяют успех обучения и воспитания и является одной из главных обязанностей учителя.

(4) Учитель способствует осознанию и реализации ответственного отношения ученика к процессу обучения, активно привлекает учащихся к развитию школьного самоуправления.

(5) Во всех случаях неотложного педагогического вмешательства учитель должен донести до сознания ученика необходимость и целесообразность этих действий.

(6) Если состояние ученика исключает возможность доверительных взаимоотношений с учителем, их устанавливают с его законными представителями, родственниками или близкими ему людьми, или обращаются за помощью к соответствующим специалистам.

ГЛАВА 4. ЭТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УЧИТЕЛЯ И


родителей несовершеннолетних УЧЕНИКА
Статья 20. Оказание педагогической помощи родителям ученика

(1) При воспитании и обучении учащихся учитель опирается на помощь законных представителей, привлекает их к процессу воспитания ученика.

(2) Учитель ясно и объективно информирует законных представителей о состоянии обучения и воспитания ученика для создания общей позиции относительно помощи учащемуся в обучении.

(3) Учитель консультирует законных представителей по проблемам воспитания детей, помогает смягчать конфликты между законными представителями и детьми.

(4) Взаимоотношения между учителем и законными представителями ученика основываются на принципах взаимного уважения, доверия, доброжелательности, тактичности и открытости.

(5) Отношения учителей с законными представителями не должны влиять на оценку личности и достижений детей. На отношения учителей с детьми и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их законными представителями школе или другом воспитательному заведению.

Статья 21. Учитель не вмешивается в дела семьи и частной жизни своих учеников

(1) Степень вмешательства учителя в частную жизнь ученика определяется исключительно профессиональной необходимостью, когда существует угроза жизни, здоровью и развитию ученика.

(2) Учитель разъясняет законным представителям ученика необходимость, цели и методы предполагаемого педагогического вмешательства.

(3) Если ученик требует конфиденциальности в предоставлении педагогических услуг, учитель выясняет причины, по которым ученик не желает информирование родителей или других законных представителей, и объясняют необходимость привлечения последних к его воспитанию.

ГЛАВА 5. ЭТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УЧИТЕЛЕЙ

Статья 22. Принцип уважения к профессии учителя

(1) Принцип уважения к своей профессии доминирует во всех сферах деятельности учителя: профессиональной, общественной, публицистической и др.. Свою деятельность он направляет на сохранение и повышение ее престижности.

(2) Каждый учитель должен воздерживаться от любых действий или высказываний, которые подрывают уважение к его профессии. Своей деятельностью он должен способствовать сохранению и повышению престижности профессии, к которой принадлежит, а также действенности этого Кодекса.

(3) Учитель не должен заниматься политической, религиозной агитацией и пропагандой в рабочее время, побуждать коллег к действиям и поступкам, несовместимых со званием учителя.

(4) Особая роль учителя в воспитании подрастающего поколения требует законной защиты собственных морально-этических позиций и принципов, личного достоинства, материального обеспечения, создания надлежащих условий для осуществления профессиональной деятельности.

Статья 23. Взаимоотношения между учителями

(1) Учитель обязан охранять честь педагогического сообщества, с уважением и доброжелательностью относиться к коллегам.

(2) Отношения между учителями строятся на основании коллегиальности, партнерства, уважения, взаимной поддержки, открытости и доверия, а также готовности поделиться своими профессиональными знаниями и опытом. Учителя одного и того же учебного заведения избегают конкуренции, что мешает их партнерству при выполнении общей задачи.

(3) Учитель не имеет права публично подвергать сомнению или дискредитировать профессиональную квалификацию другого учителя. Обсуждение деятельности другого учителя в присутствии учеников и их родителей или опекунов недопустимо. Попытки завоевать себе авторитет путем дискредитации коллег неэтичные.

(4) Учителя избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий во взглядах они стремятся к их конструктивному решению.

(5) Учителя должны беспристрастно анализировать как собственные ошибки, так и ошибки своих коллег, не прикрывать ошибки и проступки друг друга. Выявления несогласия с мыслями или действиями коллег, критика в их адрес не должны унижать человека мысли или действия которой подвергаются критике, должны быть обоснованными, объективными, тактическими, безобидными и дружелюбными.

(6) Моральный долг учителя активно противодействовать практике бесчестных и некомпетентных коллег.

(7) Учитель осознает границы между профессиональным и частным общением при исполнении им своих профессиональных обязанностей.

Статья 24. Взаимоотношения учителя с администрацией учебного заведения

(1) В учебных заведениях соблюдается культура общения, выражающееся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык. Ответственность за поддержание такой атмосферы возлагается на руководителя учебного заведения.

(2) Руководитель учреждения обязан заботиться о защите морально-этических позиций и принципов, личного достоинства, а также достаточное материальное обеспечение и социальная защита, создание надлежащих условий для осуществления профессиональной деятельности, повышение профессиональной квалификации подчиненных.

(3) Администрация учебного заведения с уважением относится к разнообразию политических, религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, создает условия для обмена взглядами, возможности найти общий язык. Различные статусы учителей, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми учителями своих мнений и защиты своих убеждений.

(4) Отношения администрации с каждым учителем базируются на принципах равноправия. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанное с выполнением им своих трудовых обязанностей.

(5) Оценки и решения руководителя учебного заведения должны быть беспристрастными, основываться на фактах или реальных заслугах учителей.

