Главная стр 1
скачать
Статья «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»

Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства я использую различные методические приёмы. В преподавании предмета использую федеральную программу под редакцией Б. Н. Неменского. Данная программа является рекомендованной для средних школ и предлагает использование методов развивающего обучения.

Методическая цель изменений в программе - это всестороннее развитие творческих способностей, развитие образного мышления, расширение кругозора учеников. Для достижения этих целей использую в работе наглядные пособия, рисунки детей, свои работы, плакаты, таблицы, модели геометрических тел, репродукции, книги и т. д. А также использую стенд “Наше творчество” для проведения выставок детского рисунка. В развитии творческих способностей детей помогают уроки на свободную тему, урок-фантазия, рисунок по воображению. Когда детям даётся большая свобода фантазий, чем на тематических уроках и на уроках, которые направлены на решение конкретных поставленных задачах, где овладевают конкретными навыками, приёмами (живописными, графическими и т. д. ). На творческих уроках выявляется индивидуальность каждого ученика. По рисунку можно понять многое: психическое состояние ребёнка, какой склад мышления у ребёнка, как он воспринимает окружающий мир и какое место в нем отводит для себя и т. д. Внимательно анализируя работы детей я по возможности стараюсь помочь в решении возникших у них проблем. Беседую с конкретным учеником и с классным руководителем.

Настоящая программа даёт возможность:

1) подготовить учащихся к следующей ступени обучения (художественная школа, ИЗОстудия)

2) всесторонне развить творческие способности.

Целью преподавания изобразительного искусства в школе является формирование художественной культуры учащихся. В задачи преподавания изобразительного искусства входит: 1. Формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.

2.Формирование художественно-творческой активности: овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней служит источником самостоятельных творческих поисков.

Художественная деятельность школьника на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная работа; обсуждение работ товарищей; результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучения творческого наследия, подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.

На уроках вводятся игровые моменты (художник- зритель, игра в дизайнеров и т. д.), прослеживаются связи с музыкой, литературой, природоведением и т. д. С целью формирование опыта творческого общения в программу введены коллективные задания (они применяются в оформлении кабинетов). Выполненные на уроках художественные работы учащиеся используют как подарки для родных и друзей (открытка и т. д.). Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуре изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.

Принципиально важное значение имеет выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений, что необходимо как в практической работе, так и при воспитании художественного наследия. На протяжении всего курса ИЗО школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Приобщение к искусству начинается в начальной школе. В 5-6 классах углубленно изучаются разнообразные виды и жанры искусства.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении 1-6 классов.

Одна из ведущих задач ИЗО - творческое развитие личности ребёнка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. В каждом задании, на каждом уроке детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работу собственных образов.

Важно “расковать” детей, высвободить их творческую энергию. Я систематизирую все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на уроках для организаций выставок детских работ.

Ощутимый результат в развитии творческих способностей даёт дифференцированный подход к учащимся.

В своей работе использую методическую литературу следующих авторов: Б.М. Неменского “Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы”, Т. Я. Шинкалова “Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства”, книги серия “Изобразительное искусство” Н. М. Сокольникова, В. И. Коротеева “Искусство и ты”, серия “Изобразительное искусство в начальной школе” В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина и другие.

Для активизации и эффективности ученического процесса использую различные формы уроков: урок - рассказ; беседа; фантазия; игра; рисование с натуры; по памяти и т. д. Чаще использую комбинированные уроки. Для закрепления знаний и навыков использую разные формы заданий: доклады, тематические рисунки, рисунки на свободную тему и т. д.



Так же помогает развивать творческие способности детей проводимый мною кружок “Юный художник”, где я стараюсь дать детям больше творческой свободы. Ребята с удовольствием в нём занимаются.

Анализируя свою работу, могу отметить, что у детей проявляется большой интерес к предмету, заинтересованность в подготовке и участии в различных выставках и конкурсах.
скачать


Смотрите также:
Статья «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»
148.16kb.
Статья «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»
38.98kb.
Семинар-практикум Развитие творческих способностей обучающихся на уроках искусства в рамках реализации фгос
61.01kb.
1. Развитие творческих способностей учащихся – жизненно-важная задача школы
82.26kb.
Программа по изобразительному искусству «развитие познавательных процессов младших школьников на уроках изобразительного искусства средствами компьютерного обучения»
190.33kb.
«Развитие творческих способностей»
78.54kb.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики в начальных классах
125.17kb.
Развитие творческих способностей учащихся игровыми методами на уроках технологии
395.54kb.
Информационная карта актуального педагогического опыта
50.87kb.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка
30.96kb.
Программа направлена на выявление одаренных детей в области изобразительного искусства
60.72kb.
Тема опыта
91.73kb.