Статья 25. Взаимоотношения учителя с профессиональными объединениями

(1) Учитель имеет право активно участвовать в работе профессиональных объединений учителей, одновременно получая их защиту и поддержку.

(2) Профессиональные объединения учителей способствуют и придают каждому из своих членов помощь в соблюдении и отстаивании принципов высокого профессионализма, профессиональной независимости, нравственности и этики.
ГЛАВА 6. УЧИТЕЛЬ И ОБЩЕСТВО

Статья 26. Участие в общественной жизни

(1) Учитель имеет право заниматься в свободное время другой деятельностью, если она не противоречит законодательству о защите общественной морали, о коррупции и общепринятым этическим нормам и не унижает его достоинства, а также не наносит ущерба учащимся и его педагогической деятельности.

(2) Реализуя в общественной работе свой социальный идеал, учитель всегда помнит о своей особой роли воспитателя.

(3) Учитель должен быть примером участия в жизни общества благодаря своей беспристрастной гражданской позиции, благотворительной деятельности.

(5) Авторитет своей профессии или профессионального сообщества учитель направляет на защиту общечеловеческих ценностей и принципов. Учитель не должен злоупотреблять своим авторитетом для удовлетворения своих личных или политических интересов за счет учеников.

Статья 27. Поддержание профессиональной компетентности

(1) Обязанность учителя перед обществом - сознательно оценить роль, которую он может взять на себя в конкретном случае в зависимости от своей компетентности, интеллекта, обстоятельств и среды.

(2) Профессиональная компетентность и авторитет учителя основано на его способности быть сдержанным, чутким, доброжелательным, принципиальным, творческим, способным усваивать передовой опыт и передавать его другим.

(3) Учитель ответственен за непрерывное повышение и совершенствование профессионального уровня, поиск наилучших методов работы. Учитель требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.

(4) Учитель приобретает, применяет и углубляет научные знания, распространяет соответствующую информацию среди учеников, коллег и общественности, получает консультации и использует помощь специалистов других специальностей, если это необходимо.

(5) Учитель - руководитель учреждения, формируя педагогический коллектив, осознает свою ответственность за поддержание и развитие профессиональной компетентности педагогического коллектива.

Статья 28. Оплата труда учителя

(1) В государственных учебных заведениях учитель предоставляет образовательные и воспитательные услуги за вознаграждение, в соответствии с установленными нормами труда (нормы времени, выработки, должностные обязанности) и пределах сметы.

(2) Учитель защищает свое право на справедливую оценку и оплату труда.

(3) Требование учителем от учеников или их законных представителей любых вознаграждений за свою работу кроме осуществления частной практики по гражданскому договору.


ГЛАВА 7. ПРИМЕНЕНИЕ КОДЕКСА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статья 29. Признание Кодекса коллективом учителей учебного заведения

Статья 30. Осуществление контроля за выполнением Кодекса

(1) Выполнение Кодекса поддерживают и контролируют Комиссии педагогической этики учебных заведений и профессиональные объединения учителей, которые признали этот Кодекс.

(2) Высшим органом осуществления контроля за выполнением Кодекса являются Комитет по вопросам педагогической этики.

(3) В случае возникновения непредвиденных Кодексом ситуаций, неопределенных вопросов и споров относительно толкования, выполнения или нарушения положений настоящего Кодекса окончательное решение принимает Комитет по вопросам педагогической этики.

Статья 31. Комиссия педагогической этики при учебных заведениях

(1) Комиссия педагогической этики учебного заведения формируется в составе 7 человек.

(2) В состав Комиссии педагогической этики учебного заведения включаются 2 представителя от администрации учебного заведения и 5 представителей трудового коллектива, делегированных в состав Комиссии общим собранием трудового коллектива.

Работу Комиссии возглавляет председатель, который избирается большинством голосов ее членов.

Статья 32. Правовые последствия нарушения положений Кодекса

(1) В случае нарушения Кодекса учителями или другими работниками учебных заведений, работающих с детьми, к виновным лицам могут быть применены методы воздействия предусмотренные действующим законодательством.

(2) В любом случае непризнания или нарушения Кодекса учебными заведениями Комитет по вопросам педагогической этики обязан исследовать возможные негативные последствия для учащихся и общества, а также принимать меры по их профилактике и устранению путем ходатайства перед соответствующими организациями и органами государственной власти о дисциплинарных, административные и другие юридические санкции.
Раздел 8. Заключительные положения

(1) Настоящий Кодекс принимается большинством голосов учителей, присутствующих на совещании при его обсуждении.



(2) Любые изменения и дополнения в настоящий Кодекс вносятся в порядке, предусмотренном для его принятия.
скачать


Смотрите также:
Статья Основные термины Кодекса
174.4kb.
Кодекс республики беларусь принят Палатой представителей 31 мая 2012 года
3655.08kb.
Кодекс республики беларусь принят Палатой представителей 31 мая 2012 года
3751.21kb.
Статья Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе
4594.99kb.
Статья Сфера действия настоящего Федерального закона
108.57kb.
Общие положения статья Основные понятия и термины
1320.64kb.
Статья Основные термины, применяемые в настоящем Кодексе, и их определения
4823.68kb.
Правовое регулирование платы за землю
211.58kb.
Правовое регулирование платы за землю
211.58kb.
Проект Профессионального кодекса учителя
39.61kb.
Статья Основные начала жилищного законодательства
2064.64kb.
Статья Основные начала жилищного законодательства
1568.83kb.